Способ сбора и частичной переработки затопленной, полузатопленной и плавающей древесины
Изобретение относится к лесной промышленности и предназначено для сбора и частичной переработки затопленной, полузатопленной и плавающей древесины. Способ включает сбор плавающей и затопленной древесины, переработку собранной древесины на плавучем основании путем отделения корневой системы и кроны, промывку корневой системы от грунта, раскряжевку хлыстов, измельчение вершин и корневой системы на технологическую щепу, подачу в сплоточные люльки, где производят их обвязку в пучки, использование в качестве плавучего основания плоскодонной баржи. Новым является то, что проводят первичную переработку собранной древесины, заключающуюся в определенной сортировке сортиментов, путем отпиливания сортиментов на длину 5,5 м, с последующей их подачей на приемную секцию транспортера, а оставшуюся часть хлыста длиной до 7,5 м сбрасывают в сплоточную люльку, расположенную перед пилой. Технический результат изобретения состоит в повышении эффективности проведения работ по сбору древесины путем заготовки сырья для производства пиломатериала определенной длины из этой древесины.
Реферат
Изобретение относится к лесной промышленности и предназначено для сбора и частичной переработки затопленной, полузатопленной и плавающей древесины.
Известен способ сбора и переработки плавающей древесины при помощи плавучих установок. Суть способа состоит в том, что в зону работы плавучего цеха подается вся некондиционная, собранная по берегам или поднятая со дна древесина. Плавучий цех оснащен манипулятором, окорочной установкой с замкнутым циклом водоочистки, рубительными или слешерными установками, а также снабжен механизмами формирования мягких контейнеров из эластичного материала и помещения в них измельченной древесины.
Плавучий цех перемещается по воде к местам скопления древесины и устанавливается на участках, защищенных от прямого ветроволнового воздействия. Вблизи цеха размещаются плавучая электростанция, административные и бытовые помещения.
От топлякоподъемных агрегатов, агрегатов сбора полузатонувшей древесины, подборщиков древесины на плашкоутах или в баржах, в кошелях, плотах древесина подается катерами к приемным устройствам плавучего цеха.
Поданная к цеху древесина манипуляторами и транспортерами подается в моечно-окорочное устройство, а оттуда в рубительное устройство. Отсортированная щепа или кусковые материалы накапливаются в плавучем перевозочном средстве прямо на воде, минуя перегрузку на берег или судно. Заполненные контейнеры герметизируются путем сварки материала контейнера токами высокой частоты, оснащают элементами такелажа и спускают на воду. Контейнеры скрепляют между собой и буксируют катерами к выгрузочным эстакадам потребителей древесины (Оношко О.А. Ресурсосберегающая технология доставки леса в плотах из контейнеров / О.А.Оношко // Транспорт леса в плотах: сб. тр. ЦНИИлесосплава. - М.: Лесная промышленность, 1987. - С.13-17).
Недостатком данного способа является необходимость привлечения большого количества технических средств, что требует высоких капитальных вложений.
Известен способ сбора и переработки плавающей древесины, базирующийся на мобильном плавучем комплексе машин. Работы ведутся следующим образом. Плавающую древесину (бревна, хлысты или целые деревья) собирают по акватории водохранилища и доставляют к комплексу в кошелях за тягой буксирных катеров. Концы троса кошеля затем крепят к барабанам швартовых лебедок, расположенных на платформе. По мере приема древесины на платформу трос кошеля сматывают швартовыми лебедками.
Бревна и деревья выгружают на платформу главными подъемными кранами корневищем (или комлем) вперед к платформе. Пильным устройством пень отделяют от дерева, раскалывают на части, промывают, удаляя грязь и камни. Вспомогательный подъемный кран отправляет расколотые и промытые пни в воронку рубительной машины.
