Способ дезинфекции транспортных средств и контейнеров после перевозки животноводческих грузов

Изобретение относится к области ветеринарии, сельского хозяйства, в частности к области дезинфекции. Способ дезинфекции включает обработку дезинфицирующим средством, содержащим активный хлор, синтезированный из 10,0-20,0%-ного раствора хлорида натрия, подвергнутого воздействию постоянного электрического тока с интенсивностью, обеспечивающей достижение величин рН 7-8, концентрации активного хлора 0,7-0,9% и окислительно-восстановительного потенциала +1000±50 мВ, причем обработку проводят дважды при 15-25°С из расчета 0,5-1,0 л/м2 с интервалом 90-95 мин с последующей экспозицией 90-95 мин. Изобретение обеспечивает эффективную дезинфицирующую обработку без вредного влияния на окружающую среду. 3 табл.

Реферат

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к ветеринарии, и может быть использовано для дезинфекции грузовых отсеков транспортных средств (автомобилей, рефрижераторных и крытых железнодорожных вагонов, судов, самолетов) и контейнеров после перевозки животных, сырья и продуктов животного происхождения, а также других объектов ветеринарного надзора.

Известен способ дезинфекции транспортных средств и контейнеров после перевозки животноводческих грузов, включающий их обработку дезинфицирующим средством, содержащим активный хлор («Ветеринарно-санитарные правила обработки транспортных средств, контейнеров, складских помещений, карантинных баз и других подконтрольных объектов», утв. Главным Управлением ветеринарии МСХ РФ 15.06.1993 г., п.4; п.5, п.6, п.7 и п.8; «Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора», утв. Департаментом ветеринарии МСХ РФ 15.07.2002 г. за №13-5-02/0522, п.6) [прототип]). Известный способ основан на проведении дезинфекции с помощью препаратов гипохлор, являющийся производным веществом при хлорировании каустической или кальцинированной соды и относящийся к препаратам, содержащим «активный хлор», применяемый для дезинфекции средств транспорта.

Основными действующими веществами при применении гипохлорита являются гипохлорит натрия, свободная щелочь и др. Однако этот препарат недостаточно эффективен, кроме того, он нестоек при хранении (требуется добавление стабилизатора), требует подкисления для повышения окислительно-восстановительного потенциала), коррозионен (требуется ингибитор коррозии). Получение гипохлорита возможно только в заводских условиях, так как приготовление его на местах применения является опасным для человека и окружающей среды. Производство гипохлора является материально затратным и технологически трудоемким процессом, требующим особых условий хранения реагентов и самого препарата (железобетонные и металлические герметичные емкости). На получение 1 кг гипохлорита натрия требуется 3,25-3,50 кг каустической или кальцинированной соды, электроэнергии в пределах от 5 до 15 кВт·час/кг.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности дезинфекционной обработки транспортных средств при меньшей концентрации дезинфицирующего средства, снижение себестоимости затрат и повышение безопасности труда обслуживающего персонала, отсутствие вредного влияния на окружающую среду.

Технический эффект достигается в способе дезинфекции транспортных средств и контейнеров после перевозки животноводческих грузов, включающем их обработку дезинфицирующим средством, содержащим активный хлор, тем, что в качестве дезинфицирующего средства используют раствор оксидантов, синтезированный из 10,0-20,0%-ного раствора хлорида натрия, подвергнутого воздействию постоянного электрического тока с интенсивностью, обеспечивающей достижение величин рН 7-8, концентрации оксидантов 0,7-0,9% и окислительно-восстановительного потенциала +1000±50 мВ, причем обработку проводят дважды при 15-25°С из расчета 0,5-1,0 л/м2 с интервалом 90-95 мин с последующей экспозицией 90-95 мин.

Компонентами синтеза оксидантов являются водопроводная вода по ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая» и пищевая соль по ГОСТ 13830-91 или техническая поваренная соль по ТУ 18113-85.

В патентной и научно-технической литературе не найдены технические решения, аналогичные заявляемому, поэтому представленное техническое решение отвечает критерию «новизна».

