Способ обучения по предмету "физическая культура" учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к лечебной физкультуре, в частности к обучению по предмету «Физическая культура» учащихся, имеющих хронические заболевания и отнесенных к специальной медицинской группе, в вузе, училище, техникуме. Проводят анкетирование учащихся первого курса. На основе анкеты и медицинского заключения о состоянии здоровья преподаватель физической культуры формирует группы, подбирает функциональные пробы, которые проводит в начале учебного года и после каждого семестра. Для изучения теории создают банк электронных учебных материалов по видам наиболее распространенных в среде учащихся заболеваний и заболеваний, связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом, состоящий из разделов: заболевание; основные симптомы заболевания; анатомо-физиологическое строение организма с указание органов, поражающихся при заболевании; основные причины и механизмы развития заболевания, вызывающие патологию органов; рекомендации по применению лечебной физической культуры при патологии органов, направленные на улучшение состояния этих органов и организма в целом; вставки рекламного характера, содержащие позитивную информацию о пользе физической культуры, банк электронных учебных материалов вводят в память персонального компьютера. Учащемуся дают задание провести поиск в банке электронных учебных материаловии. По результатам поиска через месяц учащийся предоставляет выполненное задание в электронном виде, например, на лазерном диске или флеш-карте. Проводят тестирование учащихся с оценкой знаний по его заболеванию. Проводят теоретическое занятие с беседой о профилактике заболеваний и вредных привычек, на котором дают информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса, сопровождая ее показом на мониторе компьютера иллюстративного материала в виде рисунков и схем, изображающих организм человека, механизмы развития заболевания и оздоровительного действия физических упражнений из банка материалов. Создают банк электронных учебных описаний физических упражнений, показанных при наиболее распространенных в среде учащихся заболеваниях, состоящий из: выстроенных в локальный видеоряд физических упражнений, выполненных в виде графических иллюстраций с текстовым сопровождением, со вставками рекламного характера, содержащего информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе, вводят его в память персонального компьютера. Преподаватель физической культуры дает задание провести поиск в этом банке описаний и подготовить задание по выбору физических упражнений, направленных: на восстановление здоровья по основному заболеванию; вредной привычке, существующей у учащегося; профилактике стресса. Преподаватель физической культуры оценивает их и корректирует. Учащийся готовит реферат в виде наглядного пособия - листовки с описанием комплекса. На практическом занятии учащиеся сформированных групп разучивают составленный комплекс упражнений, который используют на занятиях ЛФК. Дополнительно учащимся рекомендуют заниматься самостоятельно с ведением дневника, который они предъявляют на проверку 1 раз в месяц. Через семестр проводят контроль здоровья учащихся в той же группе, сравнивая их персональные показатели здоровья друг с другом. Способ позволяет выработать навык самостоятельных занятий физической культурой, умение использовать физическую активность для управления состоянием здоровья. 2 приложения.

Реферат

Изобретение относится к лечебной физкультуре, а именно к обучению по предмету «Физическая культура» учащихся, имеющих хронические заболевания и отнесенных к специальной медицинской группе, в вузе, училище, техникуме.

Проблема здоровья студенческой молодежи с каждым годом становится актуальнее. По данным различных исследований около 50% юношей и девушек выходят из школы, имея по 2-3 хронических заболевания, лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми [В.А.Филиппович, Е.В.Панов. Физическая культура и спорт - как средство профилактики асоциальных проявлений: Тез. докл. междун. конф. - Красноярск, 2009. - Ч.2. - С.429-430].

Занятия физической культурой - важный, но мало используемый резерв укрепления здоровья учащихся, особенно тех, кто отнесен по состоянию здоровья к специальным группам. Группы лечебной физической культуры (ЛФК) - специальные группы, к ним относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера и хронические заболевания. Они принимают пассивное участие в физкультурно-спортивной жизни: посещают спортивные мероприятия в качестве болельщиков, участвуют в психолого-педагогической работе, направленной на профилактику навыков ведения ЗОЖ, посещают группы ЛФК.

Авторы С.Ф.Цвек, B.C.Язловецкий. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. - Киев, - 1983 г. указывают на то, что в практике выбора медицинской группы существуют серьезные упущения врачей и специалистов, такие как перестраховка и запрет, при выборе медицинской группы. Эти упущения наносят серьезный ущерб делу оздоровления учащихся, перенесших заболевания. Учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера и хронические заболевания, отнесенные к специальной медицинской группе, стараются под разными предлогами избежать посещения уроков физической культуры. Поэтому формированию мотивации к занятиям физической культурой учащихся вузов, отнесенных к специальной медицинской группе, необходимо уделять особое внимание.

