Автоматический координатограф
Иллюстрации
Показать всеРеферат
! :. Ъ
О tl Й С А Н И Е 24lO 35
И ЗОЫРЯт Е Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 05.1I.1968 (№ 1215585/18-24) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 01 IV.1969. Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 21ХШ.1969
Кл. 42d, 3/10
МПК С 01d
УДК 681.327.11 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
Заявитель
И. А. Жернов
Специальное проектно-конструкторское бюро треста
«Уралмонтажавтоматика»
АВТОМАТИЧ ЕСКИ Й КООРДИ НАТОГРАФ
Предлагаемое устройство может быть использовано в качестве выходного регистрирую щего устройства в вычислительных машинах, при контроле технологических параметров и т. д.
И звестны автоматические координатографы, содержащие переключатель датчиков,,подключенный к двух координатному регистратору с электромеханической следящей системой в каждом канале. Однако в этих устройствах записьсваемые функции регистрируются в виде отдельных точек, что вызывает необходимость дополнительной обработки графиков.
Предложенный координатограф отличается от известных тем, что в каждом канале последовательно основной следящей системе через переключатель датчиков подключена дополнительная электромеханическая следящая система, выход которой связан со входом усилителя основной следящей системы, а выход усилителя через, переключатель подключен к двигателям основной и дополнительной следящих систем. Это позволяет не тлоько наносить отдельные точки функции, но и соединять их прямыми линиям и либо по какомунибудь иному закону.
Блок-,схема предлагаемого координатографа представлена на чертеже.
Координатограф состоит из двух одинаковых каналов, поэтому рассмотрим один из них, например канал У.
Двухкоординатный регистратор 1 содержит ,следящую систему, состоящую из измерительного мостика 2 с реохордом 8, электронного усилителя 4 и реверсивного двигателя 5.
5 Двигатель 5, вал которого связан с ползунком реохорда 8, включен на выход усилителя 4 через коммутирующее устройство б, которое подключает к усилителю либо двигатель 5, либо балансный двигатель 7. Вал двигателя 7
1О механически связан с ползунком реохорда 8, входящесго в мост 9, который с реохордом 10, синхронным двигателем 11, перемещающим ползунок реохорда 10 из одного крайнего положения в другое, и балансным двигателем 7
15 составляет дополнительную следящую систему 12.
Через переключатель 18 поочередно включаются датчики 14 координат. Датчик пере20 ключается переключателем 18 по командам от коммутирующего устройства б. Контакты комхсутирующего устройства б переключаются в тот момент, когда двигатель 11 приводит ползунок реохорда 10 в крайние положения.
25 Это переключение приводит к смене направления вращения двигателя 11, подключению к выходу усилителя 4 двигателя 5 или 7 и к подаче или снятию напряжения на привод переключателя 18.
30 Коммутирующее устройство может быть выполнено .в виде механического переключа241035 теля на реле или на бесконтактных элементах.
В исходном положении схемы (см. чертеж) переключатель 18 датчиков находится в первой позиции, и на вход прибора подключен датчик 14,,переключающее устройство находится в положении,, при котором двигатель 11 перемещает ползунок реохорда 10 в позицию, при которой реохорд 10, включенный последовательно с измерительным мостиком 2 основной следящей системы, исключен из схемы и к выходу усилителя подключен балансный двигатель 5. В это время на вход следящей системы регистратора оказывается включенным только датчик 14>, и ползунок реохорда
8, а с ним регистрирующий орган по,каналу У занимает положение, соответствующее величине напряжения, снимаемого с датчика 141.
