Быстроразъемная муфта для трубопроводов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к быстроразъемным муфтам. Муфта имеет корпус под вставляемую в него вставную деталь и стопорную деталь, которая после введения вставной детали в корпус муфты допускает возможность своего перемещения из выдвинутого предварительно смонтированного положения во вдвинутое стопорящее положение. Муфта снабжена контрольной деталью, которая выполнена в целом С-образной формы с боковыми дужками и при нахождении стопорной детали в предварительно смонтированном положении охватывает часть корпуса муфты. Контрольная деталь имеет упорную часть, которая при нахождении стопорной детали в предварительно смонтированном положении прилегает к ней в заблокированном положении контрольной детали, а при нахождении стопорной детали в стопорящем положении не зацепляется за нее. При нахождении стопорной детали в стопорящем положении контрольная деталь допускает возможность своего перемещения в осевом направлении из заблокированного положения в положение демонтажа, в котором ее можно снять с корпуса муфты. Обеспечивается возможность простым путем контролировать надлежащее соединение вставной детали с корпусом муфты. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к муфте согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения.

Подобная муфта известна из DE 102004062887 В3. Эта известная муфта имеет корпус под вставляемую в него вставную деталь, выполненную с радиально выступающим упорным буртиком. Такая муфта имеет далее стопорную деталь, которая после введения вставной детали в корпус муфты в конечное рабочее положение допускает возможность своего перемещения из в остальных случаях зафиксированного от перемещения радиально внутрь выдвинутого предварительно смонтированного положения в зафиксированное от перемещения радиально наружу вдвинутое стопорящее положение. Стопорная деталь имеет подвижные в осевом направлении стопорные лапки, которые во взаимодействии со стопорными выступами позволяют перемещать стопорную деталь из зафиксированного предварительно смонтированного положения в зафиксированное стопорящее положение и наоборот. Таким путем с использованием сравнительно простых конструктивных средств удается уменьшить усилия, которые требуется прикладывать к деталям муфты при ее сборке, достичь высокой прочности их соединения и сделать простым и надежным оперирование с муфтой при разъединении ее корпуса и вставленной в него вставной детали прежде всего в стесненных условиях.

В основу настоящего изобретения была положена задача разработать муфту указанного в начале описания типа, которая позволяла бы простым путем контролировать надлежащее перемещение стопорной детали из выдвинутого предварительно смонтированного положения во вдвинутое стопорящее положение для правильного соединения между собой вставной детали и корпуса муфты.

Эта задача в отношении муфты указанного в начале описания типа решается согласно изобретению с помощью признаков отличительной части п.1 формулы изобретения.

Выполнение предлагаемой в изобретении муфты с контрольной деталью, которую можно снять с корпуса муфты, сдвинув в осевом направлении, только при условии, что стопорная деталь надлежащем образом установлена в свое вдвинутое стопорящее положение, позволяет простым путем контролировать правильность сборки муфты благодаря тому, что, например, при конвейерной сборке рабочий, выполняющий соединение корпуса муфты и вставной детали, может путем подсчета снятых контрольных деталей и сравнения их количества с количеством собранных муфт удостовериться в правильности сборки всех муфт и надежности соединения ими трубопроводов.

Различные предпочтительные варианты осуществления изобретения представлены в зависимых пунктах формулы изобретения.

Другие предпочтительные варианты осуществления изобретения и его преимущества более подробно рассмотрены ниже на примере одного из предпочтительных вариантов осуществления изобретения со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых показано:

на фиг.1 - вид в аксонометрии выполненной по одному из вариантов предлагаемой в изобретении муфты с находящейся в выдвинутом предварительно смонтированном положении стопорной деталью и с находящейся в заблокированном положении контрольной деталью,

на фиг.2 - вид в аксонометрии той же, что и на фиг.1, муфты со стопорной деталью, находящейся во вдвинутом стопорящем положении, и со вставной деталью, вставленной в корпус муфты,

на фиг.3 - вид в аксонометрии той же, что и на фиг.1 и 2, муфты с контрольной деталью, смещенной в осевом направлении из показанного на фиг.1 заблокированного положения, и

на фиг.4 - вид в аксонометрии той же, что и на фиг.1-3, муфты со снятой с нее контрольной деталью.

