Способ профессионального отбора машинистов пассажирских электровозов и тепловозов для работы без помощника
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам функциональной диагностики человека, и предназначено для профессионального психофизиологического отбора машинистов пассажирских поездов для работы без помощника. Выполняют психологические и психофизиологические тесты. При выявлении в результате тестирования следующих сочетаний результатов тестов: в тесте по определению акцентуаций характера и темперамента - не выраженная акцентуация характера; в тесте по определению индивидуально-типологических качеств - черты не резко выраженной интроверсии и отсутствие черт экстраверсии; в тесте по определению уровня субъективного контроля личности - значимая общая и производственная интернальность; в тесте по определению типа суточной работоспособности - способность к сохранению устойчивой работоспособности в разное время суток; в тесте по определению оценки операторской работоспособности в условиях меняющегося алгоритма работы - способность к работе с меняющимся алгоритмом, а также успешного прохождения теста по определению оценки оперирования символьно-логическими понятиями, делают вывод о пригодности к работе машиниста без помощника. Способ позволяет объективизировать профессиональный психофизиологический отбор машинистов для работы без помощника. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к способам функциональной диагностики человека.
В системе мер по повышению качества и эффективности работы на железнодорожном транспорте, обеспечению безопасности движения поездов, снижению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, рациональному использованию трудовых ресурсов важная роль принадлежит психофизиологическому обеспечению трудовой деятельности работников предприятий железнодорожного транспорта. Около 50% грубых нарушений безопасности движения непосредственно связаны с недостаточной профессиональной психофизиологической пригодностью работников локомотивных бригад.
Профессия машиниста, помощника машиниста локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава предъявляет повышенные требования к некоторым психическим свойствам и качествам. Это означает, что не каждый практически здоровый человек после соответствующей подготовки может успешно овладеть данной профессией и обеспечивать в дальнейшем необходимый уровень профессиональной надежности и безопасности на железнодорожном транспорте.
Общими для всех видов движения психофизиологическими качествами, обеспечивающими профессиональную пригодность работников локомотивных бригад, являются:
готовность к экстренному действию, бдительность;
высокий уровень устойчивости внимания и скорости его переключения;
эмоциональная устойчивость (помехоустойчивость).
Эти качества, во многом обусловленные природными задатками, являются относительно постоянными и малотренируемыми.
Профессиональная деятельность работников локомотивных бригад предъявляет повышенные требования и к некоторым другим психическим свойствам, которые оказывают на нее влияние. В отличие от основных они могут развиваться и тренироваться, но для успешной работы требуют определенного исходного уровня. К таким свойствам относятся стрессоустойчивость, объем и концентрация внимания.
Специфика требований к перечисленным психофизиологическим качествам в зависимости от вида движения и условий работы (работа в условиях монотонии или интенсивного движения, работа без помощника машиниста, скоростное движение и т.д.) выражается как в критериях профессиональной пригодности, так и в модификациях проводимых тестов.
Наиболее близким, к заявляемому способу, является используемый в настоящее время профессиональный психофизиологический отбор машинистов и помощников машинистов локомотивов пассажирского и грузового движения на железнодорожном транспорте в соответствии с Указанием МПС России от 01.12.1999. № 310у[1]. Отбор проводится в соответствии с выбором следующих профессионально важных качеств и методик их оценки - Таблица.
№ пп | Перечень ПВК | Методики оценки ПВК |
1 | Готовность к экстренному действию | Методика определения готовности к экстренному действию в условиях монотонно действующих факторов (1 часовой ГЭД) |
2 | Готовность к экстренному действию и надежность работы в состоянии утомления | Методика определения надежности работы в состоянии утомления (2 часовой ГЭД) |
3 | Скорость переключения внимания | Методика определения скорости переключения внимания на красно-черных таблицах Шульца-Платона |
4 | Помехоустойчивость | Методика определения эмоциональной устойчивости (помехозащищенности) |
5 | Срессоустойчивость | Методика определения срессоустойчивости |
Недостатком приведенного набора профессионально важных психофизиологических качеств, которые оцениваются в соответствии с действующим Указанием, состоит в том, что он позволяет отбирать машинистов для работы только с помощниками.
