Способ оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении
Изобретение относится к области педагогики и может быть использовано в деятельности медицинских, оздоровительных и спортивных учреждений, способом оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении. Определяют физическую подготовленность по показателям гемодинамических компонентов сердечно-сосудистой системы и индексу физического развития. Проводят диагностику условий, процесса и результата деятельности учреждения по критериям: ценностному, целевому, организационно-деятельностному, здоровьесберегающему. На основании вычисленных критериев определяют интегральный коэффициент физкультурно-оздоровительной работы, который свидетельствует об эффективности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении. Способ позволяет провести всесторонний анализ деятельности учреждения по направлениям, дать оценку эффективности физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, выявить недостатки и осуществить целенаправленную коррекцию выявленных нарушений путем реализации разработанных мероприятий. 13 табл.
Реферат
Изобретение относится к педагогике, но может быть использовано в деятельности медицинских, оздоровительных и спортивных учреждений. Способ оценки позволяет оценить эффективность и результативность деятельности образовательного учреждения по охране и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса средствами физического воспитания, выступает в качестве инструмента информационной поддержки здоровьесберегающей деятельности и анализа ситуации для принятия решений руководителями образования различных уровней (региональных, городских, районных и учрежденческих). Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях осуществляется для получения максимального результата здоровьесберегающих мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности в школе, дошкольном образовательном учреждении, среднем специальном учебном заведении, вузе.
Важнейшим фактором, определяющим здоровье населения, снижение уровня заболеваемости, являются оптимальная двигательная активность и непрерывное физическое воспитание на этапах онтогенеза. Сотни тысяч детей школьного возраста по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе и, как правило, освобождены от занятий физической культурой. К этому следует добавить слабую материально-техническую и нормативно-правовую базу физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, а также отсутствие эффективной системы оценки как всей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, так и ее отдельных компонентов, в частности, физкультурно-оздоровительной работы. Указанные недостатки определяют низкие возможности управления качеством физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, использования в полной мере возможностей и ресурсов школы, имеющихся достижений.
Традиционно наиболее информативными считаются показатели динамики состояния здоровья детей, позволяющие количественно оценивать воздействие различных факторов, проводить анализ силы и степени воздействия на здоровье детей. [Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Под ред. проф. В.Р.Кучмы. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. - 608 с.]. Однако для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по укреплению здоровья обучающихся использование этих показателей недостаточно, т.к. здоровьесберегающая деятельность - сложный, многокомпонентный процесс, результатом которого является целый ряд структурных, организационных, операциональных и функциональных изменений отдельных ее компонентов.
В связи с этим, Центром образования и здоровья МО РФ под руководством член-корр. РАО М.М.Безруких разработана система критериев оценки деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на основе системы индикаторов [Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. / Под ред. академика РАО М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. - М.: Моск. гор. фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 380 с.]. Эта система состоит из шести блоков критериальной оценки и включает в себя 46 показателей. Для каждого показателя предусмотрена балльная оценка, по сумме баллов можно вынести суждение о состоянии здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения.
Анализ системы показывает, что с ее помощью можно достаточно точно оценить уровень организации здоровьесберегающей деятельности, но практически невозможно - результат этой деятельности, т.е. динамику состояния здоровья обучающихся и воспитанников.
Другим путем пошла группа ведущих научных работников и педагогов Кузбасса под руководством д.б.н. проф. Э.М.Казина. Ими разработана система комплексного медико-физиологического мониторинга по параметрам физического развития, психофизиологической и функциональной подготовленности и уровня знаний учащихся по предметам общеобразовательного цикла, которую можно применять в образовательных учреждениях различного уровня (от дошкольного до послевузовского). Система позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка, используя доступные средства измерения, современное информационно-диагностическое и программное обеспечение
В основе методики - тестирование, базирующееся на современных информационно-диагностических технологиях, использующих аппаратно-программное компьютерное обеспечение, позволяющее анализировать особенности индивидуального психофизиологического статуса и степень функциональной подготовленности индивида. Критериями оценки здоровья, индивидуального развития и адаптации служат: весо-ростовые, функциональные и психофизиологические показатели, а также полученные с помощью расчетов их должные значения; показатели физического развития и физической подготовленности; пробы и тесты, характеризующие адаптационные возможности организма, его работоспособность и выносливость, функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и нервно-мышечной систем [Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях: методической пособие. / Под ред. Э.М.Казина. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. - 213 с.].
