Военная гусеничная машина

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к многофункциональной военной гусеничной быстроходной машине массой 13,2 тонн для решения медицинских задач с выполнением требований по авиатранспортированию, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ и преодолению больших водных преград. Машина содержит алюминиевый корпус рубочного типа с пневматической подвеской и регулируемым с помощью гидравлического устройства клиренсом и комплект штатного специального оборудования для проведения медицинских работ. В корпусе размещается впереди отделение управления и в середине медицинское отделение, выполненное с возможностью размещения раненых на носилках в 3 яруса и оборудованное устройством погрузки-выгрузки раненых. В кормовом моторно-трансмиссионном отделении установлен силовой блок с дизельным двигателем и гидромеханической трансмиссией с гидрооъемным механизмом поворота и два бортовых водометных движителя. Изобретение обеспечивает высокие характеристики по проходимости, подвижности и высокие объемно-массовые показатели внутри корпуса и существенно повышает мобильность и могущество подразделений воздушного и морского десанта при выполнении ими медицинских задач. 19 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к специальной бронетанковой технике, преимущественно к бронированной медицинской технике Воздушно-десантных войск.

Известен бронированный медицинский транспортер по патенту №2130578 по заявке №98113328 от 7.07.98 г., включающий в себя ходовую часть с гусеничным движителем, а также отделения управления, моторно-трансмиссионное и медицинское, оснащенное медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом. Медицинское отделение выполнено с возможностью двухъярусного размещения раненых на носилках и/или откидных сиденьях и оборудовано системой механизации погрузки-выгрузки раненых, состоящей из швеллерного устройства для облегчения погрузки-выгрузки раненых на носилках, блочного механизма с электроприводом для подъема носилок с ранеными на второй ярус и установленной на крыше лебедки с электроприводом для подтягивания раненых к машине на волокуше.

Отделения управления, моторно-трансмиссионное и медицинское размещены в едином сваренном из стальных листов корпусе, при этом отделение управления и медицинское отделение расположены соответственно в носовой и кормовой частях корпуса и ограничены слева и справа бортами машины, моторно-трансмиссионное отделение состоит из моторного и трансмиссионного отсеков, первый из которых размещен в средней части машины с обеспечением прохода между отделением управления и медицинским отделением и изолирован от них теплоизолирующими перегородками, а второй - в передней части машины и отгорожен от отделения управления перегородкой с люками для доступа к агрегатам.

Медицинский транспортер снабжен системой защиты экипажа и раненых от оружия массового поражения, выполненной с использованием герметизации отделения управления и медицинского отделения, предохраняющей от ударной волны, а также центробежного нагнетателя и фильтра-поглотителя, защищающих от радиоактивной пыли.

Указанный транспортер снабжен системой жизнеобеспечения личного состава, включающей в себя фильтровентиляционную и отопительно-вентиляционную установки, а также термоизоляцию и шумоизоляцию медицинского отделения.

В транспортере медицинское отделение выполнено с возможностью разновариантного одновременного размещения раненых:

десяти раненых на откидных сиденьях, два из которых установлены в проходе моторного отсека, или четырех раненых на носилках и двух на откидных сиденьях, или двух раненых на носилках и шестерых на откидных сиденьях.

Указанная военная гусеничная машина снабжена системой маскировки с дымовыми гранатами, расположенными на корпусе.

Бронетранспортер создан на базе машины БМП-1.

Указанная гусеничная машина имеет медицинское отделение, значительно удаленное от отделения управления, что неудобно при эксплуатации машины, усложняет вопросы жизнеобеспечения и защиты экипажа и раненых от оружия массового поражения. Эта машина выполняет только транспортную функцию при доставке раненых с поля боя. Она не приспособлена для быстрого преодоления больших водных преград и для авиадесантирования с экипажем внутри машины, не имеет системы изменения клиренса машины, которая существенно упрощает вопросы погрузки раненых в машину.

Известен бронированный многофункциональный плавающий медицинский автомобиль ГА3-59039 (БММ) - см. «Оружие России 2000», Москва, издательский дом «Военный парад», стр.215.

Медицинский автомобиль ГА3-59039 (БММ) создан на базе бронетранспортера БТР-80. Его основные характеристики:

Масса - 13,6 т.

