Полевая гравиметрическая станция
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
240285
Союз Советскит
Социалистические
Реслублнк
i" д
Зависимое от авт. свидетельства X
Кл 42с 44
Заявлено 26.Х11.1967 (Л" 1206677/26-25) с присоединением заявки №
МПК G 01т
УДК, 550.831 (088.8) Приоритет
Опубликовано 21.111.1969. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 18Х111.1969
Комитет по делам иаобретений и открытий ври Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
В. H. Розенберг и Л. К. Кондратьев
Заявитель
ПОЛЕВАЯ ГРАВИМЕТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
Известны полевые гравиметрические станции, содержащие размещенные з автомашине гравиметр, устройство для установки гравиме1ра, опору и гидросистему.
В предлагаемой полевой гравиметрической станции дополнительно установлены перфоратор, координатограф и связанный с ним теодолит с центратором, а горизонтальная ось теодолита и микро»стрический винт гравиметра снабжены датчиками угла поворота, связанными с перфоратором. 1 àêîå конструктивное выполнение станции позволяет увеличить производительность и автоматизировать гравиметрические наблюдения особенно ь тяжелых полевых условиях, напри»ер в тундре.
На фиг. 1 изображена станция, общий вид; на фиг. 2 и 3 — устройство .координатографа; на фиг. 4 — визир-датчик угла поворота курсоводителя; на фиг. 5 — индикатор угла поворота курсоводителя.
Она содержит раз»ещенные в вездеходе 1 координатограф 2, теодолит 8, устройство для установки гравиметра 4, опору 5, гидросистему 6, перфоратор 7 и курсоводитель, состоящий из соединенных гибким тросом 8 визирадатчика 9 угла поворота и индикатора !О угла поворота.
Координатограф 2 состоит из планшетной доски 11, укрепленной па системе из продольного 12 и поперечного 18 суппортов, связанных через шаровой подпятник 11 и стойку 15 с полом автомашины.
Другая опора 16, связанная - координатографом, несет на себе теодолит 8, буссоль 17 и спидометр 18. К конусному хвостовику 19 теодолита прикреплен центратор 20, выполненный в виде скобы, свободный конец которой имеет площадку 21 с вертикальной гранью, 10 проходящей через визирную ось теодолита, несущую печатающее устройство 22, например пуансон.
Визир состоит из рамки 28, B вертикальных стойка. 24 которой имеются щели 25 с нитью
15 визирования 26 в одной из них. вертикальную ось вращения 27 и редуктор 28. Индикатор содержит отградупрованный экран 29, стрелку
80, вращающуюся вокруг оси 81, и редуктор 82.
Работа на станции заключается в следующем.
При детальной профильной гравиметрической сьемке прямолинейное движение станции по профилю осуществляется с помощью курсо25 водителя. Для этого топограф, держит нить 26 визира-датчика 9, расположенного в фургоне вездехода, в створе вешек, установленных на предыдущих точках. Всякое изменение курса станции фиксируется поворотом визира-датчиЗО ка!), направленного на створ вешек, и этот по240285 ворот с помощью гибкого троса 8 передается на стрелку 80 индикатора 10,:находящегося на лобовом стекле в поле зрения водителя, который в случае необходимости корректирует курс станции.
После прохождения определенного расстояния, определяемого по спидометру 18, станция остана|вливается, и начинаются топографогравиметрические работы.
Для этого с помощью гидросистемы б опора 5 опускается на грунт, и связанное с ней устройство,для установки гравиметра 4 становится целиком независимым от корпуса станции. Производится наблюдение силы тяжести с помощью гравиметра.
Одновременно отмечается точка наблюдения на планшете, расположенном на планшетной доске 11.
Для этого планшет в исходной точке ориентируют по буссоли 17 путем соответствующего поворота суппортов 12 и 18 координатографа относительно шарового подпятника 14. Затем, используя предварительно созданные на всем участке опорные репера, определяют плановое положение и высоту пункта наблюдения по теодолиту 8 способом обратных засечек, наносимых,на планшет с помощью центратора 20, и геодезическим нивелированием.
Для автомагизации предварительной обработки топографо-гравиметрическпх данных вся
4 необходимая информация: номер точки, марка времени, отсчегы микровинта гравиметра и вертикального круга теодолита фиксируются на перфоленту в перфораторе 7, размещенном в вездеходе 1.
Для этого вертикальный круг теодолита и микровинт гравиметра снабжены датчиками угла поворота (на чертежах не показаны) выполненными, например, в виде кодирующих дисков, соосно насаженных íà микрови нт гравиметра и горизонтальную ось теодолита 8 и связанных с перфоратором 7.
В дальнейшем перфоленты поступают íà машинно-вычислительную обработку в камераль15 ную группу.
Предмет изобретения
Полевая гравиметрическая сганция, содер20 жащая размещенные, например, в вездеходе гравиметр, устройство для установки гравиметра, опору и гидросистему, отличающаяся тем, что, с целью увеличения производительности и автоматизации гравиметрпческих на25 блюдений, в ней дополнительно установлены перфоратор, коордпнатограф и связанный с ним теодолит с центратором, а горизонтальная ось теодолита и микрометрический винт гравиметра снабжены датчиками угла поворота, 30 связанными с перфоратором.
240285
2Б
Опечатка следует читать напечатано колонка строка
Дуговая опора
Другая опора
Составитель Ю. Евдокимов
Редактор Б. С. Нанкина Техред Л. Я. Левина Корректор М, В. Радзинская
Заказ 1794/9 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типо рафпя, пр. Сапунова, 2