Система проведения интернет-экзамена по дисциплинам профессионального образования
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе проведения Интернет-экзамена по дисциплинам профессионального образования, реализующего применение новых информационных технологий в учебном процессе. Техническим результатом является повышение быстродействия путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным адресам, соответствующим коду профиля цикла учебной дисциплин, коду учебной дисциплины и идентификатору экзаменуемого студента. Технический результат достигается тем, что система содержит модуль регистрации признака правильного ответа, модуль селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины, модуль формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена, модуль идентификации базового адреса раздела профиля экзаменационной дисциплины общепрофессионального цикла, модуль идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла, модуль контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена, модуль формирования результата Интернет-экзамена, модуль идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общепрофессионального цикла, модуль идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла, модуль селекции признака правильного ответа. 12 ил.
Реферат
Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе проведения Интернет-экзамена по дисциплинам профессионального образования, реализующего применение новых информационных технологий в учебном процессе.
В соответствии с п.20 статьи 33 Закона РФ «Об образовании»: «Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов» [3].
Опираясь на эту статью Закона РФ «Об образовании», Аккредитационная коллегия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки принимает решение: «Рекомендовать учреждениям высшего и среднего профессионального образования при проведении самообследования и оценки качества образования по общим гуманитарным и социально-экономическим, общим математическим и естественно-научным и общепрофессиональным дисциплинам циклов использовать технологию Интернет-экзамена, разработанную Росаккредагентством» (выписка из протокола №1-2008/АК от 07.02.2008 г.).
Глобальная сеть Интернет, объединяя пространство и время, позволяет проводить Интернет-экзамен в форме компьютерного тестирования по одной и той же дисциплине в одно и то же время сразу во всех точках пространства студентов-участников Интернет-экзамена [4]. При этом знания и умения студентов одной и той же специальности, проходящих компьютерное тестирование по одной той же учебной дисциплине, оцениваются по одним и тем же аттестационным педагогическим измерительным материалам (АПИМ).
АПИМы - это совокупность знаний, умений и навыков, выделяемых по учебной дисциплине из Государственного образовательного стандарта (ГОС) некоторой одной специальности, которыми должен владеть студент после изучения этой дисциплины.
Дисциплины одного образовательного стандарта имеют разные АПИМы. В то же время АПИМы одной и той учебной дисциплины, но разных образовательных стандартов, могут различаться.
АПИМы выделяются и идентифицируются таким образом, чтобы можно было проанализировать степень освоения каждым студентом всех дидактических единиц (разделов) учебной дисциплины на уровне требований ГОС.
Подготовка студента оценивается по каждой дидактической единице учебной дисциплины путем сравнения количества правильно выполненных заданий с критерием освоения в виде требований ГОС к результатам обучения. Подготовка студента считается соответствующей требованиям образовательного стандарта по дисциплине, если он освоил все контролируемые дидактические единицы стандарта по этой дисциплине.
Такая оценка становится возможной только в том случае, когда задания вытекают из содержания учебной дисциплины, а выявляемые ими знания и умения соответствуют требованиям ГОС по учебной дисциплине.
Для поддержания и сохранения единого образовательного пространства по учебной дисциплине разработка Интернет-экзамена должна строиться на [5]:
- четком формулировании требований к знаниям и умениям студентов, соответствующих требованиям ГОС к результатам обучения по дисциплине;
- разработке измерительных материалов экзамена по дисциплине в строгом соответствии с требованиями к знаниям и умениям, сформулированными при подготовке заданий;
- внешней экспертной оценке качества измерительных материалов по дисциплине для выявления заданий, не соответствующих содержанию дисциплины, и заданий, содержание которых не соответствует целям измерений.
Интернет-экзамен в форме компьютерного тестирования может проводиться в режиме on-line или off-line.
Таким образом, Интернет-экзамен по учебной дисциплине представляет собой оригинальную методику, опирающуюся на разработку заданий, позволяющих измерять знания, умения и навыки, соответствующие требованиям к знаниям, умениям и навыкам ГОС по дисциплине.
