Камера сгорания с оптимальным режимом работы

Иллюстрации

Показать все

Камера сгорания содержит корпус, жаровую трубу с отверстиями для подвода воздуха в зоны горения и смешения и фронтовое устройство с завихрителями воздуха и форсунками подачи топлива. Жаровая труба камеры сгорания выполнена с геометрическими и газодинамическими критериями, обеспечивающими оптимальный режим ее работы. Отношение площади поперечного миделевого сечения к суммарной эффективной площади всех отверстий равно 7,0±1,5. Относительная пропускная способность завихрителей равна 0,17±0,1. Интенсивность закрутки потока воздуха завихрителями фронтового устройства равна 0,8±0,4, а коэффициент скорости потока в отверстиях жаровой трубы равен 0,22±0,1. Изобретение обеспечивает максимальную экономичность, надежность и ресурс двигателя. 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и установкам различного назначения и может быть использовано в авиационных, транспортных, судовых, локомотивных и стационарных энергетических установках.

Известна камера сгорания, содержащая корпус, жаровую трубу с отверстиями для подвода воздуха в зоны горения и смешения и фронтовое устройство с завихрителями воздуха и форсунками подачи топлива, например камера сгорания авиационного газотурбинного двигателя (С.А.Вьюнов, Ю.И.Гусев, А.В.Карпов и др. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1989, стр.388).

Недостатками известной камеры сгорания является то, что из-за крайней сложности и недостаточной изученности протекающих в ней процессов, значения геометрических и газодинамических критериев камеры сгорания не обеспечивают оптимальный режим ее работы.

Известна также принятая за прототип камера сгорания авиационного газотурбинного двигателя ТВ7-117, содержащая корпус, жаровую трубу с отверстиями для подвода воздуха в зоны горения и смешения, фронтовое устройство с завихрителями воздуха и форсунками подачи топлива (Рекламный проспект TV7-117S Turboprop Engine, Москва, Aviation Publishing Hourse, 1993).

Жаровая труба камеры сгорания двигателя ТВ7-117 выполнена со следующими значениями геометрических и газодинамических критериев:

- отношение площади поперечного миделевого сечения жаровой трубы к суммарной эффективной площади всех отверстий в ней

относительная пропускная способность завихрителей

где µF3 - эффективная площадь завихрителей фронтового устройства,

- суммарная эффективная площадь всех отверстий в жаровой трубе;

- интенсивность закрутки потока воздуха завихрителями фронтового устройства

где Wt и Wa - средние по сечению тангенциальная и осевая составляющие скорости воздуха на выходе завихрителя;

коэффициент скорости потока в отверстиях жаровой трубы

где W - скорость потока в отверстиях жаровой трубы, акр - критическая скорость звука.

Однако принятые значения геометрических и газодинамических критериев не обеспечивают оптимальный режим работы камеры сгорания, при котором обеспечивается максимальная экономичность, надежность и ресурс двигателя.

Задачей настоящего изобретения является определение значений геометрических и газодинамических критериев камеры сгорания, обеспечивающих оптимальный режим ее работы. Под оптимальным режимом работы понимается удовлетворение главным требованиям, предъявляемым в эксплуатации:

- максимальной полноты сгорания топлива и кпд термодинамического цикла двигателя;

- минимальной неравномерности поля температуры газа на выходе из камеры сгорания (на входе в турбину);

- максимального предела срыва пламени при максимальном обеднении топливовоздушной смеси.

Указанная задача достигается тем, что в камере сгорания, содержащей корпус, жаровую трубу с отверстиями для подвода воздуха в зоны горения и смешения и фронтовое устройство с завихрителями воздуха и форсунками подачи топлива, жаровая труба выполнена со следующими оптимальными значениями геометрических и газодинамических критериев:

Оптимальные значения указанных критериев установлены в результате расчетного анализа и обобщения данных более 300 испытаний камер сгорания газотурбинных двигателей различных схем и размеров.

На фиг.1 представлена конструктивная схема камеры сгорания.

На фиг.2 показана зависимость характеристик камеры сгорания от отношения критерия к его оптимальному значению

На фиг.3 показано отношение недожога топлива (1-η) к его минимальному значению (1-η)min в зависимости от отношения значения к его оптимальному значению

На фиг.4 приведено отношение недожога топлива (1-η) к его минимальному значению (1-η)min в зависимости от отношения к ее оптимальному значению

На фиг.5 показаны границы устойчивого горения (без срыва пламени) в камере при максимальном обеднении смеси топлива с воздухом.

Камера сгорания содержит корпус 1, жаровую трубу 2 с отверстиями для подвода воздуха в зоны горения и смешения 3, фронтовое устройство с завихрителями воздуха 4 и форсунками подачи топлива 5. Площадь поперечного миделевого сечения жаровой трубы определяется ее высотой Нж и диаметром Dж.

Камера сгорания работает следующим образом. Сжатый в компрессоре воздух поступает в полость корпуса 1, из которой воздух поступает в жаровую трубу 2 через множество отверстий подвода воздуха в зоны горения и смешения 3 и через завихрители воздуха 4. Через форсунки 5 в камеру сгорания подводится под давлением жидкое или газообразное топливо.

Рабочий процесс в камере сгорания газотурбинной установки характеризуется многообразием одновременно протекающих и взаимосвязанных физико-химических превращений в турбулентном потоке газа со сложной аэродинамической структурой и значения критериев как показывают исследования, играют определяющую роль в этом процессе.

Процессы смешения топлива с окислителем (воздух), взаимодействия холодных и горячих турбулентных струй, оказывающих существенное влияние на протекание химических реакций и выравнивание температур в камере, управляются важнейшим критерием . Существенное влияние критерия на характеристики камеры показано на фиг.2.