В тот момент, когда двигатель П доводит ползунок реохорда 10 до крайнего положения (на схеме левого), переключается коммутирующее устройство, в результате чего на выходе усилителя подключен двигатель 7, а двигатель 5 отключается, и ползунок реохорда 8 зафиксирован в положении, соответст- 25
ayiomем напряжению, снимаемому с датчика
141, переключатель 18 переходит на вторую позицию и подключает к прибору датчик 14>, дв игатель 11 меняет направление вращения и начинает перемещать ползунок реохорда 10 ЗО в другое крайнее поло>кение (на схеме правое). В этом положении схемы напряжение, снимаемое с датчика 14р, оказывается включенным .навстречу напряжению, снимаемому с мостика 2, которое равно напряжению, сни- Ç5 маемому с датчика 141. Разность этих напряжени и автоматически компенсируется на реохорде 10 напряжением, подаваемым с мосгика 9 посредством перемещения ползунка реохорда 8, св язанного с валом двигателя 7. 40
Когда ползунок реохорд1а 10 подходит к крайнему (правому) положению, при котором последовательно включен датчик 14>, мост 2 с напряжением в диагонали, равным напряжению датчика 14, и реохорд 10, к которому 45 приложено напря>кение, равное разности напряжений датчиков 141 и 14>, коммутирующее устройство снова переключается. В результате на выходе при бора остается подключенным датчик 14, к выходу усилителя подклю- 50 чается двигатель 5, а двигатель 7 фиксирует ползунок реохорда 8 в положении, при котором на реохорд 10 подается напряжение, равное разности н апряжений,датчиков 141 и 14, а синхронный двигатель 11 вновь меняет на- 55 правление своего вращения.
В первый момент после переключен1ия двигатель 5 не вращается, так как схема находится в состоянии равновесия, но как только ползунок реохорда 10 отходит от своего крайнего положения (правого), на выход усилителя поступает си|гнал небаланса, и двигатель 5, стремясь восстановить равновесие, начинает перемещать ползунок реохорда 8, а с ним и регистрирующий орган. Перемещение про исходит до тех пор, пока .ползунок реохорда 10 не выведет реохорд 10 из измерительной схемы, а напряжение, поданное на него, т. е. разность напряжений датчиков 141 и 14, не окажется скомпенсированной на реохорде 8.
Скорость перемещения ползунка реохорда 8 при постоянной скорости вращения двигателя 11 пропорциональна величине напряжения, приложенного к реохорду 10, т. е. разности напряжений, снимаемых с датчиков 141 и 14, и будет изменяться во времени линейно или .по какому-либо другому закону в зависимости от закона, заложенного в реохорд 10.
При достижен ии ползунком реохорда 10 крайнего (левого) положения вновь переключается коммутирующее устройство, и на выход прибора подключается датчик 14;ь двигатель 5 отключается от усилителя и фиксирует ползунок реохорда 8 в положении, соответствующем напряжению, снимаемому с датчика 14, и T . д. до тех пор,,пока не будут опро шены,все датчик и.
Одновременно и аналогично каналу У работает канал Х, но на него поступают сигналы, пропорциональные координатам по оси Х.
В результате одновременной работы каналов Х и У на плоскость наносятся точки, соответствующие напряжениям датчиков координат, и каждые две последующие точки будут соединены между собой отрезком линии требуемой формы.
Предлагаемый коорд инатогра ф может быть выполнен как на сопротивлениях, так и на компенсаторах других типов, например ферродинамических, дифтрансформаторных и т. д.
Предмет изобретения
Автоматический координатограф, содержащий переключатель датчиков, подключенный к двухкоординатному регистратору с электромеханической следя щей системой в каждом канале, состоя щей из измерительной схемы, связанной с электронным усилителем, и реверсивного двигателя, отличающийся тем, что, с целью раоширения,возможностей записи, в каждом канале последовательно основной следящей системе через переключатель датчиков подключена дополнительная электромеханическая следящая система, выход которой связан с входом усилителя основной следящей системы, а выход усилителя через переключатель подключен к двигателям основной и дополнительной следящих систем.
%. г 4 а
Составитель И. А. Шелипова
Редактор Л. А. Утехина Техред А. А. Камышнвкова Корректор А. П. Васильева
Заказ 1865)7 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2