Применение мадопара для коррекции когнитивных, мотивационных, эмоциональных нарушений у детей с аутистическими расстройствами

Изобретение относится к медицине и касается применения мадопара в качестве лекарственного препарата для коррекции мотивационных, когнитивных и эмоциональных нарушений при аутистических расстройствах у детей. Изобретение обеспечивает расширение возможности коррекции мотивационных, когнитивных и эмоциональных нарушений с аутистическими расстройствами у детей за счет использования мадопара. 12 табл.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, в частности к неврологии, психиатрии, и может быть использовано для коррекции мотивационных, когнитивных и эмоциональных нарушений с аутистическими расстройствами у детей.

Известны способы лечения нейропсихиатрических заболеваний с применением метаболических, нейропротективных, ноотропных препаратов (различных групп фармакотерапевтических препаратов), сходные по сущности воздействия и улучшения нейропередачи через определенные рецепторы [1].

Недостатками этих способов является сложность диагностики NMDA-рецепторной недостаточности и подбора фармацевтической композиции.

Известны способы лечения с применением L-дофа и его производных (мадопар) при болезни Паркинсона, деформирующей мышечной дистрофии, ступорозных состояниях [2].

Применение мадопара в медицине для коррекции когнитивных, мотивационных, эмоциональных расстройств у детей с аутистическими расстройствами неизвестно.

Задачей изобретения является расширение возможности коррекции мотивационных, когнитивных и эмоциональных нарушений с аутистическими расстройствами у детей за счет использования мадопара.

Указанная задача достигается применением мадопара в качестве лекарственного препарата для коррекции мотивационных, когнитивных и эмоциональных нарушений при аутистических расстройствах у детей на фоне стандартных схем лечения.

В качестве лекарственного препарата применяется синтетический левовращающий изомер диоксифенилаланина - L-дофа с ингибиторами дофа-декарбоксилазы - мадопар. Диоксифенилаланин (дофа, допа) - это биогенное вещество, образующееся в организме из тирозина и являющееся предшественником дофамина, катехоламинов. Мадопар способствует повышению уровня L-дофа и катехоламинов в тканях мозга, которые влияют на функциональное состояние синаптического аппарата, участвуют в процессах проведения нервного возбуждения, играют роль гормонального вещества, влияющего на метаболические процессы, находятся в тесной причинно-следственной связи с поведенческими актами и интеллектуально-мнестической деятельностью [3].

Мадопар применяется в виде таблеток по 125 и 250 мг, назначается в дозе 15-30 мг 1 раз в день или через день, во время или после еды, чаще в утренние часы.

Эффективность лекарственного препарата мадопара показана на следующих примерах.

Больной Ж.А. 6 лет. Диагноз: «Расстройства психологического развития, детский аутизм эндогенного генеза», находился на лечении в клинике с 10 апреля по 30 апреля 2007 г. Жалобы на нарушение речи, внимания, трудность сосредоточения, отсутствие интереса к общению, избирательный интерес к играм с преобладанием манипулятивного характера игры, нецеленаправленную двигательную активность, эпизоды возбуждения при ситуациях запрета, стереотипные движения.

Проведено лечение: мадопар 30 мг утром 1 раз в день - 14 дней. Дополнительно были назначены нейротропные препараты, физиопроцедуры, массаж, занятия с психологом.

В таблицах 1-5 приведены результаты исследований: данные динамики показателей зрительной памяти, слухоречевой памяти, внимания, мыслительных процессов, эмоциональной сферы, проводимых по методикам: трудновербализуемые фигуры, методика 10 слов, корректурные пробы, кубики Кооса, четвертый лишний, рисуночные тесты (дом-дерево-человек).

В таблице 6 приведен сравнительный анализ динамики психической деятельности детей, прошедших курс лечения мадопара.

Таблица 1
Данные динамики показателей зрительной памяти
Показатели До лечения После лечения
Объем зрительной памяти 2 фигуры (среднее арифметическое) 3,25 фигуры (среднее арифметическое)

Из таблицы 1 видно, что объем оперативной памяти увеличился в 1,62 раза.

Таблица 2
Данные динамики показателей слухоречевой памяти
Показатели До лечения После лечения
Объем слухоречевой памяти 3 слова (среднее арифметическое) 4,45 слова (среднее арифметическое)

Из таблицы 2 видно, что объем слухоречевой памяти увеличился в 1,48 раза и приближается к нижней границе нормы.

Таблица 3
Данные динамики показателей внимания
Показатели До лечения После лечения
Кол-во ошибок за 1 мин 8 (среднее арифметическое) 5,5 (среднее арифметическое)

Из таблицы 3 видно, что произвольное внимание стало более устойчивым, количество ошибок снизилось в 1,45 раза.

