Способ развития голоса при речи и пении
Изобретение относится к медицине, а именно к способам развития голоса. Способ включает вибрационное воздействие на пациента. Для этого пациента размещают на виброплатформе тренажера. Виброплатформа работает с частотой 25-50 Гц и амплитудой вертикального движения 2 или 4 мм. На работающей виброплатформе пациент выполняет речевые или вокальные упражнения в течение от 30 секунд до 10 минут. Способ повышает эффективность развития голоса при речи и пении за счет придания частотно-амплитудного модулирования скорости воздушного потока на выдохе при прохождении его через гортань.
Реферат
Изобретение относится к области ораторского, эстрадного, театрального и оперного искусства, работе дикторов радио и телевидения и педагогике вокала.
В процессе подготовки специалистов соответствующего профиля важная роль придается общему физическому развитию.
Известен способ развития голоса при пении, заключающийся в том, что человек в процессе развития голоса многократно проводит физическое упражнение, во время которого он должен встать ровно с прямой спиной, медленно сделать вдох так, чтобы грудь была приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты, задержать дыхание и очень медленно выдохнуть воздух, произнося звуки, соответствующие заданию (1).
Недостатком данного способа развития голоса при пении является невозможность расширения частотного диапазона колебаний голосовых связок, отсутствие динамики частоты и скорости колебания голосовых связок, отсутствие динамики частоты и скорости колебания выдыхаемого воздушного потока и высокая сложность выполнения начального момента работы голосовых связок и дыхания. Это существенно снижает качество обучающей методики развития голоса при речи и пении.
Известен способ развития голоса при пении в речевом диапазоне и расширения динамического и звуковысотного диапазонов, заключающийся в координации и увеличении силы мышц внутри гортани (2).
Недостатком данного способа развития голоса при пении является низкая эффективность расширения частотного диапазона колебаний голосовых связок, отсутствие частотно-амплитудного модулирования скорости воздушного потока на выдохе при прохождении его через гортань, повышенная сложность выполнения способа взятия звука, трудность исключения активизации так называемых внешних мышц, расположенных под челюстью, на шее, задней части рта и мягком небе, трудность «перепрограммирования» мышечной системы голосопроводящего аппарата на функционирование в речевом диапазоне.
Известен также способ развития голоса в речевом диапазоне, исключающий мышечные рефлексы, вызывающие напряжение мышц, расположенных под нижней челюстью (2).
Недостатком данного способа является низкая эффективность расширения частотного диапазона колебаний голосовых связок, отсутствие частотно-амплитудного модулирования скорости воздушного потока на выдохе при прохождении его через гортань, трудность повышения функционирования голосовых связок без какого-либо участия внешних мышц.
Известен также способ закрепления приобретенных певческих навыков, заключающийся в наклоне корпуса тела вперед по мере приближения к трудному(-ым) месту(-ам) в песне, использовании так называемого «плаксивого голоса», временной замене трудной гласной на другую, исполнение в течение некоторого времени вокальной партии выше, чем они написаны (2).
Недостатком данного способа является низкая эффективность расширения частотного диапазона колебаний голосовых связок, отсутствие частотно-амплитудного модулирования скорости воздушного потока на выдохе при прохождении его через гортань, сложность научиться выполнять начальный момент работы голосовых связок и дыхания, так называемой атаки или способа взятия звука, большая трудоемкость его применения.
Известен способ развития речи, заключающийся в том, что человек находится в исходном положении (стоя или сидя, туловище прямо, плечи развернуты, голова слегка приподнята) и после глубокого вдоха произносит звуки по специальной программе (3).
Недостатком данного способа является низкая эффективность расширения частотного диапазона колебаний голосовых связок, отсутствие частотно-амплитудного модулирования скорости воздушного потока на выдохе при прохождении его через гортань, длительность процесса становления профессионального голоса.
Известен способ развития голоса, заключающийся в разных режимах дыхания во время речи (4).