Наиболее близкой является методика занятий с учащимися специальной медицинской группы. Она имеет свои особенности и зависит от ряда причин: диагноза перенесенного заболевания, стадии заболевания, индивидуальных особенностей организма учащегося: физического развития, уровня физической подготовленности, степени функциональных нарушений, пола, возраста и т.п. В основе методики лежат механизмы применения упражнений: общетонизирующие и специальные, оказывающих лечебное и профилактическое воздействие на организм. В режиме учебных занятий под руководством преподавателя, используя в организации занятий групповой метод, с количеством учащихся не более 15, решают основные задачи: а) укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию и закаливание организма; б) повышение умственной и физической работоспособности; в) формирование основных двигательных умений и навыков, необходимых для освоения будущей специальности; г) формирование навыков и воспитание привычек личной гигиены и здорового образа жизни; и частные, которые зависят от заболевания. В основе решения задач лечебной физкультуры и обучения движениям лежат дидактические принципы: наглядности, сознательности и активности, доступности, систематичности и последовательности, учета возрастных индивидуальных особенностей, соблюдение которых обеспечивает выполнение поставленной цели, а значит улучшение здоровья учащихся.

Структура занятий лечебной физкультурой отличается от общепринятой и состоит из 4 частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной, каждая из которых содержит свои задачи, средства и методы. Превентивным средством лечебной физкультуры являются физические упражнения, которые условно делятся на группы по характеру оказания действия на организм на: 1) идеомоторные, 2) гимнастические, 3) упражнения с предметами, 4) игры, 5) спортивно-прикладные. Основные формы занятий лечебной физкультурой: утренняя гигиеническая гимнастика, занятия лечебной физкультурой в режиме учебной деятельности, самостоятельные занятия, лечебная ходьба, терренкур, спортивные упражнения и игры, массовые формы физкультурной работы. Учащиеся на занятии лечебной физкультурой находятся под наблюдением врача. Э.Г.Булич. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Учеб. пособ. для техникумов. - М.: Высш. шк., 1986. - 34-39, 75-77, 95-96, 106-109 с.

Недостатки способа заключаются в том, что у учащихся не формируется достаточной мотивации на необходимость занятиями ЛФК.

Не формируется установка на возможность оздоровления с помощью физических упражнений.

Не используются современные средства воздействия на личность учащегося и его стремление к работе с компьютерными технологиями.

Задача изобретения - повышение эффективности обучения по предмету «Физическая культура» студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, за счет повышения мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, стимулирования когнитивных функций и стремления к оздоровлению организма.

Поставленная задача решается способом обучения по предмету «Физическая культура» учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, включающим занятия лечебной физкультурой (ЛФК).

Проводят анкетирование учащихся первого курса. На основе анкеты и медицинского заключения о состоянии здоровья преподаватель физической культуры формирует группы, подбирает функциональные пробы, которые проводит в начале учебного года и после каждого семестра. С каждым учащимся преподаватель проводит индивидуальную беседу по поводу его заболевания и предлагает ответить на вопросы анкеты «оценка мотивации к занятиям физической культурой».

Для изучения теории создают банк электронных учебных материалов по видам наиболее распространенных в среде учащихся заболеваний и заболеваний, связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом, состоящий из разделов: заболевание; основные симптомы заболевания; анатомо-физиологическое строение организма с указание органов, поражающихся при заболевании; основные причины и механизмы развития заболевания, вызывающие патологию органов; рекомендации по применению лечебной физической культуры при патологии органов, направленные на улучшение состояния этих органов и организма в целом; вставки рекламного характера, содержащие позитивную информацию о пользе физической культуры, банк электронных учебных материалов вводят в память персонального компьютера.

Учащемуся дают задание провести поиск в банке электронных учебных материалов. По результатам поиска через месяц учащийся предоставляет выполненное задание в электронном виде, например, на лазерном диске или флеш-карте. Проводят тестирование учащихся с оценкой знаний по его заболеванию.