На фиг.1 в аксонометрии показана предлагаемая в изобретении муфта, выполненная по одному из вариантов. Такая муфта в показанном на фиг.1 варианте ее выполнения имеет изготовленный из твердой пластмассы корпус (охватывающую деталь) 1, подсоединяемый к не показанному на фиг.1 концу трубопровода трубопроводной системы для текучей среды. В корпусе 1 на его расположенном с входной стороны 2 участке больших в поперечнике размеров с обеих сторон продолговатой охватывающей части 3 выполнены ориентированные под прямым углом к ее осевому направлению посадочные отверстия 4 под стопорные лапки описанной ниже стопорной детали. На обращенных к входной стороне 2 передних стенках 5 в качестве блокировочного элемента выполнено по стопорному выступу, который не виден в показанной на фиг.1 проекции и который выступает в осевом направлении от соответствующей передней стенки 5 и своей вершиной обращен к соответствующей, расположенной напротив передней стенки 5 задней стенке 6, между которой и обращенным от входной стороны 2 свободным концом соответствующего стопорного выступа имеется промежуток.

Предлагаемая в изобретении муфта имеет далее также изготовленную из твердой пластмассы стопорную деталь 7 с поперечной частью 8 и с примыкающими к ней и выполненными за одной целое с ней упорными лапками 9, расположенными друг против друга. Каждая из этих упорных лапок 9 входит в одно из соответствующих, предназначенных для нее посадочных отверстий, отделенных промежуточной стенкой 10 от посадочных отверстий 4 под стопорные лапки стопорной детали и расположенных с той стороны этих посадочных отверстий 4, которая обращена к входной стороне 2.

В рассматриваемом варианте стопорная деталь 7 имеет также две уже упоминавшиеся выше стопорные лапки 11, которые входят в соответствующие им посадочные отверстия 4 и которые благодаря свойствам пластмассы, из которой изготовлена стопорная деталь, и/или благодаря соответствующим образом подобранным размерам обладают определенной гибкостью в осевом направлении. В предпочтительном варианте стопорные лапки 11 предварительно поджаты в направлении к входной стороне 2 и поэтому в показанном на фиг.1 положении по меньшей мере в зоне своих свободных концов прилегают своими обращенными к входной стороне 2 плоскими сторонами к передним стенкам 5 посадочных отверстий 4 под стопорные лапки стопорной детали.

В показанном на фиг.1 относительном положении корпуса 1 и стопорной детали 7, которая находится в выдвинутом предварительно смонтированном положении, служащие дополнительными блокировочными элементами блокировочного устройства торцы свободных концов стопорных лапок 11 прилегают к обращенным к ним стенкам стопорных выступов, а стопорная деталь 7 при этом благодаря предусмотренному в предпочтительном варианте предварительному поджатию ее стопорных лапок 11 в направлении к входной стороне 2 в этом своем выдвинутом над охватывающей частью 3 корпуса предварительно смонтированном положении зафиксирована от смещения радиально внутрь в свое вдвинутое стопорящее положение.

В зоне свободного конца каждой стопорной лапки 11 выполнено далее по открытому радиально внутрь фиксирующему отверстию, которое по своей форме дополняет форму соответствующего стопорного выступа.

Предлагаемая в изобретении муфта снабжена также контрольной деталью 12, которая выполнена в целом С-образной формы с боковыми дужками 13, 14 и с отверстием 15 под стопорную деталь. В показанном на фиг.1 положении контрольная деталь 12 при нахождении стопорной детали 7 в своем предварительно смонтированном положении охватывает концевую часть 16, в которой расположена также стопорная деталь 7, которая при этом проходит через предусмотренное под нее отверстие 15 в контрольной детали. Контрольная деталь 12 имеет упорную часть, которая в рассматриваемом варианте образована перемычкой 18, которая имеет дугообразную форму и соединяет между собой боковые дужки 13, 14 контрольной детали и которая прилегает к обращенному к входной стороне 2 концевому буртику 17 концевой части 16 корпуса муфты. В показанном на фиг.1 положении контрольной детали эта ее перемычка 18 при нахождении стопорной детали 7 в своем выступающем радиально наружу предварительно смонтированном положении непосредственно прилегает к ее обращенной к входной стороне 2 стенке.

В одном из вариантов выполнения предлагаемой в изобретении муфты, который на чертежах не показан, между упорной частью контрольной детали и стопорной деталью 7 имеется определенный зазор.

