Система проведения интернет-экзамена по дисциплинам профессионального образования

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе проведения Интернет-экзамена по дисциплинам профессионального образования, реализующего применение новых информационных технологий в учебном процессе. Техническим результатом является повышение быстродействия системы за счет локализации поиска только по опорным (фиксированным) адресам, соответствующим коду учебной дисциплины и идентификатору экзаменуемого студента. Система содержит модуль идентификации базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине, модуль идентификации базового адреса экзаменационного билета по дисциплине, модуль формирования сигналов считывания вопросов экзаменационного билета, модуль контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета, модуль селекции атрибутов экзаменационного билета, модуль селекции признака правильного ответа, модуль формирования результата Интернет-экзамена. 10 ил.

Реферат

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе проведения Интернет-экзамена по дисциплинам профессионального образования, реализующего применение новых информационных технологий в учебном процессе.

В соответствии с п.20 статьи 33 Закона РФ «Об образовании»: «Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов» [3].

Опираясь на эту статью Закона РФ «Об образовании», Аккредитационная коллегия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки принимает решение: «Рекомендовать учреждениям высшего и среднего профессионального образования при проведении самообследования и оценки качества образования по общим гуманитарным и социально-экономическим, общим математическим и естественно-научным и общепрофессиональным дисциплинам циклов использовать технологию Интернет-экзамена, разработанную Росаккредагентством» (выписка из протокола №1-2008/АК от 07.02.2008 г.).

Глобальная сеть Интернет, объединяя пространство и время, позволяет проводить Интернет-экзамен в форме компьютерного тестирования по одной и той же дисциплине в одно и то же время сразу во всех точках пространства студентов-участников Интернет-экзамена. При этом знания и умения студентов одной и той же специальности, проходящих компьютерное тестирование по одной той же учебной дисциплине, оцениваются по одним и тем же аттестационным педагогическим измерительным материалам (АПИМ) [4].

АПИМы - это совокупность знаний, умений и навыков, выделяемых по учебной дисциплине из Государственного образовательного стандарта (ГОС) некоторой одной специальности, которыми должен владеть студент после изучения этой дисциплины [5].

Дисциплины одного образовательного стандарта имеют разные АПИМы. В то же время АПИМы одной и той учебной дисциплины, но разных образовательных стандартов, могут различаться.

АПИМы выделяются и идентифицируются таким образом, чтобы можно было проанализировать степень освоения каждым студентом всех дидактических единиц (разделов) учебной дисциплины на уровне требований ГОС.

Подготовка студента оценивается по каждой дидактической единице учебной дисциплины путем сравнения количества правильно выполненных заданий с критерием освоения в виде требований ГОС к результатам обучения. Подготовка студента считается соответствующей требованиям образовательного стандарта по дисциплине, если он освоил все контролируемые дидактические единицы стандарта по этой дисциплине.

Такая оценка становится возможной только в том случае, когда задания в виде вопросов экзаменационного билета вытекают из содержания учебной дисциплины, а выявляемые ими знания и умения соответствуют требованиям ГОС по учебной дисциплине.

Для поддержания и сохранения единого образовательного пространства по учебной дисциплине разработка Интернет-экзамена должна строиться на [6]:

- четком формулировании требований к знаниям и умениям студентов, соответствующих требованиям ГОС к результатам обучения по дисциплине;

- разработке измерительных материалов Интернет-экзамена по дисциплине в строгом соответствии с требованиями к знаниям и умениям, сформулированными при подготовке заданий в виде вопросов экзаменационных билетов;

- внешней экспертной оценке качества измерительных материалов по дисциплине для выявления заданий, не соответствующих содержанию дисциплины, и заданий, содержание которых не соответствует целям измерений.

Интернет-экзамен в форме компьютерного тестирования может проводиться в режиме on-line или off-line.

Таким образом, Интернет-экзамен по учебной дисциплине представляет собой оригинальную методику, опирающуюся на разработку заданий в виде вопросов экзаменационного билета, позволяющих измерять знания, умения и навыки, соответствующие требованиям к знаниям, умениям и навыкам ГОС по дисциплине.

Известны системы, которые могли бы быть использованы для решения поставленной задачи [1, 2].

Первая из известных систем содержит вычислительный блок, соединенный с блоками ввода функциональных признаков и логической обработки, выходы которых подключены к блоку памяти, блок отображения, подключенный к вычислительному блоку и к блоку принятия решений [1].

