Способ определения испаряемости топлива и последующего выполнения холодного запуска двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам регулирования систем двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет создать способ определения испаряемости топлива и последующего выполнения холодного запуска двигателя внутреннего сгорания, который является простым, экономичным для осуществления. Способ определения испаряемости топлива и последующего выполнения холодного запуска двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что при холодном запуске определяют процентное содержание обогащения впрыска (% Enrich) как функцию хранимого значения (Vmem) для испаряемости топлива; и запускают двигатель с использованием предварительно определенного процентного содержания обогащения впрыска (% Enrich). Дополнительно определяют прогнозируемое значение (MarkPred) для качества запуска перед выполнением запуска. Определяют измеренное значение (MarkMeas) для качества запуска при первоначальном увеличении частоты вращения (оборотов в минуту) двигателя. Определяют величину коррекции (Vcorr) хранимого значения (Vmem) для испаряемости топлива как функцию сравнения между измеренным значением (MarkMeas) для качества запуска и прогнозируемым значением (MarkPred) для качества запуска; и обновляют хранимое значение (Vmem) для испаряемости топлива путем применения величины коррекции (Vcorr) к хранимому значению (Vmem). 85 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Настоящее изобретение относится к способу определения испаряемости топлива и последующего выполнения холодного запуска двигателя внутреннего сгорания.

Настоящее изобретение преимущественно применяется к бензиновому двигателю внутреннего сгорания, на который будет сделана последующая ссылка без ограничения основного объема изобретения.

В современном двигателе внутреннего сгорания на бензине бензин впрыскивается во впускной канал вблизи цилиндров (предкамерный впрыск) или впрыскивается внутрь цилиндров (непосредственный впрыск).

Когда двигатель находится в разогретом состоянии, то есть когда двигатель достиг температуры, близкой к рабочей температуре, при использовании сортов бензина с различными значениями испаряемости не наблюдается существенной разницы в поведении двигателя. С другой стороны, когда двигатель холодный, а температура наружного воздуха прохладная (например, ниже 10°С), нелетучие порции бензина остаются жидкими после впрыска и не принимают участия в сгорании; в частности, нелетучие порции бензина, которые остаются жидкими, осаждаются на впускном канале (в двигателях с предкамерным впрыском) и на стенках цилиндров, где они разводятся со смазочным маслом или выпускаются несгоревшими через выпускные клапаны. Чтобы компенсировать тот факт, что только некоторая часть впрыскиваемого бензина принимает участие в сгорании, необходимо увеличить количество впрыскиваемого бензина, то есть необходимо "обогащать" впрыск топлива.

Обогащение впрыска бензина регулируется как функция температуры наружного воздуха (чем ниже температура, тем больше нужно обогащать впрыск) и как функция испаряемости бензина (чем ниже испаряемость бензина, тем больше нужно обогащать впрыск). Цель процесса обогащения состоит в том, чтобы обеспечить минимальное обогащение, которое является достаточным для того, чтобы обеспечить возможность хорошего запуска двигателя, поскольку любое дальнейшее обогащение просто увеличивает потребление топлива двигателем и, более того, выход загрязняющих веществ.

Испаряемость конкретного сорта бензина представляет собой значение, которое показывает способность бензина переходить из жидкого состояния в газообразное состояние, и задается как давление пара, которое измеряется, когда температура бензина составляет 37,8°С (состояние равновесия между жидкостью и паром). Таким образом, выраженная в размерных единицах, испаряемость некоторого сорта бензина представляет собой давление и обычно выражается в фунтах на квадратный дюйм ("фунт/кв. дюйм"); при этом 1 фунт/кв. дюйм соответствует 68,9 гектопаскалей.

Температура наружного воздуха представляет собой элемент данных, которые доступны в современных двигателях внутреннего сгорания либо посредством прямого измерения, либо посредством измерения температуры охлаждающей жидкости (когда двигатель является холодным, температура охлаждающей жидкости, по существу, равна температуре наружного воздуха).