Недостатками данной системы являются, во-первых, направленность оценки на конечный результат здоровьесберегающей деятельности - состояние здоровья обучающихся и воспитанников без учета изменений в структурной и организационной составляющих процесса; во-вторых, необходимость использования программно-технического обеспечения и во многом несовершенного периферического оборудования, часто дающего сбои в работе; в-третьих, неоднозначность анализируемых показателей индивидуального психофизиологического статуса, адаптационных возможностей и степени функциональной подготовленности обследуемых; в-четвертых, отсутствие интегрального показателя, позволяющего проводить сравнительный анализ как в динамике лет, так и отдельных образовательных учреждений между собой.
Наиболее близким является «Способ сбережения здоровья учащихся» по патенту на изобретение RU №2288689 МПК A61H 1/00, A61B 5/02, публ. 10.12.2006 г. Способ включает тестирование базовых качеств на протяжении длительного периода: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств учащихся. Сравнение полученных результатов с нормативными показателями, выявление отклонений. Оценивают кондиционные способности по интегральному показателю физической подготовленности. Дополнительно оценивают воздействие тренировочных занятий по индексу физического состояния и показателям гемодинамических компонентов сердечно-сосудистой системы. Определяют показатели физического развития, оцениваемые рядом соматических, соматометрических и физиометрических показателей уровня возрастного развития.
Недостатком способа является ориентация на оценку только физического развития детей без оценки всей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, без выделения отдельных ее компонентов, в частности физкультурно-оздоровительной работы, что понижает возможности определения целесообразности, приоритетности и эффективности отдельных мероприятий по сохранению, укреплению и развитию здоровья.
Описанный подход не позволяет дать оценку эффективности физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности, так как имеются следующие недостатки:
1. Не анализирует процессуальные характеристики.
2. Не анализирует содержательные характеристики.
3. Отсутствует критериально-оценочный аппарат.
4. Не позволяет осуществлять целенаправленную коррекцию процесса физкультурно-оздоровительной работы.
Задачей нашего изобретения является создание способа оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения на основе анализа процессуальных и содержательных характеристик с использованием критериально-оценочного аппарата, с последующей разработкой плана корригирующих мероприятий для улучшения физической подготовленности, гармонизации физического развития обучающихся, укрепления соматического здоровья обучающихся.
Поставленная задача достигается способом оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении. Способ включает определение физической подготовленности по индексу физического состояния, оцениваемому на основании показателей гемодинамических компонентов сердечно-сосудистой системы и индексу физического развития, оцениваемому рядом соматических и физиометрических показателей уровня возрастного развития.
Проводят диагностику условий, процесса и результата деятельности учреждения по критериям: ценностно-целевому (Кцц), организационно-деятельностному (Код), здоровьесберегающему (Кзд), при этом ценностно-целевой критерий Кцц рассчитывают по формуле
Кцц=Кцен+Кцел
где Кцц - ценностно-целевой критерий, балл;
Кцен - ценностный критерий, балл;
Кцел - целевой критерий, балл.
