Композиция дизельного топлива

Изобретение предлагает композицию газойля, в которой мольное отношение изопарафинов с числом атомов углерода m и двумя или более боковыми цепями к изопарафинам с числом атомов углерода m и одной боковой цепью в интервале С10-21 составляет 0,05-3,5, где m является целым числом 10-21, и мольное отношение изопарафинов с числом атомов углерода n и двумя или более боковыми цепями к изопарафинам с числом атомов углерода n и одной боковой цепью в интервале С22-25 составляет 0,1-10,0, где n является целым числом 22-25. Изобретение также предлагает композицию газойля, в которой мольное отношение изопарафинов с числом атомов углерода m и двумя или более боковыми цепями к изопарафинам с числом атомов углерода m и одной боковой цепью в интервале С10-23 составляет 0,05-4,0, где m является целым числом 10-23, и объем дистиллята при температуре перегонки 250°С (Е250) составляет 15-65%. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 табл., 1 ил.

Реферат

Описание

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к композициям газойля.

Уровень техники

Известные газойли обычно включают газойли, получаемые гидроочисткой или гидрообессериванием прямогонного газойля и прямогонного керосина, которые являются продуктами атмосферной перегонки сырой нефти. Такие газойли включают такие добавки, как присадки, повышающие цетановое число, и используемые при необходимости детергенты.

Следует отметить, что в последние годы большое значение для улучшения атмосферы и снижения нагрузки на окружающую среду приобретает очистка выхлопных газов дизельного двигателя. Предпринимались попытки решить эту проблему путем разработки газойлей, которые позволяют понизить содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах дизельного двигателя. Например, в патентном документе 1 заявлено, что может быть уменьшен выброс твердых частиц с выхлопными газами дизельного двигателя при использовании в дизельном двигателе горючего, в котором содержание серы и ароматических соединений, и соотношение изопарафинов и нормальных парафинов удовлетворяют конкретным условиям.

[Патентный документ 1] - Japanese Patent Application Laid-Open No. 2005-529213.

Описание изобретения

Тем не менее, нельзя считать, что даже эти традиционные газойли обладают соответствующими характеристики.

Например, снижается воспламеняемость, особенно во время зимнего периода или в районах с холодным климатом, что негативно влияет на коэффициент полезного действия топлива. Традиционные газойли перестают соответствовать определенным требованиям текучести в холодном состоянии, а упомянутая выше низкая воспламеняемость часто сопровождается снижением рабочих характеристик, включая запуск двигателя в холодном состоянии.

Применение более легкого газойля позволяет улучшить показатель температуры воспламенения и текучести в холодном состоянии. Применение более легкого газойля является также эффективным с точки зрения увеличения срока службы резиновых деталей. Однако только применение более легкого газойля может приводить к ухудшению важной характеристики нефтепродукта, используемого в качестве дизельного топлива, а именно снижению коэффициента полезного действия топлива и мощности двигателя.

Целью настоящего изобретения, которое было создано в связи с описанными выше проблемами, является разработка композиции газойля с отличной воспламеняемостью и текучестью в холодном состоянии, которая может быть успешно использована во время зимнего периода и в районах с холодным климатом. Другой целью изобретения является разработка композиции газойля, которая сохраняет соответствующие важные характеристики в качестве дизельного топлива, характеризуясь при этом улучшенными показателями воспламеняемости и текучести в холодном состоянии.

Для достижения заявленных выше целей, авторы настоящего изобретения сначала провели анализ составов газойля с помощью газовой хроматографии с времяпролетной масс-спектрометрией (далее обозначаемой сокращенно как ГХ-ВПМС), и изучили влияние состава композиций на показатели воспламеняемости и текучести в холодном состоянии. В результате было обнаружено, что показатели воспламеняемости и текучести в холодном состоянии для композиции газойля могут быть существенно улучшены в результате соблюдения специального условия для мольного отношения изопарафинов с двумя или более боковыми цепями к изопарафином только с одной боковой цепью внутри указанных интервалов числа углеродных атомов, и на основе этого вывода было создано изобретение.

Более конкретно, изобретение предлагает композицию газойля, отличающуюся тем, что мольное отношение изопарафинов с числом углеродных атомов m и двумя или более боковыми цепями к изопарафинам с числом углеродных атомов m и одной боковой цепью внутри интервала C10-21 составляет 0,05-3,5, где m является целым числом 10-21, и мольное отношение изопарафинов с числом углеродных атомов n и двумя или более боковыми цепями к изопарафинам с числом углеродных атомов n и одной боковой цепью внутри интервала C22-25 составляет 0,1-10,0, где n является целым числом 22-25 (далее называемую "первой композицией газойля").