По оси абсцисс на графике отложены значения критерия , отнесенные к его оптимальному значению обеспечивающему максимальную величину эффективного кпд термодинамического цикла (ηe)max и минимальную величину коэффициента максимальной окружной неравномерности поля температур газа (θmax)min.

По оси ординат отложены следующие величины:

- кпд термодинамического цикла двигателя ηе, отнесенные к его максимальному значению (ηе)max (кривая 1);

- коэффициенты максимальной окружной неравномерности поля температуры газа θmax, отнесенные к его минимальному значению (θmax)min (кривая 2);

- недожога топлива в камере сгорания (1-η), отнесенные к ее минимальному значению (1-η)min, для которого оптимальное значение критерия (кривая 3).

Из графика следует некоторая противоречивость влияния критерия на максимальный кпд термодинамического цикла двигателя (ηe)max, минимальную неравномерность поля температур газа на выходе из камеры сгорания (θmax)min и минимальную величину недожога топлива (1-η)max.

Исследования показывают, что для обеспечения максимального значения кпд термодинамического цикла двигателя (ηe)max и минимального значения неравномерности поля температур газа на выходе из камеры сгорания (θmax)min - оптимальное значение критерия ; а для обеспечения минимального значения недожога топлива (1-η)min оптимальное значение критерия

Исходя из требований к тепловой машине: обеспечение максимальной экономии топлива за счет полного его сжигания и обеспечение ее надежности и ресурса (в газотурбинном двигателе за счет минимальной неравномерности поля температур газа на выходе из камеры сгорания), определяется оптимальное значение критерия

Критерий определяет долю воздуха, участвующего в формировании топливовоздушной смеси в отдельной горелке, а критерий характеризует интенсивность этого процесса. Совместное проявление этих факторов характеризует процессы смешения топливных и воздушных потоков и процессы тепломассообмена между зоной обратных потоков и закрученной струей воздуха, сформированных завихрителем.

Из графиков на фиг.3 и 4 видно, что и при оптимальном значении относительной пропускной способности завихрителей и при оптимальном значении интенсивности закрутки завихрителей недожог топлива (1-η) минимальный. Протекание и левой и правой частей кривых объясняется процессами неудовлетворительного распределения и смешения топлива в камере по всей массе воздуха, что сопровождается недожогом топлива.

На фиг.5 по оси абсцисс отложено отношение текущих значений коэффициента скорости λож в отверстиях жаровой трубы к его оптимальному значению (λож)opt.

По оси ординат отложены отношения значений коэффициента избытка воздуха α к его максимальному значению (αmax) при оптимальной величине коэффициента скорости потока воздуха в отверстиях жаровой трубы (λож)opt.

Из графика следует, что максимальный предел устойчивой работы камеры сгорания при максимальном обеднении смеси топлива с воздухом, при котором еще не прекращается горение и не происходит срыв пламени, обеспечивается при оптимальном значении коэффициента скорости течения в отверстиях подвода воздуха в зоны горения и смешения жаровой трубы (λож)opt=0,22.

Сужение границ устойчивости горения по левой ветке на графике обусловлено «проскоком» пламени, а по правой ветке - «выносом» пламени из зоны его стабилизации.

Устойчивое горение в камере поддерживается за счет обеспечения оптимального соотношения скорости воздуха, поступающего в жаровую трубу через отверстия его подвода в зоны горения и смешения и турбулентной скорости распространения пламени.

Применение камеры сгорания, жаровая труба которой выполнена с предлагаемыми оптимальными значениями геометрических и газодинамических критериев, позволит обеспечить максимальные экономичность, надежность и ресурс двигателя.

Фиг.1. Конструктивная схема камеры сгорания.

Фиг.2. Зависимость характеристик камеры сгорания от отношения критерия

1 - кпд термодинамического цикла двигателя ηе отнесенный к его максимальному значению (ηe)max (кривая 1).

2 - коэффициент максимальной окружной неравномерности поля температуры газа θmax, отнесенный к его минимальному значению (θmax)min (кривая 2).

3 - недожог топлива в камере сгорания (1-η), отнесенный к ее минимальному значению (1-η)min (кривая 3).

Фиг.3. Зависимость недожога топлива в камере сгорания (1-η), отнесенная к его минимальному значению (1-η)min от отношения величины относительной пропускной способности завихрителей к ее оптимальному значению .

Фиг.4. Зависимость недожога топлива в камере сгорания (1-η), отнесенная к его минимальному значению (1-µ)min от отношения величины интенсивности закрутки потока воздуха завихрителями фронтового устройства к ее оптимальному значению .

Фиг.5. Зависимость коэффициента избытка воздуха в камере сгорания α, отнесенного к его максимальной величине αmax, от отношения величины коэффициента скорости λож в отверстиях жаровой трубы к его оптимальному значению (λож)opt.

Камера сгорания, содержащая корпус, жаровую трубу с отверстиями для подвода воздуха в зоны горения и смешения и фронтовое устройство с завихрителями воздуха и форсунками подачи топлива, отличающаяся тем, что жаровая труба камеры сгорания выполнена с геометрическими и газодинамическими критериями: отношением площади поперечного миделевого сечения к суммарной эффективной площади всех отверстий где µ - суммарный безразмерный коэффициент расхода;Fож - суммарная геометрическая площадь всех отверстий, щелей и завихрителей жаровой трубы;относительной пропускной способностью завихрителей где Fз - суммарная геометрическая площадь всех завихрителей на выходе из межлопаточных каналов,интенсивностью закрутки потока воздуха завихрителями фронтового устройства и коэффициентом скорости потока в отверстиях жаровой трубы обеспечивающими оптимальный режим ее работы.