Недостатком данного способа является низкая эффективность расширения частотного диапазона колебаний голосовых связок, отсутствие частотно-амплитудного модулирования скорости воздушного потока на выдохе при прохождении его через гортань, сложность и трудоемкость освоения техникой произвольного управления выдохом, значительная продолжительность освоения голосового компонента ораторского искусства и развития таких голосовых свойств, как звучность, темп, высота, тембр и артикуляция.
Известен способ развития голоса путем произвольного контроля над дыханием, заключающийся в установке корпуса и головы при пении, улучшении координации в работе голосового аппарата, а также задержке дыхания перед началом звука с целью оптимизации атаки (5).
Недостатком способа является его субъективность и трудоемкость развития необходимых для пения голосовых свойств человека.
Одним из основных условий успешного развития голоса при речи и пении, а также врабатываемости и распевании перед выступлением является общее физическое состояние певца или оратора и активация мышц так называемого «ядра», или мышечной основы, тела, что достигается проведением физической тренировки (6).
Известны способы повышения физической подготовки путем проведения восстановительного массажа, применения динамической физической нагрузки и использования воздействия физических факторов, например микроволн различного диапазона (7, 8, 9, 10).
Недостатком данных способов является низкая эффективность воздействия на развитие голоса при речи и пении.
Целью создания изобретения является повышение эффективности развития голоса при речи и пении и придание частотно-амплитудного модулирования скорости воздушного потока на выдохе при прохождении его через гортань.
Эта цель достигается тем, что в процессе учебных занятий во время пения и речи на тело человека проводят гипергравитационное вибрационное воздействие, источником которого является виброплатформа, при этом гипергравитационное вибрационное воздействие производят на отдельную область тела человека.
Сравнение предлагаемого способа с другими известными в данной области, показало его соответствие критериям изобретения.
Предлагаемый способ используется следующим образом.
Во время учебного процесса по развитию вокальных способностей и ораторского искусства человек стоит на виброплатформе, например тренажере Power-Plate, либо опирается на виброплатформу, либо прикасается частью тела к виброплатформе.
Процедура использования предлагаемого способа длится определенное время, необходимое для развития соответствующего свойства голоса.
Перед началом использования способа человека знакомят с особенностями работы тренажера Power-Plate и правилами выполнения позных положений на его виброплатформе. Тело человека или область тела при выполнении специального речевого или вокального упражнения взаимодействует с виброплатформной тренажера. Частота и амплитуда колебания платформы тренажера Power-Plate задается согласно инструкции аппарата: диапазон частот (25-50 Гц) и амплитуда вертикального движения платформы (2 и 4 мм). Настраиваемые периоды времени работы тренажера 30, 45, 60 сек, до 10 минут. При этом действующими физическими факторами на тело человека являются частота и амплитуда вертикального движения платформы, а также ускорение, величина которого может варьироваться от 1,8 до 6,24g, которое позволяет оказывать гипергравитационное воздействие на организм человека. За один цикл движения платформа тренажера Power-Plate совершает колебания в трех направлениях: вперед-назад, вправо-влево и вверх-вниз. Результатом тренинга на тренажере Power Plate является рефлекторное сокращение до 100% мышечных волокон тренируемых скелетных мышц, причем начинающему певцу или оратору достаточно выполнять одно упражнение длительностью 30 сек три раза в неделю для развития и активации мышечной основы тела, а также 4-5 силовых упражнений каждое по 30 сек три раза в неделю.