Существенный недостаток данного технического решения состоит в его ограниченных функциональных возможностях, обусловленных тем, что описание входных ситуаций при обучении и контроле качества знаний возможно лишь в пространстве ограниченного числа признаков, что приводит к низкой эффективности его использования.

Известна и другая система, содержащая блоки приема данных обучаемого, выходы которых соединены с блоком памяти и с блоком обработки данных, блок селекции временных интервалов, выходы которого подключены к блоку оценки ответов обучаемых, к блоку памяти и к блоку обработки данных, выходы которого соединены с одними входами блока коммутации каналов выдачи данных, другие входы которого соединены с блоком селекции временных интервалов, а выходы являются выходами системы [2].

Последнее из перечисленных выше технических решений наиболее близко к описываемому.

Его недостаток заключается в невысоком быстродействии системы, обусловленном тем, что при запуске контрольного теста для обучаемого поиск запрашиваемых данных ведется по всему объему базы данных системы, что приводит к необоснованной потере времени и невозможности реализации режима обучения в реальном масштабе времени.

Цель изобретения - повышение быстродействия путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным (фиксированным) адресам, соответствующим коду учебной дисциплины и идентификатору экзаменуемого студента.

Поставленная цель достигается тем, что в известную систему, содержащую модуль селекции атрибутов экзаменационного билета, информационный вход которого является первым информационным входом системы, предназначенным для приема кодов атрибутов экзаменационного билета, считанных из базы данных сервера, синхронизирующий вход модуля селекции атрибутов экзаменационного билета является первым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема с сервера системы сигналов занесения кодов атрибутов экзаменационного билета, считанных из базы данных сервера, в модуль селекции атрибутов экзаменационного билета, модуль формирования сигналов считывания вопросов экзаменационного билета, информационный выход которого является адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адреса вопроса экзаменационного билета на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания вопросов экзаменационного билета является синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов считывания на вход считывания сервера базы данных, модуль контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета, информационный вход которого подключен к одному информационному выходу модуля селекции атрибутов экзаменационного билета, один выход модуля контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета соединен с счетным входом модуля формирования сигналов считывания вопросов экзаменационного билета, другой выход модуля контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета соединен с установочным входом модуля формирования сигналов считывания вопросов экзаменационного билета, модуль формирования результата Интернет-экзамена, синхронизирующий вход которого подключен к другому выходу модуля контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета, один информационный выход модуля формирования результата Интернет-экзамена является первым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место экзаменуемого студента кода числа правильных ответов на вопросы экзаменационного билета, другой информационный выход модуля формирования результата Интернет-экзамена является вторым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место экзаменуемого студента кода числа неправильных ответов на вопросы экзаменационного билета, один сигнальный выход модуля формирования результата Интернет-экзамена является первым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место экзаменуемого студента сигнала выполнения заданий Интернет-экзамена, другой сигнальный выход модуля формирования результата Интернет-экзамена является вторым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место экзаменуемого студента сигнала невыполнения заданий Интернет-экзамена, введены модуль идентификации базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине, информационный вход которого является вторым информационным входом системы, предназначенным для приема кодограммы студента с автоматизированного рабочего места экзаменуемого студента, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине является вторым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема с сервера базы данных сигналов занесения кодограммы студента в модуль идентификации базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине, установочный вход модуля идентификации базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине подключен к другому выходу модулю контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета, модуль идентификации базового адреса экзаменационного билета по дисциплине, один информационный вход которого подключен к одному информационному выходу модуля идентификации базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине, другой информационный вход модуля идентификации базового адреса экзаменационного билета по дисциплине подключен к другому информационному выходу модуля идентификации базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине, а синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса экзаменационного билета по дисциплине подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине, информационный выход модуля идентификации базового адреса экзаменационного билета по дисциплине соединен с информационным входом модуля формирования сигналов считывания вопросов экзаменационного билета, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса экзаменационного билета по дисциплине соединен с синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания вопросов экзаменационного билета, и модуль селекции признака правильного ответа, один информационный вход которого является третьим информационным входом системы, предназначенным для приема с автоматизированного рабочего места экзаменуемого студента кода выбранного номера ответа на вопрос экзаменационного билета, другой информационный вход модуля селекции признака правильного ответа подключен к другому информационному выходу модуля селекции атрибутов экзаменационного билета, синхронизирующий вход модуля селекции признака правильного ответа является третьим синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема с автоматизированного рабочего места экзаменуемого студента сигналов занесения кода выбранного номера ответа на вопрос экзаменационного билета в модуль селекции признака правильного ответа, один установочный вход модуля селекции признака правильного ответа подключен к одному выходу модуля контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета, а другой установочный вход модуля селекции признака правильного ответа подключен к другому выходу модуля контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета, один выход модуля селекции признака правильного ответа соединен с одним входом модуля формирования результата Интернет-экзамена и с одним счетным входом модуля контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета, а другой выход модуля селекции признака правильного ответа соединен с другим входом модуля формирования результата Интернет-экзамена и с другим счетным входом модуля контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена структурная схема системы, на фиг.2 приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине, на фиг.3 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса экзаменационного билета по дисциплине, на фиг.4 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов считывания вопросов экзаменационного билета, на фиг.5 - пример конкретной конструктивной реализации модуля контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета, на фиг.6 - пример конкретной конструктивной реализации модуля селекции атрибутов экзаменационного билета, на фиг.7 - пример конкретной конструктивной реализации модуля селекции признака правильного ответа, на фиг.8 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования результата Интернет-экзамена.

