Способ определения уровня профессиональной адаптации преподавателя
Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано для оценки уровня адаптации преподавателей. Регистрируют электрическую активность сердца и рассчитывают индекс стресса с помощью прибора «Viport event recorder». При этом индекс стресса определяют в состоянии сразу после расслабляющего аутотренинга и в интервале времени от 5 до 15 минут после проведения двухчасового занятия. Сравнивают полученные значения и при превышении индекса стресса после занятия в пределах 17% диагностируют высокий уровень профессиональной адаптации, от 17% до 28% - средний, от 28% до 41% - низкий, свыше 41% -опасно низкий уровень профессиональной адаптации преподавателя. Способ расширяет арсенал средств для определения уровня профессиональной адаптации преподавателя. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано для оценки уровня адаптации преподавателей.
Известен способ оценки функциональных резервов организма (патент РФ №2012227, МПК A61B 5/05, 15.05.1994), способ оценки функционального состояния центральной нервной системы человека (патент РФ №2153847, МПК A61B 5/16, 10.08.2000), способ определения профессиональной пригодности (патент РФ №2164776, МПК A61B 5/16, 10.04.2001), способ определения уровня адаптации сотрудников органов внутренних дел (патент РФ №2356496, МПК A61B 5/16, 27.05.2009) и др. Однако данные способы не позволяют определить уровень профессиональной адаптации преподавателя.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ оценки психофизиологического состояния человека по сердечному ритму (патент РФ №2246251, МПК A61B 5/00, 20.02.2005), включающий измерение текущей суммарной мощности в низкочастотной и высокочастотной областях динамического ряда кардиоинтервалов и оценку психофизиологического состояния человека по индексу стресса. Индекс стресса можно рассматривать как косвенный показатель уровня профессиональной адаптации человека, однако он дает низкую точность измерения уровня профессиональной адаптации человека.
Цель изобретения - повышение точности определения уровня профессиональной адаптации преподавателя.
Указанная цель достигается тем, что в способе определения уровня профессиональной адаптации преподавателя, включающем регистрацию электрической активности сердца и вычисление уровня кардиостресса, согласно изобретению у преподавателя определяют рабочий уровень кардиостресса (РУКС) в интервале от 5 до 15 минут после проведения двухчасового занятия, сравнивают полученные результаты с базовым уровнем кардиостресса (БУКС) данного преподавателя, зафиксированным в состоянии расслабления, и по величине превышения базового уровня кардиостресса рабочим уровнем кардиостресса определяют уровень профессиональной адаптации преподавателя. При этом базовый уровень кардиостресса определяется как среднее арифметическое не менее чем 5 измерений, проведенных в разные дни сразу после расслабляющего аутотренинга. Регистрация электрической активности сердца и вычисление уровня кардиостресса проводится с помощью прибора для оценки функции сердца «Viport event recorder». При превышении базового уровня кардиостресса рабочим уровнем кардиостресса в пределах 17% у преподавателей общеобразовательных дисциплин диагностируют высокий уровень профессиональной адаптации, от 17% до 28% - средний, от 28% до 41% - низкий, свыше 41% - опасно низкий уровень профессиональной адаптации.
Предлагаемый способ позволяет повысить точность определения уровня профессиональной адаптации преподавателя.
Способ осуществляется следующим образом.
Для определения уровня профессиональной адаптации преподавателя необходимо знать 2 параметра: базовый уровень кардиостресса данного преподавателя и его рабочий уровень кардиостресса. Базовый уровень кардиостресса определяется как среднее арифметическое не менее чем 5 измерений, проведенных в разные дни в состоянии расслабления (сразу после расслабляющего аутотренинга). Рабочий уровень кардиостресса замеряется в интервале от 5 до 15 минут после проведения одной пары (90 мин, т.е. 2 академических часа по 45 мин) занятий. Регистрацию электрической активности сердца и вычисление уровня кардиостресса проводят с помощью прибора для оценки функции сердца «Viport event recorder» (стресс-монитор «Viport»), который записывает и сохраняет кривые и параметры электрокардиограммы (ЭКГ): длительность PQ, QRS и QT. Кроме параметров ЭКГ «Viport» вычисляет также значения вариабельности сердечного ритма, которые с помощью специальных аналитических алгоритмов преобразуются в уровень кардиостресса.
Уровень профессиональной адаптации преподавателя получают в результате сравнения базового и рабочего уровней кардиостресса данного преподавателя: по величине превышения базового уровня кардиостресса рабочим уровнем кардиостресса. У преподавателей общеобразовательных дисциплин при превышении базового уровня кардиостресса рабочим уровнем кардиостресса в пределах 17% диагностируют высокий уровень профессиональной адаптации преподавателя, свыше 17% до 28% - средний, свыше 28% до 41% - низкий, свыше 41% - опасно низкий уровень профессиональной адаптации преподавателя.
Пример осуществления способа.
В Психолого-педагогический центр университета обратился доцент кафедры философии N, работающий в университете 2-ой год, который жаловался на ухудшение самочувствия, ощущение усталости, нарушение сна, снижение мотивации к деятельности и пр. Учитывая симптоматику и стаж работы преподавателя, ему было предложено определить уровень его профессиональной адаптации.
Для этого преподавателю через 5 минут после проведения одного (90 мин) занятия (лекции) с помощью прибора стресс-монитор «Viport» замерили рабочий уровень кардиостресса. Он оказался равным 82%.
Затем в течение 2-х недель преподавателю 7 раз замерили уровень кардиостресса в состоянии расслабления (сразу после расслабляющего 15-минутного аутотренинга). Базовый уровень кардиостресса вычислили как среднее арифметическое проведенных в разные дни измерений. Результаты оказались следующие:
№ | Дата | Уровень кардиостресса, % |
1 | 06.04.2009 | 43 |
2 | 07.04.2009 | 48 |
3 | 09.04.2009 | 47 |
4 | 10.04.2009 | 43 |
5 | 13.04.2009 | 39 |
6 | 14.04.2009 | 42 |
7 | 16.04.2009 | 37 |
Базовый уровень кардиостресса =42,7% |
Разность значений рабочего и базового уровней кардиостресса оказалась равной 39,3%, что соответствует низкому уровню профессиональной адаптации преподавателя общеобразовательных дисциплин.
Ориентируясь на полученные результаты, преподавателю было предложено пройти в течение месяца комплекс специальных мероприятий (в основном психотерапевтических). После прохождения курса рабочий уровень кардиостресса преподавателя снизился до 37%, а базовый - до 28%. Таким образом, разность значений рабочего и базового уровней кардиостресса снизилась до 9%, что соответствует высокому уровню профессиональной адаптации преподавателя общеобразовательных дисциплин.
1. Способ определения уровня профессиональной адаптации преподавателя общеобразовательных дисциплин, включающий регистрацию электрической активности сердца и вычисление индекса стресса, отличающийся тем, что регистрацию электрической активности сердца и вычисление индекса стресса проводят с помощью прибора «Viport event recorder», индекс стресса определяют в состоянии сразу после расслабляющего аутотренинга и в интервале времени от 5 до 15 мин после проведения двухчасового занятия, сравнивают полученные значения и при превышении индекса стресса после занятия в пределах 17% диагностируют высокий уровень профессиональной адаптации, от 17 до 28% - средний, от 28 до 41% - низкий, свыше 41% - опасно низкий уровень профессиональной адаптации преподавателя.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что индекс стресса в состоянии сразу после расслабляющего аутотренинга определяют как среднее арифметическое не менее чем 5 измерений, проведенных в разные дни.