Известны системы, которые могли бы быть использованы для решения поставленной задачи [1, 2].
Первая из известных систем содержит вычислительный блок, соединенный с блоками ввода функциональных признаков и логической обработки, выходы которых подключены к блоку памяти, блок отображения, подключенный к вычислительному блоку и к блоку принятия решений [1].
Существенный недостаток данного технического решения состоит в его ограниченных функциональных возможностях, обусловленных тем, что описание входных ситуаций при обучении и контроле качества знаний возможно лишь в пространстве ограниченного числа признаков, что приводит к низкой эффективности его использования.
Известна и другая система, содержащая блоки приема данных обучаемого, выходы которых соединены с блоком памяти и с блоком обработки данных, блок селекции временных интервалов, выходы которого подключены к блоку оценки ответов обучаемых, к блоку памяти и к блоку обработки данных, выходы которого соединены с одними входами блока коммутации каналов выдачи данных, другие входы которого соединены с блоком селекции временных интервалов, а выходы являются выходами системы [2].
Последнее из перечисленных выше технических решений наиболее близко к описываемому.
Его недостаток заключается в невысоком быстродействии системы, обусловленном тем, что при запуске контрольного теста для обучаемого поиск запрашиваемых данных ведется по всему объему базы данных системы, что приводит к необоснованной потере времени и невозможности реализации режима обучения в реальном масштабе времени.
Цель изобретения - повышение быстродействия путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным адресам, соответствующим коду профиля цикла учебной дисциплины, коду учебной дисциплины и идентификатору экзаменуемого студента.
Поставленная цель достигается тем, что в систему, содержащую модуль селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины, информационный вход которого является первым информационным входом системы, предназначенным для приема кодограммы экзамена с автоматизированного рабочего места экзаменуемого студента, синхронизирующий вход модуля селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины является первым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема с сервера сигнала занесения кодограммы экзамена в модуль селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины, модуль регистрации признака правильного ответа, информационный вход которого является вторым информационным входом системы, предназначенным для приема кода номера правильного ответа на задание Интернет-экзамена, синхронизирующий вход модуля регистрации признака правильного ответа является вторым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема с сервера сигнала занесения кода номера правильного ответа на задание Интернет-экзамена, считанного из базы данных сервера, в модуль регистрации признака правильного ответа, модуль формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена, информационный выход которого является адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адреса задания Интернет-экзамена на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена является синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов считывания на вход считывания сервера базы данных, модуль контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена, информационный вход которого подключен к первому информационному выходу модуля селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины, один выход модуля контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена соединен со счетным входом модуля формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена и с одним установочным входом модуля регистрации признака правильного ответа, другой выход модуля контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена соединен с установочным входом модуля формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена и с другим установочным входом модуля регистрации признака правильного ответа, модуль формирования результата интернет-экзамена, синхронизирующий вход которого подключен к другому выходу модуля контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена, один информационный выход модуля формирования результата Интернет-экзамена является первым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место экзаменуемого студента кода числа правильных ответов на задания Интернет-экзамена, другой информационный выход модуля формирования результата Интернет-экзамена является вторым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место экзаменуемого студента кода числа неправильных ответов на задания Интернет-экзамена, один сигнальный выход модуля формирования результата Интернет-экзамена является первым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место экзаменуемого студента сигнала выполнения заданий Интернет-экзамена, другой сигнальный выход модуля формирования результата Интернет-экзамена является вторым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место экзаменуемого студента сигнала невыполнения заданий Интернет-экзамена, введены модуль идентификации базового адреса раздела профиля экзаменационной дисциплины общепрофессионального цикла, информационный вход которого подключен ко второму информационному выходу модуля селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса раздела профиля экзаменационной дисциплины общепрофессионального цикла подключен к первому синхронизирующему выходу модуля селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины, а установочный вход модуля идентификации базового адреса раздела профиля экзаменационной дисциплины общепрофессионального цикла подключен к другому выходу модуля контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена, модуль идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла, первый и второй информационные входы которого подключены ко второму и третьему информационным выходам модуля селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины соответственно, а синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла подключен ко второму синхронизирующему выходу модуля селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины, информационный выход модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла соединен с первым информационным входом модуля формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла соединен с первым синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена, модуль идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общепрофессионального цикла, первый и второй информационные входы которого подключены к первому и второму информационным выходам модуля идентификации базового адреса раздела профиля экзаменационной дисциплины общепрофессионального цикла соответственно, а третий информационный вход модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общепрофессионального цикла подключен к третьему информационному выходу модуля селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общепрофессионального цикла подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса раздела профиля экзаменационной дисциплины общепрофессионального цикла, информационный выход модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общепрофессионального цикла соединен со вторым информационным входом модуля формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общепрофессионального цикла соединен со вторым синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена, модуль идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла, первый и второй информационные входы которого подключены ко второму и третьему информационным выходам модуля селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины соответственно, а синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла подключен к третьему синхронизирующему выходу модуля селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины, информационный выход модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла соединен с третьим информационным входом модуля формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла соединен с третьим синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена, и модуль селекции признака правильного ответа, один информационный вход которого является третьим информационным входом системы, предназначенным для приема с автоматизированного рабочего места экзаменуемого студента кода выбранного номера ответа на задание Интернет-экзамена, другой информационный вход модуля селекции признака правильного ответа подключен к информационному выходу модуля регистрации признака правильного ответа, синхронизирующий вход модуля селекции признака правильного ответа является третьим синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема с автоматизированного рабочего места экзаменуемого студента сигнала занесения кода выбранного номера ответа на задание Интернет-экзамена в модуль селекции признака правильного ответа, один установочный вход модуля селекции признака правильного ответа подключен к одному выходу модуля контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена, а другой установочный вход модуля селекции признака правильного ответа подключен к другому выходу модуля контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена, один выход модуля селекции признака правильного ответа соединен с одним входом модуля формирования результата Интернет-экзамена и с одним счетным входом модуля контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена, а другой выход модуля селекции признака правильного ответа соединен с другим входом модуля формирования результата Интернет-экзамена и с другим счетным входом модуля контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена структурная схема системы, на фиг.2 приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины, на фиг.3 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла, на фиг.4 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена, на фиг.5 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса раздела профиля экзаменационной дисциплины общепрофессионального цикла, на фиг.6 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общепрофессионального цикла, на фиг.7 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла, на фиг.8 - пример конкретной конструктивной реализации модуля регистрации признака правильного ответа, на фиг.9 - пример конкретной конструктивной реализации модуля контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена, на фиг.10 - пример конкретной конструктивной реализации модуля селекции признака правильного ответа, на фиг.11 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования результата Интернет-экзамена.
Система (фиг.1) содержит модуль 1 селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины, модуль 2 идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла, модуль 3 формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена, модуль 4 идентификации базового адреса раздела профиля экзаменационной дисциплины общепрофессионального цикла, модуль 5 идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общепрофессионального цикла, модуль 6 идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла, модуль 7 регистрации признака правильного ответа, модуль 8 контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена, модуль 9 селекции признака правильного ответа, модуль 10 формирования результата Интернет-экзамена.
На фиг.1 показаны информационные 11-13 входы системы, синхронизирующие 14-16 входы системы, а также адресный 17, первый 18 и второй 19 информационные, синхронизирующий 20, первый 21 и второй 22 сигнальные выходы системы.
Модуль 1 селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины (фиг.2) содержит регистр 25, триггеры 26-27, элементы 28-32 И, элемент 33 задержки. На чертеже также показаны информационный 34, синхронизирующий 35 и установочный 36 входы, информационные 42-44 и синхронизирующие 45-47 выходы.