Экипаж - 3 чел.

Мощность двигателя - 260 л.с.

Эваковместимость, чел:

на носилках внутри - 4, на носилках снаружи - 2.

Максимальная скорость, км/ч:

на шоссе - 80, на плаву - 9.

Указанный медицинский автомобиль поставляется в едином исполнении с установленным базовым (заводским) комплектом санитарно-хозяйственного имущества, а также стеллажами и контейнерами, местами для размещения и крепления медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, которыми они оснащаются органами медицинской службы потребителя.

ГА3-59039 имеет тент-укрытие, который может развертываться на местности как самостоятельно, в виде отдельной палатки размером 5600х3500 мм, высотой 2000 мм, так и в комплекте с автомобилем, образуя функциональный блок. В этом случае тент-укрытие соединяется тамбуром с одной из боковых дверей автомобиля.

Медицинский автомобиль предназначен для розыска, сбора и эвакуации раненых из очагов массовых поражений и оказания первой врачебной помощи по неотложным показаниям в процессе транспортировки в различных природно-климатических районах с труднопроходимой местностью в любое время года, в дневных и ночных условиях, а также для применения в качестве передвижной перевязочной с врачебной бригадой. Машина имеет ограниченную проходимость в тяжелых условиях движения, не приспособлена для авиадесантирования с экипажем, не имеет системы изменения клиренса машины и системы механизации погрузки-выгрузки раненых. Используется в сухопутных войсках.

Известен мобильный медицинский комплекс по патенту на полезную модель №39108 по заявке №2004111463 от 20.04.2004, содержащий по крайней мере два модуля, один из которых - хирургический, в виде кузовов-фургонов, размещенных на шасси автомобиля и автомобильного прицепа соответственно, оснащенные медицинскими приборами, аппаратами и техническими средствами, переходный тамбур для стыковки модулей, при этом комплекс имеет предоперационный, операционный отсеки и комнату для отдыха персонала, хозяйственный блок, а модули имеют выходы. Один из модулей диагностический, имеет три отсека, в которых размещены клинико-биохимическая лаборатория, проявочная, кабинет функциональной диагностики и входной тамбур, имеющий наружную и внутреннюю двери и расположенный в отсеке кабинета функциональной диагностики, при этом в кабинете функциональной диагностики расположена кушетка с гидроприводом вертикального перемещения, снабженная автоматическими фиксаторами к стенке кузова в транспортном положении, а часть стенок отсека имеет свинцовую защиту для рентгенодиагностики, клиникобиохимическая лаборатория и проявочная снабжены автономными системами вентиляции и водоснабжения, предоперационный, операционный отсеки и комната для персонала расположены в одном - хирургическом модуле, в потолочной части операционного отсека фургона смонтированы светильники, расположенные поворотно-подвижно на неподвижной каретке, и каркасы для размещения аппарата искусственной вентиляции легких и кардиомонитора, с внешней стороны кузова хирургического модуля расположена емкость для хранения баллонов с лечебными газами, смонтированная на кронштейнах, закрепленных к раме кузова фургона, при этом стенки кузова снабжены отверстиями для трубопроводов для подведения газа к месту проведения операции, каждый модуль имеет независимые системы энергообеспечения, имеющие доступ с внешней стороны модулей и расположенные в выгородках, верхняя поверхность которых служит столами для размещения оборудования.

Указанный сложный многофункциональный мобильный медицинский комплекс имеет ограниченную проходимость в тяжелых условиях движения, не приспособлен для авиадесантирования с экипажем, не имеет системы механизации погрузки-выгрузки раненых, а также не имеет системы изменения клиренса автомобиля-тягача и автомобильного прицепа.

Указанные выше медицинские машины обладают существенными недостатками при использовании для оказания помощи раненым с передовой линии боя подразделений воздушного и морского десанта. Они имеют недостаточные для современных условий технические и эксплуатационные характеристики, не соответствующие жестким требованиям по объемно-массовым характеристикам с учетом требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей военно-морского флота, преодолению больших водных преград.

Из указанных выше машин наиболее близким к предлагаемому изобретению техническим решением является бронированный гусеничный медицинский транспортер по патенту №2130578.

Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности и эксплуатационных характеристик бронированной гусеничной медицинской машины с выполнением требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ, преодолению больших водных преград.