Проводят опрос педагогов по физической культуре, 100 обучающихся и их родителей путем заполнения анкет и рассчитывают ценностный критерий Кцен по формуле
Кцен=МАпед+МАоб+МАрод
где Кцен - ценностный критерий, балл;
МАпед - оценка педагогами по физической культуре организации физкультурно-оздоровительной работы в учреждении, равна среднему арифметическому значению анкет, заполненных педагогами по физической культуре учреждения, участвующих в опросе, балл;
МАоб - оценка обучающимися организации физкультурно-оздоровительной работы в учреждении, равна среднему арифметическому значению анкет, заполненных обучающимися, участвующими в опросе, балл;
МАрод - оценка родителями обучающихся организации физкультурно-оздоровительной работы в учреждении, равна среднему арифметическому значению анкет, заполненных 100 родителями обучающихся, участвующих в опросе: из которых 30% составляют родители обучающихся из начального звена, 30% - родители обучающихся из среднего звена и 40% - родители обучающихся из старшего звена, балл.
Проводят опрос представителя администрации и медицинского работника учреждения путем заполнения анкет и рассчитывают целевой критерий Кцел по формуле
Кцел=НМС+МТО+МЗД
где Кцел - целевой критерий, балл;
НМС - оценка представителем администрации учреждения научно-методического сопровождения физкультурно-оздоровительной работы, равна сумме баллов анкеты, балл;
МТО - оценка представителем администрации учреждения материально-технического оснащения физкультурно-оздоровительной работы, равна сумме баллов анкеты, балл;
МЗД - оценка медицинским работником учреждения мониторинга состояния здоровья и физического развития обучающихся, равна сумме баллов анкеты, балл.
Проводят опрос педагогов и медицинского работника учреждения и находят организационно-деятельностный критерий Код по формуле
Код=ФСД+ПР+СДО
где Код - организационно-деятельностный критерий, балл;
ФСД - оценка педагогами по физической культуре уровня организации физкультурно-спортивной деятельности, равна среднему арифметическому значению анкет, заполненных педагогами по физической культуре учреждения, участвующими в опросе, балл;
ПР - оценка медицинским работником уровня организации профилактической работы, равна сумме баллов анкеты, балл;
СДО - оценка педагогами по физической культуре уровня спортивных достижений обучающихся, равна среднему арифметическому значению анкет, заполненных педагогами по физической культуре учреждения, участвующими в опросе, балл.
Проводят наблюдение за 100 обучающимися и их опрос, оценивают личностные качества обучающихся и находят здоровьесберегающий критерий (Кзд) по формуле
Кзд=Пк+Фк+Ск
где Кзд - здоровьесберегающий критерий, балл;
Пк - психологический компонент, балл;
Фк - физиологический компонент, балл;
Ск - соматический компонент, балл.
Рассчитывают Пк по формуле
Пк=МК+MA+ММ
где Пк - психологический компонент, балл;
МК - оценка личностных качеств обучающихся, равна среднему арифметическому значению тестов, заполненных обучающимися, участвующими в опросе по методике Р.Б.Кеттела, при этом МК высокая при 88-110, средняя при 44-77, низкая при 11-33, у.е.;
МА - оценка эмоционального профиля обучающихся, определяется психологом образовательного учреждения по Шкале оценки адаптации и равна среднему арифметическому значению результатов оценки обучающихся, при этом МА 50 и более - течение адаптации - благоприятное, МА от 49 до (+10) - функциональное напряжение, МА менее (+10) - перенапряжение и снижение адаптационных возможностей, у.е,
ММ - оценка обучающимися мотивации к занятиям физической культурой и спортом в учреждении, равна среднему арифметическому значению анкет, заполненных обучающимися, участвующими в опросе, ММ 120-150 - уровень мотивации - ведущий; 75-105 - уровень мотивации - средневыраженный, менее 75 - уровень мотивации - малозначимый, у.е.
