Автоматизированная информационно-аналитическая интерактивная обучающая система полипрофессиональной проектной подготовки специалистов

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения. Автономные функциональные модули соединены между собой коммуникационными связями и своими информационными входами и выходами - управляющий модуль (1) предприятия-работодателя, обучающий модуль (2) вуза и модуль (3) учебно-проектного бюро, включающий блок (4) администратора-ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, блок (5) руководителя учебно-проектного бюро от предприятия-работодателя, блок (6) руководителя учебно-проектного бюро от вуза, блок (7) консультантов-наставников предприятия-работодателя, блок (8) преподавателей-консультантов вуза, блок (9) обучающихся соответствующих специальностей учебно-проектной группы, блок (10) научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, блок (11) результата научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, информационные входы и выходы вышеупомянутых блоков модуля (3) учебно-проектного бюро связаны между собой и с электронными блоками вычислительного модуля (12) управления научно-образовательным проектом. Техническим результатом изобретения является повышение уровня и качества обучения, сокращение времени освоения изучаемой сложной технической и/или организационной системы. 9 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

Реферат

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения и может быть использовано при создании систем для полипрофессиональной проектной подготовки специалистов и одновременно разработки ими различных сложных технических решений и организационных систем, предусматривающих включение в контур управления этими системами человека.

Известна система изучения информации, содержащая совокупность различных блоков для хранения, передачи и управления различной информацией, в частности блок анализа и оценки правильности ответов изучающего информацию, предназначенный для сравнения ответов изучающего информацию с соответствующими правильными ответами, хранящимися в блоке памяти и передачи для вывода оценки правильности ответа для ознакомления изучающего (Свидетельство РФ №16967 на полезную модель, МПК G09B 19/00, опубл. 2000 г.).

Известна автоматизированная система мониторинга успеваемости, характеризующаяся наличием, по меньшей мере, базы данных, включающей источники тестирования, базы данных, включающей сведения о тестируемых, и логического блока, выполненного с возможностью проведения расчета уровня успеваемости каждого тестируемого (Свидетельство РФ №20603 на полезную модель, МПК G09B 19/00, опубл. 2001 г.).

Известно устройство для обучения пространственно-временной ориентации, имеющее узел воспроизведения информации, узел логической обработки информации, связанный с пультом обучаемого, узел формирования условий обучения, информационные выходы которого соединены с узлом логической обработки информации и формирователем псевдослучайных координат (см. а.с. СССР №896661, МПК G09В 9/00, G09В 19/00, опубл. 1980 г.).

Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип заявляемого изобретения, является интерактивная автоматизированная система обучения (патент №2271040, МПК G09В 9/00, G09B 19/00, опубл. 2006.02.27), содержащая, по крайней мере, один проблемно-ориентированный программно-технический комплекс на базе интеллектуального интерфейса, поддерживающего в режиме диалога автоматизированные циклы обучения и контроля знаний обучающихся, информационные входы и выходы которого соединены со всеми элементами системы, согласно изобретению проблемно-ориентированный программно-технический комплекс на базе интеллектуального интерфейса выполнен в виде модуля вычислительной системы управления процессом обучения, снабженного программным обеспечением системы, а система дополнительно снабжена, по меньшей мере, тремя функциональными модулями - модулем группового обучения, модулем индивидуального обучения и модулем процедурного тренажера, причем все модули системы выполнены автономными и соединены между собой коммуникационными связями и своими информационными входами и выходами, при этом модуль вычислительной системы управления процессом обучения снабжен электронными блоками - обучающим блоком, технологическим блоком, ремонтным блоком, блоком электронной документации, контрольным блоком, блоком режимов, управляющим блоком, блоком тестирования и коммутационным блоком, каждый из которых имеет свои информационные входы и выходы. В интерактивной автоматизированной системе обучения модуль группового обучения может быть выполнен содержащим, по крайней мере, один блок инструктора с процессорным блоком и блок коллективного отображения учебных программ, при этом блок инструктора модуля группового обучения с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с обучающим блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения, его блоком электронной документации и блоком коллективного отображения учебных программ модуля группового обучения, причем каждый из перечисленных выше блоков в связях модуля группового обучения вместе и раздельно соединены с коммутационным блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения. Процессорный блок блока инструктора модуля группового обучения снабжен набором прилагаемых к нему технических средств - периферией, обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, обмена информацией, обработку информации, отображение информации и ретрансляцию ее по системам коммуникаций получателю и/или для внешнего группового отображения для обучаемых с использованием блока коллективного отображения учебных программ модуля группового обучения. В интерактивной автоматизированной системе обучения модуль индивидуального обучения может быть выполнен содержащим, по крайней мере, один блок индивидуального обучения в виде компьютерного устройства с процессорным блоком и с набором прилагаемых к нему технических средств - периферии, обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, другими блоками индивидуального обучения, если они предусмотрены в системе, обмена информацией, обработку информации, отображение информации и ретрансляцию ее по системам коммуникации, при этом блок инструктора модуля группового обучения с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с каждым из блоков индивидуального обучения, процессорным блоком блока индивидуального обучения, обучающим блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения и модулем процедурного тренажера, причем каждый из перечисленных выше блоков и модуль процедурного тренажера в связях модуля индивидуального обучения вместе и раздельно соединены с коммутационным блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения. Количество индивидуальных блоков модуля индивидуального обучения может быть выбрано от одного до "n", где "n" - число обучающихся. В интерактивной автоматизированной системе обучения модуль процедурного тренажера может быть выполнен в виде макета рабочего места управления, имеющего процессорный блок, а также дисплейное устройство, связанное с блоком инструктора модуля группового обучения, при этом блок инструктора модуля группового обучения с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с модулем процедурного тренажера, его процессорным блоком и обучающим блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения, причем каждый из перечисленных выше блоков и модуль процедурного тренажера в связях модуля процедурного тренажера вместе и раздельно соединены с коммутационным блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения. Макет рабочего места управления модуля процедурного тренажера выполнен в виде макета кабины, например, летательного аппарата или центрального пункта управления сложной технической системы, полностью имитирующего кабину реального объекта или центрального пункта управления сложной технической системы. Процессорный блок модуля процедурного тренажера снабжен набором прилагаемых к нему технических средств - периферией, обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, обмена информацией, обработку информации, визуализацию информации и ретрансляцию ее по системам коммуникации получателю. Соединительные информационно проводящие элементы интерактивной автоматизированной системы обучения могут быть выполнены, например, в виде структурированных кабельных сетей и локальных и распределительных сетей, снабженных разъемами для подключения к элементам системы. В интерактивной автоматизированной системе обучения обучающий блок модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего электронную библиотеку программ обучения с возможностью обеспечения функций ее использования. Технологический блок модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего систематизированную совокупность данных технологических карт обслуживания по обучаемому объекту с возможностью обеспечения функций их электронного использования. Ремонтный блок модуля вычислительной системы управления процессом обучения выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего систематизированную совокупность данных отказов на изучаемом объекте методов их выявления и методов их устранения с возможностью обеспечения функций ее электронного использования. Блок электронной документации модуля вычислительной системы управления процессом обучения в интерактивной автоматизированной системе обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего комплект технической и эксплуатационной документации изучаемого объекта в электронном виде. Контрольный же блок модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства с возможностью подключения контрольных вопросов и заданий. Блок режимов модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства ввода начальных данных для различных режимов, обеспечивающих заданное функционирование модуля процедурного тренажера во всем диапазоне заложенных в нем характеристик. Управляющий блок модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства с возможностью имитации и управления внешним оборудованием модуля процедурного тренажера. Блок тестирования модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства с возможностью обеспечения им функций проведения - экзаменов с оценкой уровня подготовки. А коммутационный блок модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства, обеспечивающего раздельное и/или совместное функционирование модулей, блоков и устройств всей системы, а также обеспечивающего независимость коммутационных информационных связей и независимость прохождения управляющих сигналов между отдельными элементами системы.

Система для реализации способа автоматизированной подготовки и аттестации по безопасности производства, содержащая, по крайней мере, один проблемно-ориентированный программно-технический комплекс на базе интеллектуального интерфейса, поддерживающего в режиме диалога автоматизированные циклы обучения и контроля знаний обучающихся, информационные входы и выходы которого соединены со всеми элементами системы, функционирование которой основано на адаптируемых автоматизированных циклах обучения и контроля знаний с использованием формализованных знаний и опыта квалифицированных специалистов с применением текстово-графических процедур и моделей логики принятия решений специалистами (патент РФ №2166211, МПК G09B 19/00, 1999 г.).