В противоположность этому испаряемость бензина представляет собой элемент данных, который является доступным только в приблизительных терминах, поскольку чрезвычайно дорого и сложно устанавливать датчик, который способен непосредственно измерять испаряемость бензина, а для косвенного определения испаряемости бензина уже был предложен недостаточно точный и надежный способ. В связи с этим важно отметить, что испаряемость бензина варьируется и как функция нефтеперерабатывающего завода, из которого происходит бензин, и как функция от времени года; сорта бензина, купленные в летние месяцы, намного менее летучие, чем таковые, купленные в зимние месяцы. Холодный запуск двигателей, конечно, облегчается, когда температура окружающей среды является высокой, но если бензин является особенно летучим и температура наружного воздуха является высокой, когда бензин распыляется, образуется значительное количество пара бензина, которое потенциально вредно для здоровья персонала и для окружающей среды. Обычно коммерчески доступные сорта бензина имеют испаряемость приблизительно от 4 до 14 фунт/кв. дюйм, то есть от 413 до 965 гектопаскалей.

В патенте США №6079396 А1 раскрыт способ компенсации испаряемости топлива во время холодного запуска двигателя внутреннего сгорания. Испаряемость топлива автомобильного двигателя внутреннего сгорания оценивается во время операций холодного запуска посредством стабилизации впуска воздуха в двигатель и посредством анализа частоты вращения двигателя на протяжении периода тестирования, следующим за холодным запуском двигателя после того, как частота вращения двигателя стабилизировалась и перед функционированием двигателя с замкнутым контуром регулирования; если частота вращения двигателя значительно отклоняется от ожидаемой частоты вращения двигателя для текущего всасываемого воздуха и топлива двигателя, то диагностируется отклонение испаряемости топлива. Величина отклонения испаряемости топлива от номинальной испаряемости топлива определяется как функция величины отклонения частоты вращения двигателя; величина коррекции испаряемости топлива обновляется как функция отклонения частоты вращения двигателя и применяется на протяжении всего цикла зажигания, включая период моделирования для компенсации отклонения испаряемости топлива.

В публикации ЕР 1178203 А1 раскрыт адаптивный пассивный способ того же цикла зажигания для детектирования в реальном масштабе времени и для компенсации испаряемости топлива (или показатель топливной управляемости автомобиля) во время холодного запуска многоцилиндрового двигателя. Способ детектирует признак испаряемости топлива, проявляющийся на частоте вращения двигателя сразу после того, как двигатель начинает работать; локальное кратковременное снижение частоты вращения высокой амплитуды ассоциировано с сортами топлива, имеющими различные испаряемости, которое может детектироваться во время первой секунды после зажигания двигателя, тогда как двигатель находится в холостом-нейтральном режиме работы. Снижение частоты вращения однозначно коррелируется со значением показателя топливной управляемости автомобиля в форме калибровочных таблиц при различных температурах; таким образом, детектируется действительный показатель топливной управляемости автомобиля, и быстро определяется оптимальное обогащение/обеднение топлива в пределах нескольких действий после того, как двигатель сигнализирует о рабочем состоянии, даже до включения трансмиссии.

Задачей настоящего изобретения является создание способа определения испаряемости топлива и последующего выполнения холодного запуска двигателя внутреннего сгорания, который не имеет вышеописанных недостатков и, в частности, является простым и экономичным для осуществления.

Согласно настоящему изобретению создан способ определения испаряемости топлива и последующего выполнения холодного запуска двигателя внутреннего сгорания, при этом при холодном запуске определяют процентное содержание обогащения впрыска как функцию хранимого значения для испаряемости топлива; и запускают двигатель с использованием предварительно определенного процентного содержания обогащения впрыска. При этом согласно способу дополнительно определяют прогнозируемое значение для качества запуска перед выполнением запуска, определяют измеренное значение для качества запуска при первоначальном увеличении частоты вращения (оборотов в минуту) двигателя, определяют величину коррекции хранимого значения для испаряемости топлива как функцию сравнения между измеренным значением для качества запуска и прогнозируемым значением для качества запуска; и обновляют хранимое значение для испаряемости топлива путем применения величины коррекции к хранимому значению.