Устанавливают психологический компонент (Пк) при сумме оценок 258-310 у.е 10 баллов, при 109-201 у.е. 5 баллов, менее 109 у.е. 1 балл;
Рассчитывают Фк по формуле
Фк=ИФС+ПШ+ПМ
где Фк - физиологический компонент, балл;
проводят определение массы тела, роста 100 обучающихся, определяют гемодинамические показатели сердечно-сосудистой системы: измеряют артериальное давление в покое, подсчитывают частоту сердечных сокращений (ЧСС), проводят спирометрию и динамометрию, обследуемые делают 20 приседаний за 30 сек и у них определяют время, за которое пульс восстановится, и определяют уровень здоровья 100 обучающихся по экспресс-оценкам по Г.Л.Апанасенко, находят
ИФС - интегральный коэффициент функционального состояния обучающихся находится как среднее арифметическое значение экспресс-оценок обучающихся, участвующих в обследовании, ИФС 4-6 - уровень функционального состояния обучающихся - хороший, 3-3,9 - удовлетворительный, менее 2,9 - плохой, у.е.
Проводят обследование 100 обучающихся с выполнением задержки дыхания на вдохе и подсчета частоты пульса по пробе Штанге, сравнивают их со средневозрастными значениями для оценки общего уровня тренированности обучающихся и кардиореспираторного резерва, находят
ПШ - оценку уровня тренированности обучающихся, как среднее арифметическое значение полученных результатов, ПШ при 50 и более - хорошая, 40-49 - удовлетворительная, 39 и менее - плохая, у.е.
Проводят обследование 100 обучающихся с выполнением степ-теста по пробе Мастера, находят индекс напряжения, оценивают результат, находят
ПМ - оценку резервных возможностей организма, как среднее арифметическое значение полученных результатов, ПМ при 80 и более - хорошая, 65-79 - удовлетворительная, 64 и менее - плохая, у.е.
Устанавливают физиологический компонент (Фк) при 134 и более у.е. 10 баллов, 133-108 у.е. 5 баллов, менее 107 у.е 1 балл.
Рассчитывают соматический компонент по формуле
Ск=ОУФК+Гз+Г мед
где Ск - соматический компонент, балл.
Обучающиеся (100 человек) выполняют тестовые задания: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, тестирование силы, поднимание туловища, тестирование скоростно-силовых качеств, тестирование выносливости, тестирование скоростных качеств, челночный бег, выполняют расчет физической подготовленности по формулам, сравнивают их с нормативами и по таблице находят ОУФК - оценку уровня физической кондиции обучающихся как процентное отношение обучающихся с хорошим уровнем физической кондиции от (-0,2) до 0,61 и выше к обучающимся, участвующим в тестировании, ОУФК при более 75% - хорошая, 50-75% - удовлетворительная, менее 50% - плохая, принимают 1% за 1 у.е.
Проводят тестирование по тесту-опроснику и определяют группу здоровья обучающихся,
Гз - оценка распределения обучающихся на группы здоровья, определяется как общее число обучающихся I и II групп здоровья среди 100 обучающихся, участвующих в тестировании: рассчитывают их процентное соотношение, Гз более 75% - хорошая, 50-75% - удовлетворительная, менее 50% -плохая, принимают 1% за 1 у.е.
Г мед - оценка распределения обучающихся по физкультурным группам, определяется как общее число обучающихся основной и подготовительной физкультурных групп среди 100 обучающихся, участвующих в тестировании, рассчитывают их процентное соотношение, Г мед более 75% - хорошая, 50-75% - удовлетворительная, менее 50% - плохая, принимают 1% за 1 у.е.
Устанавливают соматический компонент (Ск) при 225-300 у.е. 10 баллов, 150-224 у.е. 5 баллов, менее 150 у.е 1 балл.
Рассчитывают интегральный коэффициент физкультурно-оздоровительной работы по формуле
I=(Кцен+Кзд)-(Кцел+Код)
где I - интегральный коэффициент физкультурно-оздоровительной работы, балл;
Кцен - ценностный критерий, балл;
Кзд - здоровьесберегающий критерий, балл;
Кцел - целевой критерий, балл;
Код - организационно-деятельностный критерий, балл.
При I, равном 0, уровень организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении считают оптимальным, при (-12)-(1) баллов или (1)-(12) баллов - допустимым, при менее (-12) или более (12) баллов - недопустимым.
