Одноосное колесно-гусеничное средство передвижения

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Одноосное колесно-гусеничное средство передвижения содержит ходовую часть, установленную с каждой стороны средства передвижения, и механизм ориентации и фиксации ободов. Ходовая часть выполнена в виде шины-гусеницы, внутри которой установлена пара ободов с шестернями внешнего зацепления, связанных между собой шестерней-роликом. Гусеница охватывает оба обода и выполнена с зубчатым венцом на меньшем посадочном размере образующей. Один из ободов является опорным с фиксированной осью вращения. Второй обод и шестерня-ролик являются ориентируемыми и фиксируемыми по отношению к опорному ободу посредством механизма угловой ориентации и фиксации ободов. Достигается повышение эксплуатационных свойств одноосного колесно-гусеничного средства передвижения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к одноосным средствам передвижения на колесно-гусеничном ходу.

Известно одноосное колесно-гусеничное средство передвижения /см. патент №2328259 (кл. A61G 5/06) от 02.04.2007/, содержащее ходовую часть с каждого из бортов средства передвижения в виде пары ободов с шестернями внешнего зацепления, связанных между собой шестерней-роликом и объединяющей шиной-гусеницей, охватывающей оба обода, с зубчатым венцом на меньшем посадочном размере образующей, и механизм ориентации и фиксации ободов относительно средства передвижения.

При всех достоинствах технического решения, положенного в основу прототипа, последний не лишен недостатка. Недостаток состоит в том, что относительно средства передвижения (в частности, кресла) ориентируют и фиксируют пару ободов, лишая возможности оптимизировать работу соответствующего исполнительного механизма.

Целью предлагаемого технического решения является устранение отмеченного недостатка.

Заявленная цель достигается тем, что один из ободов, шарнирно связанный с креслом средства передвижения, является опорным с фиксированной осью вращения, а второй обод является ориентируемым и фиксируемым по отношению к ободу опорному за одно целое с шестерней-роликом в угловом отношении своей оси вращения посредством механизма угловой ориентации и фиксации ободов. При этом ориентация и фиксация оси вращения обода ориентируемого по отношению к оси вращения обода опорного может быть выполнена как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. При этом передача крутящего момента привода возможна на ось вращения обода опорного и на ось вращения шестерни-ролика.

Изобретение иллюстрируют фиг.1 и 2. На фиг.1 упрощенно изображено (вид сбоку) одноосное колесно-гусеничное средство передвижения в режиме подъема лестничным маршем общего пользования, когда по обоим бортам средства передвижения оси вращения ободов ориентируемых сориентированы за одно целое с соответствующими шестернями-роликами и зафиксированы по отношению к ободам опорным на угол 180° + α по часовой стрелке со стороны смотрящего на фиг.1 (α - угол уклона лестничного марша). На фиг.2 упрощенно изображено (вид сверху) одноосное колесно-гусеничное средство передвижения в режиме подготовки поворота «по-гусеничному», когда по каждому из бортов средства передвижения оси вращения ободов ориентируемых сориентированы за одно целое с соответвующими шестернями-роликами и зафиксированы по отношению к ободам опорным на одинаковый по величине, но отличающийся знаком, т.е. направлением по часовой стрелке (против часовой стрелки), угол.

Одноосное колесно-гусеничное средство передвижения представляет собой ходовую часть с каждого из бортов средства передвижения в виде пары ободов - опорного обода 1 с фиксированной (относительно кресла 4 средства передвижения) осью вращения и ориентируемого и фиксируемого (в угловом отношении своей оси вращения к ободу 1) обода 2 с шестерней-роликом 3, ориентируемой и фиксируемой за одно целое с ободом 2. Ободы 1 и 2 представляют собой шестерки внешнего зацепления, связанные между собой шестерней-роликом 3 и объединяющей шиной-гусеницей (не показана), охватывающей оба обода, с зубчатым венцом на меньшем посадочном размере образующей. Конструкция средства передвижения имеет также механизм угловой ориентации и фиксации (не показан и является авторским «ноу-хау») обода 2 и шестерни-ролика 3 по отношению к ободу 1.

Одноосное колесно-гусеничное средство передвижения предлагаемой конструкции может работать в режиме гусеничном и в режиме колесно-гусеничном в зависимости от угловой ориентации и фиксации оси вращения обода 2 и соответствующей шестерни-ролика 3 по отношению к оси вращения обода 1.

Включается привод, обеспечивающий крутящий момент шестерне-ролику 3 и кинематически связанным с ней ободам 1 и 2, оборачивающих вокруг себя шину-гусеницу соответствующего борта средства передвижения, в том числе инвалидного кресла-коляски. Тот же конечный эффект обеспечивается передачей крутящего момента ободу 1.

Таким образом, по мнению заявителя, предлагаемое одноосное колесно-гусеничное средство передвижения является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

1. Одноосное колесно-гусеничное средство передвижения, содержащее ходовую часть с каждого из бортов средства передвижения в виде пары ободов с шестернями внешнего зацепления, связанных между собой шестерней-роликом и объединяющей шиной-гусеницей, охватывающей оба обода, с зубчатым венцом на меньшем посадочном размере образующей, и механизм ориентации и фиксации ободов, отличающееся тем, что один из ободов является опорным с фиксированной осью вращения, а второй обод является ориентируемым и фиксируемым по отношению к ободу опорному за одно целое с шестерней-роликом в угловом отношении своей оси вращения посредством механизма угловой ориентации и фиксации ободов.

2. Одноосное колесно-гусеничное средство передвижения по п.1, отличающееся тем, что ориентация и фиксация оси вращения обода, ориентируемого по отношению к оси вращения обода опорного, может быть выполнена как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

3. Одноосное колесно-гусеничное средство передвижения по п.1, отличающееся тем, что передача крутящегося момента привода возможна на ось вращения обода опорного или на ось вращения шестерни-ролика.