Проводят теоретическое занятие с беседой о профилактике заболеваний и вредных привычек, на котором дают информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса, сопровождая ее показом на мониторе компьютера иллюстративного материала в виде рисунков и схем, изображающих организм человека, механизмы развития заболевания и оздоровительного действия физических упражнений из банка материалов.

Создают банк электронных учебных описаний физических упражнений, показанных при наиболее распространенных в среде учащихся заболеваниях, состоящий из: выстроенных в локальный видеоряд физических упражнений, выполненных в виде графических иллюстраций с текстовым сопровождением, со вставками рекламного характера, содержащего информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе, вводят его в память персонального компьютера.

Преподаватель физической культуры дает задание провести поиск в этом банке описаний и подготовить задание по выбору физических упражнений, направленных: на восстановление здоровья по основному заболеванию; вредной привычке, существующей у учащегося; профилактике стресса.

Преподаватель физической культуры оценивает их и корректирует. Учащийся готовит реферат в виде наглядного пособия - листовки с описанием комплекса. На практическом занятии учащиеся сформированных групп разучивают составленный комплекс упражнений, который используют на занятиях ЛФК. Дополнительно учащимся рекомендуют заниматься самостоятельно с ведением дневника, который они предъявляют на проверку 1 раз в месяц.

Через семестр проводят контроль здоровья учащихся в той же группе, сравнивая их персональные показатели здоровья друг с другом.

Новизна способа:

- Проводят анкетирование учащихся первого курса, на основе анкеты и медицинского заключения о состоянии здоровья преподаватель физической культуры формирует группы, подбирает функциональные пробы, которые проводит в начале учебного года и после каждого семестра. С каждым учащимся преподаватель проводит индивидуальную беседу по поводу его заболевания и предлагает ответить на вопросы анкеты «оценка мотивации к занятиям физической культурой». Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого учащегося, особенно в плане его состояния здоровья. Определить уровень мотивации к занятиям и наметить пути их усиления.

Для изучения теории создают банк электронных учебных материалов по видам наиболее распространенных в среде учащихся заболеваний и заболеваний, связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом, состоящий из разделов: заболевание; основные симптомы заболевания; анатомо-физиологическое строение организма с указание органов, поражающихся при заболевании; основные причины и механизмы развития заболевания, вызывающие патологию органов; рекомендации по применению лечебной физической культуры при патологии органов, направленные на улучшение состояния этих органов и организма в целом; вставки рекламного характера, содержащие позитивную информацию о пользе физической культуры, банк электронных учебных материалов вводят в память персонального компьютера. Важная роль отводится преподавателю, который полностью создает банк электронных учебных материалов по предмету «Физическая культура» по видам заболеваний, наиболее распространенных в среде учащихся, и заболеваний связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом, состоящий из разделов. Материалы представлены в современном виде в компьютерном варианте, интересны для самостоятельной работы, хорошо воспринимаются учащимися. Вставки рекламного характера обращают внимание и побуждают в дальнейшем на необходимость занятий лечебной физической культурой.

- Учащемуся дают задание провести поиск в банке электронных учебных материалов. По результатам поиска через месяц учащийся предоставляет выполненное задание в электронном виде, например, на лазерном диске или флеш-карте. Форма подготовки, предоставления реферата и материала в электронном виде интересна для учащихся. Поиск в базе данных стимулирует ученика к углублению знаний в конкретной узкой области, по использованию физкультуры при своем заболевании.

- Проводят теоретическое занятие с беседой о профилактике заболеваний и вредных привычек, на котором дают информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса, сопровождая ее показом на мониторе компьютера иллюстративного материала в виде рисунков и схем, изображающих организм человека, механизмы развития заболевания и оздоровительного действия физических упражнений из банка материалов. Предоставление информации в современном виде вызывает больший интерес у учащихся, что усиливает эффективность занятия и восприятия учащимися излагаемого в таком виде материала. Оформление материала усиливает визуальное восприятие, что улучшает его усвоение.

- Создают банк электронных учебных описаний физических упражнений, показанных при наиболее распространенных в среде учащихся заболеваниях, состоящий из: выстроенных в локальный видеоряд физических упражнений, выполненных в виде графических иллюстраций с текстовым сопровождением, со вставками рекламного характера, содержащего информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе, вводят его в память персонального компьютера. Важная роль отводится преподавателю, который полностью создает банк электронных учебных материалов. Графические учебные иллюстраций физических упражнений с текстовым сопровождением более наглядны и легче усваиваются и понимаются учащимися. Вставки рекламного характера повышают мотивацию к занятиям физической культурой за счет связывания здоровья с успехами в будущей профессии.