После отделения пня главный подъемный кран направляет дерево или хлыст в сучкорезно-раскряжевочное устройство. При этом отделяемые крона и сучья подают в приемную воронку рубительной машины. Круглые лесоматериалы по направляющему столу попадают в накопитель. Здесь бревна сплачивают в пучки, которые затем отводят к формировочному участку, где из них формируют плот. Щепа от рубительной машины по пневмопроводу подается либо на берег, либо на баржу-щеповоз (Мобильный плавучий комплекс машин для освоения древесины на водохранилищах // Лесоэксплуатация и лесосплав: Экспресс-информ. Зарубежный опыт / ВНИПИЭИлеспром; вып.6. - М., 1988. - С.6-13).
Недостатком данного способа является постановка самоходных кранов на понтоны без предварительного снятия шасси, что не позволит комплексу работать при наличии сильного волнения, кроме того, комплекс имеет относительно высокую стоимость.
Изобретение решает задачу повышения эффективности проведения работ по сбору и частичной переработке затопленной, полузатопленной и плавающей древесины.
Технический результат заключается в повышении эффективности проведения работ по сбору и частичной переработке затопленной, полузатопленной и плавающей древесины путем заготовки сырья для производства пиломатериала определенной длины из этой древесины.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе сбора и частичной переработки затопленной, полузатопленной и плавающей древесины, включающем сбор плавающей и затопленной древесины, переработку собранной древесины на плавучем основании путем отделения корневой системы и кроны, промывку корневой системы от грунта, раскряжевку хлыстов, измельчение вершин и корневой системы на технологическую щепу, подачу в сплоточные люльки, где производят их обвязку в пучки, использование в качестве плавучего основания плоскодонной баржи, новым является то, что проводят первичную переработку собранной древесины, заключающуюся в определенной сортировке сортиментов, путем отпиливания сортиментов на длину 5,5 м, с последующей их подачей на приемную секцию транспортера, а оставшуюся часть хлыста длиной до 7,5 м сбрасывают в сплоточную люльку, расположенную перед пилой.
Для достижения указанного технического результата используется система машин, работающая вдоль береговой линии на глубинах до 15 м в местах концентрации затопленной, полузатопленной и плавающей древесины, что обеспечивается использованием в качестве плавучих оснований плоскодонных барж.
Агрегат для подъема и частичной переработки древесины, продвигаясь вдоль береговой кромки, производит сбор полузатопленной древесины и частично поднимает плавающие бревна. При наличии достаточных глубин производится также сбор обсохшей древесины, расположенной на берегах, и, если возможно, манипулятор опрокидывает падающие деревья, подмытые волнами.
В кильватере агрегата перемещается топлякоподъемный агрегат ЛС-41, производящий сбор затопленной древесины. Собранное сырье размещается на плашкоуте, пришвартованном у борта ЛС-41. После заполнения плашкоута он отбуксировывается к агрегату для дальнейшей переработки древесины. Функцию буксира выполнят катер пр.433.
Сбор и частичная переработка затопленной, полузатопленной и плавающей древесины осуществляются следующим образом. После выдергивания полузатопленного дерева манипулятор укладывает его на специальную площадку, где производится отделение корневой системы. После отделения корневой системы хлысты раскряжевываются на 2 и более сортимента и подаются в сплоточные люльки. Вершинки и низкокачественные сортименты измельчаются в щепу. Отделенная корневая система промывается от грунта и подается на раскряжевочную установку, после чего измельчается на щепу. Полученная щепа пневмотранспортом засыпается на палубу плашкоута, либо загружается в эластичные контейнеры и доставляется потребителям.
После заполнения сплоточных люлек рабочие производят обвязку пучков. Сброшенные в воду пучки вспомогательным катером транспортируются к месту формирования секции. Сформированные секции буксиром пр.433 транспортируются на выгрузочный рейд.
Пример осуществления способа.
После выдергивания полузатопленного дерева манипулятором
укладывают его на специальную площадку, где производится отделение коревой системы с помощью бензомоторной пилы МП-5 «Урал-2М». Вершинная часть дерева поддерживается специальными балками, выступающими за борт плавучего основания на 1,5 м. Для исключения перекоса дерева во время отделения корневой системы площадка и балка располагаются на одной высоте от грузовой ватерлинии (ГВЛ).
