Звукопоглощающая конструкция судовой каюты
Изобретение относится к промышленной акустике, в частности к широкополосному шумоглушению, и может быть использовано на объектах водного транспорта. Звукопоглощающая конструкция судовой каюты содержит жесткий каркас, заполненный звукопоглощающим материалом. Жесткий каркас выполнен в виде трехгранной призматической конструкции, состоящей из двух перфорированных наклонных граней, соединенных с образованием ребра крепежными элементами с определенным шагом. В качестве третьей грани трехгранной призмы используется судовая переборка, к которой через вибродемпфирующие элементы посредством крепежных элементов и упругих стяжек присоединяются перфорированные наклонные грани. Упругие стяжки расположены внутри каркаса в плоскости, перпендикулярной судовой переборке. Один конец стяжек крепится к крюкам, закрепленным на переборке, а другой - к крепежным элементам, стягивающим наклонные грани, с внутренней стороны к которым прикреплен звукопоглощающий негорючий материал, обернутый акустически прозрачным материалом. Внутри каркаса между слоями звукопоглощающего материала имеется воздушная полость. Изобретение позволяет улучшить эксплуатационные свойства конструкции и повысить эффективность шумоглушения за счет расширения частотного диапазона. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к промышленной акустике, в частности к широкополосному шумоглушению, и может быть использовано на объектах водного транспорта.
Наиболее близким техническим решением по технической сущности и достигаемому результату является штучный звукопоглотитель (Патент РФ №2282004 - прототип), включающий подвешенный на несущей конструкции каркас с жестко закрепленными на нем звукопоглощающими элементами в виде чередующихся между собой активных, со звукопоглощающим материалом, и реактивных полостей, разделенных перегородками, закрепленными на днище каркаса с его внутренней стороны.
Недостатком известного технического решения, принятого в качестве прототипа, является сравнительно невысокая эффективность шумоглушения за счет необходимости постоянной настройки шага расположения звукопоглощающих элементов и выбора их угла наклона к отражающей поверхности, что ограничивает спектральные возможности шумоглушения из-за отсутствия резонансных объемов, настроенных на определенную полосу частот.
Технически достижимый результат изобретения - повышение эффективности шумоглушения за счет расширения частотного диапазона и улучшение эксплуатационных свойств.
Это достигается тем, что в звукопоглощающей конструкции судовой каюты, содержащей жесткий каркас, заполненный звукопоглощающим материалом, жесткий каркас выполнен в виде трехгранной призматической конструкции, состоящей из двух перфорированных наклонных граней, соединенных с образованием ребра крепежными элементами с определенным шагом, а в качестве третьей грани трехгранной призмы используется судовая переборка, к которой через вибродемпфирующие элементы посредством крепежных элементов и упругих стяжек присоединяются перфорированные наклонные грани, при этом упругие стяжки расположены внутри каркаса в плоскости, перпендикулярной судовой переборке, причем один конец стяжек крепится к крюкам, закрепленным на переборке, а другой - к крепежным элементам, стягивающим наклонные грани, с внутренней стороны к которым прикреплен звукопоглощающий негорючий материал, обернутый акустически прозрачным материалом, при этом внутри каркаса между слоями звукопоглощающего материала имеется воздушная полость.
На чертеже представлен поперечный разрез звукопоглощающей конструкции судовой каюты.
Звукопоглощающая конструкция судовой каюты состоит из жесткого каркаса, выполненного в виде трехгранной призматической конструкции, состоящей из двух перфорированных наклонных граней 2, соединенных с образованием ребра крепежными элементами 7 с определенным шагом. В качестве третьей грани трехгранной призмы используется судовая переборка 1, к которой через вибродемпфирующие элементы 5 посредством крепежных элементов 4 и упругих стяжек 6 присоединяются перфорированные наклонные грани 2. При этом упругие стяжки 6 расположены внутри каркаса в плоскости, перпендикулярной судовой переборке 1. Один конец стяжек крепится к крюкам, закрепленным на переборке 1, а другой - к крепежным элементам 7, стягивающим наклонные грани 2.
С внутренней стороны каркаса к перфорированным наклонным граням 2 прикреплен звукопоглощающий негорючий материал 3 (например, винипор, стекловолокно), обернутый акустически прозрачным материалом, например стеклотканью. Внутри каркаса между слоями звукопоглощающего материала 3 имеется воздушная полость 8.
Звукопоглощающая конструкция судовой каюты работает следующим образом.
Звуковые волны, распространяясь в каюте, взаимодействуют с звукопоглощающим материалом 3. Звукопоглощение на низких и средних частотах происходит за счет акустического эффекта, построенного по принципу резонаторов Гельмгольца, образованных воздушными полостями 8. Различные объемы резонансных полостей служат для подавления звуковых колебаний в требуемом звуковом диапазоне частот, как правило большие объемы для подавления шума в низкочастотном диапазоне, а малые - в области средних и высоких частот. Взаимодействие звуковых волн с звукопоглотителем приводит к шумоглушению в высокочастотном диапазоне, а выполнение звукопоглотителя из негорючих материалов делает конструкцию пожаробезопасной.
Звукопоглощающая конструкция судовой каюты, содержащая жесткий каркас, заполненный звукопоглощающим материалом, отличающаяся тем, что жесткий каркас выполнен в виде трехгранной призматической конструкции, состоящей из двух перфорированных наклонных граней, соединенных с образованием ребра крепежными элементами с определенным шагом, а в качестве третьей грани трехгранной призмы используется судовая переборка, к которой через вибродемпфирующие элементы посредством крепежных элементов и упругих стяжек присоединяются перфорированные наклонные грани, при этом упругие стяжки расположены внутри каркаса в плоскости, перпендикулярной судовой переборке, причем один конец стяжек крепится к крюкам, закрепленным на переборке, а другой - к крепежным элементам, стягивающим наклонные грани, с внутренней стороны к которым прикреплен звукопоглощающий негорючий материал, обернутый акустически прозрачным материалом, при этом внутри каркаса между слоями звукопоглощающего материала имеется воздушная полость.