- Преподаватель физической культуры дает задание провести поиск в этом банке описаний и подготовить задание по выбору физических упражнений, направленных: на восстановление здоровья по основному заболеванию; вредной привычке, существующей у учащегося; профилактике стресса. Создаваемый комплекс учитывает три основных фактора, влияющих на состояние здоровья учащихся в процессе обучения. Способ предусматривает создание каждым учеником оригинального интеллектуального продукта в виде комплекса физических упражнений, адаптированного к его состоянию здоровья и интересам.

- Преподаватель физической культуры оценивает их и корректирует. Учащийся готовит реферат в виде наглядного пособия - листовки с описанием комплекса. Это повышает качество разработанного комплекса и самооценку учащегося от проделанной работы, которая будет использована другими учащимися, что является дополнительным побуждением хорошо выполнить эту работу, так как она будет оценена не только преподавателем, но и друзьями, и знакомыми.

- На практическом занятии учащиеся сформированных групп разучивают составленный комплекс упражнений, который используют на занятиях ЛФК, дополнительно учащимся рекомендуют заниматься самостоятельно с ведением дневника, который он предъявляет на проверку 1 раз в месяц. Обучение в группах по видам заболеваний позволяет учащимся увидеть разницу в состоянии здоровья и понять, что здоровье можно реально улучшить. Учащиеся в группах быстрее обучаются и в случае затруднения легче находят выход из сложившейся ситуации.

- Через семестр проводят контроль здоровья учащихся в той же группе, сравнивая их персональные показатели здоровья друг с другом. Сравнение результатов позволяет наглядно увидеть динамику показателей, которые напрямую зависят от воздействия физических упражнений на организм учащегося, которые разработал он сам и выполнял в назначенном режиме. Если не выполнял, то это становится очевидно из сравнения с показателями здоровья других учащихся группы. Это позволяет повлиять на мотивацию учащегося к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Предлагаемый способ позволяет:

1. Пользуясь банками электронных учебных материалов, учащийся получает комплекс знаний по своему заболеванию и в области укрепления своего здоровья средствами физической культуры. Получает знания в современном виде, за счет этого проявляет к ним больший интерес и лучше их усваивает, повышается удобство пользования банками данных.

2. У учащегося возникает желание применить полученные знания на практике.

3. За счет полученных знаний уменьшается уровень страха, тревоги перед болезнью.

4. Учащийся проявляет интерес к самостоятельным занятиям физической культурой и начинает укреплять свое здоровье путем выполнения разработанных комплексов упражнений и рекомендаций по двигательному режиму, которые способствуют выработке навыка самостоятельных занятий физической культурой, умению использовать физическую активность для управления состоянием здоровья.

5. Пропагандирует занятия физической культурой в студенческой среде с помощью выполненных наглядных пособий, повышая уровень мотивационных установок на здоровый образ жизни.

6. Учащийся привыкает контролировать себя фиксированными записями в дневнике, что повышает его уровень самосознания в деле оздоровления самого себя.

7. Сравнение своих личных функциональных показателей с показателями других учащихся в группе побуждает к соперничеству и явно выявляет недостатки в занятиях.

Технический результат способа заключается в быстром приобретении учащимися высокого качества знаний и умений по предмету «Физическая культура» за счет проведения дополнительных теоретических занятий по изучению механизмов наиболее распространенных в среде учащихся заболеваний и описаний физических упражнений, показанных при них, и за счет составления каждым учащимся личностно-ориентированного индивидуального комплекса физических упражнений с использованием баз данных о своем заболевании и описаний физических упражнений. Улучшается самочувствие и здоровье учащихся, имеющих заболевания, по проведенным в конце учебного года функциональным пробам наблюдается прирост функциональных резервов организма.

Способ осуществляется следующим образом.

Проводят анкетирование учащихся первого курса. На основе анкеты и медицинского заключения о состоянии здоровья преподаватель физической культуры формирует группы.