Для отбора машинистов при работе без помощников в Указании введен тест по оценке готовности к экстренному действию и надежности работы в состоянии утомления [1, 2]. Оцениваемое качество позволяет определять профессиональную успешность машиниста при работе лишь в этих условия, когда время поездной работы превышает допустимые нормы и машинист вынужден выполнять работу в состоянии значительного утомления, но не позволяет определять в какой-либо степени соответствие машиниста требованиям к самостоятельной работе.
Выполнение клинических требований профессионального отбора лиц по зрительному и слуховому анализаторам для работы без помощника [3] является необходимой медицинской частью профессионального отбора. Психофизиологический отбор является второй важной частью профессионального отбора машинистов.
Проведенные комплексные исследования по изучению профессиографической деятельности машинистов пассажирского движения, работающих без помощника [4], показали необходимость обязательной оценки следующего набора профессионально важных качеств [5, 6]:
- способность к оперированию символьно-логическими понятиями;
- способность к работе с меняющимся алгоритмом;
- способность к сохранению устойчивой работоспособности в разное время суток.
Этими же исследованиями было установлено, что машинисты пассажирского движения, успешно работающие без помощников, имеют определенный психологический профиль личности. Это требует, при проведении отбора машинистов для работы без помощников, оценивать в обязательном порядке психологические характеристики личности [7, 8], которые должны удовлетворять условиям:
- невыраженная акцентуация по всем шкалам;
- черты не резко выраженной интроверсии и отсутствие черт экстраверсии;
- значимая общая и производственная интернальность.
Разработанный способ профессионального психофизиологического отбора машинистов пассажирских поездов для работы без помощника заключается в выполнении психологических и психофизиологических тестов с последующей выдачей заключения о пригодности к работе без помощника на основании обязательного сочетания вышеупомянутых психологических характеристик личности и психофизиологических характеристик работоспособности.
При решении вопроса о предпочтении того или иного лица, успешно прошедшего обязательное тестирование, первенство отдается такому работнику, который успешно прошел наибольшее количество дополнительных психофизиологических тестов, характеризующих работоспособность субъекта, а именно:
способность к работе в условиях монотонии (монотонноустойчивость);
способность к работе в навязанном темпе;
способность к работе в условиях психоэмоционального стресса (стрессоустойчивость);
способность к прогнозированию пространственно-временных факторов.
Изобретение реализовано в приборном комплексе отбора машинистов для работы без помощника по психофизиологическим критериям (комплекс Мармон). Внедрение приборного комплекса позволит существенно объективизировать профессиональный психофизиологический отбор машинистов для работы без помощника.
Комплекс обеспечивает выполнение следующих методик.
Оценка оперирования символьно-логическими факторами (модифицированный вариант теста Векслера), заключающаяся в том, чтобы с максимальной скоростью перекодировать расположенные на экране монитора в случайном порядке цифры на символы за ограниченное в 90 сек время.
Оценка операторской работоспособности в условиях меняющегося алгоритма работы. Для выполнения теста обследуемый должен быстро реагировать (нажатием на левую кнопку мыши) при появлении на экране цифр и слов «ДА» и «НЕТ» в зависимости от особенностей задачи.
1. После появления красной засветки экрана обследуемый должен реагировать только на цифры и слово «ДА».
2. После появления зеленой засветки экрана обследуемый должен реагировать только на цифры и слово «НЕТ».
3. После появления серой засветки экрана обследуемый должен реагировать только на цифры.
Обследование состоит из тренировочного задания, после успешного прохождения которого, обследуемый переходит к основному тестированию.
Определение акцентуаций характера и темперамента. Определяется по результатам ответов на 88 вопросов (тест Шмишека). Оцениваются следующие шкалы: демонстративность, застревание, педантичность, возбудимость, гипертимность, дистимность, тревожность, экзальтированность, эмотивность, циклотимность.
Определение индивидуально-типологических качеств. Определяется по результатам ответов на 91 вопрос (тест ИТО, Л.Н.Собчик). Оцениваются следующие шкалы: Ложь, Аггравация, Экстроверсия, Спонтанность, Агрессивность, Ригидность, Интроверсия, Сензитивность, Тревожность, Лабильность.
Оценка уровня субъективного контроля личности (тест УСК). Определяется по результатам ответов на 44 вопроса. Оцениваются следующие шкалы: Ио, Ид, Ин, Ис, Ип, Им, Из. Используются шкалы - Ио - общая интернальность и Ип - производственная интернальность.