На фиг.2 в аксонометрии показаны корпус 1 выполненной по рассмотренному выше и представленному на фиг.1 варианту предлагаемой в изобретении муфты и стопорная деталь 7 со вставной деталью 19, которая своей вставной концевой частью вставлена в полость охватывающей части 3 корпуса муфты. Вставная концевая часть вставной детали уплотнена соответствующим уплотнением. Вставная деталь 19 имеет далее упорный буртик большего по сравнению с ее вставной концевой частью диаметра, а также имеет расположенную по другую от своей вставной концевой части сторону упорного буртика присоединительную концевую часть для подсоединения к концу другого трубопровода трубопроводной системы для текучей среды.

В показанном на фиг.2 положении вставная деталь 19 для правильного соединения с корпусом 1 муфты надлежащим образом вставлена на достаточную глубину в полость охватывающей части корпуса муфты в свое конечное рабочее положение, лишь по достижении которого в результате перемещения стопорных лапок 11 в осевом направлении от входной стороны 2 против усилия их предварительного поджатия происходит разъединение препятствующего переводу стопорной детали 7 из показанного на фиг.1 выдвинутого предварительно смонтированного положения в показанное на фиг.2 вдвинутое стопорящее положение зацепления торцов свободных концов стопорных лапок 11 за стопорные выступы.

Стопорная деталь была переведена из показанного на фиг.1 выдвинутого предварительно смонтированного положения во вдвинутое стопорящее положение путем надавливания на ее поперечную часть 8 с соответствующим усилием, при этом ее стопорные лапки 11 перемещались через свободные пространства до тех пор, пока из-за предварительного поджатия стопорных лапок 11 стопорные выступы не заскочили в стопорные выемки и не зафиксировали таким путем стопорную деталь 7 в этом ее вдвинутом стопорящем положении от перемещения радиально наружу. Во вдвинутом стопорящем положении стопорной детали ее упорные лапки 9 заходят за упорный буртик вставной детали 19 и таким путем стопорят ее в корпусе 1 муфты. Во избежание слишком большого люфта при таком перемещении стопорной детали указанные свободные пространства целесообразно выполнять лишь незначительно больших размеров по сравнению с толщиной стопорных лапок 11.

Если же стопорную деталь 7 не перевести из показанного на фиг.1 выдвинутого предварительно смонтированного положения в показанное на фиг.2-4 вдвинутое стопорящее положение, то ее стопорные лапки 11 из-за относительно высокого усилия их предварительного поджатия вытолкнут вставную деталь 19 к входной стороне 2 в направлении, обратном направлению ее введения в корпус муфты. В результате обеспечивается высокая надежность сборки муфты.

На фиг.3 в аксонометрии показана та же, что и на фиг.1 и 2, муфта с находящейся во вдвинутом стопорящем положении стопорной деталью. Из представленного на фиг.3 изображения следует, что в рассматриваемом варианте выполнения предлагаемой в изобретении муфты наружная поверхность поперечной части 8 стопорной детали располагается заподлицо с концевым буртиком 17, и поэтому перемычка 18 оказывается деблокирована и, как показано на фиг.3, более не препятствует перемещению контрольной детали 12 от входной стороны 2 к средней части 20 корпуса, которая в направлении введения вставной детали 19 в корпус муфты расположена позади концевой части 16 корпуса муфты.

На фиг.4 показана та же, что и на фиг.1-3, муфта со снятой с охватывающей части 3 корпуса контрольной деталью 12, которая для этого ранее была сдвинута на среднюю часть 20 корпуса муфты. Из представленного на фиг.4 изображения со всей очевидностью следует, что средняя часть 20 корпуса муфты имеет меньший диаметр по сравнению с диаметром концевой части 16 корпуса, между которой и средней частью 20 корпуса образован обращенный в радиальном направлении уступ 21. Как показано далее на фиг.4, контрольная деталь 12 со своей расположенной напротив перемычки 18 стороны имеет выступающую радиально внутрь заднюю стенку 22, у которой ее обращенный радиально внутрь торец при установленной на корпус муфты контрольной детали прилегает к смежному с уступом 21 и несколько утолщенному по сравнению с остальными участками средней части 20 корпуса ее краевому участку. Благодаря этому, во-первых, повышается жесткость контрольной детали 12 на разгибание, а во-вторых, контрольная деталь 12 без люфта удерживается в заблокированном положении на охватывающей части 3 корпуса и после смещения в зону средней части 20 корпуса в положение демонтажа, в котором она не связана с концевой частью 16 корпуса, может быть сравнительно легко снята с охватывающей части 3 корпуса.