Все описанные системы направлены на обучение. Ни одна из них не может быть использована для полипрофессионального проектного обучения специалистов и одновременно разработки ими проектов различных сложных технических и/или организационных систем, предусматривающих включение в контур управления этими системами человека. К таким сложным техническим системам могут быть отнесены технические комплексы, транспортные средства, включая наземные, морские, воздушные, космические, системы управления сложными технологическими и организационными процессами и т.п. Достижению требуемого технического результата препятствует также отсутствие во всех приведенных аналогах и прототипе возможности одновременного полипрофессионального проектного обучения специалистов технических и гуманитарных специальностей (инженеров-конструкторов, технологов, прибористов, электриков, радиоинженеров, экономистов, экологов, системотехников, программистов, специалистов по маркетингу, PR-менеджменту, торговому делу, инженерной психологии, хозяйственному праву и т.п.) для разработки сложных технических и организационных систем, предусматривающих включение в контур управления ими человека.

Методология проектного обучения специалистов и студентов технических специальностей отрабатывалась в российской высшей школе в течение многих десятилетий и на практике доказала свою эффективность как незаменимый элемент системы формирования профессиональных компетенций будущего инженера.

С появлением в начале 90-х годов XX в. и последующим развитием технических университетов, проходившим под знаменем «гуманитаризации» инженерного образования, сформировался новый мощный потенциал проектной подготовки. Развертывание и реализация этого потенциала связаны с возможностью формирования в технических университетах полипрофессиональных учебно-проектных групп, состоящих из студентов разных направлений и специальностей высшего профессионального образования.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является создание интерактивной автоматизированной системы полипрофессионального проектного обучения специалистов, позволяющей в режиме реального времени проводить индивидуальное и/или групповое обучение, тестирование участников учебно-проектной группы и разработку ими сложных технических и организационных систем, предусматривающих включение в контур управления ими человека.

Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, заключается в расширении функциональных возможностей системы путем выполнения одновременно обучающей функции по нескольким специализациям и функции создания новых технических решений, интегрированных в одном проекте, повышение качества, эффективности процесса обучения специалистов широкого профиля, сокращение времени на их обучение, повышение качества, технического уровня и конкурентоспособности создаваемых новых технических и организационных систем, сокращение времени на их создание, повышение скорости принятия управленческих решений.

Технический результат достигается тем, что в автоматизированной информационно-аналитической интерактивной обучающей системе полипрофессиональной проектной подготовки специалистов, содержащей программно-технический комплекс на базе интеллектуального интерфейса, поддерживающего в режиме диалога автоматизированные циклы обучения и контроля знаний обучающихся, выполненный в виде модуля вычислительной системы управления научно-образовательным проектом, информационные входы и выходы которого соединены со всеми элементами системы, снабженный программным обеспечением системы и электронными блоками - блоком тестирования обучающихся и оценки проекта, обучающим блоком, технологическим блоком, блоком информационных ресурсов, коммутационным блоком, каждый из которых имеет свои информационные входы и выходы, кроме того, система дополнительно снабжена функциональными модулями, выполненными автономными и соединенными между собой коммуникационными связями и своими информационными входами и выходами, согласно изобретению модуль вычислительной системы управления снабжен дополнительным блоком учета результатов интеллектуальной деятельности обучающихся, автономные функциональные модули выполнены в виде управляющего модуля предприятия-работодателя, обучающего модуля вуза и модуля учебно-проектного бюро, включающего блок администратора-ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, блок руководителя учебно-проектного бюро от предприятия-работодателя, блок руководителя учебно-проектного бюро от вуза, блок консультантов-наставников предприятия-работодателя, блок преподавателей-консультантов вуза, блок обучающихся соответствующих специальностей учебно-проектной группы, блок научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, блок результата научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, информационные входы и выходы вышеупомянутых блоков модуля учебно-проектного бюро связаны между собой и с электронными блоками вычислительного модуля управления научно-образовательным проектом, информационные входы и выходы блока администратора-ответственного исполнителя проекта связаны с информационными входами и выходами управляющего модуля предприятия-работодателя и обучающего модуля вуза, а информационный выход блока результата научно-образовательного проекта связан с информационным входом управляющего модуля предприятия-работодателя.

Управляющий модуль предприятия-работодателя включает блок, состоящий из автоматизированных рабочих мест, по меньшей мере, двух отделов и служб соответствующих специализаций предприятия-работодателя, выполненный в виде программно-аппаратных устройств с возможностью обеспечения обратных и взаимных информационных связей, соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с автоматизированными рабочими местами обучающего модуля вуза, автоматизированным рабочим местом администратора-ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы модуля учебно-проектного бюро, а информационный вход управляющего модуля предприятия-работодателя связан с информационным выходом блока результата научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы модуля учебно-проектного бюро, предусмотренными коммуникационными связями, в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов.