Предпочтительно, как только хранимое значение для испаряемости топлива обновляется путем применения величины коррекции к хранимому значению, обеспечивают дополнительную обновление используемого в текущий момент процентного содержания обогащения впрыска как функции нового хранимого значения для испаряемости топлива.

Предпочтительно, процентное содержание обогащения впрыска определяют как функцию хранимого значения для испаряемости топлива и как функцию температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Предпочтительно, прогнозируемое значение для качества запуска определяют как функцию хранимого значения для испаряемости топлива и как функцию температуры охлаждающей жидкости двигателя при запуске.

Предпочтительно, хранимое значение для испаряемости топлива повышают, если прогнозируемое значение для качества запуска хуже, чем измеренное значение для качества запуска; и хранимое значение для испаряемости топлива снижают, если прогнозируемое значение для качества запуска лучше, чем измеренное значение для качества запуска.

Предпочтительно, если холодный запуск двигателя завершается удовлетворительно, то измеренное значение для качества запуска определяют как функцию задержки, с которой происходит повышение частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя.

Предпочтительно, если холодный запуск двигателя завершается удовлетворительно, то измеренное значение для качества запуска определяют как функцию скорости повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя.

Предпочтительно, если холодный запуск двигателя завершается удовлетворительно, то измеренное значение для качества запуска определяют как функцию задержки, с которой происходит повышение частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя, и как функцию скорости повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя.

Предпочтительно, скорость повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя вычисляют после заданного числа верхних мертвых точек (ВМТ), считая от ВМТ, в которой происходит повышение частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя.

Предпочтительно, повышение частоты вращения двигателя определяют посредством детектирования присутствия первой эффективной вспышки и посредством детектирования разности между значением частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя, оцененным после заданного числа ВМТ, считая от ВМТ, в которой происходит первая эффективная вспышка, и значением частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя, предшествующим первой эффективной вспышке.

Предпочтительно, повышение частоты вращения двигателя определяют только в случае, если разность между значением частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя, оцененным после заданного числа ВМТ, считая от ВМТ, в которой происходит первая эффективная вспышка, и значением частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя, предшествующим первой эффективной вспышке, больше заданного порогового значения.

Предпочтительно, скорость повышения частоты вращения двигателя определяют в начале третьей ВМТ, считая от ВМТ, в которой происходит повышение частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя, как разность между текущим значением частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя и значением частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя, предшествующим ВМТ, в которой происходит повышение.

Предпочтительно, задержку, с которой происходит повышение частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя определяют посредством измерения интервала времени, который прошел между началом запуска, и моментом, в котором детектируется значительная скорость повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя.

Предпочтительно, задержку, с которой происходит повышение частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя, определяют посредством измерения интервала времени, который прошел между началом запуска, и моментом, в котором частота вращения (число оборотов в минуту) двигателя превышает заданное пороговое значение.

Предпочтительно, измеренное значение для качества запуска оценивают как равное константе, положительное начальное значение из которой вычитается как первое положительное настроечное значение, которое является функцией задержки, с которой происходит повышение частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя, и к которой алгебраически прибавляется второе настроечное значение, которое является функцией скорости повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя.

Предпочтительно, первое настроечное значение получают путем вычитания постоянного избыточного значения для каждой ВМТ, которая проходит между началом запуска двигателя и моментом, когда детектируется достаточно значительная скорость повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя.

Предпочтительно, первое настроечное значение получают путем вычитания постоянного избыточного значения для каждой ВМТ, которая попадается между началом запуска двигателя и моментом, при котором частота вращения (число оборотов в минуту) двигателя превышает заданное пороговое значение.