Модуль 2 идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла (фиг.3) содержит дешифратор 49, модуль памяти 50, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматор 51, элементы 52-54 И, элементы 55-57 задержки. На чертеже также показаны информационные 58-59, синхронизирующий 60 входы, информационный 61 и синхронизирующий 62 выходы.
Модуль 3 формирования сигналов считывания заданий Интернет-экзамена (фиг.4) содержит счетчик 65, элементы 66 ИЛИ группы, элемент 67-68 ИЛИ, элемент 69 задержки. На чертеже также показаны информационные 71-73, синхронизирующие 74-76, счетный 77 и установочный 78 входы, информационный 79 и синхронизирующий 80 выходы.
Модуль 4 идентификации базового адреса раздела профиля экзаменационной дисциплины общепрофессионального цикла (фиг.5) содержит регистр 81, дешифратор 82, модуль памяти 83, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), элементы 84-86 И, элементы 87-88 задержки. На чертеже также показаны информационный 89, синхронизирующий 90 и установочный 91 входы, информационные 94-95 и синхронизирующий 96 выходы.
Модуль 5 идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общепрофессионального цикла (фиг.6) содержит дешифратор 98, модуль памяти 99, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматоры 100-101, элементы 102-104 И, элементы 105-106 задержки. На чертеже также показаны информационные 107-109 и синхронизирующий 110 входы, информационный 111 и синхронизирующий 112 выходы.
Модуль 6 идентификации базового адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла (фиг.7) содержит дешифратор 115, модуль памяти 116, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматор 117, элементы 118-120 И, элементы 121-123 задержки. На чертеже также показаны информационные 124-125, синхронизирующий 126 входы, информационный 127 и синхронизирующий 128 выходы.
Модуль 7 регистрации признака правильного ответа (фиг.8) содержит регистр 130, элемент 131 ИЛИ. На чертеже также показаны информационный 132, синхронизирующий 133 и установочные 134-135 входы, информационный 136 выход.
Модуль 8 контроля завершения считывания заданий Интернет-экзамена (фиг.9) содержит счетчик 140, компаратор 141, элемент 142 ИЛИ и элемент 143 задержки. На чертеже также показаны информационный 144 и счетные 145-146 входы, 149-150 выходы.
Модуль 9 селекции признака правильного ответа (фиг.10) содержит регистр 153, компаратор 154, элемент 155 ИЛИ, элемент 156 задержки. На чертеже также показаны информационные 157-158, синхронизирующий 159 и установочные 160-161 входы, 164-165 выходы.
Модуль 10 формирования результата Интернет-экзамена (фиг.11) содержит счетчики 166-167, компаратор 168, элемент 169 ИЛИ. На чертеже также показаны счетные 170-171 и синхронизирующий 172 входы, информационные 175-176 и сигнальные 177-178 выходы.
Все узлы и элементы системы выполнены на стандартных потенциально-импульсных элементах.
Удаленное автоматизированное рабочее место (АРМ) тестируемого (экзаменуемого) студента состоит из терминала, имеющего экран для воспроизведения заданий и результата Интернет-экзамена, и клавиатуру персонального компьютера. Управление предъявлением заданий Интернет-экзамена осуществляется с сервера (не показано).
Система работает следующим образом.
Страничная организация памяти, реализуемая процессором в защищенном режиме функционирования, разбивает память на циклы, разделы и страницы строго фиксированного размера. При этом и цикл, и раздел, и каждая страница раздела памяти идентифицируются своим базовым (начальным) адресом. Следовательно, размещение экзаменационных заданий учебных дисциплин в отдельных страницах или разделах памяти позволяет идентифицировать учебные дисциплины базовым адресом страницы (раздела) их размещения.