При использовании предлагаемого способа достигается новый положительный эффект на развитие и расширение динамического и звуковысотного диапазонов голоса и выполнение момента атаки, т.е. взятия звука. Это обусловлено тем, что при воздействии платформы вибротренажера Power-Plate на тело человека в его дыхательных путях возникает частотно-амплитудная модуляция скорости воздушного потока в соответствии с частотой, амплитудой и направлением движения платформы вибротренажера. Во время выдоха воздушный поток проходит через гортань и вызывает колебание голосовых связок. Динамическое изменение скорости выдыхаемого воздушного потока у человека в соответствии с частотой и амплитудой вибрации платформы вибротренажера, а также с величиной ее ускорения облегчает взятие голоса, оказывает тренирующий эффект на голосовые связки, вызывает их колебание в условиях быстро изменяющейся скорости воздушного потока в течение каждой секунды на протяжении всего времени воздействия вибрации на тело человека. Изменение положения тела человека на платформе вибротернажера Power-Plate, а также особенности контакта тела человека с платформой можно использовать для создания индивидуальной программы развития певческого голоса или речи. Ускорение виброплатформы увеличивает массу находящегося на ней тела человека, что также усиливает динамические частотные и амплитудные параметры выдыхаемого воздушного потока в дыхательных путях и повышает его воздействие на голосовые связки. Для усиления динамических частотных и амплитудных параметров выдыхаемого воздушного потока в дыхательных путях и повышения его воздействия на голосовые связки достаточным является выполнение одного гипергравитационного вибрационного упражнения на мышечную основу тела длительностью 30-45 сек непосредственно перед учебным занятием или выступлением.
К примеру, в среднем певец затрачивает 10-12 мин, для того чтобы распеться и обрести полную певческую форму. При использовании предлагаемого способа врабатываемость и распевание достигаются в среднем за 30-45 сек либо за два упражнения с периодом на отдых 60 сек. Длительность каждого упражнения 30-45 сек, частота вибрации 30-40 Гц и низкая амплитуда движения платформы вибротренажера (2 мм).
Предлагаемый способ можно использовать при закреплении приобретенных певческих и ораторских навыков, а также перед выходом на сцену.
Использование предлагаемого способа позволяет создавать частотно-амплитудную модуляцию скорости выдыхаемого воздушного потока при прохождении его через гортань, ежесекундно вызывать, таким образом, колебание голосовых связок с заданной частотой с разной силой скорости воздушного потока, качественно научиться выполнять начальный момент работы голосовых связок и дыхания, так называемой атаки. Использование предлагаемого способа позволяет уменьшить и полностью исключить активизацию во время обучения вокальному и ораторскому искусству внешних относительно голосового аппарата мышц, легко «перепрограммировать» мышечную систему голосопроизводящего аппарата на функционирование в речевом диапазоне. Использование предлагаемого способа уменьшает сложность и трудоемкость освоения техникой произвольного управления выдохом и развития таких голосовых свойств, как звучность, темп, высота, тембр и артикуляция, а также уменьшает роль субъективности при развитии необходимых для пения и речи голосовых свойств человека. Использование предлагаемого способа уменьшит продолжительность освоения голосового компонента вокального и ораторского искусства, в том числе развитие таких голосовых свойств, как звучность, темп, высота, тембр и артикуляция. Это существенно повысит также качество развития вокального и ораторского мастерства, облегчит труд педагогов вокала и речи.
Источники информации
1. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей / И.О.Исаева. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 319 с.
2. Риггз С. Пойте как звезды (+2 CD) / Сост. и ред. Дж.Д.Каррателло. - СПб.: Питер, 2007. - 120 с.
3. Искусство речи: Практическое пособие для учащихся училищ искусств и культуры, учителей и руководителей художественной самодеятельности. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 352 с.
4. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать / Пер. с англ. Чижовой С.Д. Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 448 с.
5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007. - 368 с.
6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007. - С.98-104.
7. Авт. свид. СССР №971323, кл. А61Н 2/60, 1982.
8. Белая А.А., Журавлев А.И. Обоснование применения микроволн различного диапазона для восстановления работоспособности спортсменов после высоких нагрузок. М., 1977, с.4-17.
9. Бирюков А.А. Средства восстановления работоспособности спортсменов. М., 1979.
10. Авт. свид. СССР №1351576, кл. А61В 5/02, 1987.
Способ развития голоса при речи и пении, включающий воздействие физическим фактором, отличающийся тем, что в качестве физического фактора используют вибрационное воздействие путем размещения пациента на виброплатформу тренажера, работающую с частотой 25-50 Гц и амплитудой вертикального движения 2 или 4 мм, на которой пациент выполняет речевые и вокальные упражнения в течение от 30 с до 10 мин.