Предпочтительно, начальное значение равно 9, а константа, используемая для вычисления первого настроечного значения, равна 0,38.

Предпочтительно, второе настроечное значение выбирают из диапазона посредством сравнения скорости повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя с эталонной скоростью повышения.

Предпочтительно, диапазон, используемый для вычисления второго настроечного значения, составляет от +1 до -2,75.

Предпочтительно, измеренное значение для качества запуска оценивают как равное константе, положительное начальное значение из которой вычитают как первое положительное настроечное значение, если детектируется ощутимая задержка повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя, или к которому алгебраически прибавляется второе настроечное значение, если не детектируется ощутимая задержка повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя.

Предпочтительно, применяют первое настроечное значение, если не детектируется значительное повышение частоты вращения двигателя после заданного числа вспышек от запуска; причем первое настроечное значение повышают на постоянное избыточное значение для каждой ВМТ, которая проходит между моментом, при котором начинается запуск двигателя, и моментом, при котором частота вращения (число оборотов в минуту) двигателя превышает заданное пороговое значение.

Предпочтительно, начальное значение измеренного значения для качества запуска равно 9, а постоянное избыточное значение первого настроечного значения равно 0,38 для каждой ВМТ.

Предпочтительно, второе настроечное значение является функцией скорости повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя, и его выбирают из диапазона путем сравнения скорости повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя с эталонной скоростью повышения.

Предпочтительно, скорость повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя оценивают в первой ВМТ, следующей после заданного абсолютного числа вспышек с начала запуска, и идентифицируемой как разность числа оборотов между значением, полученным на n-вспышке, и самым поздним выведенным значением, предшествующим абсолютной первой вспышке двигателя, если оно больше заданного порогового значения.

Предпочтительно, скорость повышения частоты вращения (числа оборотов в минуту) двигателя определяют в начале третьей ВМТ, в первой ВМТ, следующей после третьей вспышки в абсолютных терминах с начала запуска, и идентифицируемой как разность числа оборотов между значением, полученным на третьей вспышке, и самым поздним выведенным значением, предшествующим первой вспышке двигателя в абсолютных терминах, если оно больше заданного порогового значения.

Предпочтительно, начальное значение равно 9, а диапазон, используемый для вычисления второго настроечного значения, составляет от +1 до -2,75.

Предпочтительно, измеренное значение для качества запуска насыщают, чтобы оно всегда находилось в заданном диапазоне.

Предпочтительно, заданный диапазон измеренного значения для качества запуска составляет от 0 до 10.

Предпочтительно, если холодный запуск двигателя завершается не удовлетворительно, то есть двигатель останавливается, в то время как происходит оценка, то измеренное значение для качества запуска устанавливают равным минимальному значению полной шкалы.

Предпочтительно, процентное содержание обогащения впрыска варьируют во времени между начальным максимальным значением по абсолютному значению и конечным нулевым значением.

Предпочтительно, процентное содержание обогащения впрыска осуществляют посредством первого члена, который влияет на реальную концентрацию смеси, и второго члена остаточного корректирования, который влияет непосредственно на реальное количество бензина.

Предпочтительно, каждый член попадает на значение по времени по закону экспоненциального спада.

Предпочтительно, первая постоянная времени спада первого члена концентрации меньше второй постоянной времени спада второго члена остаточного корректирования.

Предпочтительно, первую постоянную времени и вторую постоянную времени вычисляют как функцию для хранимого значения испаряемости топлива и исходного значения температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания.

Предпочтительно, первая постоянная времени спада первого члена концентрации составляет приблизительно одну треть от второй постоянной времени спада второго члена остаточного корректирования.

Предпочтительно, вслед за обновлением хранимого значения для испаряемости топлива, осуществляемое обогащение модифицируют, соответственно, либо путем обновления величины обогащения как функции нового хранимого значения для испаряемости топлива, либо путем обновления динамики профиля затухания обогащения.

