Способ укладки удлиненного заряда в корпус авиабомбы

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области авиационных боеприпасов, используемых в качестве взрывных источников звука. Способ укладки удлиненного заряда в корпус авиабомбы характеризуется тем, что удлиненный линейный заряд наматывают на технологическую оправку. Сначала на оправке формируют внутреннюю петлю заряда, для чего устанавливают петлю параллельно продольной оси оправки и по мере укладывания петли заряд закручивают вокруг его продольной оси на угол, равный углу скручивания петли. Затем фиксируют оба конца полученной петли заряда, после чего на оправке производят наматывание оставшейся части заряда спиралью вокруг внутренней петли. По мере укладывания каждого витка спирали на оправке заряд закручивают на угол, равный углу скручивания при распрямлении каждого витка заряда в противоположном углу скручивания направлении, и фиксируют задний конец спирали. Затем оправку с уложенным на ней зарядом вводят в корпус авиабомбы со стороны переднего торца корпуса авиабомбы, пропускают задний конец заряда в хвостовое отверстие корпуса, складывают и вынимают оправку, оставляя заряд в корпусе. После этого закрепляют передний конец заряда в головной части авиабомбы, а задний конец подстыковывают к вытяжному устройству авиабомбы. Повышается надежность работы авиабомбы при ее раскрытии после приводнения. 8 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к области авиационных боеприпасов, используемых в качестве взрывных источников звука.

Как правило, в этих боеприпасах применяются заряды различной пространственной конфигурации, например линейные, спиральные, выполненные на основе детонирующего шнура, гирлянды из детонаторов и др., длина которых больше длины корпуса боеприпаса, например авиабомбы, и поэтому такие заряды необходимо специальным образом размещать в корпусе применяемого боеприпаса.

Известна конструкция глубоководной авиабомбы с использованием линейного взрывного источника звука по патенту США №3276366 от 04.10.1966 г. (кл. НКИ 102-2). Авиабомба представляет собой сложную конструкцию с большим количеством сопряженных узлов и деталей, которые для обеспечения их надежной работы в условиях больших гидростатических давлений должны быть выполнены с высокой точностью и чистотой обработки. Линейный заряд авиабомбы выполнен в виде ленты из эластичного взрывчатого вещества с отношением длины к ширине, равным примерно 40 единицам. Линейный заряд обладает направленностью не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости. Поскольку лоцируемый объект может находиться в любой точке горизонтальной плоскости, интенсивность и спектр отраженного сигнала могут изменяться в широких пределах. Поэтому аппаратура, предназначенная для приема и обработки сигналов от подобных линейных зарядов, должна иметь дополнительные устройства для выделения полезных сигналов и, следовательно, быть значительно усложнена. Укладка линейного заряда в корпусе авиабомбы, осуществленная в виде рулона, а также предусмотренная в рассмотренном аналоге конструкция вытяжного устройства делают крайне затруднительным извлечение заряда из корпуса авиабомбы в рабочее положение. Взрывчатое вещество, применяемое для изготовления линейного заряда, при длительном хранении слеживается и частично теряет свою эластичность, особенно при малых радиусах гиба заряда, поэтому после извлечения из корпуса линейный заряд будет иметь не прямолинейную, необходимую для выдачи заданного акустического сигнала форму, а непредсказуемую спираль. Излучаемый сигнал от линейного заряда подобной формы резко отличается от запрограммированных сигналов в приемной регистрирующей аппаратуре.

Известна глубинная авиабомба для систем поиска подводных целей по патенту РФ №2301396 от 04.10.2005 г., в которой шнуровой линейный заряд уложен в корпусе авиабомбы в форме спирали. Укладка заряда в корпус авиабомбы может осуществляться, например, с помощью технологического приспособления - оправки, при этом заряд наматывается на ее рабочую поверхность и фиксируется на ней, после чего оправка с зарядом вводится в полость корпуса авиабомбы, а затем извлекается из него. При этом шнуровой заряд, имеющий форму, образованную на оправке, остается в корпусе авиабомбы. По сравнению с другими видами укладки заряда приведенная укладка оптимальна и позволяет без увеличения габаритов авиабомбы использовать заряды взрывчатого вещества относительно большой длины.

Конструктивная схема авиабомбы предусматривает раскрытие авиабомбы и установку заряда в рабочее положение непосредственно после ее приводнения. Линейный заряд, разматываясь, проходит через хвостовое отверстие корпуса авиабомбы - «очко» и устанавливается в заданное рабочее прямолинейное положение.

