Биопрепарат для очистки морской воды от нефти
Изобретение относится к средствам борьбы с нефтяным загрязнением и может быть использовано при ликвидации последствий аварийных нефтяных разливов в море. Биопрепарат на основе углеводородокисляющего штамма Phyllobacterium myrsinacearum ВКПМ В-9079 получен путем последовательного культивирования штамма на среде с пептоном, сахарозой, источником фосфора, калия, магния, и на среде с кукурузным экстрактом, сахарозой, источником фосфора, калия, магния. С последующим разведением полученного концентрата стерильной дистиллированной водой, в которую добавляют (г/л): концентрат бактериальной суспензии - 100,0; меласса - 20,0; K2HPO4 - 1,5; KH2PO4 - 1,5; MgSO4 - 1,5, или смешивание полученного концентрата с 15% раствором мелассы и водой в соотношении 1:1:1, инокулирование полученной смесью стерильного вермикулита, вспученного с последующим поверхностным культивированием в течение 3-5 дней при 18-20°С. Биопрепарат эффективно и в короткий срок утилизирует нефтяные углеводороды, в том числе полиядерные ароматические. Убыль суммарных нефтяных углеводородов через 15 суток очистки жидким биопрепаратом составила 84,1%, сухим биопрепаратом - 78,1%. Применение жидкой формы биопрепарата снизило суммарное содержание ПАУ на 75,2%, сухой формы - на 76,9%. 4 табл.
Реферат
Изобретение относится к средствам борьбы с нефтяным загрязнением и может быть использовано для очистки морской воды от нефти. Биопрепарат представлен в жидкой и сухой формах, создан на основе углеводородокисляющего штамма Phyllobacterium myrsinacearum DKS-1 с титром клеток 109 / мл/г. В состав жидкого препарата входят биомасса штамма и жидкая питательная среда, содержащая источники азота, калия, фосфора и магния. Сухая форма биопрепарата содержит штамм, иммобилизованный в поры носителя, в качестве которого используют стерильный адсорбент вермикулитовый вспученный. Биопрепарат эффективно и в короткий срок утилизирует нефтяные углеводороды, в том числе полиядерные ароматические.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Предлагаемое изобретение относится к средствам борьбы с нефтяным загрязнением и может быть использовано для очистки морской воды от нефти.
Известны разнообразные биопрепараты на основе нефтеокисляющих микроорганизмов и их ассоциаций, предназначенные для очистки окружающей среды от нефти и нефтепродуктов (а.с. СССР №1076446, 1982; патенты РФ 2023686, 1994; 2122980, 1998; 2174496, 2001; 2191753, 2002; 2191752, 2002).
Наиболее близким к предлагаемому биопрепарату является биопрепарат «Авалон» (патент РФ №2181701, кл. C02F 3/34, С12Р 39/00, В09С 1/20, C12N 1/20, 2002), который содержит пористый носитель в виде вспененных стеклообразных метафосфатов переменного состава и штаммы микроорганизмов-деструкторов нефти (Serratia marcescens PL-1, Pseudomonas fluorescens biovar II 10-1, Acidovorax delafieldii 3-1), взятый нами за прототип.
Его недостатком является то, что предлагаемые микроорганизмы могут быть патогенными и применение биопрепарата может представлять опасность в медицинском и санитарно-гигиеническом отношении. Кроме того прототип предлагает к использованию коллекционные штаммы, а с точки зрения экологической безопасности и эффективности в состав биопрепаратов должны входить аборигенные микроорганизмы, свойственные конкретному очищаемому от нефти объекту.
Задачей изобретения является разработка такого биопрепарата для очистки морской воды от нефти, который позволил бы обеспечить экологическую, медицинскую и санитарно-гигиеническую безопасность его применения.