Предпочтительно, величину обогащения обновляют на основе значения отношения между новым процентным содержанием обогащения, определяемым на основе нового хранимого значения для испаряемости топлива, и процентным содержанием обогащения, используемым на исходном запуске.

Предпочтительно, динамику профиля затухания обогащения обновляют путем обновления значений постоянных времени спада как функции нового хранимого значения для испаряемости топлива.

Предпочтительно, запуск считают значительным для целей обновления хранимого значения для испаряемости топлива, только если прошел, по меньшей мере, заданный интервал времени с того момента, как двигатель внутреннего сгорания выключился.

Предпочтительно, интервал времени определяют так, чтобы обеспечить всем компонентам двигателя достижения температуры, эквивалентной наружной температуре.

Предпочтительно, хранимое значение для испаряемости топлива обновляют, только если исходная температура охлаждающей жидкости двигателя перед запуском находится в пределах заданного диапазона температур.

Предпочтительно, диапазон температур имеет нижний предел, который обеспечивает каждому компоненту системы запуска идеальное функционирование и высокую повторяемость (нижний предел), и верхний предел, который обеспечивает влияние испаряемости топлива на качество запуска.

Предпочтительно, хранимое значение для испаряемости топлива обновляют, только если исходная температура охлаждающей жидкости двигателя перед запуском находится в диапазоне от -25°С до 10°С.

Предпочтительно, хранимое значение для испаряемости топлива обновляют, только если атмосферное давление превышает заданное пороговое значение.

Предпочтительно, хранимое значение для испаряемости топлива не обновляют, если имеются сигналы о неисправности двигателя, которые могут повлиять на качество запуска.

Предпочтительно, если имеются сигналы о неисправности двигателя, определяемые стандартной диагностической системой, которые влияют на качество запуска, то процентное содержание обогащения впрыска определяется как функция хранимого эталонного значения для испаряемости топлива, которое зависит от значений, используемых в предшествующих запусках.

Предпочтительно, хранимое значение для испаряемости топлива не обновляют, если определяется условие неисправности, не детектируемое стандартной диагностической системой, и которое может воздействовать на качество запуска.

Предпочтительно, если определяется условие неисправности, которое воздействует на качество запуска, то процентное содержание обогащения впрыска определяют как функцию заданного значения восстановления для испаряемости топлива, причем значение восстановления позволяет осуществлять запуск машины в пределах допустимого числа попыток, независимо от значения испаряемости топлива, действительно присутствующего в баке.

Предпочтительно, если среднее из самых поздних измеренных значений для качества запуска ниже заданного порогового значения, то определяют условие неисправности двигателя.

Предпочтительно, если среднее из разностей между самыми поздними прогнозируемыми значениями для качества запуска и соответствующими измеренными значениями для качества запуска больше заданного порогового значения, то определяют условие неисправности двигателя.

Предпочтительно, вычисляют коэффициент ошибок, который приращивается величиной, зависящей от числа ВМТ каждого неудавшегося запуска, который приводит к остановке двигателя; и если значение коэффициента ошибок больше заданного порогового значения, то определяют условие неисправности двигателя.

Предпочтительно, коэффициент ошибок устанавливают равным нулю после заданного числа непрерывно следующих друг за другом и непроблематичных холодных запусков.

Предпочтительно, коэффициент ошибок устанавливают равным нулю, когда детектируется непроблематичный запуск/повторный запуск, который происходит в пределах заданного максимального числа попыток.

Предпочтительно, если после заданного числа ВМТ с начала запуска двигатель не запускается, то приращивают текущее используемое процентное содержание обогащения впрыска.

Предпочтительно, холодный запуск двигателя оценивают проблематичным, если разность между прогнозируемым значением для качества запуска и текущей оценкой измеренного значения для качества запуска больше заданного порогового значения.

Предпочтительно, холодный запуск двигателя оценивают как проблематичный, если число ВМТ, характеризующих фазу, которая предшествует началу установившейся работы двигателя, превышает заданное пороговое значение.