Однако такой способ укладки линейного заряда в корпус авиабомбы может привести к образованию петли - так называемого «захлеста» размером больше диаметра «очка» авиабомбы. Захлест не позволит заряду полностью выйти из корпуса авиабомбы через хвостовое «очко» и установиться в рабочее прямолинейное положение. При этом сигнал, излучаемый при подрыве заряда, будет отличаться от требуемого. Появление «захлеста» в форме петли объясняется следующим. При навивке шнурового заряда на оправку заряд скручивается вокруг своей продольной оси. Чем больше витков навивки, тем на больший угол вокруг оси закрутится заряд. Ввиду того что раскрутка шнурового, например, линейного заряда авиабомбы и установка его в рабочее положение происходят за очень малый промежуток времени (десятые доли секунды), заряд не успевает раскрутиться вокруг своей продольной оси в обратную сторону, чтобы занять нейтральное положение. Сохранение угла закрутки на шнуровом заряде при его выпрямлении и может привести к образованию «захлеста».

Известен способ закручивания удлиненного элемента вокруг своей оси перед намоткой на каркас по патенту Великобритании №1443321 от 21.07.1976 г. В патенте в качестве удлиненного элемента использована синтетическая нить, изготавливаемая методом горячего термостатирования со смещением в сторону искусственного скручивания нити, которая наматывается на шпульку-каркас путем вращения последней в направлении искусственного скручивания. При этом нить лучше сходит со шпульки.

Однако использовать рассмотренный способ намотки нити на шпульку применительно к удлиненным зарядам не представляется возможным, так как удлиненные заряды, например рассмотренный выше линейный заряд, как правило, представляют собой сложную комплексную сборку, состоящую из целого ряда отдельных элементов, выполняющих ту или иную функцию. Это и защитные прокладки, передающие и сигнальные заряды, оплетка, наконец, собственно акустический излучатель взрывного источника звука - основной заряд линейного заряда. Объединенные в удлиненный шнуровой, например, линейный заряд, эти элементы, с одной стороны, придают заряду большую жесткость, плотность, упругость, а с другой - накладывают на заряд свой отпечаток, свои (присущие только заряду взрывчатого вещества) требования, невыполнение которых в конечном итоге резко сказывается на работоспособности такого заряда, а следовательно, и всего взрывного источника. Поэтому способ, предложенный в патенте Великобритании №1443321, неприемлем для рассматриваемых удлиненных, в частности, линейных зарядов взрывчатого вещества.

Задача, решаемая заявленным изобретением, состоит в повышении эффективности действия авиабомбы с линейным акустическим излучателем - взрывным источником звука для систем поиска подводных целей.

Технический результат заключается в повышении надежности установки линейного заряда - акустического излучателя в заданное рабочее положение в процессе эксплуатации боеприпаса после его хранения и транспортирования.

Технический результат достигается тем, что удлиненный линейный заряд наматывают на технологическую оправку, при этом сначала на оправке формируют внутреннюю петлю заряда, для чего устанавливают петлю параллельно продольной оси оправки и по мере укладывания петли заряд закручивают вокруг его продольной оси на угол, равный углу скручивания петли, затем фиксируют оба конца полученной петли заряда, после чего на оправке производят наматывание оставшейся части заряда спиралью вокруг внутренней петли. По мере укладывания каждого витка спирали на оправке заряд закручивают на угол, равный углу скручивания при распрямлении каждого витка заряда в противоположном углу скручивания направлении, и фиксируют задний конец спирали. Затем оправку с уложенным на ней зарядом вводят в корпус авиабомбы со стороны переднего торца корпуса авиабомбы, пропускают задний конец заряда в хвостовое отверстие корпуса, складывают и вынимают оправку, оставляя заряд в корпусе, после чего закрепляют передний конец заряда в головной части авиабомбы, а задний конец подстыковывают к вытяжному устройству авиабомбы.

Предлагаемый способ позволит предотвратить образование «захлеста», поскольку при выпрямлении заряд сразу же займет нейтральное положение и ему нет необходимости раскручиваться вокруг своей продольной оси в сторону, противоположную направлению его закрутки при намотке на оправку.

Наличие сформированной на оправке внутренней петли удлиненного шнурового заряда взрывчатого вещества обеспечивает размещение внутри корпуса авиабомбы относительно больших по длине зарядов взрывчатого вещества, гарантированно устанавливать заряд - акустический излучатель в заданное рабочее положение в процессе эксплуатации авиабомбы после его хранения и транспортирования в составе авиабомбы.

Установка петли параллельно продольной оси оправки и закручивание заряда вокруг его продольной оси на угол, равный углу скручивания петли, по мере укладывания петли, а также фиксация обоих концов полученной петли заряда позволит избежать эффекта «захлеста» при установке заряда в заданное рабочее положение в процессе эксплуатации авиабомбы.

