Состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий
Изобретение относится к области получения битумных композиций, содержащих полимерные добавки и предназначенных для использования в дорожном строительстве. Изобретение касается состава битумной композиции для асфальтобетонных покрытий, включающего смесь битума и синдиотактического 1,2-полибутадиена со среднемассовой молекулярной массой от 8 тысяч до 120 тысяч, степенью синдиотактичности от 30 до 70%, содержанием 1,2-звеньев от 50 до 95%, при содержании синдиотактического 1,2-полибутадиена в битумной композиции от 1 до 5 мас.ч./100 мас.ч. битума, при этом дополнительно в составе битумной композиции используют пластифицирующую добавку в количестве от 5 до 15 мас.ч./100 мас.ч. битума, состоящую из смеси минерального масла и α-олефинов при массовом соотношении компонентов 10:1-10. Технический результат - повышение эксплуатационных свойств битумных композиций, повышение трещиностойкости получаемых на их основе асфальтобетонных покрытий, увеличение срока эксплуатации асфальтобетонных покрытий. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к области получения битумных композиций, содержащих полимерные добавки и предназначенных для использования в дорожном строительстве.
В строительстве автомобильных дорог широко используют асфальтобетонные составы, одним из основных компонентов которых являются органические вяжущие - вязкие дорожные битумы, качество которых регламентируется требованиями ГОСТ 22245-90.
Дорожные битумы, выпускаемые нефтеперерабатывающей промышленностью, часто не соответствуют техническим требованиям по ряду показателей, таким как температура хрупкости, характеризующая морозостойкость битума, и температура размягчения, определяющая устойчивость битума к действию повышенных температур. Кроме того, битумы и получаемые на их основе асфальтобетонные смеси не обладают эластичностью, хотя известно, что этот показатель имеет важное значение при эксплуатации дорожного покрытия, особенно при пониженных температурах в условиях многократных динамических нагрузок. Отсутствие эластичности и низкая растяжимость битумов при пониженных температурах являются основными причинами образования трещин в дорожном покрытии [Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства - Автомоб. дороги: Обзорн. информ. / Информавтодор; вып.4. - М., 2002, с.2-4].
Для улучшения качества дорожных битумов и придания им эластичности используют полимерно-битумные вяжущие - композиции на основе битумов, содержащие полимерные добавки. В качестве полимерных модификаторов для битумов широкое применение получили термоэластопласты и каучуки, в том числе, полибутадиеновые каучуки.
Известен состав полимерно-битумного вяжущего для дорожного строительства на основе дорожного битума, включающий полимерную структурирующую добавку - масляный раствор синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука (СВБ-М) 1,6-3 мас.%, и поверхностно-активную добавку - нефтеполимерную смолу 0,4-1,0 мас.%, (патент РФ №2119464) Использование данного состава позволяет несколько повысить тепло- и трещиностойкость асфальтобетонных покрытий.
Недостатком данного полимерно-битумного вяжущего является низкая температура размягчения, которая составляет 48-50°С (метод кольца и шара). Согласно ОСТ 218010-98 на полимерно-битумные вяжущие температура размягчения битумной композиции должна быть не ниже 56°С (табл.1) Недостаточная теплостойкость битумной композиции может привести к деформации дорожного полотна, особенно в условиях его эксплуатации при повышенных температурах.
Известен состав битумной композиции для дорожных покрытий (патент РФ №2238955), включающий битум, жидкий полибутадиеновый каучук и углеводородное масло при соотношении битум : полибутадиеновый каучук : масло от 94:4:2 до 96:3:1. В качестве жидкого каучука используют цис-1,4-полибутадиен с молекулярной массой 200-70000 и содержанием цис-1,4-звеньев от 30 до 75% или 1,2-полибутадиен с молекулярной массой 500-40000 и содержанием 1,2-звеньев от 20 до 70%. Использование данного состава, содержащего жидкий полибутадиеновый каучук, позволяет упростить технологию производства, повысить однородность получаемой композиции и снизить энергозатраты.
Недостатком данной композиции является ее низкая растяжимость при 25°С и, особенно, при 0°С. Следствием низкой растяжимости битумной композиции при пониженных температурах является возможность образования трещин в дорожном покрытии.
Известен состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий (патент РФ №2298023, прототип), включающий смесь битума и синдиотактического 1,2-полибутадиена со среднемассовой молекулярной массой от 5 тысяч до 120 тысяч, степенью синдиотактичностп от 30 до 70%, содержанием 1,2-звеньев от 50 до 93%, при содержании синдиотактического 1,2-полибутадиена в битумной композиции от 1 до 7 мас.ч/100 мас.ч. битума. Использование данного состава, содержащего синдиотактический 1,2-полибутадиен, позволяет улучшить качество битумной композиции за счет придания ей большей эластичности и повышения ее растяжимости.
