Судовая силовая двухвальная установка
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области судостроения. Судовая силовая двухвальная установка содержит маршевый и форсажные двигатели. Форсажные двигатели расположены соосно с гребными валами и соединены с ними через маршево-форсажные планетарные редукторы. Указанные редукторы содержат угловые передачи и соединены между собой через угловой редуктор маршевого двигателя. Соединение редукторов осуществлено посредством компенсирующих муфт. Маршевый двигатель может быть размещен между двумя гребными валами или форсажными двигателями. Маршевый и форсажные двигатели могут передавать крутящий момент на один или одновременно на оба гребных вала. Двигатели и редукторы установлены на амортизированных платформах. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
Изобретение относится к области судостроения.
Известно устройство передачи мощности главного двигателя на гребные винты судна по патенту 2053163 С1, МПК В63Н 23/06, 23/08. Недостатками данного устройства являются:
- использование одного двигателя с точки зрения низкой надежности работы устройства;
- редукторные передачи с внешними зубчатыми зацеплениями являются громоздкими и тяжелыми;
- исключает возможность применения форсажного двигателя;
- повышенная шумность в машинном отделении.
Известна также силовая установка по патенту США 4344760, кл.440-3, принятая за прототип. Установка содержит два главных двигателя, работающих совместно или раздельно на два гребных вала.
Недостатками данной установки являются:
- большие габариты и массы редукторов с внешними зубчатыми зацеплениями;
- повышенный шум установки;
- невозможность применения более двух двигателей;
- сложность центровки и монтажа установки.
Цель изобретения - устранение отмеченных недостатков.
Указанная цель достигается следующим:
- судовая двухвальная установка снабжена маршевыми и форсажными двигателями;
- каждый форсажный двигатель соединен со своим гребным валом соосно через маршево-форсажный (планетарный) редуктор, а также может соединяться с гребным валом другого форсажного двигателя через угловой редуктор;
- маршево-форсажные (планетарные) редукторы снабжены разобщительными и реверсивными устройствами, обеспечивающими применение нереверсивных двигателей, и содержат угловые передачи;
- маршевый двигатель расположен в средней части корпуса судна по ширине и соединен с гребными валами через угловой редуктор, обеспечивающий установку маршевого двигателя своей продольной осью параллельно или под некоторыми углами в вертикальной плоскости относительно осей гребных валов;
- каждый двигатель со своим редуктором смонтирован на амортизированной раме.
Редукторы между собой соединены компенсирующими муфтами.
На Фиг.1 и 3 изображены двухвальные судовые силовые установки с тремя двигателями.
На Фиг.4 изображена двухвальная судовая силовая установка с четырьмя двигателями.
На Фиг.5 изображена двухвальная судовая силовая установка с двумя двигателями.
Судовая силовая двухвальная установка содержит средний маршевый двигатель 1 с угловым редуктором 2, бортовые форсажные двигатели 3 и 4 с маршево-форсажными (планетарными) редукторами 5 и 6, валы гребные 7 и 8 с гребными винтами 9 и 10. Каждый двигатель 1, 3, 4 со своими редукторами 2, 5 и 6 смонтирован на звукоизолирующих платформах 11, которые устанавливаются на амортизаторах (на чертеже не показаны). Редукторы 2, 5 и 6 соединены между собой компенсирующими муфтами 12 и 13.
Судовая силовая двухвальная установка работает следующим образом.
При ее работе, в зависимости от заданного режима, возможны три варианта.
- Работает один средний двигатель 1 на два гребных вала 7 и 8. Реверсивно-разобщительные муфты маршево-форсажных (планетарных) редукторов 5 и 6 (на чертеже не показаны, так как они находятся внутри корпусов редукторов) могут занимать три положения - передний ход, задний ход, стоп. Крутящий момент двигателя 1 передается через угловой редуктор 2, компенсирующие муфты 12 и 13, маршево-форсажные (планетарные) редукторы 5 и 6 на валы гребные 7 и 8 (см. Фиг.2, алгоритм работы 1).
- Один бортовой двигатель, например 3, работает на два гребных вала. В этом случае крутящий момент двигателя 3 передается через маршево-форсажный (планетарный) редуктор 5 на вал гребной 7, а также через компенсирующую муфту 12, угловой редуктор 2, компенсирующую муфту 13, редуктор 6 на вал гребной 8 (см. Фиг.2, алгоритм работы 2).
- Бортовые двигатели работают на свои гребные винты (см.Фиг.2, алгоритм работы 3). В этом режиме от каждого двигателя 3 и 4 крутящий момент передается напрямую через редукторы 5 и 6 на гребные валы 7 и 8, при этом редукторы могут реверсироваться, обеспечивая судну высокую маневренность.
На Фиг.3 и 4 представлены возможные компоновки маршевых и форсажных двигателей судовых силовых двухвальных установок.
Положительный эффект от использования изобретения заключается в следующем:
- судовая силовая двухвальная установка может иметь в своем составе более двух двигателей;
- возможность использования двигателей совместно форсажных и экономичных маршевых;
- возможность применения нереверсивных двигателей;
- снижение шума в машинном отделении;
- упрощение монтажа и центровки механизмов силовых установок;
- повышение маневренности судна;
- возможность установки маршевого двигателя продольной осью, не совпадающей с продольной осью гребного вала или форсажного двигателя в вертикальной плоскости.
1. Судовая силовая двухвальная установка, содержащая двигатели, редукторные передачи, компенсирующие муфты и гребные валы, отличающаяся тем, что бортовые форсажные двигатели соединены соосно с гребными валами через маршево-форсажные планетарные редукторы, содержащие угловые передачи, соединенные между собой через угловой редуктор маршевого двигателя, который расположен между двумя гребными валами или форсажными двигателями, причем его продольная ось может не совпадать с продольными осями форсажных двигателей в вертикальной плоскости.
2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что каждый форсажный и маршевый двигатель установлен со своим редуктором на амортизированной раме, а их редукторы соединены между собой компенсирующими муфтами.