В результате соблюдения указанных выше условий для мольного отношения изопарафинов с двумя или более боковыми цепями к изопарафинам только с одной боковой цепью, которые имеют одинаковое число углеродных атомов внутри соответствующих интервалов C10-21 и C22-25, можно значительно улучшить как показатель воспламеняемости, так и текучесть в холодном состоянии, и получить композицию газойля, которая может применяться во время зимнего периода и районах с холодным климатом.

Мольное отношение изопарафинов с двумя или более боковыми цепями к изопарафинам только с одной боковой цепью для каждого интервала числа углеродных атомов может быть определено с помощью упомянутого выше метода ГХ-ВПМС. В методе ГХ-ВПМС сначала образец разделяют с помощью газовой хроматографии на составляющие компоненты, и разделенные компоненты ионизируют. Затем осуществляют разделение ионов по массам на основе того, что скорость полета при приложении фиксированного ускоряющего напряжения к иону различается в зависимости от массы иона, и на основе разницы времен поступлений ионов в детектор получают масс-спектр. Предпочтительно, чтобы методом ионизации в методе ГХ-ВПМС являлася полевая ионизация, так как она может препятствовать образованию фрагментарных ионов и, кроме того, повышает точность измерения мольного отношения изопарафинов с двумя или более боковыми цепями к изопарафинам только с одной боковой цепью. Измерительные приборы и условия измерений согласно изобретению являются следующими.

Зона ГХ

Прибор: HP6890 Series GC System & Injector фирмы HEWLETT PACKARD

Колонка: Agilent HP-5 (30 мB 0,32 mmφ, 0,25 мкм-пленка)

Газ-носитель: He, 1,4 мл/мин (постоянная скорость потока)

Температура на входе: 320°C

Способ введения пробы: деление (отношение деления потока = 1:100)

Температура печи: поддерживая температуру 50°C в течение 5 минут, затем температуру повышают со скоростью 5°C/мин, поддерживая при 320°C в течение 6 минут.

Вводимый объем: 1 мкл

Зона ВПМС

Прибор: JMS-T100GC фирмы JEOL Corp.

Напряжение противоэлектрода: 10,0 кВ

Метод ионизации: FI+ (полевая ионизация)

Температура в зоне контакта с ГХ: 250°C

Интервал измеряемых масс: 35-500

На основе упомянутых выше данных измерений в результате вычисления отношения между общей интенсивностью изопарафинов только с одной боковой цепью и общей интенсивностью изопарафинов с двумя или более боковыми цепями для каждого компонента, имеющего одинаковое число углеродных атомов, можно получить мольное отношение изопарафинов с двумя или более боковыми цепями к изопарафинам только с одной боковой цепью для каждого числа углеродных атомов. Мольные отношения могут также быть непосредственно определены из масс-спектров, но, с другой стороны, на основе данных масс-спектров может быть изображена графическая зависимость между временем удерживания при газовой хроматографии и интенсивностью для каждого компонента, имеющего одинаковое число углеродных атомов, и мольное отношение может быть определено как отношение площадей пиков для компонентов на кривой.

На чертеже изображена получаемая в результате газовой хроматографии графическая зависимость между временем удерживания и интенсивностью для компонентов, имеющих одинаковое число углеродных атомов. На чертеже пики для областей A, B и C являются пиками, соответствующими нормальным парафинам, изопарафинам только с одной боковой цепью, и изопарафинам с двумя или более боковыми цепями соответственно. Мольное отношение изопарафинов с двумя или более боковыми цепями к изопарафинам только с одной боковой цепью, как указано согласно изобретению, вычисляют как отношение (Sc/SB), которое является отношением площади пика Sc в области C к площади пика SB в области B.

При традиционной разработке газойля принимают во внимание только отношение нормальных парафинов и изопарафинов, как описано в приводимом выше патентном документе 1, и композицию почти никогда не подвергают анализу с точки зрения числа боковых цепей в изопарафинах. В сравнении с известным уровнем техники впервые была создана описанная выше первая композиция газойля на основе знания авторов настоящего изобретения о том, что мольное отношение изопарафинов с двумя или более боковыми цепями к изопарафинам только с одной боковой цепью является подходящим фактором, характеризующим воспламеняемость газойля и текучесть газойля в холодном состоянии, и что ГХ-ВПМС является подходящим методом измерения мольного отношения, и, кроме того, можно сделать вывод, что упомянутый выше эффект изобретения является в высшей степени непредсказуемым эффектом.