Предпочтительно, как только определена ситуация проблематичного запуска, выполняют аварийное действие, в котором текущее используемое процентное содержание обогащения впрыска обновляют как функцию аварийного значения для испаряемости топлива, которое равно значению испаряемости топлива, используемому в начале запуска, за вычетом заданного значения отрицательного приращения.

Предпочтительно, значение отрицательного приращения является таким, чтобы сделать аварийное значение для испаряемости топлива близким к минимально возможному значению.

Предпочтительно, условие проблематичного холодного повторного запуска определяют, когда двигатель еще не прогрет, температура охлаждающей жидкости ниже верхнего предела, что обеспечивает определение испаряемости топлива, и разность между прогнозируемым значением для качества запуска и текущей оценкой измеренного значения для качества запуска больше заданного порогового значения; в случае условия проблематичного холодного повторного запуска, если хранимое значение для испаряемости топлива является достаточно высоким, чтобы рассматриваться потенциально проблематичным из-за того, что оно больше значения, которое обеспечивает возможность запуска в пределах допустимого числа попыток независимо от значения испаряемости топлива, действительно присутствующего в баке, и если присутствие неисправностей системы, не сигнализируемое стандартной диагностической системой и ответственное за проблематичный запуск, может быть исключено с достаточной степенью определенности, и если предыдущий запуск был также проблематичным, то выполняется аварийное действие, в котором текущее используемое процентное содержание обогащения впрыска обновляют как функцию аварийного значения для испаряемости топлива, которое равно значению испаряемости топлива, используемому в начале запуска, за вычетом заданного значения отрицательного приращения.

Предпочтительно, значение отрицательного приращения является таким, чтобы сделать аварийное значение для испаряемости топлива близким к минимально возможному значению.

Предпочтительно, условие критического запуска/повторного запуска определяют, когда температура охлаждающей жидкости ниже нижнего предела, который позволяет идентифицировать испаряемость топлива.

Предпочтительно, условие критического запуска/повторного запуска определяют, когда запуск/повторный запуск происходит при любом условии, которое не полностью охватывается известным случаем экспериментальных данных, подходящих для полного задания поведения системы.

Предпочтительно, в случае критического запуска/повторного запуска, если хранимое значение для испаряемости топлива является достаточно высоким, чтобы рассматриваться потенциально проблематичным из-за того, что оно больше значения, которое обеспечивает возможность запуска в пределах допустимого числа попыток независимо от значения испаряемости топлива, действительно присутствующего в баке, и если присутствие неисправностей системы, не сигнализируемое стандартной диагностической системой и ответственное за проблематичный запуск, может быть исключено с достаточной степенью определенности, то выполняют аварийное действие, в котором текущее используемое процентное содержание обогащения впрыска определяют как функцию аварийного значения для испаряемости топлива, которое равно значению испаряемости топлива, используемому в начале запуска, за вычетом заданного значения отрицательного приращения.

Предпочтительно, значение отрицательного приращения является таким, чтобы сделать аварийное значение для испаряемости топлива близким к минимально возможному значению.

Предпочтительно, величина коррекции может быть получена путем умножения на постоянный множитель разности между измеренным значением для качества запуска и прогнозируемым значением для качества запуска.

Предпочтительно, постоянный множитель принимает два различных значения в зависимости от того, является ли разность между измеренным значением для качества запуска и прогнозируемым значением для качества запуска положительной или отрицательной.

Предпочтительно, величину коррекции определяют, только если число следующих друг за другом ВМТ, которые попадаются во время попытки запуска, превышает заданное пороговое значение.

Предпочтительно, величину коррекции определяют, только если число следующих друг за другом ВМТ, которые попадаются во время попытки запуска, больше 4.

Предпочтительно, если разность между измеренным значением для качества запуска и прогнозируемым значением для качества запуска по абсолютному значению ниже заданного порогового значения, то величине коррекции присваивают нулевое значение.