Подбирают функциональные пробы, включающие оценку функционального состояния организма в целом и оценку патологии в зависимости от заболевания, например: 1) при астме используют: измерение роста, веса, весо-ростового показателя, артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), жизненного объема легких (ЖЕЛ), частоты дыхания (ЧД), пробы Штанге, пробы Руфье, пробы Генче;

2) при высокой степени миопии обеих глаз применяют - измерение роста, веса, весо-ростового показателя, артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), жизненного объема легких (ЖЕЛ), частоты дыхания (ЧД), пробы Штанге, пробы Руфье, пробы Генче, асимметрии зрения (A3), остроты зрения, которые проводят в начале учебного года и после каждого семестра.

С каждым учащимся преподаватель проводит индивидуальную беседу по поводу его заболевания и предлагает ответить на вопросы анкеты «оценка мотивации к занятиям физической культурой».

АНКЕТА «Оценка мотивации к занятиям физической культурой». Пожалуйста, выскажите свое отношение к занятиям физической культурой.

1. Я всегда посещаю урок физической культуры, т.к. это такая же дисциплина, как и остальные.

2. Мне нравятся уроки физической культуры, т.к. на них весело и свободно.

3. Мне нравится посещать спортивно-массовые мероприятия в институте.

4. Я люблю смотреть соревнования, но не участвовать в них.

5. Я посещаю в свободное время, но не постоянно другие спортивные клубы.

6. Занятия физической культурой помогают мне в быту.

7. Когда нет занятий, я нахожу себе сам двигательную активность.

8. Я хожу на занятия, чтобы в дальнейшем овладеть навыками самостоятельных занятий.

9. Для того чтобы я не пропускал занятия, меня кто-то должен контролировать.

10. Каникулы для меня время, когда я могу увеличить время для занятий физической культурой.

11. Заниматься сегодня физической культурой модно.

12. В спортивных клубах можно встретить интересных людей.

13. Если бы по физической культуре не было зачета, я бы пропускал занятия.

14. Мне нравится на уроках, т.к. там можно совершенствовать свои физические качества.

15. Я знаю функциональные показатели своего здоровья.

Спасибо за ответы!

Анкетирование показывает, что учащиеся имеют очень низкую мотивацию к занятиям физической культурой и не осознают последствия развития имеющихся у них заболеваний на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Проведенный анализ статистики и литературы за несколько лет способствовал выявлению основных критериев для создания банка электронных учебных материалов по видам наиболее распространенных в среде учащихся заболеваний, имеющих ограничения в физической активности. Среди учащихся особенно часто встречаются заболевания: органов дыхания, органов зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы и т.п.

Для изучения теории создают банк электронных учебных материалов по предмету Физическая культура по видам заболеваний, наиболее распространенных в среде учащихся, и заболеваний, связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом (например, приложение 1). Банк электронных учебных материалов состоит из следующих разделов: заболевание; основные симптомы заболевания; анатомо-физиологическое строение организма с указание органов, поражающихся при заболевании; основные причины и механизмы развития заболевания, вызывающие патологию органов; рекомендации по применению лечебной физической культуры при патологии органов, направленные на улучшение состояния этих органов и организма в целом; вставки рекламного характера, содержащие позитивную информацию о пользе физической культуры.

Например при заболеваниях органов дыхания. Заболевание: астма, бронхит, туберкулез, плеврит, пневмония и т.п. Основные симптомы заболевания при астме: одышка, влажные хрипы, приступы удушья, скопление мокроты и т.п. Анатомо-физиологическое строение организма с указание органов, поражающихся при астме: респираторный тракт, дыхательные пути, легкие, сердечно-сосудистая система.

Основные причины и механизмы развития заболевания, вызывающие патологию органов: реакция антиген-антитело, возникающая в бронхо-легочной ткани, вызывает спазм гладкой мускулатуры мелких бронхов и бронхиол, а также отек их слизистой оболочки, выделение вязкого секрета в просвет бронхиол лежит в основе клинической картины этого заболевания, воспалительные процессы в миндалинах и носоглотке. Имеет аллергическую природу, на ее появление влияет наследственная предрасположенность к аллергическим состояниям, усугубляющее воздействие оказывают неблагоприятные внешние условия. Приступы отдышки нарушают функцию сердечно-сосудистой системы и вызывают синдром легочного сердца.

Рекомендации по применению лечебной физической культуры при патологии органов, направленные на улучшение состояния этих органов и организма в целом: выполнение дыхательных упражнений статического и динамического характера, гимнастические упражнения порядковые, строевые, упражнения на растягивания, оказывающее воздействие на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение подвижности грудной клетки, предупреждение и ликвидацию застойных явлений в легких, что способствует нормализации дыхательного акта.