Наматывание оставшейся части заряда спиралью вокруг сформированной ранее внутренней петли обеспечивает размещение внутри корпуса авиабомбы относительно больших по длине зарядов взрывчатого вещества, гарантированно устанавливать заряд - акустический излучатель в заданное рабочее положение в процессе эксплуатации авиабомбы после его хранения и транспортирования в составе авиабомбы.

Закручивание заряда по мере укладывания спиралью его каждого витка на оправке на угол, равный углу скручивания при распрямлении его витка заряда в противоположном углу скручивания направлении, и фиксация заднего конца спирали, как и в случае формирования на оправке внутренней петли заряда, позволит избежать эффекта «захлеста» при установке заряда в заданное рабочее положение в процессе эксплуатации авиабомбы.

Это объясняется тем, что удлиненные, например, линейные заряды представляют собой сложную комплексную сборку, состоящую из целого ряда отдельных элементов, выполняющих ту или иную функцию (защитные прокладки, передающие и сигнальные заряды, оплетка, основной заряд - собственно акустический излучатель ВИЗ и др.) и придающих заряду большую жесткость, плотность, упругость, которые накладывают на заряд свой отпечаток, свои, присущие только заряду взрывчатого вещества, требования. Невыполнение присущих таким зарядам требований в конечном итоге резко сказывается на их работоспособности, а следовательно, и на работоспособности всего взрывного источника в процессе эксплуатации авиабомбы. Так, например, предварительная раскрутка заряда сразу на весь суммарный угол при формировании его спирального участка на оправке приведет к нарушению целостности заряда и, как следствие, к отказу срабатывания взрывного источника. Укладка же удлиненного шнурового заряда на оправке без предварительной закрутки, как было указано выше, может привести к образованию петли - «захлеста» заряда, препятствующему выходу заряда из корпуса авиабомбы через хвостовое отверстие корпуса и установке заряда в прямолинейное рабочее положение при раскрытии авиабомбы после приводнения.

Введение оправки с уложенным на ней зарядом в корпус авиабомбы со стороны переднего торца корпуса, пропускание заднего конца заряда в хвостовое отверстие корпуса, складывание и изъятие оправки, освобожденной от заряда, оставленного в корпусе, закрепление переднего конца заряда в головной части авиабомбы и подстыковка заднего конца заряда к вытяжному устройству авиабомбы обеспечивают ведение сборки авиабомбы с зарядом и размещение в полости ее корпуса удлиненных шнуровых зарядов относительно большой длины. При этом полученная на оправке форма размещенного в полости авиабомбы шнурового заряда взрывчатого вещества за счет жесткости и упругости заряда остается неизменной и позволяет в дальнейшем гарантированно устанавливать заряд - акустический излучатель в заданное рабочее положение в процессе эксплуатации авиабомбы после ее хранения и транспортирования.

В результате реализации предлагаемого изобретения за счет исключения образования петли - «захлеста» заряда повысится надежность работы авиабомбы при ее раскрытии после приводнения, выходе шнурового заряда из корпуса авиабомбы через хвостовое отверстие корпуса и установке в прямолинейное рабочее положение.

Изобретение поясняется чертежами, на которых изображены:

на фиг.1 - сформированная на технологической оправке укладка удлиненного заряда в корпус авиабомбы,

на фиг.2 - волокна удлиненного заряда в нейтральном положении (вид спереди),

на фиг.3 - волокна удлиненного заряда в нейтральном положении (вид сбоку),

на фиг.4 - волокна витка удлиненного заряда, предварительно закрученные на угол «α» по предлагаемому способу (вид спереди),

на фиг.5 - волокна витка удлиненного заряда, предварительно закрученные на угол «α» по предлагаемому способу (вид сбоку),

на фиг.6 - петля («захлест»), получаемая при распрямлении удлиненного заряда, уложенного в корпусе авиабомбы без предварительной закрутки в противоположном углу скручивания направлении,

на фиг.7 - момент застревания удлиненного заряда при его распрямлении в рабочее положение из-за непрохождения образовавшейся петли («захлеста») в хвостовое отверстие («очко») корпуса авиабомбы,

на фиг.8 - общий вид технологической оправки.

Удлиненный линейный заряд 1 сформирован на оправке 10 и уложен в корпусе 2 авиабомбы (см. фиг.1) в виде спирали 3, внутри которой располагается участок заряда в виде незамкнутой петли 4. Сформированный на оправке заряд 1 по мере укладывания его каждого витка (включая и укладку петли 4) на оправке (см. фиг.4-5) закручивают на угол (-α), равный углу скручивания (+α) при распрямлении каждого витка заряда в противоположном углу скручивания направлении.