Предпочтительно, чтобы композиция газойля имела температуру помутнения топлива не выше чем 0°C и температуру застывания - не выше чем -7,5°C.

Предпочтительно, чтобы первая композиция газойля также имела цетановое число 65 или выше, содержание серы - не более чем 10 ppm по массе, содержание ароматики - не более чем 1% по массе, содержание нафтенов - не более чем 5% по массе и температуру забивания фильтра - не выше чем -5°C.

Кроме того, изобретение предлагает композицию газойля, отличающуюся тем, что мольное отношение изопарафинов с числом углеродных атомов m и двумя или более боковыми цепями к изопарафинам с числом углеродных атомов m и одной боковой цепью в интервале C10-23 (m является целым числом 10-23) составляет 0,05-4,0, и объем дистиллята при температуре отгонки 250°C (E250) составляет 15-65% (далее обозначаемую как "вторую композицию газойля").

В результате соблюдения указанных выше условий для мольного отношения изопарафинов с двумя или более боковыми цепями к изопарафинам только с одной боковой цепью, которые имеют одинаковое число углеродных атомов внутри соответствующих интервалов C10-23, и для E250, можно значительно улучшить как показатель воспламеняемости, так и текучесть в холодном состоянии, и получить композицию газойля, которая может использоваться во время зимнего периода и районах с холодным климатом. Обладающая такими отличными свойствами упомянутая выше вторая композиция газойля является особенно подходящей в качестве дизельного топлива для летнего периода.

Метод измерения мольного отношения изопарафинов с двумя или более боковыми цепями к изопарафинам только с одной боковой цепью для каждого числа углеродных атомов является таким же, как и описанной выше в случае первой композиции газойля, и он не будет здесь описываться снова.

Термин "E250" согласно изобретению означает объем дистиллята при температуре отгонки 250°C, вычисленный из кривой разгонки, полученной методом согласно японскому промышленному стандарту JIS K 2254 "Нефтепродукты. - Методы испытания разгонкой. - Метод при обычном давлении".

Предпочтительно, чтобы вторая композиция газойля имела цетановое число 65 или выше, содержание серы - не более чем 10 ppm по массе, содержание ароматики - не более чем 1% по массе, содержание нафтенов - не более чем 5% по массе, и температуру забивания фильтра - не выше чем -5°C.

Согласно изобретению предлагается композиция газойля с отличными показателями воспламеняемости и текучести в холодном состоянии, которая подходит для использования во время зимнего периода и в районах с холодным климатом. Кроме того, согласно изобретению предлагается композиция газойля, которая сохраняет соответствующие важные характеристики в качестве дизельного топлива, имея при этом улучшенные показатели воспламеняемости и текучести в холодном состоянии.

Краткое описание чертежей

На чертеже представлен пример полученной с помощью ГХ-ВПМС графической зависимости при газовой хроматографии между временем удерживания и интенсивностью для компонентов, имеющих одинаковое число углеродных атомов.

Предпочтительный вариант осуществления изобретения

Далее будут подробно описаны предпочтительные варианты осуществления изобретения.

Композиция газойля согласно первому варианту осуществления изобретения характеризуется тем, что она удовлетворяет обоим следующим условиям (A-1) и (B-1).

(A-1) Мольное отношение изопарафинов с числом углеродных атомов m и двумя или более боковыми цепями к изопарафинам с числом углеродных атомов m и одной боковой цепью в интервале C10-21 составляет 0,05-3,5, где m является целым числом 10-21.

(B-1) Мольное отношение изопарафинов с числом углеродных атомов n и двумя или более боковыми цепями к изопарафинам с числом углеродных атомов n одной боковой цепью в интервале C22-25 составляет 0,1-10,0, где n является целым числом 22-25.

Что касается условия (A-1), то мольное отношение изопарафинов с числом углеродных атомов m и двумя или более боковыми цепями к изопарафинам с числом углеродных атомов m и одной боковой цепью в интервале C10-21 должно составлять, как упомянуто выше, 0,05-3,5, но предпочтительно - 0,1-3,2, более предпочтительно - 0,15-2,8 и еще более предпочтительно - 0,2-2,5, где m является целым числом 10-21. Мольное отношение ниже, чем 0,05, приведет к уменьшению объемного тепловыделения, понижая тем самым коэффициент полезного действия топлива на единицу объема. Мольное отношение больше, чем 3,5, приведет к снижению воспламеняемости.