Таблица 4
Данные динамики показателей продуктивности мышления
Показатели До лечения После лечения
Кол-во выполненных заданий 3,7 (среднее арифметическое) 4,8 (среднее арифметическое)

Из таблицы 4 видно, что после прошедшего курса лечения мадопара ребенок смог выполнить в среднем на 1,1 задание больше.

Таблица 5
Данные динамики показателей эмоциональной сферы
Показатели До лечения После лечения
Фобии 7,9 5,7
Тревожность 8,3 6,5
Агрессивные реакции 5,7 4,3

Из таблицы 5 видно, что после прошедшего курса лечения с применением мадопара фобий стало меньше в 1,4 раза, тревожность уменьшилась в 1,3, агрессивные реакции - 1,3 раза.

По результатам исследований был проведен сравнительный анализ динамики психической деятельности детей, прошедших курс лечения мадопаром, данные приведены в таблице 6.

Всех детей разделили на четыре группы:

1. 0 баллов - дети, у которых отсутствовала динамика психической деятельности; 2. 1 балл - дети, у которых отмечалась слабая динамика психической деятельности и незначительная динамика по одному из исследуемых показателей; 3. 2 балла - дети, у которых отмечалась незначительная динамика во всех исследуемых показателях; 4. 3 балла - дети, у которых отмечалась значительная положительная динамика во всех исследуемых показателях.

Таблица 6
Анализ показателей динамики психической деятельности детей
Показатели 0 баллов - отсутствие динамики 1 балл - слабая динамика 2 балла - умеренная динамика 3 балла - выраженная динамика
Группы 1 2 3 4
Количество детей (%) 19 40 36 5

Из таблицы 6 видно, что в 41% случаев у детей (см. показатели 3 и 4 групп), принимавших мадопар, отмечается положительная динамика познавательной деятельности умеренной и выраженной степени, у 40% детей слабо положительная динамика и только в 19% случаев отмечается отсутствие динамики. У 5% детей положительная динамика выраженной степени, у этих детей отмечается значительное улучшение эмоционального состояния, появление произвольной деятельности, уменьшение двигательных стереотипий, появление коммуникативной функции речи.

На фоне приема указанной терапии у больных отмечается повышение объема зрительной, слухоречевой памяти, улучшение концентрации внимания, появление продуктивности в мышлении (появление наглядно-образного мышления), уменьшение фобий, тревожности, начальные проявления мотивационного компонента, уменьшение двигательных стереотипий, повышение речевой активности и увеличение словарного запаса, появление в собственной речи всех частей речи.

Состояние памяти, мышления, восприятия, эмоционального фона и мотивационной готовности зависит от многих факторов, в том числе от состояния нейромедиаторных систем. Мадопар, обладающий нейромедиаторными, нейромодулирующими свойствами, улучшает состояние дофаминэргической, катехоламинэргической систем, ускоряет нейротрансмиттерную передачу, значительно улучшает целенаправленную активность, способствует формированию мотивационных механизмов, улучшает внимание, память, изменяет эмоциональное состояние, обеспечивает более устойчивый эффект.

Для сравнения приводим результаты коррекции больной без использования мадопара, проведенной по стандартной схеме лечения (нейрометаболическая, ноотропная, сосудистая, стимулирующая терапия, занятия с психологом).

Больная А.П., 6 лет. Диагноз: «Расстройства психологического развития, детский аутизм эндогенного генеза», находилась на лечении в клинике с 03 июля по 19 июля 2007 г. Жалобы на задержку развития, отсутствие фразовой речи, отрешенность, низкий интерес к окружающему, к общению, примитивную однообразную игру манипулятивного характера, двигательные стереотипии, страхи, истерические состояния при запрете, привязанность к определенным условиям.

В таблицах 7-11 приведены результаты исследований: данные динамики показателей зрительной памяти, слухоречевой памяти, внимания, мыслительных процессов, эмоциональной сферы, проводимых по методикам: трудновербализуемые фигуры, методика 10 слов, корректурные пробы, кубики Кооса, четвертый лишний, рисуночные тесты (дом-дерево-человек). В таблице 12 приведен сравнительный анализ динамики психической деятельности детей, прошедших курс лечения по стандартной схеме коррекции.

Таблица 7
Данные динамики показателей зрительной памяти
Показатели До лечения После лечения
Объем зрительной памяти 2 фигуры (среднее арифметическое) 2,25 фигуры (среднее арифметическое)

Из таблицы 7 видно, что объем зрительной памяти увеличился в 1,13 раза.

