Способ изготовления гипсовой рабочей модели для изготовления фрезерованных с помощью cad/cam-технологии каркасов мостовидных протезов
Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии, и может быть использовано для изготовления гипсовых моделей. Способ заключается в том, что по рабочему оттиску из супергипса отливают комбинированную модель таким образом, что съемным изготавливают только тот фрагмент модели, который не содержит препарированных опорных зубов. Зона модели с препарированными под мостовидный протез зубами остается неразборной, единой с цокольной частью. Околозубную вокруг препарированных зубов зону в оттиске предварительно готовят таким образом, что зону вокруг отпечатка препарированного опорного зуба циркулярно заливают воском или силиконовой массой для искусственной десны, после чего отливают модель из супергипса. После готовности модели удаляют полученный восковой или силиконовый аналог околозубной десны, удаляют с общей модели съемный фрагмент с не препарированными зубами и проводят сканирование опорных зубов и всей модели в целом под мостовидный протез для получения виртуальной модели с использованием стандартной технологии CAD/CAM, также проводят сканирование всей модели в целом без извлечения съемного фрагмента с не препарированными зубами. Технический результат - повышение точности изготовления фрезерованных с помощью CAD/CAM-технологии каркасов мостовидных протезов, исключив тем самым развитие нежелательных осложнений.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии.
В последнее время в стоматологической практике все чаще используются различные протезы для возмещения дефектов зубов и зубных рядов. Технологии и материалы, используемые в ортопедической стоматологии, постоянно совершенствуются. Однако частота осложнений при ортопедическом лечении больных с использованием несъемных зубных протезов до сих пор остается высокой. Неудачные исходы протезирования такими конструкциями в первые 2-3 года пользования ими составляют до 20%. Наибольшее количество снятых протезов приходится на срок до 5-6 лет. Основными причинами, приводящими к необходимости преждевременного снятия несъемных зубных протезов, являются дефекты самого протеза (переломы, сколы облицовки и ухудшение эстетических свойств, истирание протеза), осложнения со стороны опорных зубов (кариес, чаще пришеечной области, пульпит, и т.п.), патология тканей пародонта (воспаление десны как результат некачественного краевого прилегания коронок, наличия кариозных поражений твердых тканей зубов, токсикоаллергическое влияние материалов протеза на десневой край, возникновение пародонтальных карманов и подвижности зубов), нарушение фиксации протеза. Указанные причины досрочного снятия несъемных зубных протезов обусловлены ошибками и неточностями на лабораторных этапах изготовления конструкций, в частности при изготовлении гипсовой рабочей модели для изготовления каркасов мостовидных протезов.
В настоящее время точность изготовления мостовидных протезов повышается за счет использования CAD/CAM-технологии.
При изготовлении протезов по данной технологии проводят сканирование поверхности опорных зубов и всей модели для дальнейшей компьютерной обработки. Сканирование осуществляют в высокоточном трехмерном сканере (механическом, лазерном и др.). После этого проводится цифровое моделирование будущего каркаса протеза и передача данных на специальный фрезерный станок, который и вытачивает каркас из промышленного образца материала. Затем следует процесс аппликации керамической облицовочной массы на каркас с последующим спеканием.
Для сканирования рабочей модели и опорных для мостовидного протеза зубов (для получения виртуальной модели) изготавливают полностью разборную комбинированную гипсовую модель. Однако при распиливании модели разборные гипсовые штампики приобретают ту или иную степень подвижности в общей гипсовой модели, что уменьшает точность фрезерованных с помощью CAD/CAM-технологии каркасов будущих мостовидных протезов.
В связи с вышесказанным актуальным является разработать метод изготовления гипсовой рабочей модели для изготовления фрезерованных с помощью CAD/CAM-технологии каркасов мостовидных протезов, максимально устраняющий возможные погрешности, возникающие при изготовлении гипсовых моделей.
Из уровня техники известен способ изготовления цельнолитых каркасов протяженных мостовидных протезов, составным этапом которого является изготовление специальной неразборной (цельной) гипсовой рабочей модели для изготовления цельнолитых каркасов мостовидных протезов (заявка на изобретение RU 2007132780, опубл. 2007.12.20, данный способ является прототипом предлагаемого способа).