После отделения корневой системы хлыст укладывается манипулятором на приемные секции транспортера ЛТ-20.
Хлысты подаются под балансирную пилу АЦ-2М, где производится первичная переработка собранной древесины, заключающаяся в определенной сортировке сортиментов на 2 и более сортимента. Сначала производится отпиливание сортимента на длину 5,5 м. Сортименты этой длины подвигаются на приемную секцию транспортера ЛТ-20, который обеспечивает их сброс в люльку. Оставшаяся часть хлыста длиной до 7,5 м сбрасывается в сплоточную люльку, расположенную перед пилой. Транспортер ЛТ-20 имеет реверсивный ход, что обеспечивает возможность возвращения оставшейся после разделки части хлыста назад и сбрасывания ее в люльку. Вершинки и низкокачественные сортименты распиливаются бензомоторной пилой на специальной эстакаде. Полученные куски при необходимости подаются вручную на гидравлический колун КГ-8А. После этого мелкие куски подаются в рубительную машину МРНП-10-1, где измельчаются в щепу.
Отделенная корневая система манипулятором «Форестер-25100», расположенным по левому борту агрегата, с раскряжевочной площадки перемещается на промывочную, где производится промывка корневой системы от грунта с помощью сильного напора воды, создаваемого насосом. После чего система подается манипулятором на приемный транспортер модернизированной раскряжевочной установки ЛО-50А.
С левого борта агрегата пришвартовывается плашкоут ЗПТ. Швартовка его осуществляется с помощью канатов и кнехтов. Щепа, подхваченная потоком воздуха, через трубопровод и загрузочный насадок засыпается на палубу плашкоута, огражденную специальными щитами, либо загружается в эластичные контейнеры МЛТИ. После загрузки щепы плашкоут заменяется на порожний, а загруженный плашкоут буксиром пр.433 транспортируется на выгрузочный рейд.
Рядом с плашкоутом для щепы пришвартовывается плашкоут, загруженный затопленной древесиной, собранной ЛС-41. Разгрузка его осуществляется вспомогательным манипулятором.
Хлыст манипулятором «Форестер-25100» подается на разделочную площадку, где происходит отделение корневой системы. Далее хлыст подается на приемную секцию транспортера ЛТ-20, а корневая система сначала подается на промывочную площадку. После промыва ее подают тем же манипулятором на приемный транспортер раскряжевочной установки ЛО-50А. Далее процесс обработки сырья протекает аналогично случаю с работой основного манипулятора.
После заполнения сплоточных люлек работа пилы АЦ-2М на время прекращается. Рабочие производят обвязку пучков, висящих на стальных канатах. Натяжение или ослабление канатов осуществляется ручными лебедками (или электрическими). Сброшенные в воду пучки вспомогательным катером пр.433 транспортируются к месту, где формируются секции. Сформированные секции буксиром пр.433 транспортируются на выгрузочный рейд.
Выработка электроэнергии производится дизельной электростанцией ЭЛ-200-В.
Использование изобретения позволяет повысить производительность труда и снизить капитальные вложения при проведении работ по сбору и частичной переработке затопленной, полузатопленной и плавающей древесины.
Способ сбора и частичной переработки затопленной, полузатопленной и плавающей древесины, включающий сбор плавающей и затопленной древесины, переработку собранной древесины на плавучем основании путем отделения корневой системы и кроны, промывку корневой системы от грунта, раскряжевку хлыстов, измельчение вершин и корневой системы на технологическую щепу, подачу в сплоточные люльки, где производят их обвязку в пучки, использование в качестве плавучего основания плоскодонной баржи, отличающийся тем, что проводят первичную переработку собранной древесины, заключающуюся в определенной сортировке сортиментов, путем отпиливания сортиментов на длину 5,5 м, с последующей их подачей на приемную секцию транспортера, а оставшуюся часть хлыста длиной до 7,5 м сбрасывают в сплоточную люльку, расположенную перед пилой.