Колесо-резервуар для транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С -А Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

240594

Союз Советских

Социалистических

Респуолин

К ПАТЕНТУ

Зависимый от патента ¹

Кл. 45», 55/00

Заявлено 07.ill,1967 (№ 1139!25/30-15) Приоритет 07.III.1966, № 52335, Франция,,1ПК А 0113

Комитет по делам иаобретеииХ и открытий при Совете Министров

СССР

Опубликовано 21.111.1969. Бюллетень ¹ 12

УДК 629 11 012 3(088 8) Дата опубликования описания 13Л III.1969

Автор изобретения

Иностранец

Эмиль Бобард (Франция) Заявитель

КОЛЕСО-РЕЗЕРВУАР ДЛЯ TPAHCIIOPTHbIX СРЕДСТВ

Изобретение относится к колесам-резервуарам для транспортных средств, в частности, для тракторов, и точнее к колесам, служащим резервуаром для перевозки жидкости, применяемой, например, в сельском хозяйстве и допускающим ее отбор и при движении транспортного средства.

Известны колеса-резервуары для транспортных средств, выполненные из двух дисков с установленной в их канавках эластичной шиной, образующих резервуар для газа и жидкости, и имеющие осевые и радиальные коммуникационные средства, обеспечивающие при их взаимодействии противоположно направленные потоки газа и жидкости.

Внутренний диск этих колес выполнен за одно целое с осью транспортного средства, что делает невозможным демонтаж колеса без удаления из него жидкости. Затруднено также включение и выключение агрегатов, связанных с каналами для подачи в колесо газа и жидкости. Кроме того, тракторы, оборудованные этими колесами-резервуарами, имеют увеличенную ширину колеи.

Предлагаемое колесо-резервуар отличается тем, что, с целью обеспечения его демонтажа без удаления из него жидкости, внутренний диск имеет осевой выступ, снабженный средствами для установки на нем внешнего диска и деталями крепления и оси транспортного средства, причем осевые коммуникационные средства размещены в указанном выступе. Для повышения удобства управления потоками жидкости и газа осевые коммуникационные

5 средства установлены в выступе внутреннего диска с возможностью продольных перемещений в одну сторону — до совпадения выходных отверстий с радиальными коммуникационными средствами и в другую сторону — до пе10 рекрытия их.

Габаритные размеры описываемого колесарезервуара не превышает размеров обычного колеса.

Для защиты внутренней поверхности шины

15 от действия перевозимой химически активной жидкости она снабжена эластичной оболочкой в форме незамкнутого тора с заплечпками для соединения с бортами шины. Кроме того, внутренние поверхности шины и дисков колеса, с

20 цель1о защиты пх от действия жидкости, могут быть снабжены пластмассовой оболочкой в виде развернутого тора, края которого имеют два кольцеобразных буртика для закрепления на осевом выступе внутреннего диска.

На фиг. 1 изображено описываемое колесорезервуар, разрез; на фиг. 2 — то >ке, в другом варианте выполнения; íà фиг. 3 и 4 — осевые коммуникационные средства выступа

30 впутренпего диска колеса, в разрезе; на фиг.

240594

5 и 6 — варианты выполнения внутренней пластмассовой оболочки колеса-резервуара.

Колесо трактора содержит внутренний 1 и внешний 2 диски, ооразующие для газа и >кидкости и снабженные канавками 8 для установки бортов эластичной шины 4. Внутренний диск 1 имеет в центральной части осевой выступ 5, ограниченный фланцем 6 (см. фпг. 1), прикрепленным болтами 7 к флапцу 8 оси 9 транспортного средства. На осевом выступе внутреннего диска, оканчивающемся цапфой

10, смонтирован внешний диск 2 колеса, выполненный в центральной части в форме ступицы 11, центральное коническое отверстие которой сопрягается с коническим хвостовиком цапфы 10. Герметичность этого соединения обеспечивается у.плотнениями 12. Сту.пица внешнего диска крепится на цапфе гайкой 18.

По другому варианту выполнения (см. фиг. 2) осевой выступ в виде цапфы 10 является продолжением внутреннего диска 1, прикрепленного посредством шпилек 14 к фланцу 8 оси колеса. В обои,х случаях осевой выступ снабжен осевыми коммуникационными средствами в виде двух концентрично установленных трубок — -наружной 15 для отбора жидкости и внутренней 16, оканчивающейся поршнем 17 — для подачи в резервуар газа (сжатого воздуха от компрессора). 0ое трубки выполнены подвижными в продольном направлении и снабжены выходными отверстиями. В проточках цапфы неподвижно установлены уплотнительные кольца 18, обеспечивающие герметичность соединения.

Между внутренним и внешним дисками на цапфе 10 свободно установлена муфта 19 с двумя кольцевыми проточками 20 и 21, сообщающимися через соответствующие радиальные каналы 22 и 28 цапфы (О с выходными отверстиями осевых коммуникационных средств.