Для получения раствора оксидантов используется установка «Аквахлор» производительностью по оксидантам 30 г/час, в которой реализован принципиально новый технологический процесс - ионселективный электролиз с диафрагмой, обеспечивающий полное разделение исходного солевого раствора с концентрацией от 800 до 250 г/л в модульных реакторах ПЭМ-7 за один цикл отработки (без возврата на регенерацию анолита, без вымораживания соли из католита и без возврата соли в процесс, без добавки кислоты в анодный контур, без высококачественной очистки солевого раствора) на влажную смесь газообразных оксидантов (хлор, диоксид хлора, озон) и раствор гидроксида натрия (NaOH) с концентрацией 150-170 г/л при степени конверсии поваренной соли от 98 до 99,5%. Газообразная смесь оксидантов смешивается в смесителе с водой, давая раствор оксидантов (1,0-1,5 г/л), который используется для дезинфекции различных объектов (в т.ч. транспортных средств).

Необходимая площадь помещения для работы установки не менее 3,0 м2 (с учетом пространства для технического обслуживания).

Поэтому предложение соответствует критерию «изобретательский уровень».

Кроме того, все используемые при изготовлении установки компоненты производятся отечественной промышленностью и поэтому предложение «промышленно осуществимо».

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. На установке «Аквахлор» получают раствор оксидантов, синтезированный из 10,0-%-ного раствора хлорида натрия, подвергнутого воздействию постоянного электрического тока с интенсивностью, обеспечивающей достижение величин рН 7, концентрации оксидантов 0,7% и окислительно-восстановительного потенциала +950 мВ, причем обработку проводят дважды при 15°С из расчета 0,5 л/м2 с интервалом 90 мин с последующей экспозицией 90 мин.

Дезинфицирующее вещество распыляли на поверхности объекта с помощью распылителя АО-1.

Результаты бактериологического контроля качества дезинфекции отражены в таблице 1. Эффективность известного способа составила при этих же условиях 54%.

Пример 2. На установке «Аквахлор» получают раствор оксидантов, синтезированный из 15,0-%-ного раствора хлорида натрия, подвергнутого воздействию постоянного электрического тока с интенсивностью, обеспечивающей достижение величин рН 7,5, концентрации оксидантов 0,8% и окислительно-восстановительного потенциала +1000 мВ, причем обработку проводят дважды при 20°С из расчета 0,75 л/м2 с интервалом 92,5 мин с последующей экспозицией 92,5 мин.

Дезинфицирующее вещество распыляли на поверхности объекта с помощью распылителя АО-1.

Результаты бактериологического контроля качества дезинфекции отражены в таблице 2. Эффективность известного способа составила при этих же условиях 61%.

Пример 3. На установке «Аквахлор» получают раствор оксидантов, синтезированный из 20,0-%-ного раствора хлорида натрия, подвергнутого воздействию постоянного электрического тока с интенсивностью, обеспечивающей достижение величин рН 8, концентрации оксидантов 0,9% и окислительно-восстановительного потенциала +1050 мВ, причем обработку проводят дважды при 25°С из расчета 1,0 л/м2 с интервалом 95 мин с последующей экспозицией 95 мин.

Дезинфицирующее вещество распыляли на поверхности объекта с помощью распылителя АО-1.

Результаты бактериологического контроля качества дезинфекции отражены в таблице 3. Эффективность известного способа составила при этих же условиях 58%.

Таким образом, предлагаемый препарат позволяет по сравнению с прототипом повысить эффективность дезинфекции на 5,0-12,0%, при этом снижаются энергозатраты в 4-5 раз, расход материалов в 20 раз; срок хранения рабочих растворов увеличивается до 10 суток. Повышается безопасность для обслуживающего персонала и снижается нагрузка на окружающую среду.

Для получения растворов оксидантов не требуется заводских условий, т.к. отечественная установка «Аквахлор» может устанавливаться без выполнения проектно-монтажных работ, используя имеющиеся на объекте гидравлические и электрические сети, т.е. предложение «промышленно применимо». Установка требует минимального расхода NaCl - 100-200 г/л, электроэнергии - 1,8-3,5 кВт·час/кг.