Что касается условия (B-1), то мольное отношение изопарафинов с числом углеродных атомов n и двумя или более боковыми цепями к изопарафинам с числом углеродных атомов n и одной боковой цепью в интервале C22-25 должно составлять, как упомянуто выше, 0,1-10,0, но предпочтительно - 0,3-9,0, более предпочтительно - 0,4-8,0 и еще более предпочтительно - 0,5-7,0, где n является целым числом 22-25. Мольное отношение ниже, чем 0,1, приведет к неудовлетворительной эксплуатации автомобиля при низких температурах, в то время как мольное отношение больше, чем 10,0 повысит вязкость и будет препятствовать нормальному управлению впрыском.

Содержание ароматики в композиции газойля согласно первому варианту осуществления конкретно не ограничивается, но с точки зрения регулирования образования ТЧ и других подобных веществ предпочтительно, чтобы оно составляло не более чем 15% по объему, более предпочтительно - не более чем 10% по объему, еще более предпочтительно - не более чем 5% по объему и наиболее предпочтительно - не более чем 1% по объему от общей массы состава. "Содержание ароматики" для цели изобретения означает объемный процент (% по объему) содержания ароматики, измеренный согласно методике, приведенной в издаваемом Японским нефтяным институтом журнале Journal of The Japan Petroleum Institute, JPI-5S-49-97 "Методы определения типа углеводорода. - Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии".

Не существует конкретных ограничений на содержание нафтенов в составе газойля согласно первому варианту осуществления, но с точки зрения регулирования образования ТЧ и других подобных веществ предпочтительно, чтобы оно не превышало 50% по объему, более предпочтительно - не превышало 30% по объему, еще более предпочтительно - не превышало 15% по объему и наиболее предпочтительно - не превышало 10% по объему от общей массы состава. "Содержание нафтенов" для цели изобретения означает массовый процент содержания нафтенов, измеренный по стандарту ASTM D2425 "Стандартный метод определения типов углеводородов в газойле с помощью масс-спектрометрии".

Для того чтобы обеспечить удовлетворительную очистку с помощью устройства доочистки выхлопных газов в автомобиле, работающем на дизельном топливе, предпочтительно, чтобы содержание серы в композиции газойля согласно первому варианту осуществления составляло не более чем 10 ppm по массе, более предпочтительно - не более чем 5 ppm по массе, еще более предпочтительно - не более чем 3 ppm по массе, и наиболее предпочтительно - не более чем 1 ppm по массе от общей массы композиции. "Содержание серы" для цели изобретения означает значение, измеренное по промышленному стандарту Японии JIS K 2541 "Метод определения содержания серы".

Сырье для композиции газойля согласно первому варианту осуществления конкретно не ограничивают при условии, что композиция газойля удовлетворяет упомянутым выше условиям (A-1) и (B-1), и любой вид сырья из числа нефтяных газойлей, нефтяных керосиновых топлив, синтетических газойлей и синтетических керосиновых топлив может быть использован сам по себе, или в виде комбинаций двух или более видов сырья. Когда два или более видов сырья используют в комбинации, нет необходимости в том, чтобы каждый из видов сырья сам по себе удовлетворял условиям (A-1) и (B-1), так как достаточно, если составленная из них композиция газойля удовлетворяет условиям (A-1) и (B-1).

В качестве конкретных примеров исходных нефтяных газойлей, которые используют в изобретении, могут быть упомянуты прямогонный газойль, получаемый на установках для атмосферной перегонки сырой нефти; вакуумный газойль вакуумной перегонки прямогонного тяжелого жидкого топлива или нефтяных остатков, получаемых на установках для атмосферной перегонки; гидроочищенный газойль, полученный путем гидроочистки прямогонного газойля или вакуумного газойля; гидрообессеренный газойль, полученный путем гидрообессеривания прямогонного газойля или вакуумного газойля в одну или несколько стадий в более жестких условиях, чем при обычной гидроочистке; и гидрокрекированный газойль, полученный путем гидрокрекинга различных типов упомянутых выше газойлей.