Новизной предлагаемого изобретения является то, что военная гусеничная машина выполнена массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса с установленным на ней гусеничным движителем, имеющим гусеницы с резинометаллическими шарнирами, с водометными движителями и эжектором системы охлаждения двигателя, а габариты корпуса по длине и ширине выбраны с возможностью обеспечения характеристик машины по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте - с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и размещению механика-водителя по центру в корпусе машины в рабочем кресле, связанном через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса в положении «сидя», и универсальных сидений для работы и десантирования экипажа внутри машины и в ней:

корпус рубочного типа в передней и средней частях с плоской крышей, высота рубки которого обеспечивает работу медицинского персонала в среднем отделении в положении «стоя», выполнен в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками и скосами - усиленными боковыми реданами, в нижней части, с центральным продольным проемом в корме и наклонным люком для выхода экипажа к корме, с задней вертикальной стенкой и с носовой частью корпуса, снизу выполненной связанными между собой четырьмя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под углом в линию, образованную верхним листом, и средней частью, на крыше которой располагаются два продольных окна для откидных рабочих люков с шарнирами;

на крыше корпуса с левой стороны на шариковом погонном устройстве установлена башенка с приборами наблюдения и осветителем, у которой внизу установлено сиденье командира, связанное с верхним погоном, а сверху - люк с прибором заднего вида;

в носовой части машины с тремя верхними люками в корпусе слева от кресла механика-водителя расположены два универсальных сиденья и распределительный кран гидросистемы ходовой части, справа от кресла механика-водителя расположены два универсальных сиденья, щит воздушной системы и прицел курсовой установки для стрельбы из личного оружия, причем эти универсальные кресла размещаются на возвышенном полике;

в среднем - медицинском отделении машины по центру расположено универсальное сиденье, перед которым по ходу машины расположено сиденье санитара и умывальник, слева от которых располагается подставка под носилки и тент входного тамбура, а справа - резиновый поддон и дизель-электрический агрегат, по бортам машины в нижней части установлены откидывающиеся к борту двухместные боковые сиденья, по два на борт, и складывающиеся во внутрь медицинские столики и стеллажи с ящиками для размещения и крепления медицинского и санитарно-хозяйственного имущества и укладки аппаратов и приборов, причем боковое сиденье состоит из основания, опирающегося на связанную с ним шарнирно ножку-стойку с фиксатором для установки в рабочем положении на днище корпуса машины, и связанной с ним шарнирно спинки с комплектом привязных ремней с замком, укладываемых в чехол в сложенном состоянии и закрепляемых отдельным ремнем, сиденье санитара состоит из прикрепляемой к днищу корпуса машины вертикальной цилиндрической штанги со спинкой, имеющей стопор, по которой может перемещаться по высоте основание, медицинский столик состоит из перемещающейся сверху горизонтально относительно планки столешницы с крепежными лентами, ручки, стопора и фиксатора транспортного, промежуточного и рабочего положения, а столик командира, расположенный на его рабочем месте, состоит из связанной через кронштейн с корпусом машины горизонтальной направляющей с вдвигаемой внутрь планкой, относительно которой перемещается крышка, ручки и стопора транспортного и рабочего положения;

в среднем отделении имеется подставка-стол под носилки с иммобилизирующим щитом, включающая в себя связанные одним концом шарнирно с направляющей верхние стойки, связанные шарнирно с основанием с захватами для крепления нижние стойки, вторые концы которых шарнирно связаны с двумя цилиндрическими ползунами с внутренней упорной резьбой, расположенными по средней оси, с которыми связан ходовой винт с рукоятками ручного привода, причем направляющая связана в двух местах с двух боковых сторон крестообразно ремнями с основанием;

в среднем отделении имеются кронштейны и съемные приспособления для установки и закрепления многоярусно носилок с ранеными вдоль обоих бортов машины, причем шарнирно через пальцы и дуги к подвижной раме погрузочно-разгрузочного устройства могут крепиться дополнительные носилки;

на крыше моторно-трансмиссионного отделения устанавливаются направляющие балки с откидывающейся рамкой, состоящей из двух балок, а в корпусе машины в среднем отделении слева и справа от оси машины устанавливаются на съемных балках откидывающиеся аппарели;

