Полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при производстве рулонного кровельного материала. Изобретение касается полимерно-битумного вяжущего материала для дорожного строительства, содержащего битум и полимерный компонент, при этом в качестве битума он содержит битум кровельный и битум строительный, в качестве полимерного компонента содержит СБС-полимер линейного и/или радиального типа при следующем соотношении указанных компонентов, мас.%:
Изобретение также касается способа получения полимерно-битумного вяжущего материала. Технический результат - получение полимерно-битумного вяжущего материала, обладающего повышенной эластичностью и растяжимостью при низких температурах, низкой температурой хрупкостью, высокой стабильностью. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к полимерно-битумной композиции, относящейся к вяжущему материалу, а также к способу получения указанной композиции на основе битума с использованием полимеров. Изобретение предназначено для использования в дорожном строительстве.
Из патента РФ №2011166, класс C08L 95/00, С08К 13/02, опубл. 30.04.94, известна полимерно-битумная композиция, содержащая 80-99 масс.ч. битума, 1-20 масс.ч. каучука (гомополимеры сопряженных диенов, статистические сополимеры типа стирол-сопряженный диен и линейные или разветвленные блок-сополимеры типа стирол-сопряженный диен, предпочтительнее линейный или разветвленный блок-сополимер типа стирол-бутадиен), 1-20 масс.ч. смеси серы и серосодержащего соединения в массовом соотношении 20-60:40-80 соответственно, которую получают смешением при температуре 150-170°С в течение 1,5-2,0 ч битума и каучука (преимущественно блок-сополимера стирол-сопряженный диен), затем вводят смесь серы и серосодержащего соединения и возможно дополнительно - аминосодержащую добавку, растворимую в битуме (триэтаноламин), и ведут перемешивание в течение 1,5-4,0 ч.
Недостатком как самой известной композиции, так и способа ее получения является длительность ее приготовления, необходимость использования серной вулканизующей группы, представляющей собой смесь элементарной серы и серосодержащего соединения, получение которой выделено в отдельную стадию, возможность неконтролируемого повышения вязкости битумной композиции при хранении из-за протекания процессов вулканизации во времени.
Известна из патента РФ №2011667, класс C08L 95/00, С08К 5/00, опубл. 30.04.1994, полимерно-битумная композиция для гидроизоляции и герметизации, включающая 70-79 мас.% битума, 9,5-15 мас.% бутадиенстирольного термоэластопласта ДСТ-30 или каучуковой крошки (отход производства синтетических каучуков и бутадиенстирольных латексов), 1,0-3,0 мас.% низкомолекулярного сополимера бутадиена с пипериленом или акрилонитрилом, 8,0-10,0 мас.% пластификатора (нафтеноароматические углеводороды), 0,5-1,0 мас.% стеариновой кислоты, 1,5-3,0 мас.% поверхностно-активного вещества (ОП-7 или ОП-10), которую получают смешением в течение 1,5-2,0 ч компонентов либо в смесителе, куда подают нагретый до 160-170°С битум, а затем в него вводят порциями термоэластопласт (или каучуковую крошку) и стеариновую кислоту, перемешивают до однородной массы, после чего последовательно вводят низкомолекулярный сополимер, пластификатор и поверхностно-активное вещество, либо в две стадии: на первой стадии получают концентрат смешением в вакуум-мешалке в течение 1 ч при температуре 70°С части битума со всеми остальными компонентами, на второй стадии вводят в смеситель оставшуюся часть нагретого до 160-170°С битума, вводят концентрат, полученный на первой стадии, и ведут перемешивание при температуре 150-170°C в течение 1,5-2,0 ч, причем соотношение битума, введенного на первой и второй стадиях, составляет 1:1,41-2,95 соответственно (патент РФ №2011667, МПК C08L 95/00, С08К 5/00, приоритет 09.01.91 г., опубл. 30.04.94 г., бюл. №8).
Известная полимерно-битумная композиция обладает повышенной морозостойкостью, прочностью, пониженным относительным удлинением при разрыве при положительных температурах.
Недостатком данной композиции и способа ее получения является многокомпонентность, использование низкомолекулярного сополимера бутадиена с нитрилом акриловой кислоты (НАК), что небезопасно в экологическом отношении, так как при длительном воздействии высоких температур при растворении сополимера в битуме возможно выделение остаточного незаполимеризованного мономера (НАК) в окружающую среду.