В качестве конкретных примеров нефтяных керосинов могут быть упомянуты прямогонный керосин, полученный на установках для атмосферной перегонки сырой нефти; вакуумный керосин из вакуумной перегонки прямогонного тяжелого жидкого топлива или нефтяных остатков, получаемых на установках для атмосферной перегонки; гидроочищенный керосин, полученный гидроочисткой прямогонного керосина или вакуумного керосина; гидрообессеренный керосин, полученный гидрообессериванием прямогонного керосина или вакуумного керосина в одну или более стадий при более жестких условиях, чем при обычной гидроочистке; и гидрокрекированный керосин, полученный гидрокрекингом различных типов упомянутых выше керосинов.

Когда в качестве сырья для этого варианта осуществления используют нефтяной газойль или нефтяной керосин, условия переработки при получении исходных нефтяных фракций могут быть выбраны по обстоятельствам. Предпочтительно, чтобы парциальное давление водорода при гидрообессеривании, например, составляло, по меньшей мере, 1 МПа, более предпочтительно - по меньшей мере, 3 МПа, и наиболее предпочтительно - по меньшей мере, 5 МПа. Нет конкретного ограничения по верхнему пределу парциального давления водорода, но с точки зрения длительности срока службы реактора в условиях воздействия повышенного давления предпочтительно, чтобы оно не превышало 10 МПа. Предпочтительно, чтобы реакционная температура при гидрообессеривании составляла 300°C или выше, более предпочтительно - 320°C или выше, и наиболее предпочтительно - 340°C или выше. Нет конкретного ограничения на верхний предел реакционной температуры, но с точки зрения длительности срока службы реактора в условиях воздействия высокой температуры предпочтительно, чтобы она не превышала 400°C. Предпочтительно, чтобы объемная скорость жидкости при гидрообессеривании составляла не более 6 ч-1, более предпочтительно - не более 4 ч-1, и наиболее предпочтительно - не более 2 ч-1. Нет конкретного ограничения на нижний предел для объемной скорости жидкости, но с точки зрения дрейфового течения предпочтительно, чтобы она составляла, по меньшей мере, 0,1 ч-1. Тип катализатора, используемого для гидрообессеривания, конкретно не ограничивают, но могут быть упомянуты комбинации 2-3 различных металлов из числа Ni, Co, Mo, W, Pd и Pt. В частности, предпочтительными являются Co-Mo, Ni-Mo, Ni-Co-Mo и Ni-W катализаторы, среди которых более предпочтительными являются Co-Mo и Ni-Mo катализаторы с точки зрения универсальности их применения.

Термин "исходный синтетический газойль" относится к исходному газойлю, получаемому путем химического синтеза с использованием в качестве сырья природного газа, асфальта или угля. Методы химического синтеза включают непрямое и прямое сжижение, и в качестве традиционного метода синтеза может быть упомянут синтез Фишера-Тропша; однако исходный синтетический газойль, используемый для изобретения, не ограничивается только газойлем, получаемым этими методами. Большинство синтетических газойлей состоят в основном из насыщенных углеводородов, и в частности из нормальных парафинов, изопарафинов и нафтенов. Другими словами, обычно синтетические газойли почти не содержат ароматических компонентов. Таким образом, предпочтительно, чтобы исходный синтетический газойль использовали тогда, когда требуется снижение содержания ароматики в композиции газойля.

Термин "исходный синтетический керосин" относится к исходному керосину, получаемому путем химического синтеза с использованием в качестве сырья природного газа, асфальта или угля. Методы химического синтеза включают непрямое и прямое сжижение, и в качественого метода синтеза может быть упомянут синтез Фишера-Тропша; однако исходный синтетический керосин, используемый для изобретения, не ограничивается только керосином, получаемым этими методами. Большинство синтетических керосинов состоят в основном из насыщенных углеводородов, и в частности из нормальных парафинов, изопарафинов и нафтенов. Другими словами, обычно синтетические керосины почти не содержат ароматических компонентов. Таким образом, предпочтительно, чтобы исходный синтетический керосин использовали тогда, когда требуется снижение содержания ароматики в композиции газойля.

Композиция газойля согласно первому варианту осуществления может содержать одну или более упомянутые выше нефтяные фракции и/или синтетические фракции, но с точки зрения снижения содержания серы и содержания ароматики, увеличивающих вредное воздействие на окружающую среду, предпочтительно, чтобы композиция в качестве основных компонентов содержала фракцию синтетического газойля и/или фракцию синтетического керосина. Предпочтительно, чтобы общее содержание фракции синтетического газойля и/или фракции синтетического керосина составляло, по меньшей мере, 20% по объему, более предпочтительно - по меньшей мере, 30% по объему, еще более предпочтительно - по меньшей мере, 40% по объему, и наиболее предпочтительно - по меньшей мере, 50% по объему от общей массы композиции.