Из представленного на фиг.4 изображения следует далее, что для исключения возможности случайного снятия контрольной детали 12 в результате ее поворота в показанном на фиг.1 заблокированном положении с охватывающей части 3 корпуса на смежном с уступом 21 буртике 23 концевой части 16 корпуса предусмотрены проходящие в осевом направлении и открытые к средней части 20 корпуса пазы 24 под фиксирующие выступы 25, которые выполнены с внутренних сторон боковых дужек 13, 14 контрольной детали дополняющими по своей форме форму соответствующих им пазов 24.

Стопорные лапки 11 стопорной детали целесообразно выполнять со свободными концами 26, несколько выступающими за пределы имеющего больший по сравнению с охватывающей частью 3 диаметр участка корпуса 1, с тем, чтобы, приложив деблокирующее усилие к таким выступающим концевым участкам стопорных лапок 11, направленное в осевом направлении от входной стороны 2 против усилия их предварительного поджатия, можно было вывести стопорные выступы из стопорных выемок, а приложив еще одно усилие, направленное перпендикулярно указанному деблокирующему усилию к поперечной части 8 стопорной детали 7, ее можно было переместить из вдвинутого стопорящего положения в выдвинутое предварительно смонтированное положение, в котором вставную деталь 19 можно вновь извлечь из корпуса 1 муфты.

Тем самым благодаря подобной необходимости последовательного во времени приложения к стопорной детали двух отдельных усилий в разных направлениях обеспечивается исключительно надежное в эксплуатации соединение между корпусом 1 муфты и ее вставной деталью 19, которое практически исключает их непреднамеренное разъединение.

1. Муфта, имеющая корпус (1) под вставляемую в него вставную деталь (19), выполненную с радиально выступающим упорным буртиком, и стопорную деталь (7), которая после введения вставной детали (19) в корпус муфты в конечное рабочее положение допускает возможность своего перемещения из в остальных случаях зафиксированного от перемещения радиально внутрь выдвинутого предварительно смонтированного положения в зафиксированное от перемещения радиально наружу вдвинутое стопорящее положение, в котором стопорная деталь заходит за упорный буртик вставной детали (19) и таким путем фиксирует ее в корпусе муфты, отличающаяся тем, что она имеет контрольную деталь (12), которая выполнена в целом С-образной формы с боковыми дужками (13, 14) и при нахождении стопорной детали (7) в предварительно смонтированном положении охватывает часть (16) корпуса (1) муфты, а также имеет упорную часть (18), которая при нахождении стопорной детали (7) в предварительно смонтированном положении прилегает к ней в заблокированном положении контрольной детали, а при нахождении стопорной детали (7) в стопорящем положении не зацепляется за нее, и которая при нахождении стопорной детали (7) в стопорящем положении допускает возможность своего перемещения в осевом направлении из заблокированного положения в положение демонтажа, в котором контрольную деталь (12) можно снять с корпуса (1) муфты.

2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что упорная часть контрольной детали образована перемычкой (18), которая при нахождении контрольной детали в заблокированном положении расположена в направлении введения вставной детали (19) в корпус муфты перед стопорной деталью (7).

3. Муфта по п.2, отличающаяся тем, что ее корпус (1) имеет концевую часть (16), которая расположена спереди в направлении введения вставной детали (19) в корпус муфты и на которой в своем заблокированном положении находится контрольная деталь (12), и среднюю часть (20), которая в направлении введения вставной детали (19) в корпус муфты расположена позади указанной концевой части (16) и имеет меньший по сравнению с ней диаметр.

4. Муфта по п.3, отличающаяся тем, что контрольная деталь (12) имеет выступающую радиально внутрь от ее боковых дужек заднюю стенку (22), которая при нахождении контрольной детали (12) в заблокированном положении прилегает к уступу (21), образованному между концевой частью (16) корпуса и его средней частью (20).

5. Муфта по п.4, отличающаяся тем, что концевая часть (16) корпуса имеет проходящие в осевом направлении пазы (24) под фиксирующие выступы (25), которые выполнены на контрольной детали (12) и при ее нахождении в заблокированном положении входят в эти пазы (24).