погрузочно-разгрузочное устройство включает в себя связанную с крышей корпуса потолочную балку с направляющими, по которой перемещается роликовая опора для поперечного перемещения подвижной рамы с тележкой и лебедкой со стопором и упором со своими направляющими для продольного перемещения на роликах тележки, к которой прикреплена траверса с ремнями и захватами носилок;

в верхней части среднего отделения смонтированы светильники, расположенные поворотно-подвижно в двух плоскостях на подвижной каретке, а на открытые зафиксированные поворотные крышки двух продольных люков устанавливается защитный герметичный каркас при работе медицинского персонала в среднем отделении;

универсальные кресла для десантирования имеют сиденье и спинку с подголовником, которая связана со штангой, прикрепляемой в рабочем положении шарнирно к крыше корпуса, наклоняемой в десантном положении при отсоединенной связи с крышей корпуса растяжками, регулируемыми по длине с помощью резьбового соединения, при этом в десантном положении кресло устанавливается на упор, связанный с корпусом, и используются подпятники, установленные на корпусе машины, а к боковым ограждениям кресел крепится привязная система десантирования;

система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой, расположенной в среднем отделении с правой стороны, снабжена воздуховодами с наконечниками, выполненными с возможностью направленной регулируемой подачи наружного очищенного воздуха в зону рабочих мест, при этом воздуховоды выполнены с возможностью подсоединения индивидуальных средств защиты органов дыхания, например полумасок, и снабжены дополнительным побудителем подачи воздуха, например электровентилятором, подсоединенным последовательно к системе очистки;

в отделении управления и среднем отделении установлены электронагревательные устройства, состоящие из корпуса, имеющего крышку и входной воздушный патрубок, а также блока электронагревательных элементов, выполненных из плоских теплопроводящих тонкостенных алюминиевых трубок, электроизоляционных лент и углеграфитовой тонкопроводящей ткани, уложенной по обе плоские стороны трубок, а к омедненным концам которой припаяны электропровода, связанные через электрические разъемы с бортовой электрической сетью постоянного тока машины, причем электронагревательные элементы закреплены в трубных досках корпуса вплотную, и их плоские трубки связаны с внутренним пространством корпуса, входные воздушные трубки связаны воздуховодами с электровентиляторами, расположенными в обитаемом среднем отделении, при этом в электронагревательных устройствах, расположенных под поликом в обитаемом среднем отделении, торец корпуса, противоположный входному патрубку, связан воздуховодами с обитаемым пространством;

в моторно-трансмиссионном отделении установлены двигатель внутреннего сгорания с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и сблоченный с ним центральный механизм передач и поворота, имеющий реверсивную гидромеханическую коробку передач, в которой переключение передач осуществляется фрикционными муфтами с дисками и гидравлическим приводом управления, и гидрообъемный механизм поворота дифференциального типа, связанный с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами планетарными бортовыми передачами валами, и над ними осуществляется выход десанта из машины в сторону кормы через люк;

в отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным щитком механика-водителя, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и с расположенными под удобным углом для восприятия глазами двумя боковыми щитками с дополнительной информацией, содержащая штурвал для поворота машины на суше, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота;

балансиры опорных катков установлены на боковых скосах-реданах, пятикаткового на борт корпуса машины, а пневматические рессоры подвески, расположенные внутри корпуса, имеющие гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с фиксируемыми положениями клиренса: минимальный, рабочий, максимальный, и с встроенным в каждую из пневморессор гидравлическим амортизатором, выполнены с отсечным клапаном, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины, и предохранительным клапаном для предотвращения разрушения рессоры при гидроударе, с индивидуальным зарядным давлением газа и с нелинейной упругой характеристикой - зависимостью силы на оси опорного катка Pк от хода катка по вертикали H, имеющей граничные значения 15…66,5 кН при 0…0,4 мм соответственно, а также с амортизатором, имеющим индивидуальную на каждый каток симметричную характеристику - зависимость усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Ra, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0…6,7 кН при 0…0,9 м/с соответственно и предохранительный клапан на прямом ходе для предотвращения разрушения рессоры при усилиях выше граничных;

корпус имеет устройства для крепления средств десантирования;