В базе данных сервера системы хранятся задания по 69 дисциплинам высшего профессионального образования, разбитых на группы-циклы: 10 дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ГСЭ), 9 дисциплин общего математического и естественно-научного цикла (ЕН) и 50 дисциплин общепрофессионального цикла (ОПД).
Кроме того, дисциплины общепрофессионального цикла также разбиты на группы-профили, в каждом из которых находится от трех (инженерно-строительный профиль) до тринадцати дисциплин (экономический профиль) профессионального образования:
Дисциплины общепрофессионального цикла | |||
Номер профиля | Наименование профиля | Дисциплины профиля | |
Код дисциплины | Наименование дисциплины | ||
1 | Юридический | 1 | Теория государства и права |
2 | Уголовное право | ||
3 | Гражданское процессуальное право (гражданский процесс) | ||
4 | Конституционное право России | ||
5 | Международное право | ||
6 | Гражданское право | ||
7 | Криминалистика | ||
8 | Административное право | ||
9 | Трудовое право | ||
10 | Экологическое право |
Номер профиля | Наименование профиля | Дисциплины профиля | |
Код дисциплины | Наименование дисциплины | ||
2 | Педагогический | 1 | Педагогика |
2 | Психология | ||
3 | Безопасность жизнедеятельности | ||
4 | Возрастная анатомия и физиология | ||
5 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | ||
6 | Основы социальной педагогики и психологии | ||
3 | Экономический | 1 | Макроэкономика |
2 | Микроэкономика | ||
3 | Менеджмент | ||
4 | Маркетинг | ||
5 | Статистика | ||
6 | Эконометрика | ||
7 | Бухгалтерский учет | ||
8 | Финансы и кредит | ||
9 | Экономика организации (предприятия) | ||
10 | Мировая экономика | ||
11 | Национальная экономика | ||
12 | Деньги, кредит, банки | ||
13 | Экономическая теория | ||
4 | Сельскохозяйственный | 1 | Ботаника |
2 | Физиология растений | ||
3 | Защита растений | ||
4 | Микробиология | ||
5 | Морфология животных | ||
6 | Физиология и этология животных | ||
5 | Инженерно-строительный | 1 | Инженерная геология |
2 | Механика грунтов | ||
3 | Инженерная геодезия | ||
6 | Инженерно-технический | 1 | Материаловедение, теория конструкционных материалов |
2 | Метрология, стандартизация и сертификация | ||
3 | Электроника и электротехника | ||
4 | Начертательная геометрия, инженерная графика | ||
5 | Теплотехника | ||
6 | Детали машин | ||
7 | Теория механизмов и машин | ||
8 | Сопротивление материалов | ||
9 | Теоретические основы электротехники, основы теории цепей | ||
10 | Теория автоматического управления | ||
11 | Гидравлика |
Каждый образовательный цикл дисциплин характеризуется кодом и соответствующим ему базовым адресом, начиная с которого в базе данных сервера отводится пространство памяти в виде раздела для циклов ГСЭ и ЕН или совокупности разделов (каталог) для цикла ОПД, в страницах которых размещаются задания по дисциплинам этих циклов:
Наименование образовательного цикла дисциплин | Код Цикла | Базовый адрес раздела (каталога) цикла |
ГСЭ - Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин | 10 | Базовый Адрес Раздела цикла ГСЭ дисциплин |
EH - Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин | 01 | Базовый Адрес Раздела цикла ЕН дисциплин |
ОПД - Цикл общепрофессиональных дисциплин | 11 | Базовый Адрес Каталога цикла ОПД дисциплин |
Таким образом, группе дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ГСЭ):
Дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла | |
Код дисциплины | Наименование дисциплины |
1 | Философия |
2 | Отечественная история |
3 | Политология |
4 | Культурология |
5 | Социология |
6 | Правоведение |
7 | Экономика |
8 | Психология и педагогика |
9 | Русский язык и культура речи |
10 | Иностранный язык (английский) |
и группе дисциплин общего математического и естественно-научного цикла (ЕН):
Дисциплины общего математического и естественно-научного цикла | |
Код дисциплины | Наименование дисциплины |
1 | Математика |
2 | Физика |
3 | Концепции современного естествознания |
4 | Информатика |
5 | Математика и информатика |
6 | Химия |
7 | Экология |
8 | Теоретическая механика |
9 | Биология |
в базе данных сервера отводится по одному разделу памяти, в страницах которого размещаются экзаменационные задания по дисциплинам этих групп. Поэтому каждая дисциплина циклов ГСЭ и ЕН идентифицируется базовым адресом страницы раздела размещения.