Таблица 1
Результаты бактериологического контроля качества дезинфекции транспортных средств и контейнеров раствором оксидантов
Наименование Обсемененность поверхностей St. aureus, КОЕ/см2
поверхности объекта До дезинфекции, М±m После дезинфекции, М±m Эффективность обеззараживания, %
Стена контейнера (металл, п=6) 3150,0±50,0 1,0±0,002* 99,97
Пол кузова автомобиля (дерево) п=6 4850,0±66,0 18,0±1,2* 99,63
Борт кузова автомобиля (металл) п=6 4220,0±30,0 23,0±1,5* 99,46
Покрышки колес (резина, п=6) 3506,0±12,0 3,0±0,09* 99,92
Прототип
Стена контейнера (металл, п=6) 3150,0±50,0 124,0±1,4 96,07
Пол кузова автомобиля (дерево) п=6 4850,0±66,0 281,0±13,6 94,21
Борт кузова автомобиля (металл) п=6 4220,0±30,0 223,0±10,9 94,72
Покрышки колес (резина, п=6) 3506,0±12,0 424,0±14,7 88,0
*) - Р<0,005
Таблица 2
Результаты бактериологического контроля качества дезинфекции транспортных средств и контейнеров раствором оксидантов
Наименование поверхности объекта Обсемененность поверхностей St. aureus, КОЕ/см2
До дезинфекции, М±m После дезинфекции, М±m Эффективность обеззараживания, %
Стена контейнера (металл, п=6) 3150,0±50,0 0 100,0
Пол кузова автомобиля (дерево) п=6 4850,0±66,0 0 100,0
Борт кузова автомобиля (металл) п=6 4220,0±30,0 0 100,0
Покрышки колес (резина, п=6) 3506,0±12,0 0 100,0
Прототип
Стена контейнера (металл, п=6) 3150,0±50,0 124,0±1,4 96,1
Пол кузова автомобиля (дерево) п=6 4850,0±66,0 281,0±13,6 94,2
Борт кузова автомобиля (металл) п=6 4220,0±30,0 223,0±10,9 94,7
Покрышки колес (резина, п=6) 3506,0±12,0 424,0±14,7 88,0
Таблица 3
Результаты бактериологического контроля качества дезинфекции транспортных средств и контейнеров раствором оксидантов
Наименование поверхности объекта Обсемененность поверхностей St. aureus, КОЕ/см2
До дезинфекции, М±m После дезинфекции, М±m Эффективность обеззараживания, %
Стена контейнера (металл, п=6) 3150,0±50,0 0 100,0
Пол кузова автомобиля (дерево) п=6 4850,0±66,0 0 100,0
Борт кузова автомобиля (металл) п=6 4220,0±30,0 0 100,0
Покрышки колес (резина, п=6) 3506,0±12,0 0 100,0
Прототип
Стена контейнера (металл, п=6) 3150,0±50,0 124,0±1,4 96,07
Пол кузова автомобиля (дерево) п=6 4850,0±66,0 281,0±13,6 94,21
Борт кузова автомобиля (металл) п=6 4220,0±30,0 223,0±10,9 94,72
Покрышки колес (резина, п=6) 3506,0±12,0 424,0±14,7 88,0

Способ дезинфекции транспортных средств и контейнеров после перевозки животноводческих грузов, включающий их обработку дезинфицирующим средством, содержащим активный хлор, отличающийся тем, что в качестве дезинфицирующего средства используют активный хлор, синтезированный из 10,0-20,0%-ного раствора хлорида натрия, подвергнутого воздействию постоянного электрического тока с интенсивностью, обеспечивающей достижение величин рН 7-8, концентрации активного хлора 0,7-0,9% и окислительно-восстановительного потенциала +1000±50 мВ, причем обработку проводят дважды при 15-25°С из расчета 0,5-1,0 л/м2 с интервалом 90-95 мин с последующей экспозицией 90-95 мин.