Обучающий модуль вуза включает блок, состоящий из автоматизированных рабочих мест, по меньшей мере, двух кафедр вуза соответствующих специализаций, выполненный в виде программно-аппаратного устройства с возможностью обеспечения обратных и взаимных информационных связей, соединен предусмотренными коммуникационными связями - в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с автоматизированными рабочими местами отделов и служб предприятия-работодателя управляющего модуля предприятия-работодателя и автоматизированным рабочим местом администратора-ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы модуля учебно-проектного бюро.

В модуле учебно-проектного бюро каждый из блоков - блок администратора-ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, блок руководителя учебно-проектного бюро от предприятия-работодателя, блок руководителя учебно-проектного бюро от вуза, включает, по меньшей мере, одно автоматизированное рабочее место, блок консультантов-наставников предприятия-работодателя включает, по меньшей мере, два автоматизированных рабочих места с индивидуальным программным обеспечением, блок преподавателей-консультантов вуза включает, по меньшей мере, два автоматизированных рабочих места с индивидуальным программным обеспечением, блок обучающихся соответствующих специализаций учебно-проектной группы включает, по меньшей мере, два автоматизированных рабочих места, блок научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы выполнен в виде процессорного блока с программным обеспечением, формирующим общий результат проекта сложной технической и/или организационной системы, блок результата научно-образовательного проекта выполнен в виде процессорного блока с программным обеспечением, формирующим комплект документации проекта и комплект документов по результатам тестирования обучающихся и оценки выполнения проекта, информационные входы и выходы вышеупомянутых блоков соединены между собой предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов и с электронными блоками вычислительного модуля управления научно-образовательным проектом - блоком тестирования обучающихся, обучающим блоком, технологическим блоком, блоком информационных ресурсов, блоком учета результатов интеллектуальной деятельности обучающихся и коммутационным блоком с возможностью обеспечения обратных и взаимных информационных связей, при этом блок администратора - ответственного исполнителя проекта связан с автоматизированными рабочими местами отделов и служб управляющего модуля предприятия-работодателя и с автоматизированными рабочими местами обучающего модуля вуза, а информационный выход блока результата научно-образовательного проекта связан с автоматизированными рабочими местами отделов и служб управляющего модуля предприятия-работодателя предусмотренными коммуникационными связями, в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов.

Блок тестирования обучающихся модуля вычислительной системы управления научно-образовательным проектом обучающихся выполнен в виде программно-аппаратного устройства с процессорным блоком и программным обеспечением, позволяющим производить тестирование обучающихся с возможностью подключения контрольных вопросов и заданий и обеспечения им функций проведения тестов, зачетов и экзаменов с оценкой уровня подготовки обучающихся и оценки проекта на стадии разработки и по его завершению и соединен обратными и взаимными коммуникационными связями с блоками модуля учебно-проектного бюро.

Обучающий блок модуля вычислительной системы управления научно-образовательным проектом обучающихся выполнен в виде программно-аппаратного устройства с процессорным блоком и программным обеспечением, содержащего электронную библиотеку программ обучения с возможностью обеспечения функций ее использования и соединен обратными и взаимными коммуникационными связями с блоками модуля учебно-проектного бюро.

Технологический блок модуля вычислительной системы управления научно-образовательным проектом обучающихся выполнен в виде программно-аппаратного устройства с процессорным блоком и программным обеспечением, содержит систематизированную совокупность данных технологических карт по разрабатываемому проекту с возможностью обеспечения функций их электронного использования и соединен обратными и взаимными коммуникационными связями с блоками модуля учебно-проектного бюро.

Блок информационных ресурсов модуля вычислительной системы управления научно-образовательным проектом обучающихся выполнен в виде программно-аппаратного устройства с процессорным блоком и программным обеспечением, включает электронные базы учебно-методической, нормативно-технической и патентной информации и соединен обратными и взаимными коммуникационными связями с блоками модуля учебно-проектного бюро.

Блок учета результатов интеллектуальной деятельности обучающихся модуля вычислительной системы управления научно-образовательным проектом обучающихся выполнен в виде программно-аппаратного устройства с процессорным блоком и программным обеспечением, содержит базы данных результатов научно-технической деятельности обучаемых и соединен обратными и взаимными коммуникационными связями с блоками модуля учебно-проектного бюро.