Вставки рекламного характера, содержащие позитивную информацию о пользе физической культуры, помещают после рекомендаций: «Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются оптимальным средством поддержания и укрепления здоровья», «В здоровом теле - здоровый дух», «Движение - жизнь», «Береги здоровье с молоду!», Здоровье - это функция успешной жизни, активной жизненной позиции человека во всем, в том числе и по отношению к самому здоровью. Здоровье - лучший дар молодости, и только в молодости оно дается «даром», «Сохранение здоровья, управление им в интересах жизненных достижений - личное дело каждого из нас» и т.п.

Банк электронных учебных материалов вводят в память персонального компьютера.

Учащемуся дают задание провести поиск информации по его заболеванию в банке электронных учебных материалов. По результатам поиска через месяц учащийся предоставляет материал в электронном виде, например, на лазерном диске или флеш-карте. Проводят тестирование учащихся с оценкой знаний по его заболеванию.

Тест для определения глубины знаний по его заболеванию.

Внимательно ознакомьтесь с предложенными вариантами ответов. Выберите свой вариант ответа и отметьте его крестиком.

1. Какое заболевание не относится к заболеваниям органов дыхания:

А) Пневмония; Б) Плеврит; В) Бронхиальная астма; Г) Гайморит;

2. В каких единицах измерения определяется жизненный объем легких (ЖЕЛ):

А) мл; Б) уд./мин; В) мл/кг; Г) м/с;

3. Гипоксия - это:

А) недостаток кислорода в крови; Б) недостаток кислорода в крови и накопление углекислого газа в организме;

4. Сколько мышц производящих вдох?

А) 6; Б) 4; В) 8; Г) 7;

5. Какой вес легкого:

А) 1 кг; Б) 0,5-0,6 кг; В) 0,9 кг; Г) 0,2 кг;

6.Какая поверхность легкого обращена к сердцу:

А) реберная; Б) медиальная; В) диафрагмальная;

Спасибо за работу!

Тест для определения глубины знаний по заболеванию миопия.

Внимательно ознакомьтесь с предложенными вариантами ответов и отметьте его крестиком или напишите свой ответ.

1. Ненужное вычеркните:

А) глазное яблоко; Б) сетчатка; В) палочки и колбочки; Г) молоточек и наковальня; Д) хрусталик;

2. Что впервые было обнаружено у английского химика Дж. Дальтона?

А) миопия, Б) близорукость, Д) дальтонизм.

3. Чего много в роговице? И чего совсем нет?

А) нервных окончаний, Б) кровеносных сосудов,

4. Какое заболевание не относится к заболеваниям органов зрения:

А) близорукость, Б) дальнозоркость; В) катаракта; Г) глаукома; Д) отит;

5. Какое зрение обеспечивают Палочки, а какое Колбочки?

6. В какой единице измерения насчитываются Колбочки, а в какой Палочки?

Спасибо за работу!

По результатам тестирования аттестуют учащихся в первом семестре.

Проводят теоретическое занятие с беседой о профилактике заболеваний и вредных привычек, на котором дают информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса, сопровождая ее показом на мониторе компьютера иллюстративного материала из банка в виде рисунков и схем, изображающих организм человека, механизмы развития заболевания и оздоровительного действия физических упражнений.

Для лучшего понимания и осознания проблемы студентам объясняют механизмы развития заболевания и возникновения патологического состояния. Например, алкоголь - похититель доверия, радости, смысла жизни. Злоупотребление алкоголем ведет к привыканию, привыкание - к потребности, потребности - к зависимости, т.е. к болезни. Алкоголизм - болезнь №3 после сердечно-сосудистых и онкологических недугов.