К недостатком данной композиции следует отнести ее недостаточно высокую морозостойкость, что является одной из основных причиной образования трещин в автодорожном покрытии при его эксплуатации при пониженных температурах (в зимних условиях). Температура хрупкости данной композиции, являющаяся характеристикой ее морозостойкости, составляет -27°С (табл.1). Этот показатель является нижней границей температурного интервала работоспособности вяжущего, описанного в прототипе. Однако этого недостаточно для сохранения свойств битумной композиции и асфальтобетонного покрытия на ее основе при эксплуатации в зимних условиях, т.к. для этого необходимо, чтобы температура хрупкости была близка к температуре наиболее холодных суток (для 65% территории России эта температура ниже -35°С [Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства - Автомоб дороги: Обзорн. информ. / Информавтодор; вып.4. - М., 2002, с.2]).
Техническим результатом изобретения является повышение морозоустойчивости битумной композиции для асфальтобетонных покрытий за счет снижения ее температуры хрупкости, а также увеличение температурного интервала работоспособности вяжущего.
Указанный технический результат достигается тем, что в состав битумной композиции, включающей смесь битума и синдиотактического 1,2-полибутадиена, дополнительно вводится пластифицирующая добавка в количестве 5-15 мас.ч./100 мас.ч. битума;
- используется 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности от 30 до 70%, содержанием 1,2-звеньев от 50 до 95% и среднемассовой молекулярной массой от 8000 до 120000;
- содержание синдиотактического 1,2-полибутадиена в битумной композиции находится в пределах от 1 до 5 мас.ч./100 мас.ч. битума;
- в качестве пластифицирующей добавки используется смесь минерального масла и α-олефинов в массовом соотношении 10:1-10;
- содержание пластифицирующей добавки в битумной композиции составляет от 5 до 15 мас.ч./100 мас.ч. битума;
Синдиотактический 1,2-полибутадиен получают полимеризацией бутадиена в растворе органического растворителя в присутствии кобальтовой каталитической системы (патент РФ №2177008).
В составе пластифицирующей добавки используют α-олефины промышленного производства, выпускаемые согласно ТУ 38.402-69-73-89.
Полученные битумные композиции используются в составе асфальтобетонных смесей для дорожных покрытий при следующем соотношении компонентов, мас.ч.: щебень фракции 10-20 мм - 45-50, песок - 15-20, отсевы дробления - 30-35, минеральный порошок - 4-6, полимерно-битумная композиция - 4-5.
Данное изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1.
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130, синдиотактический 1,2-полибутадиен в количестве 1 мас.ч./100 мас.ч. битума и пластифицирующую добавку в количестве 5 мас.ч./100 мас.ч. битума. Используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 70%, содержанием 1,2-звеньев 93% и среднемассовой молекулярной массой 120000. В качестве пластифицирующей добавки используют смесь минерального масла и α-олефинов в массовом соотношении 10:1.
Пример 2.
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130, синдиотактический 1,2-полибутадиен в количестве 3 мас.ч./100 мас.ч битума и пластифицирующую добавку в количестве 10 мас.ч. /100 мас.ч. битума. Используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 61%, содержанием 1,2-звеньев 88% и среднемассовой молекулярной массой 112000. В качестве пластифицирующей добавки используют смесь минерального масла и α-олефинов в массовом соотношении 10:3.
Пример 3.
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130, синдиотактический 1,2-полибутадиен в количестве 4 мас.ч./100 мас.ч. битума и пластифицирующую добавку в количестве 15 масс.ч./100 масс.ч. битума. Используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 55%, содержанием 1,2-звеньев 82% и среднемассовой молекулярной массой 71000. В качестве пластифицирующей добавки используют смесь минерального масла и α-олефинов в массовом соотношении 10:5.
Пример 4.
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130, синдиотактический 1,2-полибутадиен в количестве 5 мас.ч./100 мас.ч. битума и пластифицирующую добавку в количестве 10 мас.ч./100 мас.ч битума. Используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 42%, содержанием 1,2-звеньев 78% и среднемассовой молекулярной массой 24000. В качестве пластифицирующей добавки используют смесь минерального масла и α-олефинов в массовом соотношении 10:10.
Пример 5.
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130, синдиотактический 1,2-полибутадиен в количестве 7 мас.ч./100 мас.ч. битума и пластифицирующую добавку в количестве 5 мас.ч./100 мас.ч. битума. Используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 30%, содержанием 1,2-звеньев 70% и среднемассовой молекулярной массой 8000. В качестве пластифицирующей добавки используют смесь минерального масла и α-олефинов в массовом соотношении 10:8.
Пример 6 (граничный).
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130, синдиотактический 1,2-полибутадиен в количестве 0,5 мас.ч./100 мас.ч. битума и пластифицирующую добавку в количестве 2 мас.ч/100 мас.ч. битума. Используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 70%, содержанием 1,2-звеньев 93% и среднемассовой молекулярной массой 120000. В качестве пластифицирующей добавки используют смесь минерального масла и α-олефинов в массовом соотношении 15:1.
Пример 7 (граничный)
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130, синдиотактический 1,2-полибутадиен в количестве 8 мас.ч./100 мас.ч битума и пластифицирующую добавку в количестве 20 мас.ч./100 мас.ч. битума. Используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 30%, содержанием 1,2-звеньев 70% и среднемассовой молекулярной массой 8000. В качестве пластифицирующей добавки используют минеральное масло.