Из существующего уровня техники также известна полимерно-битумная композиция, включающая битум, бутадиенстирольный термоэластопласт и адгезионную добавку, в качестве которой используют талловое масло или продукт взаимодействия таллового масла и триэтаноламина при массовом соотношении талловое масло:триэтаноламин (66-68):(32-34), при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.%: битум 97,3-77, бутадиенстирольный термоэластопласт 2-16, указанная адгезионная добавка 0,7-7,0 (патент РФ №2119513, C08L 95/00, опубл. 27.09.98 г., БИ №27).
Недостатками известной композиции являются:
неопределенный состав таллового масла, в зависимости от типа исходного природного сырья (хвойные или лиственные породы дерева) и технологии получения значительно изменяется содержание смоляных кислот, которые определяют главным образом адгезионные свойства таллового масла;
недостаточно эффективное смешение таллового масла или продукта взаимодействия таллового масла и триэтаноламина с термоэластопластами, что может приводить к нарушению дозировок компонентов при получении полимерно-битумной композиции.
Наиболее близким аналогом к заявленному изобретению является полимерно-битумная композиция и способ ее получения, известные из патента РФ2226203, класс C08L 95/00, опубл. 27.03.2003. Известная композиция включает в себя битум, блок-сополимер бутадиена со стиролом и адгезионную добавку, при этом в качестве адгезионной добавки композиция содержит малеинизированный низкомолекулярный полибутадиен с содержанием связанного малеинизированного ангидрида 12-21 мас.%, при следующем соотношении компонентов, масс.ч.: битум 81,0-97,5, блок-сополимер бутадиена со стиролом 2,0-14,0, указанная адгезионная добавка 0,5-5,0. Получают указанную композицию путем перемешивания в смесителе на начальной стадии приготовления термоэластопласта линейного строения ДСТ-30Р-01 и низкомолекулярного малеинизированного полибутадиена в количестве 0,5 кг, содержащего 12 мас.% связанного малеинового ангидрида, в течение 20-60 минут при температуре окружающей среды. Полученную смесь в виде сыпучей крошки в количестве 2,5 кг подают в емкость, снабженную лопастной мешалкой и циркуляционным насосом, с 97,5 кг нефтяного битума, предварительно разогретого до температуры 140-160°С, и ведут перемешивание при температуре 150-160°С в течение 60 мин до полного растворения полимера.
К недостаткам известной полимерно-битумной композиции следует отнести: недостаточно высокую долговечность, низкую растяжимость при низких температурах, недостаточно высокие теплостойкость и стабильность.
Недостатком способа получения известного битумполимерного материала является многостадийность, что обуславливает усложнение самого процесса приготовления смеси, увеличение времени получения готового продукта, что, в свою очередь, приводит к снижению производительности и увеличению стоимости готовой смеси.
Техническим результатом заявленного изобретения в части способа является разработка способа (технологического процесса) получения полимерно-битумного вяжущего материала, обладающего повышенной эластичностью и растяжимостью при низких температурах, низкой температурой хрупкостью, высокой стабильностью, сокращающего при этом время приготовления готовой смеси и упрощающего процесс ее получения.
Техническим результатом заявленного изобретения в части полимерно-битумного вяжущего материала является определение необходимых компонентов, составляющих композицию полимерно-битумного вяжущего материала, а также их соотношение в этой композиции, обеспечивающей достижение указанных выше свойств.
Достижение указанного технического результата в части полимерно-битумного вяжущего материала обеспечивается тем, что этот материал содержит битум и полимерный компонент, при этом в качестве битума содержит битум кровельный и битум строительный, в качестве полимерного компонента содержит СБС(стирол-бутадиен-стирол)-полимер линейного и/или радиального типа при следующих соотношениях указанных компонентов, мас.%:
Битум кровельный | 42.0-96.0 |
Битум строительный | 1.0-50.0 |
СБС-полимер радиального типа | 2.0-8.0 |
СБС-полимер линейного типа | 0.5-10.0 |
Причем при изготовлении полимерно-битумного вяжущего материала соотношение кровельного и строительного битумов выбирают из условия содержания асфальтенов в битумной массе не менее 5% и не более 30%.
Достижение указанного технического результата в части способа получения полимерно-битумного вяжущего материала обеспечивается тем, что при получении указанного материала полимерный компонент и предварительно нагретый битум смешивают, при этом в качестве полимерного компонента используют СБС-полимер линейного и/или радиального типа, 0,5-10,0 мас.% и/или 2.0-8.0 мас.% которых соответственно перемешивают с использованием гомогенизатора с 42.0-96.0 мас.% битума кровельного и с 1.0-50.0 мас.%. битума строительного, при этом процесс перемешивания осуществляют в течение 30-40 минут с поддержанием температуры смеси не более 190°С.