на крыше корпуса с правой стороны располагается поворотная на вертикальной колонне с шариковой опорой выдвигающаяся и складывающаяся грузоподъемная стрела с имеющим барабан червячным редуктором с электроприводом, воздействующим на трос с крюком, имеющая механизм изменения положения стрелы в вертикальной плоскости типа винт-гайка и стопорное устройство исходного и рабочего положения;

снаружи корпуса машины справа от кормового люка закреплена ручная лебедка, состоящая из станка, барабана с тросом длиной 50 м, сменного барабана с тросом длиной 100 м, двухскоростного цилиндрического редуктора с муфтой, червячного редуктора с муфтой и выполненная по блочно-модульной схеме, допускающей различное сочетание составных элементов: установку сменного барабана, комплектование лебедки одним редуктором - цилиндрическим или червячным или двумя одновременно;

к задней части корпуса машины прикрепляется переходный тамбур, связанный с медицинской палаткой с окнами и входной дверью, внутри которой могут размещаться раненые на носилках с двумя двухъярусными подставками под носилки, размещенные в три ряда, причем складывающийся переходной тамбур и палатка имеют жесткостные каркасы, устройства для крепления к основанию - полу, и выполнены из ткани;

подставка под носилки для палатки включает связанную шарнирно через ось стойку с валиками верхнего яруса и защелками нижнего яруса, большую прямоугольную рамку с распорными втулками и малую прямоугольную рамку, причем большая рамка и малая рамка могут поворачиваться взаимно на угол 120°, связаны между собой в рабочем положении распорками, а ось имеет упоры для фиксации положения рамок.

На фиг.1÷19 изображена предлагаемая военная гусеничная машина, представляющая собой многоцелевую быстроходную бронированную плавающую авиадесантируемую и авиатранспортируемую гусеничную машину для решения задач медицинского обслуживания подразделений и частей воздушно-десантных войск и морского десанта в одном из двух вариантов использования:

- бронированный санитарный транспортер для розыска и сбора раненых, оказания им первой медицинской помощи и их транспортировки;

- бронированная машина медицинского пункта батальона для оказания доврачебной и первой врачебной помощи по неотложным показаниям.

На фиг.1 изображен вид слева спереди на машину в походном положении.

На фиг.2 изображен вид слева спереди на машину (люки медицинского отделения открыты, грузовая стрела в рабочем положении).

На фиг.3 изображена башенка с приборами наблюдения.

На фиг.4 изображено отделение управления, вид сверху.

На фиг.5 изображено медицинское отделение, вид сверху.

На фиг.6 изображено размещение медицинских комплектов, аппаратов и приборов.

На фиг.7 изображена установка подставки под носилки с иммобилизирующим щитом.

На фиг.8 изображена подставка под двухъярусные носилки в рабочем положении.

На фиг.9 изображено погрузочно-разгрузочное устройство.

На фиг.10 изображен вид сбоку на отделение управления машины.

На фиг.11 изображены универсальные сиденья: а - санитара; б - командира.

На фиг.12 изображена фильтровентиляционная установка и средства вентиляции.

На фиг.13 изображены средства обогрева.

На фиг.14 изображен вид сбоку на силовой блок.

На фиг.15 изображена кинематическая схема трансмиссии.

На фиг.16 изображен вид сбоку на правый водометный движитель.

На фиг.17 изображена ходовая часть шасси.

На фиг.18 изображена пневматическая рессора с гидравлическим устройством изменения клиренса машины и встроенным гидроамортизатором.

На фиг.19 изображены кронштейны и приспособления для установки носилок в варианте гусеничного бронированного транспортера.

Предлагаемая военная гусеничная машина с радиостанцией с антенной 4 включает в себя ходовую часть с движителем, бронированный корпус, в котором размещаются отделение управления, моторно-трансмиссионное отделение и медицинское отделение, оснащенное медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, выполненное с возможностью размещения раненых на не менее 2-х ярусах носилках и/или откидных сиденьях и оборудованное системой механизации погрузки-выгрузки раненых, состоящей из устройства для облегчения погрузки-выгрузки раненых на носилках, механизма для подъема носилок с ранеными на верхние ярусы и установленной на крыше лебедки для подтягивания раненых к машине на волокуше с укрывочным брезентом 6, располагаемым сверху машины вместе с чехлом, устанавливаемым при работе на две крышки 32, 33 открытых люков.