В то же время каждой группе-профилю дисциплин цикла ОПД в базе данных сервера также отводится по одному разделу памяти, в страницах которого размещаются экзаменационные задания по дисциплинам этих групп. В этом случае каждая дисциплина цикла ОПД идентифицируется базовым адресом раздела профиля дисциплин и базовым адресом страницы размещения заданий дисциплины, т.е. каждая дисциплина цикла ОПД имеет признак (код) профиля дисциплины, которому соответствует базовый адрес раздела этого профиля дисциплин.
Для сдачи Интернет-экзамена по любой дисциплине профессионального образования каждый студент на своем рабочем месте формирует кодограмму экзамена, содержащую код дисциплины профессионального образования, по которой предстоит сдача Интернет-экзамена, код цикла этой дисциплины, код идентификатора студента и код числа заданий по дисциплине интернет-экзамена:
Код цикла дисциплины профессионального образования | Код дисциплины Интернет-экзамена | Код числа заданий по дисциплине Интернет-экзамена | Код идентификатора студента |
Вводятся значения битов цикла: | Вводится код | Вводится число заданий | Вводится код |
01 - цикл ЕН | дисциплины | по дисциплине | идентификатора |
10 - цикл ГСЭ | Интернет-экзамена | Интернет-экзамена | студента |
11 - цикл ОПД |
Сформированная кодограмма экзамена с автоматизированного рабочего места студента пересылается на информационный вход 11 системы, откуда поступает на информационный вход 34 модуля 1 селекции образовательного цикла экзаменационной дисциплины и заносится в регистр 25 синхронизирующим импульсом, поступающим на синхронизирующий вход 35 модуля 1 с синхронизирующего входа 14 системы.
Работа системы начинается с идентификации образовательного цикла экзаменационной дисциплины по значениям заданных кодограммой управляющих битов.
Принимая во внимание, что один управляющий сигнал, полученный с кодограммой экзамена, с выхода 37 регистра 25 поступает на один вход элемента 28 И, а другой управляющий сигнал с выхода 38 регистра 25 поступает на один вход элемента 29 И, и положив для определенности, что с выхода 37 регистра 25 снимается единичный сигнал (высокий потенциал), а с выхода 38 регистра 25 снимается нулевой сигнал (низкий потенциал), получаем, что высоким потенциалом с выхода 37 регистра 25 элемент 28 И будет открыт по одному входу, а низким потенциалом с выхода 38 регистра 25 элемент 29 И будет закрыт по одному входу.
В этом случае синхронизирующий импульс с входа 35 модуля 1 проходит через элемент 28 И и поступает на единичный вход триггера 26, устанавливая его в единичное состояние, при котором высоким потенциалом с прямого его выхода будут открыты по одному входу элементы 30, 32 И.
Поскольку элемент 30 И будет открыт также и по другому входу высоким потенциалом с инверсного выхода триггера 27, находящегося в исходном состоянии, то синхронизирующий импульс с входа 35 модуля 1 после задержки элементом 33 задержки на время срабатывания триггера 26 проходит через элемент 30 И на выход 45 модуля 1.
Именно сигнал с выхода 45 модуля 1 идентифицирует полученную с кодограммой экзаменационную дисциплину как дисциплину общего математического и естественно-научного цикла и определяет канал ее обработки. Поэтому сигнал с выхода 45 модуля 1 пересылается на синхронизирующий вход 60 модуля 2 идентификации базового адреса массива заданий студента по дисциплине общего математического и естественно-научного цикла, на информационный вход 58 которого подается код экзаменационной дисциплины с выхода 42 модуля 1.
