Люк смотрового колодца

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к конструкции люков смотровых колодцев подземных инженерных коммуникаций. Целью предлагаемого технического решения является создание простого и надежного запирающего устройства, облегчение изготовления, монтажа и обслуживания, повышение надежности люков. Новое решение технической задачи достигается тем, что крышка люка формируется методом прямой интрузии в один прием и представляет собой пространственную конструкцию из основной плиты крышки люка и дополнительной плиты меньшего диаметра, объединенными между собой радиальными ребрами жесткости. В радиальных ребрах жесткости смонтирована запирающая система из дисковых фиксаторов и упругих элементов, рассчитанных таким образом, чтобы обеспечить гарантированное усилие запирания. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к конструкции люков смотровых колодцев подземных инженерных коммуникаций: канализация, водопровод, газовые, тепловые и кабельные сети.

Известны примеры изготовления люков смотровых колодцев с использованием полимерных композиционных материалов. В ходе патентного поиска выявлено несколько патентов, по технической сути близких к заявляемой конструкции люка.

В частности, известна крышка люка смотрового колодца (патент РФ №34948, МПК E02D 29/14; E02D 29/12, опубл. 20.12.2003 г.), выполненная из металлического каркаса в виде диска, расположенного в его центре, с отверстиями, радиальных лучей, соединяющих диск с окаймляющей окружностью, и заполненная термопластическим материалом.

Недостатком крышки люка по этому патенту является отсутствие запорного устройства, что может привести к открыванию крышки люка потоком разряженного воздуха, так как полимерные крышки не обладает достаточной массой, предотвращающей открыванию люка. Недостатком является также необходимость дополнительных затрат по изготовлению достаточно сложного металлического каркаса в виде диска с отверстиями.

Известен такой люк смотрового колодца (патент РФ №2278215, МПК E02D 29/12; E02D 29/14, опубл. 20.06.2006 г.), корпус которого выполнен из металлического каркаса с оребрением, покрыт полимерной композицией, а крышка выполнена в виде вертикального стержня и расположенного перпендикулярно ему лицевой плиты и плиты основания, и снабжена металлическими листами, закрепленными на стержне, лицевой плите и плите основания, сужающимися в сторону плиты основания, образуя объемный каркас, заполненный полимерной композицией.

Недостатком этой конструкции является то, что изготовление такой каркаса, собранного сварным способом, является металлоемким и трудоемким.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является взятая в качестве прототипа крышка люка (патент РФ №67117 E02D 29/14, опубл. 10.10.2007 г.), снабженная ушками, изготовленная прессованием в виде единой конструкции металлического каркаса и заполненная полимерпесчаной композицией, а как вариант - крышка люка в виде единой прессованной конструкции из полимерпесчаной композиции.

Недостатками известной крышки люка являются:

- отсутствие запирающего устройства, что может привести к самопроизвольному открыванию крышки люка под действием разреженного потока воздуха, образующегося под днищем проезжающего транспорта, т.к. полимерные люки не обладают достаточным весом, кроме того, отсутствие запирающего устройства делает смотровые колодцы доступными для детей и посторонних лиц.

- Низкая стойкость крышки люка к растрескиванию при действии циклических нагрузок и к истиранию рельефного рисунка на поверхности крышки от воздействия колес проезжающего транспорта обусловлена применением полимерпесчаной композиции в качестве материала для изготовления люка.

- Наличие в конструкции ушек говорит о необходимости ориентирования люка вдоль движения транспорта.

Задачей предлагаемого технического решения является создание простого и надежного запирающего устройства, повышение прочности конструкции, облегчение монтажа, установки и упрощение обслуживания люка.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображены общий вид корпуса и крышка люка, с одним из трех дисковых фиксаторов, в разрезе по А-А.

На фиг.2 - вид крышки люка, со схемой запирающей системы.

Новое решение технической задачи достигается тем, что крышка люка формируется в виде единого изделия методом прямой интрузии в один прием и представляет собой пространственную конструкцию из основной плиты крышки люка 1 (см. фиг.2), дополнительной плиты меньшего диаметра 2, объединенными между собой радиальными ребрами жесткости 3.

В радиальных ребрах жесткости смонтирована запирающая система, состоящая из трех дисковых фиксаторов 4, изготовленных из полимерного композита, и трех упругих элементов 5 (см. фиг.1). При этом размеры фиксаторов и упругих элементов рассчитаны таким образом, что обеспечивают гарантированное усилие запирания, соответствующее люкам тяжелой магистральной серии (80 кг). Применение трех элементов запирающей системы позволяет исключить необходимость применения ушек, а также прочно удерживать люк в каркасе и устраняет необходимость специального ориентирования люка вдоль движения транспорта.

Корпус люка из полимерного композита армирован каркасом 3 (фиг.1) в виде беличьего колеса из арматурной стали. Такая конструкция каркаса обеспечивает стабильность геометрических размеров корпуса люка при перепаде температур, тем самым предотвращая разрушение дорожного покрытия вокруг люка.

В качестве полимерного материала применяется композитный материал из полимеров вторичной обработки, армированный волокнистыми наполнителями, что повышает физико-механические свойства и стойкость к циклическим перепадам температур.

Такое решение позволяет достичь прочности, достаточной для изготовления люков всех типоразмеров (легкие, средние, тяжелые, тяжелые магистральные).

Изготовление корпуса и крышки люка происходит следующим образом.

Подготовленная полимерная смесь переводится в вязкотекучее состояние в материальном цилиндре экструдера и нагнетается в подогретую пресс-форму. После заполнения пресс-форма охлаждается, готовая деталь извлекается.

Установка крышки люка смотрового колодца в корпус люка осуществляется приложением к крышке усилия до срабатывания запирающей системы. Происходит защелкивание дисковых фиксаторов и крышка люка прочно удерживается в каркасе, на уровне дорожного покрытия.

Лицевая поверхность крышки люка выполнена с рельефом, обеспечивающим достаточное сцепление.

Паз 6 (см. фиг.1) предусмотрен для извлечения крышки из корпуса.

Предлагаемое техническое решение упрощает процесс изготовления изделия, прочное крепление крышки люка в смотровом колодце, повышает стойкость конструкции при действии циклических нагрузок, устраняет необходимость ориентировать люк вдоль движения транспорта, облегчает монтаж, установку и обслуживание люка.

1. Люк смотрового колодца, включающий армированный каркас и крышку из полимерного композита, отличающийся тем, что крышка люка изготовлена методом прямой интрузии в один прием и представляет собой единую пространственную конструкцию из основной плиты и дополнительной плиты меньшего диаметра, объединенных между собой радиальными ребрами жесткости, в которых смонтирована запирающая система, состоящая из дисковых фиксаторов из полимерного композита и упругих элементов.

2. Люк смотрового колодца по п.1, отличающийся тем, что армирование полимерного композита произведено волокнистым наполнителем.