Прием алкоголя приводит к постепенному опустошению личности. Наибольшее изменение происходят в эмоциональной и волевой сферах. Люди, применяющие алкоголь, становятся эгоцентричными, неискренними, лживыми. Они утрачивают не только нравственное чутье, но и эстетические принципы, часто становятся нечистоплотными, запускают свои хозяйственные и профессиональные дела. Алкоголизм - болезнь страшная, потому что не передается ни вирусом, ни половым путем, а возникает исключительно благодаря вашим усилиям: стакан с водкой подносят, как ни странно, ко рту собственные руки. У каждого человека в крови растворен эндогенный этанол (ЭЭ). Уровень концентрации ЭЭ у каждого человека различен, но для каждого человека он имеет постоянную величину. Здоровье наше подчиняется законам гомеостаза (постоянство внутренней среды). Концентрация алкоголя в крови - один из факторов, поддерживающих это постоянство. Когда человек неумеренно пьет в течение нескольких лет, уровень ЭЭ у него в крови часто меняется, идет его разбалансировка. Когда уровень ЭЭ в крови падает до «нулевой отметки», может развиться «белая горячка» - алкогольный психоз, эпилептоидные припадки алкогольной природы. Страдают все органы, необходимо срочное лечение. Алкоголь - вор здоровья, семейного благополучия, работоспособности.

Наркомания - болезнь, которая развивается при употреблении наркотиков. Она заключается в том, что все физическое и душевное состояние человека, его самочувствие оказываются в постоянной зависимости от введения наркотика, его наличия или отсутствия в организме. Больной вынужден все время принимать наркотик, иначе ему становится очень плохо. Вся жизнь больного направляется на поиски, добычу наркотика. Начало обычно это случайно. Предложили попробовать - согласился. Но после нескольких употреблений наркотик оказалось, что настроение, душевный тонус зависят от того, введен наркотик или нет, на душе тоска, мрак, пустота. Все мысли только о том, где достать этот похититель здоровья, благополучия, жизни.

Употребление наркотиков ведет к привыканию, привыкание - к потребности, потребность - к зависимости, т.е. к болезни. Болезнь складывается из непреодолимого влечения к наркотикам, сформированной физической зависимости.

Каждый, даже случайный, единичный «опыт» чреват болезнью. Продолжительность жизни наркоманов, начавших прием ядовитого вещества в молодые годы, не превышает 30-40 лет, а от начала приема 5-7 лет. Иногда их жизнь обрывается в самом юном возрасте - от слишком большой дозы дурмана или несчастного случая во время нахождения под ложным «кайфом».

Прием наркотиков приводит к постепенному опустошению личности. Наибольшее изменение происходят в эмоциональной и волевой сферах. Люди, применяющие наркотик, становятся эгоцентричными, неискренними, лживыми. Они утрачивают не только нравственное чутье, но и эстетические принципы, часто становятся нечистоплотными, запускают свои хозяйственные и профессиональные дела.

Идет не просто пандемия (широко распространенная эпидемия), а настоящая генная мутация в широком масштабе. Мозг перестал воспринимать химические вещества, как инородные, и соответствующим образом реагировать сигналами опасности в виде болезней. Существует ген, который отвечает за инстинкт самосохранения. У наркоманов он дефективный. Дети человека, употреблявшего наркотик, имеют 50% шанс унаследовать этот ген.

Трудность лечения связана с особенностями клинических проявлений болезни, которые ассоциируются с чувством удовольствия на первых порах употребления наркотика и вызывают двойственное отношение пациента к своему страданию.

Никотин - маслянистая прозрачная жидкость с неприятным запахом и горьким вкусом, на воздухе окрашивается в коричневый цвет, хорошо растворяется в воде, алкоголе. Никотин - нервный яд (никотин появляется в тканях мозга спустя 7 секунд после 1-й затяжки), действующий в первую очередь на ганглии (нервные узлы) вегетативной нервной системы, регулирующей в нашем организме деятельность внутренних органов и обмен веществ, а также на центральную нервную систему. После кратковременного возбуждения нервных центров никотин угнетает их. Смертельной дозой для человека является всего несколько сотых грамма никотина. Такое количество содержится в 20-25 папиросах. Не погибают курильщики потому, что эта доза принимается ими постепенно и со временем устойчивость к никотину повышается.