Это достигается за счет того, что в качестве биодеструктора используют углеводородокисляющий бактериальный штамм Phyllobacterium myrsinacearum DKS-1, выделенный из вод Северного Каспия, отобранных в районе разведочного бурения нефтяных скважин. Филогенетическое положение штамма проведено на основании секвенирования гена 16S рРНК 6 Центре "Биоинженерия" РАН и ИНМИ РАН.
Данный штамм защищен патентом (2268934) и депонирован во Всероссийской коллекции промышленных микроорганизмов (коллекционный номер ВКПМ В-9079).
Штамм не токсичен, не обладает вирулентными и токсигенными свойствами, не диссеминирует во внутренних органах лабораторных животных.
Анализ литературных данных и известных технических решений показывает, что не имеется сведений о биопрепаратах для очистки объектов окружающей среды от нефтяного загрязнения с использованием бактерий рода Phyllobacterium. Следовательно, заявляемое изобретение соответствует условиям патентоспособности "новизна", "изобретательский уровень".
В качестве деструктора нефти используют бактериальный штамм Phyllobacterium myrsinacearum DKS-1. Хранение штамма осуществляют на агаризованной питательной среде (МПА) с Периодическими пересевами (3-4 раза в год). Инкубирование после пересева ведут при температуре 28°С в течение 3-4 дней, затем культуру хранят в холодильнике при температуре 4°С, а также в лиофилизированном состоянии в ампулах.
Штамм Phyllobacterium myrsinacearum DKS-1 характеризуется следующими культурально-морфологическими и физиолого-биохимическими признаками: Грамвариабельные прямые подвижные палочки, спор не образуют. Образуют на МПА круглые, выпуклые, блестящие, слизистые, 1-2 мм в диаметре колонии с ровными краями от светло-розового до красного цвета. Оксидазоположительный, каталазоположительный, галотолерантный (рост в интервале солености 0,05-20% NaCl), не гидролизует крахмал, казеин, пектин и целлюлозу, не разжижает желатин, не образует сероводород и индол, восстанавливает нитраты в нитриты, образует кислоту из глюкозы, не окисляет лактозу. Не имеет аргининдегидролазы, лизин- и орнитиндекарбоксилаз, уреазы, фенилаланиндезаминазы, β-галактозидазы, не утилизирует цитрат и малонат натрия, цитрат натрия с глюкозой. Способен к росту на средах Чапека, Миллса, Кинга, магниево-калиево-дрожжевой (МКД), Маккланга, на средах, приготовленных на основе отрубей, мелассы, кукурузного, мясного или дрожжевого экстрактов, картофельного или горохового отваров как с добавлением дизельного топлива и нефти, так и без добавления.
Бактериальный штамм Phyllobacterium myrsinacearum DKS-1, выращиваемый на стандартных средах и средах с добавлением морской соли, способен размножаться и деградировать до 96% углеводородов за 30 суток в диапазоне солености 0,05-20,0%.
В первом примере биопрепарат представлен в жидкой форме, в состав которого входят биомасса углеводородокисляющего штамма Phyllobacterium myrsinacearum DKS-1 и жидкая питательная среда.
Для получения посевного материала указанного штамма используют жидкую питательную среду следующего состава, г/л воды: пептон - 10,0; сахароза - 10,0; KH2PO4 - 0,5; K2HPO4 - 0,5; MgSO4×7H2O - 0,3.
Приготовленную жидкую среду разливают в качалочные колбы по 100 мл, при этом объем качалочной колбы - 750 мл. Среду засевают смывом с одного косяка и колбу помещают на качалку при 220 об/мин с температурой 28-30°С на 72 часа. Получают титр 0,5-1,0 млрд/мл. Для достижения титра около 1-2×109 КОЕ/мл время культивирования - 96 часов.
Посевной материал можно хранить в холодильнике до 1 месяца при температуре плюс 4-6°С.
Посевной материал вносят в ферментер и проводят глубинное культивирование в аэробных условиях при температуре 28-30°С с постоянно работающей мешалкой при коэффициенте заполнения 0,8 на среде следующего состава (г/л воды): кукурузный экстракт - 10,0; сахароза - 10,0; KH2PO4 - 0,5; K2HPO4 - 0,5; MgSO4×7H2O - 0,3; рН=7,5.