В общем случае предлагаемый к патентованию способ получения полимерно-битумного вяжущего материала в заявленных составе и соотношениях компонентов между собой реализуется следующим образом, при этом, в частных случаях, в зависимости от рецептуры и требуемых свойств готового продукта, не исключается и несколько иная последовательность загрузки и перемешивания его компонентов.
Нефтяные битумы из резервуаров через теплообменник с температурой 190-200°С подаются на участок приготовления полимерно-битумного вяжущего в смеситель. После заполнения требуемого количества битума в смеситель засыпают полимеры в требуемом количестве. Смешивание компонентов согласно рецептуре и дальнейшее перемешивание осуществляют в течение 30-40 минут по кольцу смеситель-гомогенизатор-смеситель. Температура смеси при этом не должна превышать 190°С. В качестве гомогенизатора используется известный гомогенизатор SUPRATON или другой подобного типа, применение которого позволяет измельчить гранулы полимера до 0.5-1.0 мм, что обуславливает более быстрое их набухание и распределение в битуме и позволяет получить полимерно-битумное вяжущее стабильного качества, поскольку при измельчении полимера через гомогенизатор исключено попадание воздуха в объем смеси, что при высоких температурах могло бы привести к интенсивной термоокислительной деструкции полимера, при этом скорость вращения ротора гомогенизатора должна составлять 800-10000 об/мин, а величина капиллярных отверстий или зазора узких щелей - 100-800 мкм.
Поддержание температуры смеси при перемешивании осуществляют циркуляцией горячего масла с температурой 240°С через рубашку смесителя.
Для получения заявленного полимерно-битумного вяжущего материала используют кровельный (марки БНК 40/180, БНК 45/190 ГОСТ 9548) и строительный (марки БНК 90/30, ГОСТ 9548, или БН 90/10, ГОСТ 6617, или марки БНД и БН ГОСТ 22245) битумы, а также полимерный компонент (СБС-полимер линейного и/или радиального типа), растворение которого в указанных битумах позволяет формировать наноструктуру между асфальтенами (твердыми квазисферическими коллоидными частицами диаметром 2-10 нм) битума и полистирольными доменами СБС-полимера. Повышение содержания асфальтенов в дисперсионной среде влечет за собой возрастание твердости, температуры размягчения и хрупкости битума, что в конечном итоге влияет на дорожное покрытие, которое при содержании асфальтенов менее 5% не имеет достаточной жесткости, а при содержании более 30%, как показала практика, полимер плохо распределяется в битуме, что обуславливает нестабильность полимерно-битумного вяжущего материала.
Пример реализации способа получения полимерно-битумного вяжущего
Количественное соотношение компонентов полимерно-битумного вяжущего берется для его получения в соответствии с рецептурой.
При температуре 195°С в смеситель вводят кровельный битум марки БНК 40/180 и/или БНК 45/190 (ГОСТ 9548) и загружают СБС-полимер радиального и/или линейного типа, пропускает полученную смесь в течение 30-40 минут по кольцу смеситель-гомогенизатор-смеситель, поддерживая при этом температуру смеси не более 190°С. Затем добавляют битум строительный марки БНК 90/30, или БН 90/10, или БНД, перемешивают 5-10 минут посредством гомогенизатора. Полученный таким образом готовый продукт перекачивают в хранилище или отгружают потребителю.
Заявленное изобретение иллюстрируется следующими примерами, содержащими конкретные соотношения входящих в получаемый полимерно-битумный вяжущий материал (ПБВМ) компонентов, представленными в таблице.