Определение способности к сохранению устойчивой работоспособности в разное время суток. Определяется по результатам ответов на 19 вопросов (модифицированный тест Остберга - Хорна).
Оценка работоспособности в условиях монотонии. По трем светодиодам, расположенным на аппаратном блоке в форме треугольника, перемещается световое пятно. Оно двигается последовательно по часовой стрелке, переходя из одной точки в другую, не пропуская ни одной точки. Задача обследуемого - внимательно следить за движением пятна. При перемещении светового пятна против часовой стрелки обследуемый должен, как можно быстрее реагировать, нажимая на кнопку блока реагирования. Методика состоит из 2-х заданий: подготовительного задания длительностью 2 минуты и основного задания длительностью 15 минут.
Оценка операторской работоспособности в условиях навязанного темпа. Задание, которое предстоит выполнить обследуемому, состоит в реагировании (быстром нажатии на левую кнопку мыши) при появлении на экране цифр и слова «ДА» и в не реагировании на слово «НЕТ».
Перед началом исследования обследуемый выполняет тренировочное задание. В случае успешного прохождения тренировочного задания обследуемый переходит к основному тестированию.
Оценка способности к работе в условиях психоэмоционального стресса. Методика разделена на две процедуры. Первое задание состоит в реагировании на сигнал зеленого цвета и в пропуске сигнала красного цвета. Оценивается среднее время реагирования на сигналы зеленого цвета. Второе задание состоит из максимально быстрой реакции на сигнал зеленого цвета. Реагируя на каждый отдельный зеленый сигнал, обследуемый должен уложиться в заданный временной интервал, в случае выхода за пределы этого интервала, сразу после предъявления зеленого сигнала, будет зажигаться сигнал красного цвета. Фактически, красный сигнал является неудовлетворительной оценкой реакции испытуемого в данный момент. Оценивается среднее время реагирования на сигналы зеленого цвета, следующие после красного сигнала.
Методика выполняется на аппаратном блоке системы. При появлении зеленого сигнала обследуемый с максимальной скоростью нажимает кнопку на блоке реагирования и производится измерение времени его реакции.
Оценка прогнозирования пространственно-временных факторов. Во время тестирования на экране монитора быстро перемещается по часовой стрелке зеленый квадрат. В верхней точке круга находится квадрат серого цвета, который в течение теста будет менять свое местоположение. Обследуемому необходимо реагировать нажатием на кнопку мыши таким образом, чтобы остановить зеленый квадрат в момент совпадения с квадратом серого цвета. Оценивается среднее время опережающих и запаздывающих нажатий.
После выполнения теста производится его оценка - «Пройден» - «Не пройден» по критериям, обеспечивающим уровень, необходимый для работы машинистом пассажирского поезда без помощника.
Техническим результатом изобретения является заключение о профессиональной пригодности машиниста для работы без помощника. Положительное заключение о пригодности к работе дается, если будут пройдены все обязательные тесты.
В качестве примера, в реализованном приборном комплексе отбора машинистов для работы без помощника, используются следующие критерии оценки выполнения тестов.
Оценка акцентуации характера и темперамента производится по шкалам демонстративность, застревание, педантичность, возбудимость, гипертимность, дистимность, тревожность, экзальтированность, эмотивность, циклотимность. Каждая шкала имеет оценку в диапазоне 0-24 балла. В случае превышения 19 баллов в какой-либо шкале черта характера является акцентуированной и тест оценивается как «Не пройден».
Оценка интроверсии и экстраверсии производится при выполнении «Индивидуально-типологическиого опросника (ИТО, Л.Н.Собчик). Оценка «Не пройден», если для шкалы «Интроверсия» получена оценка больше 6 баллов (из 9 возможных) и для шкалы «Экстраверсия» больше 4 баллов (из 9 возможных).
Оценка общей и производственной интернальности производится при выполнении теста по определению уровня субъективного контроля личности (УСК). Оценка «Не пройден», если для шкалы «Общая интернальность» получена оценка менее 21 балла (из 42 возможных), для шкалы «Производственная интернальность» менее 4 баллов (из 8 возможных).
Оценка способности к оперированию символо-логическими понятиями. Тест «Пройден» если за время 90 секунд перекодировано не менее 32 символов.