Полученный в ферментерах концентрат суспензии штамма разводят стерильной дистиллированной водой, в которую добавляют (г/л): концентрат бактериальной суспензии - 100,0; меласса - 20,0; K2HPO4 - 1,5; KH2PO4 - 1,5; MgSO4 - 1,5; pH=7,5.
Сухая форма биопрепарата включает стерильный субстрат - носитель адсорбент вермикулитовый вспученный, в поры которого искусственно иммобилизован штамм Phyllobacterium myrsinacearum DKS-1. Для этого субстрат-носитель в пакетах инокулируют смесью концентрата суспензии штамма, 15% стерильного раствора мелассы и воды, взятых в соотношении 1:1:1. Исходный титр инокулированного субстрата-носителя составляет 20×106 КОЕ/г. Осуществляют дополнительное поверхностное культивирование штамма на субстрате-носителе в течение 3-5 дней при 18-20°С.
Для испытания эффективности очистки от нефтяного загрязнения при помощи различных форм биопрепарата были созданы модельные экосистемы с имитацией аварийного разлива нефти в море. Для этого были использованы 20-литровые сосуды, содержащие 15 литров морской воды, отобранной на лицензионном участке ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» Северного Каспия, в которые вносили 1% (по объему) сырой каспийской нефти. В результате была создана модель нефтяного разлива на поверхности морской воды.
Пример 1. Очистка жидкой формой биопрепарата
На поверхность нефтяного разлива в созданных модельных экосистемах с морской водой распыляли жидкий биопрепарат на основе штамма Phyllobacterium myrsinacearum DKS-1 в количестве 20 мл/л (титр клеток 109 /мл).
Контроль моделировал процесс естественного самоочищения за счет физико-химических процессов и деятельности аборигенной микрофлоры воды. Для этого в модельные системы с морской водой и нефтью биопрепарат не вносили.
Экспериментальные системы выдерживали при естественном освещении и свободном газообмене с постоянным перемешиванием в течение 15 суток.
Для испытания деструкционных способностей биопрепарата определяли содержание суммарных нефтяных углеводородов в воде флуориметрическим методом, а также уровень полиядерных ароматических углеводородов.
Начальное содержание нефтяных углеводородов во всех вариантах опыта составило 9,36 г/л.
Через 15 суток очистки жидким биопрепаратом убыль суммарных нефтяных углеводородов составила 84,1%, что на 49,4% превышает аналогичный показатель в сравнении с контролем, где разрушение нефтяных углеводородов происходит в результате физико-химических процессов и деятельности аборигенной микрофлоры морской воды. Результаты эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1 | |||
Убыль углеводородов в ходе испытаний биопрепарата, % | |||
Варианты модельных систем | Продолжительность эксперимента, сутки | ||
3 | 7 | 15 | |
Контроль | 23,6 | 27,1 | 34,7 |
С внесением жидкого биопрепарата | 49,5 | 51,7 | 84,1 |
К числу наиболее токсичных и канцерогенных компонентов нефти относятся полиядерные ароматические углеводороды (ПАУ), уровень суммарного содержания которых в начале эксперимента составил 260,2 мкг/л.