Система (фиг.1) содержит модуль 1 идентификации базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине, модуль 2 идентификации базового адреса экзаменационного билета по дисциплине, модуль 3 формирования сигналов считывания вопросов экзаменационного билета, модуль 4 контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета, модуль 5 селекции атрибутов экзаменационного билета, модуль 6 селекции признака правильного ответа, модуль 7 формирования результата Интернет-экзамена.

На фиг.1 показаны информационные 11-13 входы системы, синхронизирующие 15-17 входы системы, а также адресный 21, первый 22 и второй 23 информационные, синхронизирующий 25, первый 26 и второй 27 сигнальные выходы системы.

Модуль 1 идентификации базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине (фиг.2) содержит регистр 30, дешифратор 31, модуль памяти 32, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства, элементы 33-35 И, элементы 36-37 задержки. На чертеже также показаны информационный 40, синхронизирующий 41 и установочный 42 входы, информационные 43-44 и синхронизирующий 45 выходы.

Модуль 2 идентификации базового адреса экзаменационного билета по дисциплине (фиг.3) содержит дешифратор 47, модуль памяти 48, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства, сумматор 49, элементы 50-52 И, элементы 53-54 задержки. На чертеже также показаны информационные 55-56 и синхронизирующий 57 входы, информационный 58 и синхронизирующий 59 выходы.

Модуль 3 формирования сигналов считывания вопросов экзаменационного билета, (фиг.4) содержит счетчик 61, элемент 62 ИЛИ, элемент 63 задержки. На чертеже также показаны информационный 64, синхронизирующий 65, счетный 66 и установочный 67 входы, информационный 68 и синхронизирующий 69 выходы.

Модуль 4 контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета (фиг.5) содержит счетчик 70, компаратор 71, элемент 72 ИЛИ и элемент 73 задержки. На чертеже также показаны информационный 74 и счетные 75-76 входы, 79-80 выходы.

Модуль 5 селекции атрибутов экзаменационного билета (фиг.6) содержит регистр 81, элемент 82 ИЛИ. На чертеже также показаны информационный 83, синхронизирующий 84 и установочные 85-86 входы, информационные 89-90 выходы.

Модуль 6 селекции признака правильного ответа (фиг.7) содержит регистр 91, компаратор 92, элемент 94 ИЛИ, элемент 93 задержки. На чертеже также показаны информационные 95-96, синхронизирующий 97 и установочные 98-99 входы, 102-103 выходы.

Модуль 7 формирования результата экзамена (фиг.8) содержит счетчики 105-106, компаратор 107, элемент 108 задержки. На чертеже также показаны счетные 109-110 и синхронизирующий 111 входы, информационные 114-115 и сигнальные 116-117 выходы.

Все узлы и элементы системы выполнены на стандартных потенциально-импульсных элементах.

Удаленное автоматизированное рабочее место (АРМ) тестируемого студента состоит из терминала, имеющего экран для воспроизведения тестовых заданий, и клавиатуру персонального компьютера. Управление предъявлением тестовых заданий осуществляется с сервера (на чертеже не показано).

Система работает следующим образом.