Таблица 8
Данные динамики показателей слухоречевой памяти
Показатели До лечения После лечения
Объем слухоречевой памяти 3 слова (среднее арифметическое) 3,3 слова (среднее арифметическое)

Из таблицы 8 видно, что объем слухоречевой памяти увеличился в 1,1 раза.

Таблица 9
Данные динамики показателей внимания
Показатели До лечения После лечения
Кол-во ошибок за 1 мин 8 (среднее арифметическое) 6,90 (среднее арифметическое)

Из таблицы 9 видно, что произвольное внимание осталось неустойчивым, количество ошибок снизилось незначительно (в 1,15 раза).

Таблица 10
Данные динамики показателей продуктивности мышления
Показатели До лечения После лечения
Кол-во выполненных заданий 3,4 (среднее арифметическое) 3,7 (среднее арифметическое)

Из таблицы 10 видно, что после стандартного курса лечения ребенок смог выполнить в среднем на 0,3 заданий больше.

Таблица 11
Данные динамики показателей эмоциональной сферы
Показатели До лечения После лечения
Фобии 7,9 7,0
Тревожность 7,3 6,1
Агрессивные реакции 5,5 5,4

Из таблицы 11 видно, что после стандартного курса лечения фобий стало меньше в 1,13 раза, тревожность уменьшилась в 1,2; агрессивные реакции уменьшились недостоверно - 1,02.

По результатам исследований был проведен сравнительный анализ динамики психической деятельности детей, прошедших курс лечения по стандартной схеме, данные приведены в таблице 12.

Всех детей разделили на четыре группы:

1. 0 баллов - дети, у которых отсутствовала динамика психической деятельности; 2. 1 балл - дети, у которых отмечалась слабая динамика психической деятельности и незначительная динамика по одному из исследуемых показателей; 3. 2 балла - дети, у которых отмечалась незначительная динамика во всех исследуемых показателях; 4. 3 балла - дети, у которых отмечалась значительная положительная динамика во всех исследуемых показателях.

Таблица 12
Анализ показателей динамики психической деятельности детей
Показатели 0 баллов - отсутствие динамики 1 балл - слабая динамика 2 балла - умеренная динамика 3 балла - выраженная динамика
Группы 1 2 3 4
Количество детей (%) 43 38 19 0

Из таблицы 12 видно, что у детей, принимавших лечение по стандартной методике, положительная динамика выраженной степени не отмечена, динамика познавательной деятельности умеренной степени в 19% случаев у детей (см. показатели 3 группы), в 38% - слабой степени (недостоверная,) в 43% случаев отмечается отсутствие динамики.

На фоне приема указанной терапии отмечается: незначительное увеличение зрительной и слухоречевой памяти, произвольное внимание осталось неустойчивым, показатели продуктивности мышления незначительно улучшились.

Действие препарата мадопар было исследовано на 58 больных в возрасте от 5 до 8 лет, проходивших лечение в клинике в 2001-2007 г.г. с диагнозом: «Расстройства психологического развития, детский аутизм эндогенного генеза».

Мадопар, обладая нейромедиаторными, нейромодулирующими свойствами, изменяет состояние дофаминовых и катехоламиновых рецепторов [4], ускоряет нейротрансмиттерную передачу, оказывает положительное влияние на формирование эмоциональных реакций, регуляцию сложных двигательных функций, когнитивных процессов, значительно улучшает целенаправленную активность, мотивационные механизмы, внимание, память, изменяет эмоциональное состояние, обеспечивает эффективность коррекции.

Применение мадопара значительно повышает эффективность коррекции - в 81% случаев отмечено улучшение показателей зрительной памяти, слухоречевой памяти, внимания, мыслительных процессов, эмоциональной сферы, что позволяет существенно сократить сроки госпитализации и финансовые издержки на лечение.

Источники информации

1. RU №2000128654/14, А61К 31/195. Способы лечения нейропсихиатрических расстройств, 20.09.2002 г.

2. М.Д. Машковский. Лекарственные средства. М.: Новая волна, 1996. Т.I, стр.173-175 - прототип.

3. Э.Ю. Мисионжик, Р.Д. Коган, Ю.Б. Баландина и др. Клинико-патогенетические корреляции при интеллектуальной недостаточности у недоношенных детей. // Ж-л невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. М.: Медицина, 1985. Т.85, вып. 3, стр.388-393.

4. Э.Ф. Лавренецкая, М.М. Кац, Г.Н. Балденков. О роли дофаминовых рецепторов в механизмах действия нейролептиков. // Ж-л невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. М.: Медицина, 1985. Т.85, вып. 3, стр.431-435.

Применение мадопара в качестве лекарственного препарата для коррекции когнитивных, мотивационных, эмоциональных нарушений у детей с аутистическими расстройствами.