Суть известного способа заключается в следующем. Получают рабочий оттиск с помощью общепринятых высокоточных оттискных материалов (полиэфирные, поливинилсилоксановые, гидроколлоидные и т.д.). По рабочему оттиску сначала отливают неразборную модель целиком из супергипса, например 4 класса (цокольную часть в том числе), после предварительной подготовки оттиска. Подготовка оттиска заключается в том, что околозубную (пришеечную) зону в оттиске вокруг отпечатков всех опорных зубов (зону вокруг отпечатка препарированного опорного зуба) циркулярно заливают (изолируют от попадания, затекания гипса) базисным воском или специальной силиконовой массой для искусственной десны («десневая маска»). Это делается для того, чтобы вся шейка и границы препарирования у опорных зубов были бы доступны как для визуализации, так и для проведения необходимых в этой зоне манипуляций, иными словами были бы свободны от окружающей «гипсовой» десны. После отливки первой (цельной, неразборной) модели проводится отливка второй - разборной модели, применяя одну из уже известных методик изготовления комбинированной модели. Рабочую модель готовят традиционно - обрабатывают пришеечную зону, удаляя гипс вокруг границ препарирования, наносят на штампики укрепительный лак, изолирующий лак и 2 слоя «спейсера» на всю поверхность гипсового штампика (обработанного зуба), не доходя до уступа на 1 мм. На разборной модели начинают моделирование восковой заготовки будущего цельнолитого каркаса мостовидного протеза по общепринятой методике (погружают штампик в погружной воск, приливают пришеечным воском зону границы препарирования, моделируют отсутствующие промежуточные звенья). После окончания моделирования каркаса его рассепаровывают на фрагменты (в зависимости от клинической ситуации) и переносят их с разборной вторичной на неразборную первичную модель. На первичной модели проводят соединение фрагментов между собой с помощью специального воска или пластмассы для межзубных перемычек (во избежание усадки). Затем на полученной восковой композиции устанавливают литникообразующие штифты, образующие литниковую систему. Готовую литниковую систему вместе с восковой композицией каркаса мостовидного протеза снимают с модели и помещают в кювету для отливки из необходимого для будущего мостовидного протеза сплава, кювету заливают огнеупорной паковочной массой, выплавляют восковую композицию в муфельной печи и проводят отливку каркаса из расплавленного сплава в полученную форму. После отливки каркаса сначала проводят припасовку каждого опорного элемента (коронки) каркаса к соответствующему штампику (зубу) из разборной модели. После припасовки всех опорных коронок приступают к припасовке всего каркаса в целом уже на первичной (самой точной) неразборной модели.
Однако известный аналог не всегда может быть применен для изготовления фрезерованных каркасов мостовидных протезов с помощью CAD/CAM-технологии. Данное утверждение касается тех клинических ситуаций, где рядом с препарированными зубами имеются непрепарированные зубы, поскольку при сканировании всей модели в целом в определенных позициях модели на столике сканера возможно образование оптической «тени» в области медиальных или дистальных границ препарированных зубов. Например, случай изготовления мостовидных протезов с опорой на 44 и 47 зубы или 35 и 37 зубы при одновременном наличии соседних с препарированным зубом (44 или 35 зубом) непрепарированных 43 или 34 зубов либо всего фронтального отдела зубного ряда, включающего 43 или 34 непрепарированные зубы.
Техническим результатом, достигаемым при реализации предлагаемого способа, является повышение точности изготовления гипсовой модели, что позволяет получить высокоточные параметры виртуальной модели, а следовательно, каркаса протеза и минимизировать вероятность его неточной посадки и балансировки. Такой технический результат достигается за счет того, что зона модели с препарированными под мостовидный протез зубами остается неразборной, а сами препарированные зубы - несъемными, едиными с цокольной частью, а соседние с препарированными зубами фрагменты получаются съемными. Вследствие этого исключается вероятность образования «тени» со стороны соседних с препарированными неотпрепарированных зубов за счет извлечения указанного фрагмента (с неотпрепарированными зубами) с общей модели и сканировании всей оставшейся неразборной модели для получения виртуальной модели.
Изготовление гипсовой рабочей модели для изготовления фрезерованных с помощью CAD/CAM-технологии каркасов мостовидных протезов заключается в следующем.
Получают рабочий оттиск с помощью общепринятых высокоточных оттискных материалов (полиэфирные, поливинилсилоксановые, гидроколлоидные и т.д.). По рабочему оттиску из супергипса отливают комбинированную модель таким образом, что съемным изготавливают тот фрагмент модели, который не содержит препарированных опорных зубов. Таким образом, зона модели с препарированными под мостовидный протез зубами остается неразборной, единой с цокольной частью. Околозубную, вокруг препарированных зубов зону в оттиске предварительно готовят таким образом, что зону вокруг отпечатка препарированного опорного зуба циркулярно заливают воском или силиконовой массой для искусственной десны, после чего отливают модель из супергипса, например 4 класса. После готовности модели удаляют полученный восковой или силиконовый аналог околозубной десны (тем самым получая доступные для визуализации и сканирования границы препарирования опорных зубов), удаляют с общей модели съемный фрагмент с непрепарированными зубами и проводят сканирование опорных зубов и всей модели в целом под мостовидный протез для получения виртуальной модели с использованием стандартной технологии CAD/CAM, также проводят сканирование всей модели в целом без извлечения съемного фрагмента с непрепарированными зубами. В дальнейшем обе виртуальные модели будут совмещены в одну целую.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет повысить точность изготовления фрезерованных с помощью CAD/CAM-технологии каркасов мостовидных протезов, исключив тем самым развитие нежелательных осложнений.
Способ изготовления гипсовой рабочей модели для изготовления фрезерованных с помощью CAD/CAM-технологии каркасов мостовидных протезов, отличающийся тем, что по рабочему оттиску из супергипса отливают комбинированную модель таким образом, что съемным изготавливают только тот фрагмент модели, который не содержит препарированных опорных зубов, а зона модели с препарированными под мостовидный протез зубами остается неразборной, единой с цокольной частью, околозубную вокруг препарированных зубов зону в оттиске предварительно готовят таким образом, что зону вокруг отпечатка препарированного опорного зуба циркулярно заливают воском или силиконовой массой для искусственной десны, после чего отливают модель из супергипса, после готовности модели удаляют полученный восковой или силиконовый аналог околозубной десны, удаляют с общей модели съемный фрагмент с непрепарированными зубами и проводят сканирование опорных зубов и всей модели в целом под мостовидный протез для получения виртуальной модели с использованием стандартной технологии CAD/CAM, также проводят сканирование всей модели в целом без извлечения съемного фрагмента с непрепарированными зубами.