Страничная организация памяти, реализуемая процессором в защищенном режиме функционирования, разбивает память на разделы и страницы строго фиксированного размера. При этом каждый раздел и каждая страница раздела памяти идентифицируются своим базовым (начальным) адресом. Следовательно, размещение экзаменационных билетов учебных дисциплин в отдельных разделах памяти позволяет идентифицировать учебные дисциплины базовым адресом их раздела размещения.

Поскольку каждый раздел страничной организации памяти представляется совокупностью страниц постоянного размера, то отдельной дидактической единице (ДЕ) - разделу учебной дисциплины можно поставить в соответствие отдельную страницу раздела памяти. Базовый адрес дидактической единицы (раздела) в этом случае будет определяться базовым адресом страницы ее представления, который смещается относительно базового адреса раздела (таблицы страниц) памяти на величину базового адреса страницы ее размещения.

Таким образом, для идентификации базового адреса любого экзаменационного билета некоторой учебной дисциплины необходимо сначала определить базовый адрес раздела памяти, в котором размещаются все экзаменационные билеты этой учебной дисциплине. Далее по номеру экзаменационного билета идентифицировать базовый адрес страницы его размещения и затем сложить с базовым адресом того раздела памяти, в котором находится эта страница.

В базе данных сервера системы хранятся экзаменационные билеты по дисциплинам высшего профессионального образования, разбитых на группы-циклы: группа дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ГСЭ), группа дисциплин общего математического и естественно-научного цикла (ЕН) и группа дисциплин общепрофессионального цикла (ОПД).

После предварительной регистрации для получения доступа к системе студенту предъявляется окно вида на фиг.9, в котором студент указывает код специальности и выбирает дисциплину для компьютерного тестирования.

Далее экзаменуемый студент формирует кодограмму экзамена, содержащую код учебной дисциплины и код идентификатора студента:

Код Код
Экзаменационная дисциплина Идентификатор студента

Сформированная кодограмма экзамена с автоматизированного рабочего места студента пересылается на информационный вход 11 системы, откуда поступает на информационный вход 40 модуля 1 идентификации базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине и заносится в регистр 30 синхронизирующим импульсом, поступающим на синхронизирующий вход 41 модуля 1 с синхронизирующего входа 15 системы.

Код экзаменационной дисциплины с выхода 38 регистра 30 подается на вход дешифратора 31. Дешифратор 31 расшифровывает код экзаменационной дисциплины и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 33-35 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 31 будет открыт элемент 33 И по одному входу.

Синхронизирующий импульс с входа 15 системы, пройдя через вход 41 модуля 1, задерживается элементом 36 задержки на время срабатывания регистра 30 и дешифратора 31 и поступает через открытый по одному входу элемент 33 И на вход фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 32. В фиксированной ячейке ПЗУ 32 хранится код базового адреса раздела памяти, начиная с которого в этом разделе памяти хранятся экзаменационные билеты по указанной студентом учебной дисциплине.

Считанный из ПЗУ 32 код базового адреса раздела экзаменационных билетов по дисциплине с выхода 43 модуля 1 пересылается на информационный вход 56 модуля 2 идентификации базового адреса экзаменационного билета по дисциплине и поступает на один информационный вход сумматора 49.

Код идентификатора студента с выхода 39 регистра 30 проходит на выход 44 модуля 1, пересылается на информационный вход 55 модуля 2 и подается на вход дешифратора 47. Дешифратор 47 расшифровывает код идентификатора студента и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 50-52 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 47 будет открыт элемент 52 И по одному входу.

Синхронизирующий импульс с выхода элемента 36 задержки задерживается элементом 37 задержки на время срабатывания ПЗУ 32 и дешифратора 47 и с выхода 45 модуля 1 пересылается на синхронизирующий вход 57 модуля 2 и поступает через открытый по одному входу элемент 52 И на вход фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 48. В фиксированной ячейке ПЗУ 48 хранится код базового адреса страницы раздела памяти, начиная с которого в ней хранятся вопросы экзаменационного билета по указанной студентом учебной дисциплине.

Считанный из ПЗУ 48 код базового адреса страницы экзаменационного билета по дисциплине поступает на другой вход сумматора 49 модуля 2.

По синхронизирующему импульсу с входа 57 модуля 2, задержанному элементом 53 задержки на время считывания содержимого фиксированной ячейки ПЗУ 48 и поступающему на синхронизирующий вход сумматора 49, в сумматоре 49 происходит суммирование кодов, поданных на его входы, с выдачей результата суммирования в виде кода базового адреса экзаменационного билета на выход 58 модуля 2.