Таблица | ||||
Наименование компонентов | Состав ПБВМ, мас.% | Стандартный образец ПБВ 60 по ГОСТ 52056 | ||
Пример 1 | Пример 2 | Пример 3 | ||
Кровельный битум (БНК 40/180 или БНК 45/190) | 89,5 | 71,5 | 48 | |
Строительный битум (БНК 90/30 или БН 90/10) | 2 | 20 | 40 | |
Массовая доля асфальтенов, % | 4,9 | 18 | 31 | 18-38 |
СБС радиального типа | 8 | 2 | 2 | |
СБС линейного типа | 0,5 | 6,5 | 10 | |
Тест на стабильность (хранение полимерно-битумного вяжущего при 180°С в течение 72 часов) | ||||
КиШверх-КиШниз (норма не >3) | 4 | 5 | 1 | 7 |
Пенетрацияверх:пенетрацияниз (норма от 0,9 до 1,1) | 1,5 | 2 | 1 | 2,5 |
Анализ образцов полимерно-битумного вяжущего | ||||
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре | ||||
25°С | 75 | 65 | 70 | не менее 60 |
0°С | 58 | 45 | 55 | не менее 32 |
Температура размягчения по кольцу и шару, °С | 70 | 82 | 80 | не ниже 54 |
Растяжимость, см, при температуре | ||||
0°С | 18 | 15 | 32 | не менее 11 |
Эластичность, %, при температуре | ||||
0°С | 70 | 68 | 75 | не менее 70 |
Температура хрупкости по Фраасу, °С | -20 | -19 | -28 | не выше минус 20 |
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С (по абсолютной величине) | 4 | 5 | 2 | не более 5 |
Анализ образцов асфальтобетона, изготовленных с использованием полимерно-битумного вяжущего по примеру №3 и стандартного образца ПБВ | ||||
Количество циклов сжатия-растяжения до 50% потери прочности образца асфальтобетона | 21855 | 15223 | ||
Устойчивость асфальтобетона к колееобразованию (общая деформация Do, %) | 3 | 2,08 | 2,22 | |
Индекс трещиностойкости | 0,66 | 0,54 | ||
Индекс сопротивления пластическим деформациям | 1,69 | 1,32 | ||
Уровень надежности | 0,73 | 0,87-0,89 | 0,73-0,75 |
Таким образом, как следует из приведенных в таблице примеров, получаемый по предлагаемому способу полимерно-вяжущий материал обладает, по сравнению со стандартным образцом полимерно-битумного вяжущего материала, более высокими технико-эксплуатационными показателями, обуславливая тем самым достижение указанного выше технического результата и проявление указанных выше свойств.
Заключение по образцам асфальтобетона
1. Относительная деформация для образцов асфальтобетона, приготовленных с применением предлагаемого полимерно-битумного вяжущего, после 3600 циклов нагружения при (40±2)°С на 19% меньше, чем для стандартных образцов асфальтобетона.
2. Фактический модуль упругости стандартных образцов асфальтобетона выше фактического модуля упругости образцов, изготовленных с применением предлагаемого полимерно-битумного вяжущего на 33% при температуре испытания -20°С, на 10% выше при температуре испытания 0°С и ниже на 2% при температуре испытания 20°С.
3. Деформация стандартных образцов асфальтобетона после 10000 проходов колеса при (50±2)°С выше деформации образцов, изготовленных с применением предлагаемого полимерно-битумного вяжущего, на 6%.
4. Усталостная долговечность стандартных образцов асфальтобетона ниже усталостной долговечности образцов, изготовленных с применением предлагаемого полимерно-битумного вяжущего, на 43%.
1. Полимерно-битумный вяжущий материал для дорожного строительства, содержащий битум и полимерный компонент, отличающийся тем, что в качестве битума содержит битум кровельный и битум строительный, в качестве полимерного компонента содержит СБС-полимер линейного и/или радиального типа при следующем соотношении указанных компонентов, мас.%:
битум кровельный | 42,0-96,0 |
битум строительный | 1,0-50,0 |
СБС радиального типа | 2,0-8,0 |
СБС линейного типа | 0,5-10,0 |
2. Полимерно-вяжущий материал по п.1, отличающийся тем, что соотношение кровельного и строительного битумов выбирают из условия содержания асфальтенов в битумной массе не менее 5% и не более 30%.
3. Способ получения полимерно-битумного вяжущего материала, при котором полимерный компонент смешивают в смесителе с предварительно нагретым битумом, отличающийся тем, что в качестве полимерного компонента используют СБС-полимер линейного и/или радиального типа, 0,5-10,0 мас.% и/или 2,0-8,0 мас.% которого соответственно смешивают с использованием гомогенизатора с 42,0-96,0 мас.% битума кровельного и 1,0-50,0 мас.% битума строительного, при этом процесс смешивания осуществляют в течение 30-40 мин с поддержанием температуры смеси не более 190°С.
4. Способ по п.3, отличающийся тем, что в качестве кровельного битума используют битум марки БНК 40/180 и/или БНК 45/190.
5. Способ по п.3, отличающийся тем, что в качестве строительного битума используют битум марки БНК 90/30, или БН 90/10, или БНД.