Коммутационный блок модуля вычислительной системы управления научно-образовательным проектом обучающихся выполнен в виде программно-аппаратного устройства, с процессорным блоком и программным обеспечением, обеспечивающего раздельное и/или совместное функционирование модулей, блоков и устройств всей системы, а также независимость коммутационных информационных связей и независимость прохождения управляющих сигналов между отдельными элементами системы - модулями, блоками и автоматизированными рабочими местами.

Изобретение поясняется чертежом, где изображена общая схема автоматизированной информационно-аналитической интерактивной обучающей системы полипрофессиональной проектной подготовки специалистов, где:

1 - управляющий модуль предприятия-работодателя;

11…1k - блок автоматизированных рабочих мест отделов и служб предприятия-работодателя;

2 - обучающий модуль вуза;

21…2m - блок автоматизированных рабочих мест кафедр вуза;

3 - модуль учебно-проектного бюро;

4 - блок автоматизированного рабочего места администратора-ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы;

5 - блок автоматизированного рабочего места руководителя учебно-проектного бюро от предприятия-работодателя;

6 - блок автоматизированного рабочего места руководителя учебно-проектного бюро от вуза;

7 - блок автоматизированных рабочих мест группы консультантов-наставников предприятия-работодателя;

71…7n - автоматизированные рабочие места консультантов-наставников предприятия-работодателя;

8 - блок автоматизированных рабочих мест группы преподавателей-консультантов вуза;

81…8p - автоматизированные рабочие места преподавателей-консультантов вуза;

9 - блок автоматизированных рабочих мест учебно-проектной группы;

91…9s - автоматизированные рабочие места обучающихся соответствующих специальностей;

10 - блок научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы;

11 - блок результата научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы;

12 - модуль вычислительной системы управления научно-образовательным проектом;

121 - блок тестирования обучающихся;

122 - обучающий блок;

123 - технологический блок;

124 - блок информационных ресурсов учебно-методической, нормативно-технической и патентной информации;

125 - блок учета результатов интеллектуальной деятельности обучающихся;

126 - коммутационный блок.

Управляющий модуль 1 предприятия-работодателя формирует через блок 11…1k автоматизированных рабочих мест отделов и служб предприятия-работодателя техническое задание для вуза на проведение работ по разработке научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы. В рамках технического задания на разработку научно-образовательного проекта 10 сложной технической и/или организационной системы предприятие-работодатель 1 формулирует актуальные требования к компетенциям своих будущих сотрудников, соответствующих специальностям 91…9s. Модуль 1 предприятия-работодателя включает блок 11…1k автоматизированных рабочих мест отделов и служб предприятия-работодателя.

Блок 11…1k автоматизированных рабочих мест отделов и служб предприятия-работодателя выполнен в виде программно-аппаратных устройств с возможностью обеспечения обратных и взаимных информационных связей, соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с автоматизированными рабочими местами 21…2m кафедр вуза, автоматизированным рабочим местом 4 администратора-ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы модуля 3 учебно-проектного бюро и блоком 11 результата научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы.

Обучающий модуль 2 вуза с участием кафедр, принимает на анализ для дальнейшей проработки сформированное предприятием-работодателем 1 техническое задание на проведение работ по разработке научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы. Модуль 2 вуза включает блок 21…2m автоматизированных рабочих мест кафедр вуза.

Блок 21…2m автоматизированных рабочих мест кафедр вуза выполнен в виде программно-аппаратного устройств с возможностью обеспечения обратных и взаимных информационных связей, соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с автоматизированными рабочими местами 11…1k отделов и служб предприятия-работодателя и автоматизированным рабочим местом 4 администратора-ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы модуля 3 учебно-проектного бюро.

Для разработки научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы и управления деятельностью модуля 3 учебно-проектной группы с участием предприятия-работодателя и вуза служит самостоятельная структурная единица - модуль 3 учебно-проектного бюро. Учебно-проектное бюро - это новый тип самостоятельного учебного структурного подразделения вуза, которое создано для подготовки и реализации конкретного научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы и существует до окончания его жизненного цикла.