Код базового адреса экзаменационного билета с выхода 58 модуля 2 поступает через информационный вход 64 модуля 3 на информационный вход счетчика 61 модуля 3.

Синхронизирующий импульс с выхода элемента 53 задержки задерживается элементом 54 задержки на время срабатывания сумматора 49, проходит на выход 59 модуля 2, пересылается на вход 65 модуля 3 формирования сигналов считывания вопросов экзаменационного билета и поступает на синхронизирующий вход счетчика 61, занося в него код базового адреса экзаменационного билета.

Этот же синхронизирующий импульс с входа 65 модуля 3 проходит элемент 62 ИЛИ, задерживается элементом 63 задержки на время занесения кода базового адреса экзаменационного билета в счетчик 61 и с выхода 69 модуля 3 выдается на выход 25 системы, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера.

С приходом этого импульса сервер базы данных системы переходит на подпрограмму опроса содержимого ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 68 счетчика 61, выдаваемого на адресный выход 21 системы, и выдачи первого вопроса экзаменационного билета на удаленное АРМ тестируемого студента, а кода правильного ответа и кода числа вопросов в экзаменационном билете на информационный вход 12 системы.

Структура кодограммы первого вопроса экзаменационного билета имеет следующий вид:

Первый вопрос экзаменационного билета 1. Ответ Номер правильного ответа на вопрос билета Число вопросов в экзаменационном билете
2. Ответ
3. Ответ
4. Ответ

Код номера правильного ответа на первый вопрос билета и код числа вопросов в билете с информационного входа 12 системы проходят на информационный вход 83 модуля 5 селекции атрибутов экзаменационного билета, затем поступают на информационный вход регистра 81 модуля 5 и заносятся в него синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 16 системы.

Код номера (признака) правильного ответа на вопрос билета снимается на выход 90 модуля 5, а код числа вопросов в экзаменационном билете снимается на выход 89 модуля 5.

Каждый вопрос экзаменационного билета имеет четыре пронумерованных варианта ответов, один из которых правильный (фиг.10). В левом окне располагается текст вопроса (задачи). В правом окне располагаются четыре варианта ответа.

Выполнение студентом полученного вопроса билета сводится к установлению соответствия между вопросом билета и кодом номера возможного ответа на этот вопрос. Студент обдумывает вопрос билета, выбирает номер ответа и отправляет со своего автоматизированного рабочего места код выбранного номера ответа на информационный вход 13 системы.

Этот код с информационного входа 13 системы проходит на информационный вход 96 модуля 6 селекции признака правильного ответа и поступает на информационный вход регистра 91, куда и заносится синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 17 системы.

Код номера ответа, выбранного тестируемым студентом, с выхода регистра 91 поступает на один информационный вход компаратора 92, на другой информационный вход которого с информационного входа 95 модуля 6 подается код номера правильного ответа на первый вопрос экзаменационного билета, поступающего с выхода 90 модуля 5.

Синхронизирующий импульс с входа 17 системы, поступая на синхронизирующий вход 97 модуля 6, задерживается элементом 93 задержки на время занесения кода выбранного студентом номера ответа в регистр 91 и затем поступает на синхронизирующий вход компаратора 92.

Компаратор 92 сравнивает код выбранного студентом номера ответа с кодом номера правильного ответа. Если коды номеров ответов совпадают, т.е. тестируемый студент правильно ответил на вопрос экзаменационного билета, то на выходе 100 компаратора 92 формируется импульс, который с выхода 102 модуля 6 подается на вход 109 модуля 7 формирования результата экзамена и поступает на счетный вход счетчика 105, подсчитывающего нарастающим итогом общее число правильных ответов на вопросы экзаменационного билета.

Этот же импульс с выхода 102 модуля 6 подается на вход 75 модуля 4 контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета, проходит элемент 72 ИЛИ и поступает на счетный вход счетчика 70, увеличивая его содержимое на единицу. Счетчик 70 подсчитывает нарастающим итогом общее число предъявленных студенту вопросов экзаменационного билета.

Этот же синхронизирующий импульс с выхода элемента 72 ИЛИ задерживается элементом 73 задержки на время срабатывания счетчика 70 и поступает на синхронизирующий вход компаратора 71 модуля 4. Компаратор 71 сравнивает код числа предъявленных студенту вопросов экзаменационного билета, подаваемого на один его вход с выхода счетчика 70, с кодом общего числа всех вопросов экзаменационного билета, поступающего на другой его вход с информационного выхода 89 модуля 5.