Применение жидкой формы биопрепарата снизило суммарное содержание ПАУ на 75,2%, что на 33,7% эффективнее по сравнению с контролем. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 | ||
Убыль полиядерных ароматических углеводородов (ПАУ) через 15 сут эксперимента, % | ||
показатели | контроль | с внесением жидкого биопрепарата |
Нафталин | 63,3 | 97,6 |
2-метилнафталин | 59,6 | 97,5 |
Бифенил | 17,1 | 68,5 |
Аценафтилен | 28,9 | 54,0 |
Аценафтен | 11,8 | 71,0 |
Флуорен | 13,3 | 55,6 |
Фенантрен | 26,0 | 37,3 |
Антрацен | 22,4 | 47,2 |
Флуорантен | 26,9 | 60,0 |
Пирен | 27,8 | 57,5 |
Хризен | 19,1 | 52,4 |
Бенз(а)антрацен | 20,3 | 53,6 |
Бенз(а)пирен | 7,3 | 56,0 |
Дибенз(а,h)антрацен | 42,0 | 64,5 |
Сумма | 41,5 | 75,2 |
В ходе испытаний биопрепарата были отмечены такие эффекты его действия, как исчезновение радужной пленки, присутствующей в начале эксперимента, образование хлопьевидных скоплений деструктированной нефти, более половины площади воды, свободной от загрязнения. В контрольных вариантах без внесения биопрепарата подобных эффектов не наблюдалось.
Пример 2. Очистка сухой формой биопрепарата
На поверхность нефтяного разлива в созданных модельных экосистемах с морской водой распыляли стерильный адсорбент вермикулитовый вспученный в количестве 1 г/л для моделирования физико-химической адсорбции нефти. На поверхность других экспериментальных сосудов с нефтяной пленкой наносили сухой биопрепарат на основе штамма Phyllobacterium myrsinacearum DKS-1 на субстрате-носителе (адсорбенте вермикулитовом вспученном) в количестве 1 г/л (титр клеток 109/г).
Контроль моделировал процесс естественного самоочищения за счет физико-химических процессов и деятельности аборигенной микрофлоры воды. Для этого в модельные системы с морской водой и нефтью биопрепарат не вносили.
Экспериментальные системы выдерживали при естественном освещении и свободном газообмене с постоянным перемешиванием в течение 15 суток.
Для испытания деструкционных способностей биопрепарата определяли содержание в воде суммарных нефтяных углеводородов флуориметрическим методом, а также уровень полиядерных ароматических углеводородов.
Начальное содержание нефтяных углеводородов во всех вариантах опыта составило 9,36 г/л.
При внесении сухого биопрепарата на поверхность воды он некоторое время не тонет, адсорбирует на себе нефтяную пленку, но не насыщается при этом водой. Через сутки часть препарата оседает на дно и функционирует как деструктор нефтяного загрязнения, эмульгированного в водной толще.
Через 3 суток после нанесения биопрепарата на водную поверхность, загрязненную нефтью, вокруг частиц биопрепарата образовалась бактериальная пленка, что свидетельствует о том, что он является для микроорганизмов источником питания. Через 15 суток на поверхности воды полностью отсутствовала радужная пленка.
Испытания показали, что использование адсорбента лишь на 1,2% ускорило процесс естественного самоочищения морской воды от нефтяных углеводородов. Применение сухого биопрепарата на основе штамма Phyllobacterium myrsinacearum DKS-1 на субстрате-носителе было более эффективно, и убыль нефтяных углеводородов в течение 15 суток составила 78,1%, что на 43,4% превышала аналогичный показатель в контроле, где деструкция происходит в результате физико-химических процессов и деятельности аборигенной микрофлоры морской воды. Использование сухого биопрепарата на 42,2% эффективнее, чем очистка адсорбентом. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 | |||
Убыль углеводородов в ходе испытаний биопрепарата, % | |||
Варианты модельных систем | Продолжительность эксперимента, сутки | ||
3 | 7 | 15 | |
Контроль | 23,6 | 27,1 | 34,7 |
С внесением адсорбента | 23,4 | 32,2 | 35,9 |
С внесением сухого биопрепарата | 45,4 | 47,4 | 78,1 |
Уровень суммарного содержания полиядерных ароматических углеводородов (ПАУ) в начале эксперимента составлял 260,2 мкг/л.