Оценка проводится одними и теми же обучающимися в количестве 100 человек, из которых 30% составляют обучающиеся из начального звена, 30% - обучающиеся из среднего звена, 40% - обучающиеся из старшего звена образовательного учреждения.
Новизна изобретения заключается в следующем.
Разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий объективно и полно оценить и проанализировать процессуальные и содержательные характеристики физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Ценностно-целевой критерий определяет общие подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы. Критерий содержит два взаимнодополняемых компонента: ценностный и целевой.
При определении ценностного компонента проводят оценку организации физкультурно-оздоровительной работы в учреждении педагогами по физической культуре, обучающимися, родителями по специально разработанным анкетам. Содержание этого компонента позволяет определить место ценности здоровья и здорового образа жизни в системе ценностей субъектов образовательного процесса.
При определении целевого компонента проводят оценку научно-методического сопровождения, материально-технического оснащения физкультурно-оздоровительной работы администрацией, оценку мониторинга состояния здоровья и физического развития обучающихся. Содержание этого компонента позволяет определить возможности достижения целей физкультурно-оздоровительной работы, стоящие перед образовательным учреждением.
При этом определяют Код, который оценивает уровень организации и характер физкультурно-спортивной деятельности, уровень организации профилактической работы и спортивные достижения обучающихся. Критерий учитывает условия, объем и качество физкультурно-оздоровительной работы.
Определяют Кзд, в виде трех компонентов: психологического Пк, физиологического Фк и соматического Ск. Критерий позволяет оценить физическое развитие и здоровье обучающихся, он определяет результативность физкультурно-оздоровительной работы.
При определении Пк оценивают личностные качества обучающихся по методике Р.Б.Кеттела, оценивают эмоциональный профиль обучающихся по Шкале оценки адаптации, оценивают мотивацию к занятиям физической культурой и спортом. Содержание этого компонента позволяет дать оценку личностным качествам обучающихся, их эмоциональную уравновешенность, игровую деятельность и мотивированность на занятия физической культурой и спортом.
При определении Фк находят интегральный коэффициент функционального состояния обучающихся по экспресс-оценке, оценивают резервные возможности обучающихся по пробе Штанге и по пробе Мастера.
При определении Ск оценивают уровень физической кондиции обучающихся путем выполнения ими тестовых заданий, включающих определенные физические упражнения, выявляют распределения обучающихся по группам здоровья и медицинским группам.
Рассчитывают интегральный коэффициент физкультурно-оздоровительной работы. При хорошем уровне организации работы сумма оценки ценностного компонента и здоровьесберегающего критерия должна быть равна целям и деятельности образовательного учреждения, то есть сумме оценки целевого компонента и организационно-деятельностного критерия, а I соответственно равен 0.
Способ позволяет получить новый технический результат, заключающийся в повышении качества физкультурно-оздоровительной работы в учреждении. Способ позволяет провести всесторонний анализ деятельности учреждения по направлениям, дать оценку эффективности физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, выявить недостатки и осуществить целенаправленную коррекцию выявленных нарушений путем реализации разработанных мероприятий.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.
Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения осуществляется в рамках входного и выходного контроля соответственно в начале и конце учебного года. Необходимая информация формируется следующим образом.
Проводится опрос педагогов по физической культуре, обучающихся и их родителей. Опрос проводится с помощью анкет, представленных в приложениях 1-10. Родителями обучающихся анкеты заполняются во время родительских собраний. Учащиеся анкетируются во время классного часа. Для анкетирования подбирается группа из 100 обучающихся, в которой 30% составляют обучающиеся из начального звена, 30% - обучающиеся из среднего звена, 40% - обучающиеся из старшего звена образовательного учреждения. Опрашивают родителей именно этих учащихся, вошедших в группу из 100 обучающихся.