Если коды чисел на входах компаратора 71 не совпадают, то, следовательно, еще не все вопросы экзаменационного билета были предъявлены студенту для выполнения. В этом случае на выходе 77 компаратора 71 вырабатывается сигнал, который с выхода 79 модуля 4 подается на вход 85 модуля 5, проходит элемент 82 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 81, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его тем самым к новому циклу работы.

Этот же импульс с выхода 79 модуля 4 подается на вход 98 модуля 6, проходит элемент 94 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 91, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его тем самым к новому циклу работы.

Этот же импульс с выхода 79 модуля 4 подается на вход 66 модуля 3 и поступает на счетный вход счетчика 61, увеличивая на единицу его содержимое и формируя на его выходе адрес следующего вопроса экзаменационного билета. Этот адрес с выхода 68 счетчика 61 выдается на адресный выход 21 системы.

Этот же импульс с входа 66 модуля 3 проходит элемент 62 ИЛИ, задерживается элементом 63 задержки на время срабатывания счетчика 61 и с выхода 69 модуля 3 выдается на выход 25 системы, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера базы данных системы.

С приходом этого импульса сервер базы данных системы вновь переходит на подпрограмму опроса содержимого ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 68 счетчика 61, выдаваемого на адресный выход 21 системы, и выдачи следующего вопроса экзаменационного билета на удаленное АРМ тестируемого студента, а кода правильного ответа и кода числа вопросов в экзаменационном билете на информационный вход 12 системы.

Код номера правильного ответа на следующий вопрос билета и код числа вопросов в билете с информационного входа 12 системы проходят на информационный вход 83 модуля 5 селекции атрибутов экзаменационного билета, затем поступают на информационный вход регистра 81 модуля 5 и заносятся в него синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 16 системы.

Код номера (признака) правильного ответа на вопрос билета снимается на выход 90 модуля 5, а код числа всех вопросов в экзаменационном билете снимается на выход 89 модуля 5.

Выполнение студентом полученного следующего вопроса экзаменационного билета сводится к установлению соответствия между вопросом билета и кодом номера возможного ответа на этот вопрос. Студент обдумывает вопрос билета, выбирает номер ответа и отправляет со своего автоматизированного рабочего места код выбранного номера ответа на информационный вход 13 системы.

Этот код с информационного входа 13 системы проходит на информационный вход 96 модуля 6 селекции признака правильного ответа и поступает на информационный вход регистра 91, куда и заносится синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 17 системы.

Код номера ответа, выбранного тестируемым студентом, с выхода регистра 91 поступает на один информационный вход компаратора 92, на другой информационный вход которого с информационного входа 95 модуля 6 подается код номера правильного ответа на следующий вопрос экзаменационного билета, поступающего с выхода 90 модуля 5.

Синхронизирующий импульс с входа 17 системы, поступая на синхронизирующий вход 97 модуля 6, задерживается элементом 93 задержки на время занесения кода выбранного студентом номера ответа в регистр 91 и затем поступает на синхронизирующий вход компаратора 92.

Компаратор 92 сравнивает код выбранного студентом номера ответа с кодом номера правильного ответа. Если коды номеров ответов не совпадают, т.е. тестируемый студент неправильно ответил на вопрос экзаменационного билета, то на выходе 101 компаратора 92 формируется импульс, который с выхода 103 модуля 6 подается на вход 110 модуля 7 формирования результата экзамена и поступает на счетный вход счетчика 106, подсчитывающего нарастающим итогом общее число неправильных ответов на вопросы экзаменационного билета.

Этот же импульс с выхода 103 модуля 6 подается на вход 76 модуля 4 контроля завершения считывания вопросов экзаменационного билета, проходит элемент 72 ИЛИ и поступает на счетный вход счетчика 70, увеличивая его содержимое на единицу. Счетчик 70 подсчитывает нарастающим итогом общее число предъявленных студенту вопросов экзаменационного билета.

Этот же синхронизирующий импульс с выхода элемента 72 ИЛИ задерживается элементом 73 задержки на время срабатывания счетчика 70 и поступает на синхронизирующий вход компаратора 71 модуля 4. Компаратор 71 сравнивает код числа предъявленных студенту вопросов экзаменационного билета, подаваемого на один его вход с выхода счетчика 70, с кодом общего числа всех вопросов экзаменационного билета, поступающего на другой его вход с информационного выхода 89 модуля 5.