Использование адсорбента снизило их содержание через 15 суток на 62,8%, что на 21,3% больше, чем в контроле за счет процесса естественного самоочищения морской воды. Эффективность очистки от ПАУ через 15 суток с применением сухой формы биопрепарата на основе штамма Phyllobacterium myrsinacearum DKS-1 на субстрате-носителе составила 76,9%, что на 35,4% и 14,1% результативнее по сравнению с контролем и применением адсорбента соответственно. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 | |||
Убыль полиядерных ароматических углеводородов (ПАУ) через 15 сут эксперимента, % | |||
Показатели | Контроль | С внесением адсорбента | С внесением сухого биопрепарата |
Нафталин | 63,3 | 69,7 | 98,3 |
2-метилнафталин | 59,6 | 91,3 | 98,1 |
Бифенил | 17,1 | 58,5 | 74,0 |
Аценафтилен | 28,9 | 46,1 | 59,4 |
Аценафтен | 11,8 | 26,2 | 40,8 |
Флуорен | 13,3 | 52,6 | 55,1 |
Фенантрен | 26,0 | 27,6 | 49,1 |
Антрацен | 22,4 | 38,4 | 42,3 |
Флуорантен | 26,9 | 52,0 | 59,4 |
Пирен | 27,8 | 55,9 | 71,8 |
Хризен | 19,1 | 50,8 | 69,0 |
Бенз(а)антрацен | 20,3 | 53,2 | 75,2 |
Бенз(а)пирен | 7,3 | 15,7 | 35,6 |
Дибенз(а,h)антрацен | 42,0 | 48,2 | 58,9 |
Сумма | 41,5 | 62,8 | 76,9 |
Через 15 суток применения биопрепарата отмечено исчезновение радужной пленки, присутствующей в начале эксперимента, образование хлопьевидных скоплений деструктированной нефти, более половины площади воды, свободной от загрязнения. В контрольных вариантах без внесения биопрепарата, а также лишь адсорбента подобных эффектов не наблюдалось.
Таким образом, проведенные испытания предлагаемого биопрепарата показали, что он эффективно и в короткий срок утилизирует нефтяные углеводороды, в том числе полиядерные ароматические, которые более токсичны для живой природы. Бактериальный штамм Phyllobacterium myrsinacearum, входящий в состав биопрепарата, экологически безопасен, не обладает патогенными свойствами для теплокровных животных и удовлетворяет требованиям, предъявляемым к промышленным микроорганизмам. На основании этого его можно рекомендовать для очистки морской воды от нефти.
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР №1076446, кл. C02F 3/34, 1982.
2. Патент РФ №2023685, кл. C02F 3/34, Е02В 15/04, С12Р 39/00, 1994.
3. Патент РФ №2122980, кл. C02F 3/34, В09С 1/10, С12Р 39/00, 1998.
4. Патент РФ №2174496, кл. C02F 3/34, В09С 1/10, C12N 1/26, C12R1:01, 2001.
5. Патент РФ №2191753, кл. C02F 3/34, В09С 1/10, C12N 1/26, C12R1:01, C12R1:32, 2002.
6. Патент РФ №2191752, кл. C02F 3/34, В09С 1/10, C12N 1/26, C12R1:01, C12R1:32, 2002.
7. Патент РФ №2181701, кл. C02F 3/34, С12Р 39/00, В09С 1/20, C12N 1/20, 2002.
Биопрепарат для очистки морской воды от нефти, полученный путем последовательного культивирования штамма Phyllobacterium myrsinacearum ВКПМ В-9079 на среде с пептоном, сахарозой, источником фосфора, калия, магния и на среде с кукурузным экстрактом, сахарозой, источником фосфора, калия, магния и разведение полученного концентрата стерильной дистиллированной водой, в которую добавляют (г/л): концентрат бактериальной суспензии - 100,0; мелассу - 20,0; K2HPO4 - 1,5; KH2PO4 - 1,5; MgSO4 - 1,5, или смешивание полученного концентрата с 15%-ным раствором мелассы и водой в соотношении 1:1:1, инокулирование полученной смесью стерильного вермикулита вспученного с последующим поверхностным культивированием в течение 3-5 дней при 18-20°С.