Предлагаемая военная гусеничная машина выполнена массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса 1 с установленными на ней гусеничным движителем, имеющим гусеницы 17 с резинометаллическими шарнирами, с водометными движителями и эжекторами 11, 15 системы охлаждения двигателя, а габариты корпуса 1 по длине и ширине выбраны с возможностью обеспечения характеристик машины по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте - с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и размещению механика-водителя по центру в корпусе машины 1 в рабочем кресле 51, связанном через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса 1 в положении «сидя», и универсальных сидений для работы и десантирования членов экипажа.

В машине корпус 1 рубочного типа в передней и средней частях с плоской крышей, высота рубки которого обеспечивает работу медицинского персонала в среднем отделении в положении «стоя», выполнен в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками и скосами - усиленными боковыми реданами 208, в нижней части, с центральным продольным проемом в корме и наклонным люком с крышкой, в котором размещена кормовая шаровая установка для стрельбы, для выхода экипажа к корме, с задней вертикальной стенкой. Для обеспечения дифференциального бронирования по толщине носовая часть корпуса снизу выполнена связанными между собой четырьмя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под углом в линию, образованную верхним листом. В средней части корпуса на крыше располагаются два продольных окна для откидных рабочих люков 32, 33 с шарнирами. В корпусе 1 имеется устройство 13 для крепления средств десантирования.

В корпусе 1 имеются крышка 20 отсека кондиционера, кронштейн 25 для установки курсового пулемета, боковые амбразуры 21 для стрельбы из автомата, люк 5 механика-водителя, десантный люк. В кормовой части корпуса расположены элементы приварных эжекторов и карманы для расположения привода вентиляторов 179, 185 системы охлаждения двигателя.

Предлагаемая машина имеет корпус 1 с отношением длины к ширине Lкк=1,92, в котором длины отделения управления, среднего отделения и моторно-трансмиссионного отделения соотносятся, как 2,1:2:1,9.

На крыше корпуса 1 с левой стороны на шариковом погонном устройстве установлена башенка 23 с приборами наблюдения и осветителем 24, у которой снизу установлено сиденье 53 командира, связанное с верхним погоном 47, а сверху - люк 7 с приборами заднего вида.

На фиг.3:

24 - осветитель ОУ-3ГА2;

34 - прибор ТНПТ-1;

35 - крышка люка;

36 - головка люка;

37-торсион;

38 - замок;

39 - стопор;

40 - прибор ТКН-3МБ;

41 - прибор ТНПО-170А;

42 - уплотнение крышки люка;

43 - токоведущие шины;

44 - опорное кольцо;

45 - шарик;

46 - кольцо;

47 - верхний погон.

В носовой части машины с тремя верхними люками 2, 5, 7 в корпусе 1 слева от кресла 51 механика-водителя расположены два универсальных сиденья 52, 53 и распределительный кран 54 гидросистемы ходовой части, справа от кресла 51 механика-водителя расположены два универсальных сиденья 48, 50, щит воздушной системы 56 и прицел 49 курсовой установки для стрельбы из личного оружия. Эти универсальные кресла размещаются на возвышенном полике.

В среднем - медицинском отделении машины по центру расположено универсальное сиденье 65, перед которым по ходу машины расположено сиденье 63 санитара и умывальник 64, слева от которых располагается подставка 60 под носилки и тент 61 входного тамбура, а справа - резиновый поддон 66 и дизель-электрический агрегат 59. По бортам машины в нижней части установлены откидывающиеся к борту двухместные боковые сиденья 58, по два на борт, и складывающиеся во внутрь медицинские столики 62, 68 и стеллажи 67, 69 с ящиками для размещения и крепления медицинского и санитарно-хозяйственного имущества и укладки аппаратов и приборов.

Боковое сиденье состоит из основания, опирающегося на связанную с ним шарнирно ножку-стойку с фиксатором для установки в рабочем положении на днище корпуса машины и связанной с ним шарнирно спинки с комплектом привязных ремней с замком, укладываемых в чехол в сложенном состоянии и закрепляемых отдельным ремнем.