Композиция газойля первого варианта осуществления может состоять только из упомянутого выше исходного газойля и/или исходного керосина, но если необходимо, то она может также содержать присадку, улучшающую текучесть в холодном состоянии. В качестве присадок, улучшающих текучесть в холодном состоянии, могут быть упомянуты, в частности, присадки, включающие соединения линейного строения, такие как сополимеры этилена и ненасыщенных эфиров, обычно сополимер этилена и винилацетата, или амиды алкенилянтарной кислоты, эфир полиэтиленгликоля с дибегеновой кислотой и другие подобные соединения, и тандемные полимеры, состоящие из сополимеров алкилфумарата или алкилитаконат-ненасыщенного эфира, или присадки, содержащие полярные азотсодержащие соединения, состоящие из продуктов реакции кислот, таких как фталевая кислота, янтарная кислота, этилендиаминтетрауксусная кислота или нитрилуксусная кислота, или ангидридов этих кислот, с гидрокарбил-замещенными аминами, или другие подобные соединения, и любое из этих соединений может быть использовано само по себе или в комбинациях двух или более этих соединений. Среди них, с точки зрения универсальности применения, предпочтительными являются добавки из сополимера этилена и винилацетата и присадки, улучшающие текучесть в холодном состоянии, содержащие полярные азотсодержащие соединения, в то время как с точки зрения интенсификации очистки от кристаллов парафинов и предотвращения седиментации парафинов в виде хлопьев, более предпочтительными являются присадки, содержащие азотсодержащие соединения.

Предпочтительно, чтобы содержание присадки, улучшающей текучесть в холодном состоянии, составляло 50-500 мг/л, и более предпочтительно - 100-300 мг/л в расчете на общую массу композиции. Если содержание присадки, улучшающей текучесть в холодном состоянии, будет составлять величину ниже нижнего предела, то она будет недостаточно влиять на улучшение текучести в холодном состоянии. Содержание присадки, улучшающей текучесть в холодном состоянии, превышающее верхний предел, обычно не обеспечивает какого-либо дополнительного эффекта улучшения текучести в холодном состоянии, пропорционального повышенному содержанию.

Композиция газойля первого варианта осуществления может дополнительно содержать присадку, улучшающую смазывающие свойства. В качестве присадок, улучшающих смазывающих свойства, могут быть использованы один или более из эфирных, карбоновых, спиртовых, фенольных, на основе аминов или других типов присадок, улучшающих смазывающие свойства. Предпочтительными среди них с точки зрения универсальности применения являются эфирные и карбоновые присадки, улучшающие смазывающие свойства. Эфирная присадка, улучшающая смазывающие свойства, является предпочтительной с точки зрения обеспечения дополнительного эффекта при увеличении концентрации присадки и дополнительного снижения величины HFRR WS1,4 (характеристика смазывающей способности дизельного топлива, получаемая на испытательном стенде при высокочастотном возвратно-поступательном движении в виде следов износа), в то время как карбоновая присадка является предпочтительной с точки зрения высокого положительного эффекта в ответ на увеличение концентрации, что позволяет уменьшать количество присадки, улучшающей смазывающие свойства.

В качестве примеров эфирных присадок, улучшающих смазывающие свойства, могут быть упомянуты эфиры глицерина с карбоновыми кислотами, и в частности эфиры глицерина линолевой кислоты, олеиновой кислоты, салициловой кислоты, пальмитиновой кислоты, миристиновой кислоты и гексадеценовой кислоты, любая одна или более из которых могут быть использованы исходя из обстоятельств.

Предпочтительно, чтобы содержание присадки, улучшающей смазывающие свойства, составляло 25-500 мг/л, более предпочтительно - 25-300 мг/л и еще более предпочтительно - 25-200 мг/л в расчете на общую массу композиции. Если содержание присадки, улучшающей смазывающие свойства, будет составлять величину ниже нижнего предела, то эффект добавления присадки на улучшение текучести в холодном состоянии будет недостаточным. Содержание присадки, улучшающей смазывающие свойства, превышающее верхний предел, обычно не обеспечивает какого-либо дополнительного эффекта улучшения текучести в холодном состоянии, пропорционального повышению концентрации.