Оценка способности к работе с меняющимся алгоритмом. В первом, тренировочном задании допускается не более 7 ошибок, во втором основном задании допускается не более 15 ошибок.
Оценка способности к сохранению устойчивой работоспособности в разное время суток. Определяется по результатам выполнения опросника по определению типа суточной работоспособности (Остберга - Хорна). В результате опроса может получиться суммарная оценка от 14 до 86 баллов. Результаты обследований оцениваются следующим образом:
при сумме 69 и более - сильно выражен «утренний» тип;
при сумме 59-69 - слабо выражен «утренний» тип;
при сумме 42-58 - «индифферентный» тип;
при сумме 41-31 - слабо выражен «вечерний» тип;
при сумме 30 и менее - сильно выражен «вечерний» тип.
Способности к сохранению устойчивой работоспособности в разное время суток соответствует «индифферентный» тип работоспособности при получении оценки в диапазоне от 42 до 58 баллов.
Оценка способности к работе в условиях монотонии. Тест пройден, если во втором задании отсутствуют пропуски сигнала и среднее время реагирования не превышает 560 мс.
Оценка способности к работе в навязанном темпе. Тест пройден, если количество ошибок в тренировочном задании не более 2 и в основном задании не более 7.
Оценка способности к работе в условиях психоэмоционального стресса. Тест пройден, если среднее время реагирования на сигналы зеленого цвета, следующие после красного сигнала во втором задании, меньше 280 мс и меньше среднего времени реагирования на сигналы зеленого цвета в первом задании.
Оценка прогнозирования пространственно-временных факторов. Тест пройден, если среднее время опережающих нажатий не превышает 100 мс, а запаздывающих нажатий не превышает 80 мс.
Литература.
1. Указание МПС России от 01.12.1999 г. № 310у. «Методические указания по проведению психофизиологических обследований в локомотивном хозяйстве федеральных железных дорог».
2. Нерсесян Л.С. Железнодорожная психология: 2 издание, переработанное и дополненное. / ФГУП ВНИИЖГ, Кафедра железнодорожной гигиены МПФ ППО ММА им. И.М.Сеченова. - М.:ООО Фирма «Реинфор», 2005. - 534 с.
3. Панкова В.Б., Соснова Т.Л., Кудряшова Ж.М. Клинический профотбор лиц для работы машинистом без помощника, некоторые проблемы и решения. Актуальные проблемы здравоохранения на железнодорожном транспорте. 1999. С.136-140.
4. Отчет «Методы отбора машинистов для работы без помощника по психофизиологическим критериям», шифр 17.02. Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены. 2007 г.
5. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие. / Под общей редакцией В.А.Бодрова. - М.: ПЕР СЭ. 2003 г. - 768 с.
6. Клебельсберг Д. Транспортная психология: перевод с немецкого. / Под редакцией В.Б.Мазуркевича. - М.: Транспорт, 1989. - 367 с.
7. Психологические тесты. В 2 т. \ Под ред. А.А.Карелина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005 г. - T.1.
8. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - СПб.: Издательство «Речь», 2005 г.
Способ профессионального отбора машинистов пассажирских поездов для работы без помощника, заключающейся в выполнении психологических и психофизиологических тестов, отличающийся тем, что в качестве психологических и психофизиологических тестов используют тест по определению акцентуаций характера и темперамента, тест по определению индивидуально-типологических качеств, тест по определению уровня субъективного контроля личности, тест по определению типа суточной работоспособности, тест по определению оценки операторской работоспособности в условиях меняющегося алгоритма работы, тест по определению оценки оперирования символьно-логическими понятиями, и при выявлении в результате тестирования следующих сочетаний результатов тестов:в тесте по определению акцентуаций характера и темперамента - невыраженная акцентуация характера;в тесте по определению индивидуально-типологических качеств - черты не резко выраженной интроверсии и отсутствие черт экстраверсии;в тесте по определению уровня субъективного контроля личности - значимая общая и производственная интернальность;в тесте по определению типа суточной работоспособности - способность к сохранению устойчивой работоспособности в разное время суток;в тесте по определению оценки операторской работоспособности в условиях меняющегося алгоритма работы - способность к работе с меняющимся алгоритмом, а также успешного прохождения теста по определению оценки оперирования символьно-логическими понятиями, делают вывод о пригодности к работе машиниста без помощника.