Сиденье санитара состоит из прикрепляемой к днищу корпуса машины вертикальной цилиндрической штанги со спинкой, имеющей стопор, по которой может перемещаться по высоте основание.

Медицинский столик, расположенный в среднем отделении машины, состоит из перемещающейся сверху горизонтально относительно планки столешницы с крепежными лентами, ручки, стопора и фиксатора транспортного, промежуточного и рабочего положения.

Столик командира, располагаемый на его рабочем месте, состоит из связанной через кронштейн с корпусом машины горизонтальной направляющей с вдвигаемой внутрь планкой, относительно которой перемещается крышка, ручки и стопора транспортного и рабочего положения.

На фиг.5:

57 - фильтровентиляционная установка;

58 - боковое сиденье;

59 - дизель-электрический агрегат;

60 - подставка под носилки;

61 - тент входного тамбура;

62, 68 - столики;

63 - сиденье санитара;

64 - умывальник;

65 - универсальное сиденье;

66 - резиновый поддон;

67, 69 - стеллажи с ящиками.

На фиг.6:

70 - задний правый стеллаж;

71 - пластиковые упаковки с инфузионным раствором;

72 - сумка медицинская войсковая СМВ;

73 - сумка врача войсковая СВВ;

74 - комплект полевой фельдшерский ПФ;

75 - четыре запасных баллона для ингалятора кислородного;

76 - кипятильник дезинфекционный П-27-1;

77 - аппарат ИВЛ ДП-11;

78 - ингалятор кислородный КИ-414;

79 - термос двадцатилитровый;

80 - левый стеллаж;

81 - подставка под носилки;

82 - центральные пиллерсы корпуса;

83 - комплект шин иммобилизирующих.

В среднем отделении имеется подставка-стол под носилки с иммобилизирующим щитом 88, включающая в себя связанные одним концом шарнирно с направляющей 84 верхние стойки 85, связанные шарнирно с основанием 91 с захватом 92 для крепления нижние стойки, вторые концы которых шарнирно связаны с двумя цилиндрическими ползунами 86 с внутренней упорной резьбой, расположенные по средней оси, с которыми связан ходовой винт 87 с рукоятками 90 ручного привода. Направляющая 84 связана в двух местах с двух боковых сторон крестообразно ремнями 89 с основанием.

На фиг.7:

14, 113 - балки погрузочно-разгрузочного устройства;

84 - направляющая;

85 - стойка;

86 - ползун;

87 - ходовой винт;

88 - иммобилизирующий щит;

89 - ремень;

90 - рукоятка;

91 - основание;

92 - захват.

Погрузочно-разгрузочное оборудование предназначено для сбора раненых и размещения их в машине, а также используется при переводе машины в любой из вариантов применения.

К погрузочно-разгрузочному оборудованию машины относятся:

- погрузочно-разгрузочное устройство;

- ручная лебедка;

- грузовая стрела.

В машине с использованием комплекта кронштейнов и приспособлений - см. фиг.19, размещаются шесть носилок. Носилки располагаются вдоль бортов машины, в три яруса по высоте, с обеспечением прохода между ними. При этом головные части носилок направлены вперед по ходу машины с небольшим превышением головного конца над ножным. Кроме того, носилки немного наклонены в стороны бортов.

Для установки носилок нижнего яруса используется комплект, состоящий из восьми кронштейнов 230, которые устанавливаются в опоры 226, приваренные к полу. Для установки кронштейна 230 необходимо хвостовик завести в паз опоры и зафиксировать кронштейн 230 в опоре стопором 225. В опоры, расположенные около моторной перегородки, устанавливаются укороченные кронштейны, в опоры около отделения управления - удлиненные, при этом флажки фиксаторов 224 будут располагаться с внутренней стороны носилок.

Для установки носилок среднего яруса используются кронштейны 223 на пиллерсах 82 корпуса 1 и комплект, в состав которого входят:

- две стойки 231, 229;

- два кронштейна для установки на моторную перегородку.

Кронштейны на моторную перегородку и стойки устанавливаются в опоры, приваренные к перегородке и полу, для чего хвостовик кронштейна или стойки нужно завести в паз опоры и зафиксировать стопором. Кронштейны 223 нужно перевести из верхнего положения в нижнее.