С противоположной стороны к проточкам муфты 19 присоединены радиально располо>кенные трубка 24 для подачи газа и трубка 25 для отбора жидкости, изогнутые так, что их наконечники, выполненные из гибкого материала, расположены в средней плоскости колеса.

Таким образом, трубки 24 и 25 в сочетании с проточками 20 и 21 муфты и каналами 22 и

28 цапфы образуют радиальные коммуникационные средства, обеспечивающие при взаимодействии с осевыми средствами противоположно направленные потоки газа и жидкости в емкости, образованной дисками и шиной колеса.

Для обеспечения полного отбора жидкости из колеса на заборном наконечнике трубки 25 смонтирован противовес 26, удерживающий трубку в нижнем положении при вращении колеса и максимально лрибли>кающий ее к.внутренней поверхности шины. Износ шины в месте контакта ее с трубкой может предотвращаться установкой защитной прокладки 27, например приклеенной к внутренней поверхности шины.

В случае если колесо длительное время не используется в качестве резервуара, противовес 26 может демонтироваться для обеспечения свободной циркуляции жидкости и газа.

В этом случае противовес 26, выполненный из двух полуколсц, r,:îæåò быть установлен в чехол 28 через огверстие 29 с заглушкой внешнего диска 2 кол" a или таким же способом демонтирован, причем постоянная связь колеса с насосом не нарушается.

Во избежание возмо>кного окисления деталей колеса химически активной жидкостью, перевозимой в нем, цапфа 10 и муфта 19 могут быть изготовлены из нержавеющей стали, а защита внутренних поверхностей обеспечивается оболочкой 80 из эластичного материала. Тороидальная часть 81 оболочки переходит в борта 82, оканчивающиеся в центральной части кольцеобразными буртиками 88, герметично закрепленными на цапфе колеса. Указанная оболочка может быть изготовлена путем формовки двух полуколец и сварки их по периметру 84. Для облегчения монтажа оболочки на дисках 1 и 2 колеса имеются отверстия.

Применение защитной оболочки обеспечивает сохранение герметичности колеса в случае частичного отслаивания ilIHHbI.

По другому варианту выполнения, соответствующему изготовлению дисков колеса из специальных материалов или применению для них специальных покрытий, защита шины обеспечивается пластмассовой оболочкой в форме незамкнутого тора, снабженной заплечиками

85 для соединепия с бортами шины.

Такая конструкция колеса-резервуара обеспечивает удобсгво его монтажа и демонтажа без удаления из емкости жидкости. Достаточно отвернуть гайку 18 и снять колпачковые гайки болтов 7 (или шпилек 14) крепления фланца 6 диска 1 (или самого диска) к фланцу 8 оси трактора, чтобы освободить диски 1 и

2 и снять колесо с оси.

При необходимости продольным перемещением осевых трубок 15 и 16 обеспечивается сообщение или разобщение соответствующих коммуникационных средств колеса с наружными трубопроводами для подачи сжатого воздуха в емкость и отбора из нее жидкости.

Для сообщения осевых и радиальных коммуникационных средств с источниками питания и потребителями трубки 15 и 16 перемещаются вправо до совпадения их выходных отверстий с радиальными коммуникационными средствам и (см. фиг. 4) .

При монта>ке колеса или проверке источников питания (компрессора, насоса) и потребителей осевые коммуникационные средства перемещаются влево до перекрытия радиальных каналов (см. фиг. 3) .

Предмет изобретения

1. Колесо-резервуар для транспортных средств, выполненное из двух дисков с установленной в их канавках эластичной шиной, 240594 образующих резервуар для газа и жидкости, и имеющее осевые и радиальные коммуникационные средства, обеспечивающие при своем взаимодействии противоположно направленные потоки газа и жидкости, отличающееся тем, что, с целью обеспечения демонтажа колеса без удаления из пего жидкости, внутренний диск имеет осевой выступ, снабженный средствами для установки па нем внешнего диска и деталями крепления к оси транспортного средства, причем осевые коммуникационные средства размещены в указанном выступе.

2. Колесо-резервуар по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства управления потоками жидкости и газа, осевые коммуникационные средства установлены в выступе внутреннего диска с возможностью продольных перемещений в одну сторону — до совпадения выходных отверстии с радиальными коммуникационными средствами и в другую сторону — до перекрытия их.

5 3. Колесо-резервуар по пп. 1 и 2, отличаюи1ееся тем, что, с целью защиты внутренней поверхности шины от действия жидкости, она снабжена эластичной оболочкой в форме незамкнутого тора с заплечиками для соедине10 нпя с бортами шины.

4. Колесо-резервуар по пп. 1 и 2. отличаюшееся тем, что, с целью защиты внутренних поверхностей шины и дисков от действия жидкости, они снабжены пластмассовой оболочкой

15 в виде развернутого тора, края которого имеют два кольцеобразны. буртика для закрепления на осевом выступе внутреннего диска.

240594. Составитель Л. Смольская

Техред Л. Я. Левина Корректор 3. И. Чванкина

Редактор В. Сорокин

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1815/12 Тираж 480 Подписное

ЦН11ИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4