Модуль 3 учебно-проектного бюро снабжен автоматизированным рабочим местом администратора-ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы 4, автоматизированным рабочим местом 5 руководителя учебно-проектного бюро от предприятия-работодателя, автоматизированным рабочим местом 6 руководителя учебно-проектного бюро от вуза, блоком 7 автоматизированных рабочих мест 71…7k консультантов-наставников предприятия-работодателя, блоком 8 автоматизированных рабочих мест 81…8k преподавателей-консультантов вуза, блоком 9 автоматизированных рабочих мест 91…9n обучающихся соответствующих специальностей учебно-проектной группы, блоком 10 научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, блоком 11 результата научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы и соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с автоматизированными рабочими местами 11…1k отделов и служб предприятия-работодателя, с автоматизированными рабочими местами 21…2m кафедр вуза и электронными блоками модуля 12 вычислительной системы управления научно-образовательным проектом - блоком 121 тестирования обучающихся, обучающим блоком 122, технологическим блоком 123, блоком 124 информационных ресурсов учебно-методической, нормативно-технической и патентной информации, блоком 125 учета результатов интеллектуальной деятельности обучающихся и коммутационным блоком 126.

Управление деятельностью модуля 3 учебно-проектного бюро ведется на паритетной основе руководителем учебно-проектного бюро от предприятия через автоматизированное рабочее место 5 руководителя учебно-проектного бюро от предприятия и руководителем учебно-проектного бюро вуза через автоматизированное рабочее место 6 руководителя учебно-проектного бюро от вуза.

Инициатором создания учебно-проектного бюро может стать любая кафедра вуза - техническая, гуманитарная, общетехнических или естественных дисциплин, обладающая достаточным научно-техническим заделом для решения актуальной для предприятия-работодателя научно-производственной задачи, требующей участия обучающихся соответствующих специальностей различных направлений.

Ключевое условие создания учебно-проектного бюро - информационная, ресурсная и финансовая поддержка учебно-проектной группы со стороны предприятия и вуза при участии модуля 12 вычислительной системы управления научно-образовательным проектом.

Администратор-ответственный исполнитель 4 научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы осуществляет через автоматизированное рабочее место 4 администратора-ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы административное взаимодействие отделов и служб предприятия-работодателя через автоматизированные рабочие места 11…1k отделов и служб модуля 1 предприятия-работодателя, кафедр вуза через автоматизированные рабочие места 21…2m кафедр модуля 2 вуза и модулем 3 учебно-проектного бюро. Автоматизированное рабочее место 4 администратора-ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединено предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с отделами и службами 11…1k модуля предприятия-работодателя 1, кафедрами 21…2m модуля вуза учебно-проектного бюро 3 и электронными блоками модуля 12 вычислительной системы управления научно-образовательным проектом - блоком 121 тестирования обучающихся, обучающим блоком 122, технологическим блоком 123, блоком 124 информационных ресурсов учебно-методической, нормативно-технической и патентной информации, блоком 125 учета результатов интеллектуальной деятельности обучающихся и коммутационным блоком 126 и снабжено набором прилагаемых к нему технических средств - периферией, обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, обмена информацией, обработку информации, отображение информации и ретрансляцию ее по системам коммуникаций получателю и/или для внешнего группового отображения в системе.

Руководитель учебно-проектного бюро от предприятия-работодателя осуществляет взаимодействие с администратором-ответственным исполнителем научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, руководителем учебно-проектного бюро от вуза и группой консультантов-наставников предприятия-работодателя, а через них - со специалистами учебно-проектной группы. С целью обеспечения этого взаимодействия автоматизированное рабочее место 5 руководителя учебно-проектного бюро от предприятия-работодателя с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединено предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с автоматизированным рабочим местом 4 администратора-ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, автоматизированным рабочим местом 6 руководителя учебно-проектного бюро от вуза и через блок 7 группы консультантов-наставников предприятия-работодателя с автоматизированными рабочими местами 71…7k консультантов-наставников предприятия-работодателя, а также с электронными блоками модуля 12 вычислительной системы управления научно-образовательным проектом - блоком 121 тестирования обучающихся, обучающим блоком 122, технологическим блоком 123, блоком 124 информационных ресурсов учебно-методической, нормативно-технической и патентной информации, блоком 125 учета результатов интеллектуальной деятельности обучающихся и коммутационным блоком 126 и снабжено набором прилагаемых к нему технических средств - периферией, обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, обмена информацией, обработку информации, отображение информации и ретрансляцию ее по системам коммуникаций получателю и/или для внешнего группового отображения в системе.

Руководитель учебно-проектного бюро от вуза осуществляет взаимодействие с администратором-ответственным исполнителем научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, руководителем учебно-проектного бюро от предприятия-работодателя и группой преподавателей-консультантов, а через них - со специалистами учебно-проектной группы. С целью обеспечения этого взаимодействия автоматизированное рабочее место 6 руководителя учебно-проектного бюро от вуза с возможностью обеспечения обратной и взаимных информаци