Способ обеспечения вертолетного сообщения с объектами разработки месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе и морской вертодром для его осуществления

Способ обеспечения вертолетного сообщения с объектами разработки месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе заключается в полетах вертолета между берегом и буровой морской платформой. Между буровой платформой и берегом размещают промежуточный вертодром на морской стабилизированной платформе с двумя или более взлетно-посадочными площадками и дежурными вертолетами поисково-спасательной службы. Промежуточный вертодром размещен на стабилизированной морской платформе, на ограниченном пространстве которой взлетно-посадочная и авиасервисная палубы вертодрома вынесены в надстройку. Корпус верхнего строения платформы разделен коффердамами с переходными тамбур-шлюзами на локальные зоны, препятствующие распространению дыма и огня по всему сооружению. Обеспечиваются постоянное регулярное вертолетное сообщение, а также взрыво-пожаробезопасность вертодрома. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области способов и средств технического обеспечения и контроля полетов вертолетов над морем на особо длинные дистанции, конкретно - к вертодромам на морских платформах.

Уровень техники

Известны множество типов морских объектов-носителей вертолетов: авианесущие корабли-вертолетоносцы [1], суда и корабли со штатным вертолетным оснащением, например ледоколы с вертолетом для ведения ледовой разведки [2], противолодочные боевые корабли с вертолетами для поиска подводных лодок [3] и др.

Практически все морские буровые и технологические платформы на шельфовых месторождениях полезных ископаемых и многие суда технического флота, работающие на континентальном шельфе, способны принимать прилетающие вертолеты, для чего в их оснащение входят вертолетные площадки [4]. Определения, классификация и нормативные требования к оборудованию вертодромов на различных объектах приведены в [5]. Бортовое вертолетное обеспечение собственных задач морских объектов принципиально отличается от задач обеспечения регионального устойчивого вертолетного сообщения береговых баз с объектами разработки шельфовых месторождений полезных ископаемых, удаленных на расстояние, превышающее регламентируемую дальность полета вертолетов.

В подобной ситуации на суше, на трассе перелета сооружают промежуточный вертодром для контроля полетов, дозаправки вертолетов и их временного базирования из-за задержки рейсов по погодным или другим причинам.

В море при отсутствии естественных условий для сооружения вертодрома (например, подходящих для этой цели островов) решением проблемы является сооружение вертодрома на искусственном носителе, на котором были бы созданы условия для контроля транспортного воздушного коридора, промежуточной заправки и временного базирования вертолетов. При этом в районе арктического континентального шельфа данная проблема усугубляется еще и другой - необходимостью организации постоянной регулярной морской поисково-спасательной службы, использующей дежурные вертолеты, находящиеся в режиме постоянной готовности к экстренному вылету для оказания помощи терпящим бедствие.

Сущность изобретения

В данном изобретении предлагаются способ и его техническое осуществление для обеспечения промежуточной заправки, базирования и контроля вертолетов на трассах полета над морем на расстояние, превышающее регламентированную предельную дальность полета. В предлагаемом способе между буровой платформой и берегом размещают промежуточный вертодром на морской стабилизированной платформе с двумя или более взлетно-посадочными площадками и дежурными вертолетами поисково-спасательной службы.

Вертодром на морской стабилизированной платформе, как объект, содержащий большое количество горючих веществ и источников возгорания на ограниченном пространстве, относится к разряду особо пожароопасных объектов. Падение вертолета на палубу, разлив и возгорание авиационного топлива - прогнозируемые, вполне вероятные аварийные ситуации.

В качестве общепроектных мер обеспечения взрыво-пожаробезопасности взлетно-посадочная и авиасервисная палубы вертодрома вынесены в надстройку, а корпус верхнего строения платформы разделен коффердамами с переходными тамбур-шлюзами на локальные зоны, препятствующие распространению дыма и огня по всему сооружению.

При разработке крупных месторождений полезных ископаемых, например Штокмановского газоконденсатного месторождения в центральном регионе Баренцева моря на удалении около 600 км от береговой базы, потребность в постоянном регулярном вертолетном сообщении составит ежедневно не менее 4-х рейсов транспортных вертолетов только для штатной смены вахтового персонала, не считая полетов для экстренной эвакуации заболевших и/или травмированных людей, доставки бригад специалистов, консультантов, членов различных комиссий и др. На вертодроме должно быть не менее 2-х взлетно-посадочных площадок с ангарной системой хранения дежурных и транспортных вертолетов.

Тип опорного основания морской стабилизированной платформы не имеет принципиального значения, он определяется природными факторами в точке постановки и технико-экономическими аспектами.

Возможность реализации

На чертеже представлен пример вертодрома на несущей морской платформе полупогружного типа с якорной системой стабилизации.

Такой тип платформы давно известен и широко применяется в шельфовом инжиниринге. Для него характерно наличие полупогружного заякоренного опорного основания и верхнего строения разнообразного архитектурно-проектного оформления в зависимости от технологического назначения.

Корпус верхнего строения промежуточного вертодрома состоит из нескольких блок-модулей 1, объединенных в единую несущую конструкцию, опирающуюся на опорное основание 2. Между блок-модулями оставлены зазоры - противопожарные коффердамы 3, проход через которые осуществляется через тамбур-шлюзы. Такие конструктивные меры исключают распространение дыма и огня по всему сооружению.

Над несущим корпусом верхнего строения размещена надстройка 4, куда вынесены помещения и системы по управлению полетами и техническими средствами платформы 5, взлетно-посадочные площадки 6 с узлами заправки вертолетов топливом, ангары в подпалубном пространстве с микроклиматом для технического обслуживания вертолетов, куда они доставляются с помощью грузовых лифтов 7, и ангары 8 для палубной снегоуборочной, пожарной и транспортной техники.

Источники информации

1. Шант К., Бишоп К. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолеты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.

2. А.И.Арикайнен, К.Н.Чубаков. «Азбука ледового плавания», М., изд. «Транспорт», 1987.

3. «Современные подводные лодки…» /пер. с англ./ Шант К. - М.: Омега-пресс, 2006. Стр.156-175 «Противолодочные вертолеты».

4. Р.И.Вяхирев, Б.А.Никитин, Д.А.Мирзоев. «Обустройство и освоение морских нефтегазовых месторождений», М., изд. Академии горных наук, 1999.

5. Международные стандарты и рекомендуемая практика. Аэродромы. Приложение 14 к Конвенции о международной гражданской авиации. Т. II. Вертодромы. ИКАО, изд. 2-е, 1995.

1. Способ обеспечения вертолетного сообщения с объектами разработки месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе, заключающийся в полетах вертолета между берегом и буровой морской платформой, отличающийся тем, что между буровой платформой и берегом размещают промежуточный вертодром на морской стабилизированной платформе с двумя или более взлетно-посадочными площадками и дежурными вертолетами поисково-спасательной службы.

2. Промежуточный вертодром для осуществления способа по п.1, содержащий стабилизированную морскую платформу, отличающийся тем, что на ограниченном пространстве платформы в качестве общепроектных мер обеспечения взрыво-пожаробезопасности взлетно-посадочная и авиасервисная палубы вертодрома вынесены в надстройку, а корпус верхнего строения платформы разделен коффердамами с переходными тамбур-шлюзами на локальные зоны, препятствующие распространению дыма и огня по всему сооружению.