Способ снижения потерь бензинов от испарения при их хранении и использовании
Изобретение относится к процессам хранения и применения бензинов для автомобильной техники. Способ заключается во введении в бензин присадки - продукта конденсации борной кислоты, диэтаноламина и жирных кислот растительных масел фракции С6-С20 при их мольном соотношении 1:3:0,5 соответственно в количестве 0,01-0,1 мас.%. Технический результат состоит в том, что способ позволяет значительно снизить коррозионную активность, давление насыщенных паров и потери бензинов от испарения при длительном хранении и использовании. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к процессам хранения и применения автомобильных бензинов.
Известен способ снижения потерь бензинов от испарения при хранении и использовании путем введения в них присадки [CnH2n+1COO]2Ni, где n=10-16, в концентрации 0,000925-0,001% (RU 2187540 С1, кл. С10L 1/18, 20.08.2002).
Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является способ снижения потерь бензинов от испарения при хранении и использовании путем введения в них присадки [CnH2n+1COO]2Zn, где n=10-16, в концентрации 0,000925-0,001% (RU 2256693 С1, кл. С10L 1/18, 20.07.2005).
Недостатком известных способов является то, что используемые в них присадки являются солями, содержащими металлы, что способствует ускорению процесса окисления бензинов и дизельных топлив в процессе их хранения и эксплуатации (Теоретические основы химмотологии. - Под. ред. А.А.Браткова. - М.: Химия, 1985. - 320 с.).
Техническим результатом изобретения является повышение устойчивости бензинов к окислению, снижение коррозионной активности и потерь бензинов от испарения в процессе длительного хранения и применения.
Данный результат достигается тем, что в способе снижения потерь бензинов от испарения при их хранении и применении путем введения присадки в качестве присадки используют продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и жирных кислот растительных масел фракции С6-C20 при их мольном соотношении 1:3:0,5 соответственно в количестве 0,01-0,1 мас.%.
Введение продукта конденсации менее 0,01 мас.% не позволяет существенно снизить испаряемость и коррозионную активность бензинов при хранении и использовании, введение его более 0,1 мас.% нецелесообразно, так как дальнейшего снижения потерь от испарения не происходит.
В качестве жирных кислот растительных масел при получении продукта конденсации используют пальмитиновую, стеариновую, олеиновую, линолевую, линоленовую, рицинолевую и другие кислоты, а также их смеси.
Способ получения продукта конденсации заключается в следующем.
В реактор, снабженный мешалкой, насадкой Дина-Старка, обратным холодильником и термометром, загружают жирные кислоты растительных масел фракции С6-С20 и диэтаноламин (ДЭА). Реакционную массу нагревают при перемешивании до 90-100°С, после чего вводят борную кислоту и поднимают температуру реакционной смеси до 180-200°С, выдерживая ее при этой температуре в течение 2,0-2,5 ч до образования однородной массы с аминным числом 60-80 мг НСl/г. Мольное соотношение борная кислота: ДЭА: жирные кислоты составляет 1:3:0,5.
Полученный продукт вводят в бензины любых марок: А-76, А-80, АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98, АИ-92 ЭК, АИ-95 ЭК и др. в количестве 0,01-0,1 мас.%.
Влияния присадок на испаряемость и коррозионную активность бензина по предложенному способу и по прототипу изучались в примерах 1-3.
Давление насыщенных паров бензина определяли по ГОСТ 1756-2000 «Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров», потери от испарения - по методу Бударова.
Противокоррозионную эффективность образцов бензина с заявленной присадкой и присадкой по прототипу оценивали по ГОСТ 18597-73 «Топлива для двигателей. Метод определения коррозионной активности в условиях конденсации воды».
Пример 1. Определяли давление насыщенных паров, коррозионную активность и потери от испарения бензина А-76 без присадки (температура начала кипения 45°С, 10% выкипает при температуре 72°С).
Пример 2. Исследовали тот же бензин с введением присадки по прототипу [CnH2n+1COO]2Ni в количестве 0,01 мас.%.
Пример 3. Исследовали тот же бензин с введением продукта конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С6-С20 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,01 мас.%.
Результаты исследований представлены в табл. 1.
Влияние концентрации вводимой присадки на давление насыщенных паров и испаряемость бензина изучали в примерах 4-8.
Пример 4. В бензин А-76 (температура начала кипения 45°С, 10% выкипает при температуре 72°С) вводили продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С6-С20 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,01 мас.%.
Пример 5. В тот же бензин вводили продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С6-С20 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,055 мас.%.
Пример 6. В тот же бензин вводили продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С6-С20 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,1 мас.%.
Пример 7. В тот же бензин вводили продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С6-С20 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,008 мас.%.
Пример 8. В тот же бензин вводили продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С6-С20 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,15 мас.%.
Результаты испытаний представлены в табл. 2.
Анализ полученных данных показывает, что максимальное снижение потерь бензина от испарения достигается при введении продукта конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С6-С20 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,01-0,1 мас.%.
Использование предложенного способа позволяет значительно снизить коррозионную активность, давление насыщенных паров и потери бензинов от испарения при длительном хранении и использовании.
Таблица 1 | |||
Влияние вводимой присадки на давление насыщенных паров, потери от испарения и коррозионную активность бензина А-76 | |||
Показатели | Примеры | ||
1 | 2 | 3 | |
Вводимое в бензин вещество | - | [CnH2n+1COO]2Zn | Продукт конденсации по предложенному способу |
Концентрация вводимого в бензин вещества, мас.% | 0,01 | 0,01 | |
Давление насыщенных паров, отн.% | 100 | 66,9 | 65,0 |
Потери от испарения, отн.% | 100 | 64,9 | 63,0 |
Коррозионная активность бензина в условиях конденсации воды: изменение массы стальной пластины, г/м2 | 5,0 | 1,4 | 0,4 |
Таблица 2 | ||||||
Влияние концентрации вводимой присадки на давление насыщенных паров и потери от испарения бензина А-76 | ||||||
Показатели | Бензин безприсадки | Примеры | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Концентрация присадки | 0,01 | 0,055 | 0,1 | 0,008 | 0,15 | |
Давление насыщенных паров, кПа/отн.% | 55,6/100 | 35,2/65,0 | 34,9/64,7 | 35,0/64,9 | 40,8/72,7 | 35,3/65,2 |
Потери от испарения, абс.%/отн.% | 4,0/100 | 2,4/63,0 | 2,0/62,4 | 2,3/62,8 | 3,3/67,5 | 2,5/63,3 |
Способ снижения потерь бензинов от испарения при их хранении и применении путем введения присадки, отличающийся тем, что в качестве присадки используют продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и жирных кислот растительных масел фракции С6-С20 при их мольном соотношении 1:3:0,5 соответственно в количестве 0,01-0,1 мас.%.