Код экзаменационной дисциплины с входа 58 модуля 2 поступает на вход дешифратора 49. Дешифратор 49 расшифровывает код экзаменационной дисциплины и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 52-54 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 49 будет открыт элемент 53 И по одному входу.
Синхронизирующий импульс с входа 60 модуля 2 задерживается элементом 55 задержки на время срабатывания дешифратора 49 и поступает через открытый по одному входу элемент 53 И на вход считывания фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 50. В фиксированной ячейке ПЗУ 50 хранится код базового адреса страницы базы данных сервера, начиная с которого в ней хранятся экзаменационные задания по дисциплине общего математического и естественно-научного цикла, указанной студентом в принятой кодограмме.
Считанный из ПЗУ 50 код базового адреса страницы базы данных сервера с заданиями по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла поступает на один информационный вход сумматора 51.
Код идентификатора студента, полученный с принятой кодограммой экзамена, с выхода 40 регистра 25 модуля 1 поступает на выход 43 модуля 1, пересылается на вход 59 модуля 2 и подается на другой вход сумматора 51.
Синхронизирующий импульс с выхода элемента 55 задержки задерживается элементом 56 задержки на время считывания фиксированной ячейки ПЗУ 50 и поступает на синхронизирующий вход сумматора 51. По этому импульсу в сумматоре 51 происходит суммирование кодов, поданных на его входы, с выдачей результата в виде кода базового (начального) адреса массива заданий студента по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла.
Код начального адреса массива заданий студента по дисциплине общего математического и естественно-научного цикла с выхода 61 модуля 2 пересылается на вход 71 модуля 3 формирования сигналов считывания заданий студента, проходит через элементы 66 ИЛИ группы и поступает на информационный вход счетчика 65.
Синхронизирующий импульс с выхода элемента 56 задержки задерживается элементом 57 задержки на время срабатывания сумматора 51, с выхода 62 модуля 2 пересылается на синхронизирующий вход 74 модуля 3, проходит элемент 67 ИЛИ и поступает на синхронизирующий вход счетчика 65, занося в него код начального адреса массива заданий по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла.
Этот же импульс с выхода элемента 67 ИЛИ проходит элемент 68 ИЛИ, задерживается элементом 69 задержки на время занесения в счетчик 65 кода начального адреса массива заданий студента по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла и с выхода 80 модуля 3 выдается на выход 20 системы, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера базы данных системы.
С приходом этого импульса сервер базы данных системы переходит на подпрограмму опроса содержимого ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 79 счетчика 65, выдаваемого на адресный выход 17 системы, и выдачи первого задания по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла на удаленное АРМ экзаменуемого студента, а кода правильного ответа на это задание на информационный вход 12 системы.
Структура кодограммы первого экзаменационного задания по дисциплине общего математического и естественно-научного цикла имеет следующий вид:
Первое задание по экзаменационной дисциплине | 1. Ответ | Номер правильного ответа на задание |
2. Ответ | ||
3. Ответ | ||
4. Ответ |
Каждое задание по экзаменационной дисциплине имеет четыре пронумерованных варианта ответов, один из которых правильный (фиг.12). В левом окне располагается текст задания. В правом окне располагаются четыре варианта ответа.
Код номера правильного ответа на первое задание по экзаменационной дисциплине общего математического и естественно-научного цикла с информационного входа 12 системы проходит на информационный вход 132 модуля 7 регистрации признака правильного ответа, поступает на информационный вход регистра 130 и заносится в него синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 15 системы.
Код номера (признака) правильного ответа на задание по дисциплине с выхода 136 модуля 7 пересылается на информационный вход 157 модуля 9 селекции признака правильного ответа и подается на один информационный вход компаратора 154.
Выполнение студентом полученного задания сводится к установлению соответствия между заданием и кодом номера возм