Если коды чисел на входах компаратора 71 не совпадают, то, следовательно, еще не все вопросы экзаменационного билета были предъявлены студенту для выполнения. В этом случае на выходе 77 компаратора 71 вырабатывается сигнал, который с выхода 79 модуля 4 подается на вход 85 модуля 5, проходит элемент 82 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 81, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Этот же импульс с выхода 79 модуля 4 подается на вход 98 модуля 6, проходит элемент 94 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 91, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Этот же импульс с выхода 79 модуля 4 подается на вход 66 модуля 3 и поступает на счетный вход счетчика 61, увеличивая на единицу его содержимое и формируя на его выходе адрес следующего вопроса экзаменационного билета. Этот адрес с выхода 68 счетчика 61 выдается на адресный выход 21 системы.

Этот же импульс с входа 66 модуля 3 проходит элемент 62 ИЛИ, задерживается элементом 63 задержки на время срабатывания счетчика 61 и с выхода 69 модуля 3 выдается на выход 25 системы, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера базы данных системы.

С приходом этого импульса сервер базы данных вновь переходит на подпрограмму опроса содержимого ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 68 счетчика 61, выдаваемого на адресный выход 21 системы, и выдачи следующего вопроса экзаменационного билета на удаленное АРМ тестируемого студента, а кода правильного ответа и кода числа вопросов в экзаменационном билете на информационный вход 12 системы.

Описанный процесс формирования и считывания адресов вопросов экзаменационного билета с выдачей содержимого каждого вопроса на удаленное АРМ тестируемого студента, а кода правильного ответа и кода числа вопросов в экзаменационном билете на информационный вход 12 системы будет продолжаться до тех пор, пока код числа считанных и обработанных вопросов экзаменационного билета в счетчике 71 модуля 4 не будет равен коду общего числа всех вопросов экзаменационного билета, снимаемому с выхода 89 регистра 81 модуля 5. В этом случае компаратор 71 модуля 4 зафиксирует равенство кодов на его входах, и на его выходе 78 появится сигнал.

Сигнал с выхода 78 компаратора 71 модуля 4, во-первых, идет на установочный вход счетчика 70 модуля 4, возвращая его в исходное состояние и подготавливая его для работы в следующем цикле обработки вопросов экзаменационного билета.

Этот же сигнал с выхода 80 модуля 4 подается на вход 86 модуля 5, проходит элемент 82 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 81, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его тем самым к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 80 модуля 4 подается на вход 99 модуля 6, проходит элемент 94 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 91, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его тем самым к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 80 модуля 4 подается на вход 42 модуля 1 и поступает на установочный вход регистра 30, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его тем самым к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 80 модуля 4 подается на вход 67 модуля 3 и поступает на установочный вход счетчика 61, возвращая его в исходное состояние и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Кроме того, этот же сигнал с выхода 80 модуля 4 подается на вход 111 модуля 7 и поступает на синхронизирующий вход компаратора 107. Компаратор 107 сравнивает код числа правильных ответов на вопросы экзаменационного билета, подаваемого на один его вход с выхода счетчика 105, с кодом числа неправильных ответов, подаваемого на другой его вход с выхода счетчика 106.

Если код числа правильных ответов будет больше или равен коду числа неправильных ответов, то на выходе 112 компаратора 107 будет сформирован сигнал «Интернет-экзамен выдержан», который проходит на выход 116 модуля 7 и с сигнального выхода 26 системы выдается на АРМ тестируемого студента.

Если код числа правильных ответов будет меньше кода числа неправильных ответов, то на выходе 113 компаратора 107 будет сформирован сигнал «Интернет-экзамен не выдержан», который проходит на выход 117 модуля 7 и с сигнального выхода 27 системы выдается на АРМ экзаменуемого (тестируемого) студента.

При этом код числа правильных ответов на вопросы-задания экзаменационного билета с выхода счетчика 105 модуля 7 поступает на информационный выход 114 модуля 7 и с информационного выхода 22 системы выдается на удаленное АРМ тестируемого студента.

Код числа неправильных ответов на вопросы-задания экзаменационного билета с выхода счетчика 106 модуля 7 поступает на информационный выход 115 модуля 7 и с информационного вы