Предпочтительно, хранимое значение для испаряемости топлива обновляют как функцию величины коррекции посредством использования автоматической обработки достоверности.

Предпочтительно, хранимое значение для испаряемости топлива считают подтвержденным, если разность между измеренным значением для качества запуска и прогнозируемым значением для качества запуска по абсолютному значению ниже заданного порогового значения.

Предпочтительно, когда подтверждено хранимое значение для испаряемости топлива, эталонное значение для испаряемости топлива предполагают равным хранимому значению для испаряемости топлива; и автоматическую обработку достоверности основывают на количестве подтверждений эталонного значения испаряемости во время предыдущих холодных запусков.

Предпочтительно, для каждого подтверждения, значение степени достоверности увеличивается на величину, которая зависит от температуры охлаждающей жидкости при запуске.

Предпочтительно, если хранимое значение для испаряемости топлива не подтверждается, то уменьшают значение степени достоверности эталонного значения испаряемости.

Предпочтительно, новое хранимое значение для испаряемости топлива вычисляют посредством средневзвешенной величины между эталонным значением для испаряемости топлива и величиной, получаемой в виде суммы хранимого значения для испаряемости топлива в начале запуска, с величиной коррекции, которая только что вычислена; причем весовые множители представляют собой функцию количества подтверждений эталонного значения для испаряемости топлива во время предыдущих холодных запусков двигателя.

Предпочтительно, сохраняют число подтверждений хранимого значения для испаряемости топлива.

Предпочтительно, сохраняют число подтверждений хранимого значения для испаряемости топлива и сохраняют срок каждого подтверждения.

Предпочтительно, удаляют самые старые подтверждения.

Предпочтительно, новое хранимое значение для испаряемости топлива вычисляют посредством средневзвешенной величины между ранее сохраненными подтвержденными эталонными значениями для испаряемости топлива и величиной, получаемой в виде суммы хранимого значения для испаряемости топлива в начале запуска, с величиной коррекции, которая только что вычислена; причем весовые множители представляют собой функцию количества подтверждений эталонного значения для испаряемости топлива во время предыдущих холодных запусков двигателя и срока, в который происходят упомянутые подтверждения, причем предпочтительным является самое позднее.

Предпочтительно, в случае аварийного действия, с единственным исключением критического запуска/повторного запуска для целей повторяемости его оценки, хранимое значение для испаряемости топлива вычисляют посредством средневзвешенной величины между эталонным значением и аварийным значением для испаряемости топлива, которое равно значению испаряемости топлива, используемому в начале запуска, за вычетом заданного значения отрицательного приращения; причем весовой множитель, связанный с эталонным значением, равен степени достоверности эталонного значения.

Предпочтительно, значение отрицательного приращения является таким, чтобы сделать аварийное значение для испаряемости топлива близким к минимально возможному значению.

Предпочтительно, информация, касающаяся уровня топлива в баке, составляет дополнительное условие для разрешения аварийного действия повторного запуска и для уменьшения/обнуления степени достоверности эталонного значения испаряемости.

Предпочтительно, сигнал из кислородного датчика, расположенного в системе выпуска двигателя, используется для проверки правильности заданной величины коррекции.

Предпочтительно, параметры, используемые для компенсации эффекта пленки текучей среды, корректируются как функция хранимого значения для испаряемости топлива.

Предпочтительно, значения обогащения и любую другую переменную управления двигателем, которую необходимо адаптировать к значению испаряемости топлива, калибруют непосредственно для предельных значений испаряемости, с которыми планируется работать, причем хранимое значение для испаряемости топлива позволяет получать посредством интерполяции искомое значение переменных, которое действительно требуется для обогащения.