Курение табака является причиной многих тяжелых заболеваний. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 3-12 минут, смертность растет прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. В России ежегодно умирают около 300 тыс. курильщиков и 4 млн в мире. Никотин оказывает пагубное действие на половую и детородную функции, на зрение и слух. Ядовитым соединением, входящим в состав табачного дыма, является окись углерода. Она вытесняет кислород из соединения с гемоглобином, образуя карбоксигемоглобин, что препятствует нормальной доставке кислорода нуждающемуся в нем мозгу и другим органам. В результате этого у курильщиков развивается хроническое кислородное голодание, от чего страдает сердечно-сосудистая система. Табачный дым раздражает дыхательные пути, появляется кашель. Вначале кашель появляется утром - «утренний кашель курильщика», а позднее он беспокоит в течение всего дня и даже ночью. Бронхолегочная ткань не выдерживает паров кислот, кетонов, фенолов и других, раздражающих и загрязняющих легкие веществ, находящихся в табачном дыме в больших концентрациях. В результате этого развиваются различные болезни органов дыхания. Пассивное курение также очень вредно, его называют медленным самоубийством. В воздух попадает половина табачного дыма, плюс тот, что вдыхает курящий. Некурящий за 1 час вдыхает столько же дыма, сколько и курильщик 1 сигареты.

Возникновение и развитие стресса зависит от различных стрессорных факторов (психических, социальных, болевых), угрожающих гомеостатическому балансу организма. У студентов первого года обучения стресс-реакцию вызывают причины, связанные с адаптацией к новой форме учебной деятельности: различная новая информация, отсутствие контроля со стороны взрослых и самостоятельность принятия решений, сдача экзаменационной сессии, высокий уровень требований преподавателей высшей школы. При отсутствии навыков стресспреодалевающего поведения к концу пятого курса это может негативно сказаться на состоянии здоровья студентов (широкое распространение среди молодежи заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение вегетативной регуляции функций организма, расстройства центральной нервной системы, депрессии, тревожность, фобии) и снизит их конкурентоспособность на современном рынке труда. Студенты в будущем будут обеспечивать здоровье и интеллект нации в производственных условиях, организациях, учреждениях, в семье и обществе. Здоровье студентов - одна из важных проблем современного общества и самих студентов. Однако о здоровье они задумываются лишь тогда, когда появляются те или иные болезни.

Создают банк описания физических упражнений (например, приложение 2), показанных при наиболее распространенных в среде учащихся заболеваниях и заболеваний, связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом, состоящий из классифицированного набора физических упражнений в виде графических учебных иллюстраций, сформированного в локальный видеоряд физических упражнений с текстовым сопровождением. Например, при астме рекомендуют: дыхательные статические и динамические упражнения; гимнастические упражнения по анатомическому признаку: упражнения для мышц лица и шеи, плечевого пояса и верхних конечностей, мышц туловища, тазового пояса и нижних конечностей; по методической направленности: упражнения на координацию, выносливость, растягивание, равновесие, силу и др.; по характеру мышечной деятельности циклические и ациклические: лечебная ходьба, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, метание мяча и др.; по использованию дополнительных средств: без предметов, с предметами, на снарядах, тренажерах.

При миопии высокой степени обеих глаз рекомендуют гимнастические упражнения по анатомическому признаку: упражнения для мышц лица и шеи, плечевого пояса и верхних конечностей, мышц туловища, тазового пояса и нижних конечностей; по методической направленности: упражнения на координацию, порядковые, подготовительные, на координацию, растягивание, равновесие, расслабление, др.; по характеру мышечной деятельности циклические и ациклические: лечебная ходьба, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, метание мяча и др.; по использованию дополнительных средств: без предметов; идеомоторные; с вставками рекламного характера, содержащими информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе.

Материал сопровождается с вставками рекламного характера, содержащими информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе:«Если будешь посещать оздоровительные группы, клубы, то можешь там найти компаньонов по бизнесу, получить информацию о новой интересной работ», «Плохое состояние здоровья снизит вашу конкурентоспособность на современном рынке труда». Такие вставки позволяют формировать смысловую установку на здоровый образ жизни и социальную компетентность, которые приведут в дальнейшем к успешности и безусловной конкурентоспособности на рынке труда, дадут большие возможности для карьерного роста в трудовой деятельности, помогут выстоять в трудной ситуации будущему молодому специалисту.

Вводят банк электронных учебных материалов по физическим упражнениям в память персонального компьютера.

Преподаватель физической культуры дает задание провести поиск в этом банке данных и подготовить задание - выбрать физические упражнения, направленные на восстановление здоровья по основному заболеванию, по вредной привычке, существующей у учащихся, и профилактике стресса.

Преподаватель физической культуры оценивает их и корректирует. Учащийся готовит реферат в виде наглядного пособия - листовки с описанием комплекса.

Например: Комплекс №1 при заболевании астмой может включать следующие упражнения:

1. Стойк