Ботводробитель
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к ботводробителям, используемым для уборки ботвы картофеля, свеклы и других корнеклубнеплодов. Ботводробитель содержит автосцепку для рабочего и транспортного положения, смонтированный под защитным кожухом горизонтальный вал. На валу закреплены ботводробящие элементы для удаления ботвы и жестко закреплено соединительное звено каждого ботводробящего элемента. На концах каждой цепи жестко присоединены ботводробящие элементы в виде ножей, имеющих форму равнобокой трапеции. Плоскость ножа перпендикулярна оси цепи, а меньшее основание направлено в сторону вращения вала. Повышается эксплуатационная надежность. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к ботводробителям, используемым для уборки ботвы картофеля, свеклы и других корнеклубнеплодов.
Уборку корнеклубнеплодов производят с предварительным удалением ботвы. Соответствующие устройства выполнены в виде отдельных самостоятельных машин или смонтированы как отдельные узлы на раме комбайнов перед подкапывающими рабочими органами. Известны, например, цепные дробители, имеющие вертикальный вал с горизонтальным диском, с внешней стороны которого закреплены калиброванные цепи [1].
Недостатки ботводробителя с вертикальным валом: сравнительно низкий процент удаления ботвы (50-60%), особенно при измельчении полеглой ботвы, а также забивание дробильного аппарата при дроблении развитой зеленой ботвы. Кроме того, горизонтальное расположение цепей при работе машины не соответствует поперечному профилю грядок, что не обеспечивает возможности захвата полеглой ботвы в междурядьях.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является ботводробитель, содержащий смонтированный под защитным кожухом горизонтальный вал, на котором закреплены ботводробяшие элементы для удаления ботвы. При этом соединительное звено каждого ботводробяшего элемента жестко закреплено на валу [2].
Недостатки известного ботводробителя: сложность конструкции, низкая эксплуатационная надежность вследствие износа ботводробящих элементов, а также из-за повреждения рабочих органов от их соударения с камнями и другими твердыми предметами.
Задачей изобретения является создание простого ботводробителя, обладающего улучшенными эксплуатационными свойствами.
Сущность изобретения заключается в следующем. Ботводробяшие элементы выполнены из втулочно-роликовых цепей. Ботводробитель содержит автосцепки для рабочего и транспортного положения, смонтированный под защитным кожухом горизонтальный вал, на котором закреплены ботводробяшие элементы для удаления ботвы, а соединительное звено каждого элемента жестко закреплено на валу. На концах каждой цепи жестко присоединены ботводробящие элементы в виде ножей, имеющих форму равнобокой трапеции. Причем плоскость ножа перпендикулярна оси цепи, а меньшее основание направлено в сторону вращения вала. Это повышает эффективность процесса дробления полеглой ботвы за счет создания воздушным потоком подъемной силы. Кроме того, ботводробитель содержит дополнительную автосцепку для рабочего положения, размещенную с возможностью его навешивания на навеску трактора сбоку. Это обеспечивает возможность движения трактора по убранной части поля и исключает воздействие колес трактора на ботву. Ботводробящие элементы закреплены на валу через 90° с образованием винтовой линии. Это уменьшает потребное число рабочих органов и обеспечивает динамический баланс. В совокупности это позволяет создать простой ботводробитель, обладающий улучшенными эксплуатационными свойствами: надежностью, качеством уборки, экономичностью и эргономичностью.
На фиг.1, 2, 3, 4 изображен ботводробитель: на фиг.1 - вид сбоку; на фиг.2 - вид спереди (вид А); на фиг.3 - ботводробящий элемент всборе; на фиг.4 - схема развертки поверхности рабочей части вала с размещенными на ней кронштейнами для крепления цепей. Ботводробитель состоит из горизонтального вала 5, к которому посредством приваренных кронштейнов 8, расположенных по винтовой линии через 90°, и фиксирующих пальцев 18 присоединены втулочно-роликовые цепи 7. На концах указанных цепей жестко закреплены сегменты 6 с двумя режущими кромками (на фиг.3 показаны стрелками). Цепи 7 могут быть выполнены одной длины, если ботводробитель предназначен для удаления ботвы на ровных посадках корнеклубнеплодов. Для гребневых посадок - цепи 7 располагаются по длине вала 5 в чередующемся порядке, соответствующем поперечному профилю грядок (фиг.2). Над валом 5 с цепями 7 установлен защитный кожух 3. Кроме того, ботводробитель снабжен автосцепками 4 и 13, жестко присоединенными к раме 15, а также опорными колесами 2 (фиг.1, 2) и механизмом привода вала 5, состоящим из редуктора 14, кардана 12, шкивов 11 и 17, опоры 10, ремней 16. Вращение вала 5 осуществляется против рабочего хода ботводробителя.
В рабочем положении ботводробитель присоединяют к механизму навески трактора при помощи автосцепки 13, в транспортном положении - посредством автосцепки 4. Привод ботводробителя осуществляется от вала отбора мощности трактора.
Ботводробитель работает следующим образом. При его поступательном движении вдоль грядок картофеля или других корнеклубнеплодов вал 5 вращается против рабочего хода машины и вместе с ним вращаются цепи 7. При вращении цепи 7 под действием центробежной силы устанавливаются в рабочее положение - располагаются в плоскости, поперечной оси вала 5 (фиг.1, 2). При этом цепи 7 копируют профиль грядок и дробят ботву, отбрасывая ее на убранное поле. При соприкосновении с камнями и другими твердыми предметами цепи 7 "демпфируют" - сжимаются или отклоняются от заданного рабочего положения, а затем вновь восстанавливаются под действием центробежной силы. Высоту среза ботвы регулируют опорными колесами 2 ботводробителя путем перемещения вилки 9 внутри стойки 1 (фиг.1, 2).
Источники информации
1. Петров Г.Д. Картофелеуборочные машины. 2 изд., перераб. и доп. М: Машиностроение, 1984, с.59.
2. Патент RU 2021662, А01D 23/02, 30.10.94 - прототип.
1. Ботводробитель, содержащий автосцепку для рабочего и транспортного положения, смонтированный под защитным кожухом горизонтальный вал, на котором закреплены ботводробящие элементы для удаления ботвы, а соединительное звено каждого ботводробяшего элемента жестко закреплено на валу, отличающийся тем, что на концах каждой цепи жестко присоединены ботводробящие элементы в виде ножей, имеющих форму равнобокой трапеции, причем плоскость ножа перпендикулярна оси цепи, а меньшее основание направлено в сторону вращения вала.
2. Ботводробитель по п.1, отличающийся тем, что он содержит дополнительную автосцепку для рабочего положения, размещенную с возможностью навешивания ботводробителя на навеску трактора сбоку.
3. Ботводробитель по п.1 или 2, отличающийся тем, что ботводробящие элементы закреплены на валу через 90° с образованием винтовой линии.