Далее изобретение описано на конкретных вариантах его осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

фиг.1 - схематичный вид двигателя внутреннего сгорания, оборудованного электронным блоком управления, который осуществляет способ определения испаряемости топлива согласно настоящему изобретению;

фиг.2 - блок-схема процессора электронного блока управления с фиг.1; и

фиг.3 - график, иллюстрирующий вариацию во времени числа оборотов двигателя с фиг.1 во время двух различных холодных запусков.

На фиг.1, ссылочной позицией 1 обозначен двигатель внутреннего сгорания для автомобиля (не показан), причем двигатель 1 содержит четыре цилиндра 2 (из которых на фиг.1 показан только один). Каждый цилиндр 2 соединен с впускным коллектором 3 через специализированный впускной канал 4, управляемый, по меньшей мере, одним впускным клапаном 5, и к выпускному коллектору 6 через специализированный выпускной канал 7, управляемый, по меньшей мере, одним выпускным клапаном 8. Впускной коллектор 3 принимает свежий воздух (то есть воздух, исходящий из наружной среды) через дроссельный клапан 9, который регулируется между закрытым положением и максимально открытым положением. Выпускной коллектор 6 ведет к системе 10 выпуска, имеющей один или несколько каталитических нейтрализаторов отработавших газов (подробно не показано), чтобы выпускать в атмосферу газы, производимые сгоранием в цилиндрах 2; причем в системе 10 выпуска имеется, по меньшей мере, один кислородный датчик 11.

Четыре инжектора 12 (по одному для каждого цилиндра 2) соединены с соответствующими впускными каналами 4, чтобы впрыскивать бензин циклически во впускные каналы 4; более того, четыре свечи 13 зажигания (по одной для каждого цилиндра 2) соединены с соответствующими цилиндрами, чтобы осуществлять циклически зажигание смеси, присутствующей внутри цилиндров 2.

Каждый цилиндр 2 связан с соответствующим поршнем 14, который скользит линейно вдоль цилиндра 2, и механически соединен с коленчатым карданным валом 15 посредством соединительного стержня 16, при этом карданный вал 15, в свою очередь, механически соединен с коробкой 17 передач посредством промежуточного сцепления 18 для передачи крутящего момента на ведущие колеса автомобиля (не показан).

Очевидно, что описанная ниже стратегия управления остается справедливой даже в присутствии конфигурации двигателя, отличающегося от уже проиллюстрированного примера; например, может быть использовано другое количество цилиндров, отличная компоновка цилиндров, может присутствовать турбокомпрессор, воздушный поток может управляться посредством электронного управления впускного клапана и т.д.

Наконец, двигатель 1 содержит электронный блок 19 управления, который управляет работой двигателя 1. Как уже упоминалось, во время холодного запуска двигателя 1 необходимо увеличивать количество впрыскиваемого бензина по сравнению с нормальной работой двигателя 1, чтобы компенсировать тот факт, что только некоторая часть бензина, впрыскиваемого в холодный двигатель 1, принимает участие в сгорании. Для этого, блок 19 управления содержит процессор 20, который управляет степенью обогащения впрыска бензина во время запуска двигателя; в частности, процессор 20 определяет величину и длительность обогащения впрыска бензина во время запуска двигателя 1. Степень обогащения впрыска бензина предпочтительно выражается как процентное содержание % Enrich; например, если процентное содержание % Enrich равно 20%, то инжекторы 12 приводятся в действие электронным блоком 19 управления так, чтобы впрыскивать дополнительные 20% бензина относительно стандартной работы двигателя 1, то есть относительно специфического количества эталонного бензина, используемого для номинальной калибровки системы (обычно используется бензин, специфицированный для типа контрольного испытания машины).

Альтернативный вариант осуществления используется для прямой калибровки уровней обогащения (и в основном любой другой переменной управления двигателя, которая должна адаптироваться для значения испаряемости топлива) для предельных значений испаряемости, с которыми планируется работать; в этом случае, указанные значения являются "абсолютными", а не дополнительными относительно стандартного эталонного значения. Тогда значение испаряемости, идентифицированное настоящей стратегией, позволяет пол