За каждый ответ «Да» на вопрос анкеты дается 1 балл, за каждый ответ «нет» 0 баллов. Баллы в каждой анкете суммируются. Для определения показателей берут сумму баллов по анкете, при опросе педагогов, представителей администрации и медицинских работников или среднее арифметическое значение анкет 100 обучающихся или их родителей участвующих в опросе.
Соответствующие анкеты заполняются представителями администрации образовательного учреждения, а именно директором или его заместителем по учебно-воспитательной работе и медицинским работником учреждения. К данной работе привлекают психолога.
Ценностный критерий оценивается суммой баллов, которую набирают субъекты образовательного процесса, и вычисляется по формуле:
Кцен=МАпед.+МАоб.+МАрод.
МАпед. определяется как среднее арифметическое значение анкет, приведенных в Таблице 4, заполненных педагогами по физической культуре образовательного учреждения.
МАоб. определяется как среднее арифметическое значение анкет, приведенных в Таблице 5, заполненных обучающимися образовательного учреждения.
МАрод. определяется как среднее арифметическое значение анкет, приведенных в Таблице 6, заполненных родителями обучающихся данного образовательного учреждения.
Содержание этого критерия позволяет определить место ценности здоровья и здорового образа жизни в системе ценностей субъектов образовательного процесса.
Целевой критерий формируется с помощью статистических форм о наличии и содержании научно-методического сопровождения, материально-технического оснащения физкультурно-оздоровительной работы, содержания мониторинга состояния здоровья детей и подростков. Целевой критерий оценивается суммой баллов, которая вычисляется по результатам опроса и рассчитывается по формуле:
Кцел=НМС+МТО+МЗД;
НМС определяется как сумма баллов по анкете, приведенной в Таблице 7, заполненной представителем администрации учреждения.
МТО определяется как сумма баллов по анкете, приведенной в Таблице 8, заполненной представителем администрации учреждения.
МЗД определяется как сумма баллов по анкете, приведенной в Таблице 9, заполненной медицинским работником учреждения.
Содержание этого критерия позволяет определить возможности достижения целей физкультурно-оздоровительной работы, стоящие перед образовательным учреждением.
Организационно-деятельностный критерий (Код) позволяет оценить уровень организации и характер деятельности как самого образовательного учреждения, так и субъектов образовательного процесса. Данный критерий оценивается с помощью анкетирования, уровень организации физкультурно-спортивной деятельности, профилактической работы, спортивных достижений обучающихся. По сумме показателей получают балльную оценку качества организации физкультурно-оздоровительной работы по следующей формуле:
Код.=ФСД+ПР+СДО.
ФСД определяется как среднее арифметическое значение анкет, приведенных в Таблице 10, заполненных педагогами по физической культуре учреждения.
ПР определяется как сумма баллов по анкете, приведенной в Таблице 11, заполненной медицинским работником учреждения.
СДО определяется как среднее арифметическое значение анкет, приведенных в Таблице 12, заполненных педагогами по физической культуре.
Здоровьесберегающий критерий (Кзд) определяет результативность физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении. Его содержание представлено в виде трех компонентов: психологического, физиологического и соматического.
Психологический компонент включает показатели развития личностных качеств по методике Кеттела (Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2001. - Кн.3, Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - с.227-255) показатели эмоционального профиля обучающихся по Шкале оценки адаптации (Р.И.Айзман, И.Л.Левина, Н.Г.Коновалова и др.; отв. ред. И.Л.Левина. Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей [Текст]: методическое пособие. - М: АСТШ. - 2006. - с 14-17) и показатели мотивированности к занятиям физической культурой и спортом по анкете (Таблица 13). Содержание этого компонента позволяет дать оценку личностным качествам обучающихся, их эмоциональную уравновешенность, игровую деятельность и мотивированность на занятия физической культурой и спортом.
Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р.Б.Кеттеллом. Мы используем 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в ряде факторно-аналитических исследований. Тест выполняется путем опроса детей, обучающихся в образовательном учреждении в количестве 100 человек: 30% из начального, 30% из среднего и 40% из старшего звена образовательного учреждения. По результатам опроса находится среднее арифметическое значение по формуле: сумма полученных ответов по тестам / количество детей, участвующих в опросе. Полученный результат выражается в условных единицах (у.е.) и оценивается следующим образом:
Если среднее арифметическое значение колеблется в промежутке от 88 до 110 у.е., то уровень личностных качеств обучающихся - высокий;
Если среднее арифметическое значение колеблется в промежутке от 44 до 77 у.е., то уровень личностных качеств обучающихся - средний;
Если среднее арифметическое значение колеблется в промежутке от 11 до 33 у.е., то уровень личностных качеств обучающихся - низкий.
MA - оценка эмоционального профиля обучающегося по Шкале оценки адаптации. Находится путем наблюдения за детьми, с заполнением специальных таблиц классным руководителем или школьным психологом по 100 обучающимся. По результатам находится среднее арифметическое значение. Полученный результат выражается в условных единицах (у.е.) и оценивается следующим образом:
Если среднее арифметическое значение колеблется в промежутке
от 50 и более у.е. - течение адаптации - благоприятное;
от 49 до (+10) у.е. - функциональные напряжения;
от менее (+10) у.е. - перенапряжение и снижение адаптационных возможностей.
ММ - оценка мотивированности к занятиям физической культурой и спортом. Определяется путем анкетирования детей (Таблица 13), обучающихся в образовательном учреждении в количестве 100 человек. По результатам опроса находится среднее арифметическое значение анкет. Полученный результат выражается в условных единицах (у.е.) и оценивается следующим образом:
Если среднее арифметическое значение колеблется в промежутке
от 120 до 150 у.е. - уровень мотивации - ведущий;
от 75 до 105 у.е. - уровень мотивации - средневыраженный;
менее 75 у.е. - уровень мотивации - малозначимый;
Полученные значения показателей в у.е суммируются по формуле определения Пк и оцениваются следующим образом, для перевода в баллы:
Таблица 1 | |
Психологический компонент, | Психологический компонент, |
общая сумма, у.е. | балл |
258-310 | 10 |
109-201 | 5 |
Менее 109 | 1 |
Содержание этого компонента позволяет дать оценку личностным качествам обучающихся, их эмоциональную уравновешенность, игровую деятельность и мотивированность на занятия физической культурой и спортом.
Физиологический компонент определяется с помощью интегрального коэффициента функционального состояния организма и рассчитывается по формуле Фк=ИФС+ПШ+ПМ.
ИФС - интегральный коэффициент функционального состояния организма обучающихся, находят после медицинского обследования 100 обучающихся.
Проводят взвешивание детей, измеряют их рост, определяют гемодинамические показатели сердечно-сосудистой системы: измеряют артериальное давление в покое, подсчитывают частоту сердечных сокращений (ЧСС), проводят спирометрию и динамометрию, обследуемые делают 20 приседаний за 30 сек и у них определяют время, за которое пульс восстановится, и определяют уровень здоровья 100 обучающихся по экспресс-оценкам по Г.Л.Апанасенко (Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга): Научно-методическое пособие. - Новокузнецк: ИПК, 2004. - с 43-44).
ИФС - интегральный коэффициент функционального состояния обучающихся, находится как среднее арифметическое значение экспресс-оценок обучающихся, участвующих в обследовании, ИФС 4-6 - уровень функционального состояния обучающихся - хороший, 3-3,9 - удовлетворительный, менее 2,9 - плохой, у.е.
По результатам пробы Штанге и пробы Мастера или степ-теста (Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга): Научно-методическое пособие. - Новокузнецк: ИПК, 2004. - с 46-48) находят оценку резервных возможностей обучающихся и оценку резервных возможностей организма.