Композиция газойля первого варианта осуществления может также содержать другие добавки в дополнение к упомянутой выше присадке, улучшающей текучесть в холодном состоянии или присадке, улучшающей смазывающие свойства. В качестве таких добавок могут быть упомянуты детергенты, такие как производные алкенилянтарной кислоты и аминные соли карбоновых кислот, фенольные, на основе аминов и другие типы антиоксидантов, вещества, инактивирующие металлы, такие как производные салицилидена, размораживающие добавки, такие как эфиры полигликолей, ингибиторы коррозии, такие как алифатические амины и эфиры алкенилянтарной кислоты, присадки для снятия статических зарядов, такие как анионные, катионные и амфотерные поверхностно-активные вещества, окрашивающие вещества, такие как азокрасители, и противовспениватели на основе кремния или других типов. Эти добавки могут быть использованы сами по себе или в комбинациях двух или более. Количества вводимых добавок могут быть выбраны по обстоятельствам, но предпочтительно, чтобы общее количество таких добавок не превышало, например, 0,5% по массе, и более предпочтительно - не превышало 0,2% по массе относительно состава газойля. Применяемый здесь термин "общее количество вводимых добавок" относится к количеству добавок, добавляемых в качестве активных компонентов.

С точки зрения дополнительного улучшения рабочей характеристики, предпочтительно, чтобы композиция газойля первого варианта осуществления в дополнении к упомянутым выше условиям (A-1) и (B-1) удовлетворяла также следующим условиям.

Предпочтительно, чтобы температура помутнения топлива композиции газойля первого варианта осуществления не превышала 0°C, более предпочтительно - не превышала -2°C, еще более предпочтительно - не превышала -5°C, и наиболее предпочтительно - не превышала -8°C. Температура помутнения топлива 0°C или ниже будет приводить к улучшению растворения парафина, который налип на фильтр инжектора топлива автомобиля, работающего на дизельном топливе. Термин "температура помутнения топлива" согласно изобретению означает температуру помутнения топлива, измеренную в соответствии с японским промышленным стандартом JIS K 2269 "Методы определения температуры застывания сырой нефти и нефтепродукта и температуры помутнения нефтепродукта".

Предпочтительно, чтобы температура помутнения топлива при медленном охлаждении композиции газойля первого варианта осуществления не превышала 0°C, более предпочтительно - не превышала -2°C, еще более предпочтительно - не превышала -5°C, и наиболее предпочтительно - не превышала -8°C. Температура помутнения топлива при медленном охлаждении 0°C или ниже будет приводить к улучшению растворения парафина, который налип на фильтр инжектора топлива автомобиля, работающего на дизельном топливе. Термин "температура помутнения топлива при медленном охлаждении" согласно изобретению означает величину, измеренную описанным ниже способом. В частности, образец помещают в контейнер для образцов с алюминиевой нижней поверхностью до уровня 1,5 мм, и пропускают свет с высоты 3 мм от низа контейнера. Затем образец медленно охлаждают со скоростью 0,5°C/мин от температуры, по меньшей мере, на 10°C выше, чем упомянутая выше температура помутнения топлива, и регистрируют температуру, при которой количество отраженного света составляет не более чем 7/8 пропускаемого света (температуру помутнения топлива при медленном охлаждении) в единицах 0,1°C.

С точки зрения обеспечения соответствующей текучести в топливопроводе автомобиля, работающего на дизельном топливе, предпочтительно, чтобы температура застывания композиции газойля первого варианта осуществления не превышала -7,5°C, более предпочтительно - не превышала -10°C, еще более предпочтительно - не превышала -15°C, и наиболее предпочтительно - не превышала -20°C. Термин "температура застывания" согласно изобретению означает температуру застывания, измеренную в соответствии с японским промышленным стандартом JIS K 2269 "Методы определения температуры застывания сырой нефти и нефтепродукта и температуры помутнения нефтепродукта".

С точки зрения воспламеняемости предпочтительно, чтобы цетановый индекс композиции газойля первого варианта осуществления составлял, по меньшей мере, 65, более предпочтительно - по меньшей мере, 70, еще более предпочтительно - по меньшей мере, 73, и наиболее предпочтительно - по меньшей мере, 75.

С точки зрения воспламеняемости предпочтительно, чтобы цетановое число состава газойля первого варианта осуществления составляло, по меньшей мере, 65, более предпочтительно - по меньшей мере, 70, еще более предпочтительно - по меньшей мере, 73, и наиболее предпочтительно - по меньшей мере, 75.