Примеры 6 и 7 приведены в качестве граничных для обоснования выбранного интервала концентраций синдиотактического 1,2-полибутадиена и пластифицирующей добавки в битумной композиции.
Из данных табл.1 следует, что полимерно-битумные композиции, полученные на основе нефтяных дорожных битумов, синдиотактического 1,2-полибутадиена и пластифицирующей добавки, полностью соответствуют требованиям ОСТ 218010-98 на полимерно-битумные вяжущие и обладают, по сравнению с прототипом, существенно более низкой (на 5-9°С или в 1,2-1,3 раза) температурой хрупкости. Это свидетельствует о более высокой, по сравнению с прототипом, морозоустойчивости предложенных полимерно-битумных композиций, что позволяет получать на их основе асфальтобетонные смеси с повышенной трещиностойкостью и более длительным сроком эксплуатации. Кроме того, предложенные битумные композиции характеризуются, по сравнению с прототипом, заметно более высоким (на 7-12°С) значением температурного интервала работоспособности, которой на 22-28% превышает показатели, указанные в ОСТ 218010-98, что обеспечивает возможность эксплуатации получаемого асфальтобетонного покрытия в более широком интервале температур.
Следует также отметить, что при использовании пластифицирующей добавки улучшается ряд других характеристик полимерно-битумного вяжущего: увеличивается растяжимость и повышается эластичность композиции при 0°С и 25°С. Кроме того, существенно, по сравнению с прототипом, сокращается время, необходимое для приготовления полимерно-битумного вяжущего и, соответственно, снижаются энергозатраты при его получении, а также повышается однородность полимерно-битумной композиции.
Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет.
- повысить морозоустойчивость и ряд других эксплуатационных свойств битумных композиций;
- расширить температурный интервал работоспособности битумных композиций и асфальтобетонных смесей;
- повысить трещиностойкость получаемых асфальтобетонных покрытий при эксплуатации при пониженных температурах;
- увеличить срок эксплуатации асфальтобетонных покрытий;
- сократить время и энергозатраты, необходимые для приготовления полимерно-битумного вяжущего.
Таблица 1 | ||||||||||
Результаты испытаний полимерно-битумных вяжущих, содержащих синдиотактический 1,2-полибутадиен и пластифицирующую добавку | ||||||||||
№ п/п | Наименование показателей | ОСТ 218.010-98 | Прототип | № примера | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
1 | Глубина проникновения иглы в 0,1 мм, при 25°С | не менее 60 | 89 | 94 | 95 | 98 | 94 | 96 | 98 | 110 |
при 0°С | не менее 32 | 42 | 47 | 50 | 54 | 52 | 54 | 54 | 61 | |
2 | Температура размягчения по КИШ, °С | не ниже 54 | 56 | 58 | 60 | 59 | 59 | 58 | 49 | 40 |
3 | Растяжимость (см), при 25°С | не менее 25 | 56 | 60 | 62 | 65 | 62 | 61 | 68 | 70 |
при 0°С | не менее 11 | 25 | 29 | 31 | 31 | 30 | 29 | 9 | 35 | |
4 | Температура хрупкости, по Фраасу, °С | не выше -20 | -27 | -31 | -33 | -36 | -35 | -35 | -20 | -37 |
5 | Температура вспышки, °С | не ниже 230 | 233 | 233 | 233 | 232 | 233 | 235 | 234 | 228 |
6 | Изменение температуры размягчения после прогрева, °С | не более 5,0 | 2,9 | 2,9 | 2,8 | 2,8 | 2,9 | 2,7 | 3,0 | 3,5 |
7 | Изменение массы после прогрева, % | не более 0,4 | 0,36 | 0,37 | 0,37 | 0,38 | 0,37 | 0,36 | 0,35 | 0,48 |
8 | Эластичность, % при 25°С | не менее 80 | 100 | 105 | 108 | 112 | 110 | 108 | 66 | 72 |
при 0°С | не менее 70 | 84 | 86 | 88 | 90 | 88 | 86 | 40 | 52 | |
9. | Интервал работоспособности, °С | не менее 74 | 83 | 89 | 93 | 95 | 94 | 93 | 69 | 77 |
*Примеры 6 и 7 приведены в качестве граничных для обоснования выбранного интервала концентраций полимера и пластифицирующей добавки в составе битумной композиции. |
1. Состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий, включающий смесь битума и синдиотактического 1,2-полибутадиена со среднемассовой молекулярной массой от 8 тысяч до 120 тысяч, степенью синдиотактичности от 30 до 70%, содержанием 1,2-звеньев от 50 до 95%, при содержании синдиотактического 1,2-полибутадиена в битумной композиции от 1 до 5 мас.ч./100 мас.ч. битума, отличающийся тем, что дополнительно в составе битумной композиции используют пластифицирующую добавку, состоящую из смеси минерального масла и α-олефинов при массовом соотношении компонентов 10:1-10.
2. Состав по п.1, отличающийся тем, что содержание пластифицирующей добавки в битумной композиции составляет от 5 до 15 мас.ч./100 мас.ч. битума.