Способ диагностики уровня профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин
Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии оценки индивидуальных различий. Осуществляют регистрацию электрической активности сердца и вычисление уровня стресса с помощью прибора «Viport event recorder». Индекс стресса определяют в состоянии расслабления сразу после проведения сеанса электротранквилизации и в интервале от 5 до 15 минут после проведения 2-часового занятия. Сравнивают полученные значения и при превышении индекса стресса после занятия в пределах 12% диагностируют высокий уровень профессиональной адаптации, от 12% до 21% - средний, от 21% до 32% - низкий, свыше 32% - опасно низкий уровень профессиональной адаптации преподавателя. При этом индекс стресса в состоянии расслабления сразу после проведения сеанса электротранквилизации определяют как среднее арифметическое не менее чем 5 измерений, проведенных в разные дни. Сеанс импульсного воздействия проводят с помощью аппарата для электротранквилизации «Микро-Лэнар». Способ расширяет арсенал средств для диагностики уровня профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин. 1 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано для оценки уровня адаптации преподавателей.
Известен способ оценки функциональных резервов организма (патент RU №2012227, МПК А61В 5/05, 15.05.1994 г.), способ определения профессиональной пригодности (патент RU №2164776, МПК А61В 5/16, 10.04.2001 г.), способ определения уровня адаптации сотрудников органов внутренних дел (патент RU №2356496, МПК А61В 5/16, 27.05.2009 г.) и др. Однако данные способы не позволяют определить уровень профессиональной адаптации преподавателя.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ оценки психофизиологического состояния человека по сердечному ритму (патент RU №2246251, МПК А61В 5/00, 20.02.2005 г.), включающий измерение текущей суммарной мощности в низкочастотной и высокочастотной областях динамического ряда кардиоинтервалов и оценку психофизиологического состояния человека по индексу стресса. Индекс стресса можно рассматривать как косвенный показатель уровня профессиональной адаптации человека, однако он дает низкую точность измерения уровня профессиональной адаптации человека, в том числе и преподавателя технических дисциплин.
Цель изобретения - повышение точности определения уровня профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин.
Указанная цель достигается тем, что в способе определения уровня профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин, включающем регистрацию электрической активности сердца и вычисление индекса стресса, согласно изобретению индекс стресса определяют в состоянии расслабления сразу после проведения сеанса электротранквилизации и в интервале времени от 5 до 15 минут после проведения двухчасового занятия, сравнивают полученные значения и при превышении индекса стресса после занятия в пределах 12% диагностируют высокий уровень профессиональной адаптации, свыше 12% до 21% - средний, свыше 21% до 32% - низкий, свыше 32% - опасно низкий уровень профессиональной адаптации преподавателя. При этом индекс стресса в состоянии расслабления сразу после проведения сеанса электротранквилизации определяют как среднее арифметическое не менее чем 5 измерений, проведенных в разные дни с помощью аппарата для электротранквилизации «Микро-Лэнар». Регистрацию электрической активности сердца и вычисление индекса стресса проводят с помощью прибора «Viport event recorder».
Предлагаемый способ позволяет повысить точность определения уровня профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин.
Способ осуществляется следующим образом.
Для определения уровня профессиональной адаптации преподавателя необходимо знать его индекс стресса в состоянии расслабления сразу после проведения сеанса электротранквилизации и в интервале времени от 5 до 15 минут после проведения двухчасового занятия. Индекс стресса преподавателя в состоянии расслабления сразу после проведения сеанса импульсного воздействия с помощью аппарата для электротранквилизации «Микро-Лэнар» определяют как среднее арифметическое не менее чем 5 измерений, проведенных в разные дни. Рабочий индекс стресса замеряется в интервале времени от 5 до 15 минут после проведения одной пары (90 мин, т.е. 2 академических часа по 45 мин) занятий. Регистрацию электрической активности сердца и вычисление индекса стресса проводят с помощью прибора для оценки функции сердца «Viport event recorder» (стресс-монитор «Viport»), который записывает и сохраняет кривые и параметры электрокардиограммы (ЭКГ): длительность PQ, QRS и QT. Кроме параметров ЭКГ, «Viport» вычисляет также значения вариабельности сердечного ритма, которые с помощью специальных алгоритмов преобразуются в индекс стресса.
Уровень профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин определяют по величине превышения индекса стресса в состоянии расслабления сразу после проведения сеанса электротранквилизации индексом стресса, замеренным в интервале времени от 5 до 15 минут после проведения двухчасового занятия. При превышении индекса стресса в пределах 12% диагностируют высокий уровень профессиональной адаптации, свыше 12% до 21% - средний, свыше 21% до 32% - низкий, свыше 32% - опасно низкий уровень профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин.
Пример осуществления способа.
В Психолого-педагогический центр университета обратился ассистент кафедры пожарной безопасности N, работающий в университете 1-й год, который жаловался на нарушение сна, ощущение усталости и пр. Учитывая симптоматику и стаж работы преподавателя, ему было предложено определить уровень его профессиональной адаптации.
Для этого преподавателю через 5 минут после проведения одного (90 мин) практического занятия с помощью прибора стресс-монитор «Viport» замерили рабочий индекс стресса, который оказался равным 54%.
Затем в течение одной недели преподавателю 5 раз замерили индекс стресса в состоянии расслабления сразу после проведения сеанса импульсного воздействия с помощью аппарата для электротранквилизации «Микро-Лэнар». Среднеарифметический индекс стресса по 5 замерам оказался равным 25,8%.
Разность значений индексов стресса (28,2%) соответствует низкому уровню профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин.
Ориентируясь на полученные результаты, преподавателю было предложено пройти в течение 3-х недель комплекс специальных психотерапевтических и медицинских мероприятий. После прохождения курса рабочий индекс стресса преподавателя снизился до 36%, а индекс стресса в состоянии расслабления сразу после проведения сеанса электротранквилизации - до 22%. Таким образом, разность значений индексов стресса снизилась до 14%, что соответствует среднему уровню профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин.
1. Способ диагностики уровня профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин, включающий регистрацию электрической активности сердца и вычисление индекса стресса, отличающийся тем, что регистрацию электрической активности сердца и вычисление уровня стресса проводят с помощью прибора «Viport event recorder», индекс стресса определяют в состоянии расслабления сразу после проведения сеанса электротранквилизации и в интервале от 5 до 15 мин после проведения 2-часового занятия, сравнивают полученные значения и при превышении индекса стресса после занятия в пределах 12% диагностируют высокий уровень профессиональной адаптации, от 12 до 21% - средний, от 21 до 32% - низкий, свыше 32% - опасно низкий уровень профессиональной адаптации преподавателя.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что индекс стресса в состоянии расслабления сразу после проведения сеанса электротранквилизации определяют как среднее арифметическое не менее чем 5 измерений, проведенных в разные дни, при этом сеанс импульсного воздействия проводят с помощью аппарата для электротранквилизации «Микро-Лэнар».