"Цетановый индекс" и "цетановое число" согласно изобретению являются значениями, измеренными в соответствии с японским промышленным стандартом JIS K 2280 "Нефтепродукты. - Дизельные топлива. - Методы определения октанового числа и цетанового числа и метод вычисления цетанового индекса".

Предпочтительно, чтобы температура забивания фильтра композиции газойля первого варианта осуществления не превышала -5°C, более предпочтительно - не превышала -6°C, еще более предпочтительно - не превышала -7°C, и наиболее предпочтительно - не превышала -8°C, так как это способствует предотвращению забивания фильтра, установленного в инжекторе топлива автомобиля, работающего на дизельном топливе. "Температура забивания фильтра" согласно изобретению является значением, измеряемым в соответствии с японским промышленным стандартом JIS K 2288 "Нефтепродукты. - Газойли. - Методы определения температуры забивания фильтра".

Предпочтительно, чтобы кинематическая вязкость при 30°C композиции газойля первого варианта осуществления составляла, по меньшей мере, 1,7 мм2/с, более предпочтительно - по меньшей мере, 2,0 мм2/с, еще более предпочтительно - по меньшей мере, 2,3 мм2/с, и наиболее предпочтительно - по меньшей мере, 2,5 мм2/с, и предпочтительно - не более чем 5,0 мм2/с, более предпочтительно - не более чем 4,7 мм2/с, еще более предпочтительно - не более чем 4,5 мм2/с и наиболее предпочтительно - не более чем 4,3 мм2/с. Величина кинематической вязкости при 30°C, которая меньше упомянутого выше нижнего предела, при относительно высокой температуре при использовании масла в автомобиле, работающем на дизельном топливе, может приводить к сбою при запуске двигателя или нестабильному вращению двигателя во время работы на холостом ходу. С другой стороны, величина кинематической вязкости при 30°C, которая выше упомянутого выше верхнего предела, будет приводить к увеличению объема черного дыма в выхлопных газах. "Кинематическая вязкость при 30°C" согласно изобретению является значением, измеряемым на основе японского промышленного стандарта JIS K 2283 "Сырая нефть и нефтепродукты. - Методы определения кинематической вязкости и метод расчета индекса вязкости".

Предпочтительно, чтобы температура вспышки композиции газойля первого варианта осуществления составляла 45°C или выше, более предпочтительно - 50°C или выше, еще более предпочтительно - 53°C или выше, и наиболее предпочтительно - 55°C или выше, с точки зрения безопасности во время работы. "Температура вспышки" согласно изобретению является значением, измеряемым на основе японского промышленного стандарта JIS K 2265 "Сырая нефть и нефтепродукты. - Методы определения температуры вспышки".

Что касается дистилляционных свойств композиции газойля первого варианта осуществления, то предпочтительно, чтобы начальная температура кипения (далее "НТК") составляла 140°C или выше, более предпочтительно - 145°C или выше, еще более предпочтительно - 150°C или выше и наиболее предпочтительно - 155°C или выше, и предпочтительно - не выше чем 195°C, более предпочтительно - не выше чем 190°C, еще более предпочтительно - не выше чем 185°C и наиболее предпочтительно - не выше чем 180°C. Если НТК будет ниже вышеупомянутого нижнего предела, то легкая фракция будет частично переходить в газообразное состояние, и содержание несгоревших углеводородов в выхлопных газах будет увеличиваться с более широкой областью отпотевания в двигателе автомобиля, работающего на дизельном топливе, что в результате будет приводить к снижению пусковых качеств в горячем состоянии и снижению стабильности вращения двигателя на холостом ходу. С другой стороны, если НТК будет выше указанного верхнего предела, то будет снижаться пусковая характеристика в холодном состоянии и эксплуатационные качества автомобиля, работающего на дизельном топливе.

Предпочтительно, чтобы температура, при которой отгоняется 10% (далее сокращенно "T10") композиции газойля первого варианта осуществления, составляла 165°C или выше, более предпочтительно - 170°C или выше, еще более предпочтительно 175°C или выше, и наиболее предпочтительно - 180°C или выше, и предпочтительно - не выше чем 205°C, более предпочтительно - не выше чем 200°C, еще более предпочтительно - не выше чем 195°C и наиболее предпочтительно - не выше чем 190°C. Если T10 будет ниже упомянутого выше нижнего предела, то легкая фракция будет частично переходить в газообразное состояние, и содержание несгоревших углеводородов в выхлопных газах будет увеличиваться с более широкой областью отпотевания в двигателе ав