Для определения ПШ обучающиеся проходят дополнительное обследование, во время которого выполняют задержку дыхания на вдохе и подсчитывают частоту пульса по пробе Штанге, сравнивают полученные значения со средневозрастными значениями для оценки общего уровня тренированности обучающихся и кардиореспираторного резерва.
По результатам диагностики 100 обучающихся находится среднее арифметическое значение. Полученная оценка уровня тренированности выражается в условных единицах и оценивается следующим образом:
Если среднее арифметическое значение 50 у.е и более - хорошая;
От 40 до 49 у.е. - удовлетворительная;
39 у.е. и менее - плохая.
Проводят обследование 100 обучающихся с выполнением степ-теста по пробе Мастера, находят индекс напряжения, оценивают результат. Степ-тест характеризует реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Физическая нагрузка в виде восхождений на ступеньку высотой 50 см с частотой 30 раз в минуту в течение 3 минут. После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает в положении сидя. В восстановительном периоде подсчитывают частоту пульсовых ударов и находят индекс напряжения в у.е.
ПМ-оценку резервных возможностей организма находят как среднее арифметическое значение полученных результатов, ПМ при 80 у.е и более - хорошая, 65-79 у.е - удовлетворительная, 64 у.е и менее - плохая.
Полученные значения показателей в у.е суммируются по формуле определения Фк и оцениваются следующим образом, для перевода в баллы:
Таблица 2 | |
Функциональный компонент | Функциональный компонент |
Общая сумма в у.е. | Оценка в баллах |
134 и более | 10 |
133-108 | 5 |
Менее 107 | 1 |
Соматический компонент определяется по показателям физической подготовленности обучающихся, распределению их по группам здоровья и группам физической культуры.
Ск=ОУФК+Гз+Гмед.
Обучающиеся, участвующие в обследовании учреждения, выполняют тестовые задания. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, при этом голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняют до касания грудью пола, а разгибание - до полного выпрямления рук. Фиксируется количество отжиманий от пола в произвольном темпе.
Тестирование силы - вис на перекладине максимально возможное время.
Поднимание туловища - учащийся лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах на 90°. Партнер держит ноги. Руки крест-накрест прижаты к груди. Учащийся поднимает туловище так, что локти касаются бедер, затем опускается на пол. Фиксируется количество сгибаний за 30 с.
Тестирование скоростно-силовых качеств - прыжки в длину с места. Фиксируется лучший результат из трех попыток.
Тестирование выносливости - бег на дистанцию 1000 метров, фиксируется время.
Тестирование скоростных качеств - бег на 30 метров. Фиксируется время.
Челночный бег. Испытуемый максимально быстро бежит 30 метров. Отдыхает 3-5 мин. Максимально быстро пробегает 3 раза по 10 метров. Фиксируют время.
Оценка уровня физической подготовленности описана в литературном источнике Р.И.Айзман, И.Л.Левина, Н.Г.Коновалова и др.; отв. ред. И.Л.Левина. Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей [Текст]: методическое пособие. - М: АСТШ. - 2006. - с.70-73.
Выполняют расчет физической подготовленности по формулам, сравнивают их с нормативами и по таблице находят ОУФК - оценку уровня физической кондиции обучающихся как процентное отношение обучающихся с хорошим уровнем физической кондиции от (-0,2) до 0,61 и выше к обучающимся, участвующим в тестировании, ОУФК при более 75% - хорошая, 50-75% - удовлетворительная, менее 50% - плохая, принимают 1% за 1 у.е.
Определяют группу здоровья обучающихся, входящих в 100 опрашиваемых. Обучающиеся, в зависимости от состояния здоровья, могут быть отнесены к следующим группам:
- к 1 группе здоровья. Это здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, у которых отсутствуют анатомические дефекты, функциональные и морфофункциональные отклонения;
- ко 2 группе здоровья относят детей, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития); с дефицитом массы тела или избыточной массой тела; часто или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
- к 3 группе здоровья. Эту группу составляют дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; с физическими недостатками, последствиями травм или операций при