Укладка заряда 1 на технологическую оправку 10 осуществляется следующим образом: сначала на оправке формируют внутреннюю петлю 4 заряда, для чего устанавливают петлю параллельно продольной оси оправки и по мере укладывания петли 4 заряд 1 закручивают вокруг его продольной оси на угол (-α), равный углу скручивания (+α) петли 4, затем фиксируют оба конца полученной петли заряда 1, после чего на оправке производят наматывание оставшейся части заряда 1 спиралью 3. По мере укладывания каждого витка спирали 3 на оправке заряд 1 закручивают на угол (-α), равный углу скручивания (+α) при распрямлении каждого витка заряда в противоположном углу скручивания направлении, и фиксируют задний конец спирали 3. Затем оправку с уложенным на ней зарядом 1 вводят в корпус 2 авиабомбы со стороны переднего торца головной части 5 корпуса 2 авиабомбы, пропускают задний конец 8 заряда 1 в хвостовое отверстие 6 корпуса 2, складывают и вынимают оправку, оставляя заряд 1 в корпусе 2, после чего закрепляют передний конец 7 заряда 1 в головной части 5 авиабомбы, а задний конец 8 подстыковывают к вытяжному устройству 9 авиабомбы.

За счет исключения образования петли - «захлеста» заряда (см. фиг.6-7) повышается надежность работы авиабомбы при ее раскрытии и установке заряда в рабочее положение.

В качестве примера предлагаемого в настоящей заявке способа укладки удлиненного заряда приведена укладка линейного заряда и размещение уложенного заряда в корпусе малокалиберной глубинной авиабомбы МГАБ-ЛЗ, которая осуществляется следующим образом.

Пример.

1. На оправке 10 формируют внутреннюю незамкнутую петлю 4 заряда 1 (см. фиг.1-5), для чего устанавливают петлю 4 параллельно продольной оси оправки и по мере укладывания петли 4 заряд 1 закручивают на угол (-α), равный углу скручивания (+α) петли, затем фиксируют оба конца полученной петли 4.

2. На оправке производят наматывание оставшейся части заряда 1 спиралью 3, при этом по мере укладывания каждого витка спирали 3 на оправке заряд 1 закручивают на угол (-α), равный углу скручивания (+α) при распрямлении каждого витка заряда 1 в противоположном углу скручивания направлении, затем фиксируют задний конец полученной спирали 3.

3. Оправку с зарядом 1 вводят в корпус 2 авиабомбы со стороны головного торца корпуса 2, наворачивая втулку головной части 5 (см. фиг.1, 8) по резьбе на ответную резьбу на внутренней поверхности корпуса 2 авиабомбы, и пропускают задний конец заряда 1 в хвостовое отверстие 6 корпуса 2.

4. Складывают и вынимают оправку из корпуса 2, оставляя заряд 1 в корпусе.

5. Закрепляют передний конец 7 заряда 1 в головной части 5 авиабомбы, а задний конец 8 подсоединяют к вытяжному устройству авиабомбы.

Оправка может и сама закрепляться на рабочем столе.

В этом случае корпус 2 авиабомбы наворачивают на втулку 5, зафиксированную на оправке, а после размещения заряда 1 в полости корпуса 2, корпус 2 с зарядом 1 и втулкой головной части 5 снимают с оправки.

Таким образом, в результате реализации предлагаемого изобретения за счет исключения образования петли - «захлеста» заряда повысится надежность работы авиабомбы при ее раскрытии после приводнения, выходе заряда из корпуса авиабомбы через хвостовое отверстие корпуса и установке в прямолинейное рабочее положение.

Способ укладки удлиненного заряда в корпус авиабомбы, при котором заряд наматывают на технологическую оправку, характеризующийся тем, что сначала на оправке формируют внутреннюю петлю заряда, для чего устанавливают петлю параллельно продольной оси оправки и по мере укладывания петли на оправке заряд закручивают на угол, равный углу скручивания петли при ее распрямлении, в противоположном углу скручивания направлении, затем фиксируют оба конца полученной петли заряда, после чего на оправке производят наматывание оставшейся части заряда спиралью вокруг внутренней петли, при этом по мере укладывания каждого витка спирали на оправке заряд закручивают на угол, равный углу скручивания при распрямлении каждого витка заряда, в противоположном углу скручивания направлении, и фиксируют задний конец спирали, затем оправку с зарядом вводят в корпус авиабомбы со стороны переднего торца корпуса, пропускают задний конец заряда в хвостовое отверстие корпуса, складывают и вынимают оправку, оставляя заряд в корпусе, после чего закрепляют передний конец заряда в головной части авиабомбы, а задний конец подстыковывают к вытяжному устройству авиабомбы.