Для установки носилок верхнего яруса используются кронштейны 220, 222 на пиллерсах, крюк на коробе кондиционера и комплект из трех тяг 221 с пальцами 227. Тяги устанавливаются в проушины 228, приваренные на крыше корпуса 1 и закрепляются пальцами 227.

На фиг.9:

14 - рамка;

104, 105 - съемные балки;

106 - подвижная рама;

107 - траверса с ремнями и захватами;

108 - упор;

109 - стопор;

110, 111 - аппарели;

112 - роликовая опора;

113, 118 - балки на крыше МТО;

114 - направляющая;

115 - потолочная балка;

116 - болты;

117 - гайки;

119 - тележка с лебедкой;

120 - каретка;

121 - пальцы;

122 - дуги;

а - установка дополнительных носилок.

Погрузочно-разгрузочное устройство предназначено для погрузки (выгрузки) носилок с ранеными в медицинское отделение машины. Оно состоит из следующих основных частей:

- направляющих балок;

- подвижной рамы с тележкой и лебедкой;

- траверсы с ремнями и захватами;

- принадлежностей.

Направляющие балки предназначены для перемещения по ним от кормовой части до медицинского отделения носилок с ранеными. Направляющие балки состоят из двух съемных балок 104, 105 в медицинском отделении и двух балок 113, 118, закрепленных на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Съемные балки 104, 105 устанавливаются между кронштейнами на центральных пиллерсах и кронштейнами на моторной перегородке, крепление балок обеспечивает их быстросъемность. Балки 113, 118 имеют открывающиеся в направлении медицинского отделения аппарели 110, 111 и в направлении кормы рамку 14, состоящую из двух балок разной длины. При откидывании аппарелей и рамки образуются две беговые дорожки, по которым носилки перемещаются в медицинское отделение. В походном положении аппарели и рамка откидываются на балки 113, 118.

Подвижная рама 106 устанавливается в медицинском отделении и свободно перемещается на роликовых опорах 112 в поперечном от борта к борту направлении по направляющим 114, закрепленным на потолочных балках 112. По раме на роликах в продольном направлении может перемещаться тележка 119 с лебедкой. Лебедка служит для подъема и опускания носилок с раненым с помощью электропривода. Электропривод имеет пульт с двумя кнопками, при нажатии которых происходит подъем или опускание носилок. Подвижная рама и тележка с лебедкой перемещаются вручную. Подвижная рама фиксируется четырьмя винтовыми стопорами 109 в любом месте. Тележка в походном положении устанавливается в крайнее, в сторону кормы положение. При этом, после зацепления траверсы за отведенные вниз упоры 108, тележка и траверса кратковременным включением лебедки подтягивается к раме неподвижным упором на направляющих и прижимаются к ним. Ремни траверсы располагают вдоль направляющих и затягиваются с помощью захватов на них.

Траверса 107 с ремнями и захватами предназначена для соединения носилок с лебедкой. При соединении траверса должна располагаться перпендикулярно оси носилок, захваты на концах ремней необходимо устанавливать за ножками носилок.

Принадлежностями являются две дуги 122, применяемые в случае необходимости установки дополнительных (седьмых) носилок в машине. Дуги фиксируются пальцами 121 в отверстия на подвижной раме 106, брусья носилок устанавливаются в захваты на дугах, после чего рама стопорится четырьмя стопорами 109. Также принадлежностями являются четыре каретки 120, используемые для снижения усилий на перемещение носилок по направляющим балкам. Каретки могут устанавливаться под передние или задние ножки или под все ножки носилок.

В походном положении дуги закрепляются на левом люке медицинского отделения, каретки укладываются в левую емкость ЗИП.

При погрузке раненых рекомендуется устанавливать машину на минимальный дорожный просвет. Погрузка производится через кормовой наклонный люк двумя санитарами.

Порядок погрузки раненых в машину в варианте гусеничного бронированного транспортера:

- установить в медицинском отделении съемные направляющие балки;

- разложить аппарели и рамку балок, закрепленных на крыше МТО;

- достать, при необходимости, из емкости ЗИП каретки и разместить их в нижней части рамки;

- передний санитар устанавливает левую переднюю ножку носилок в желоб левой балки рамки и, поддерживая правый брус носилок, выходит из зоны движения носилок;

- санитары перемещают носилки вперед и устанавлив