Оправка для укладки удлиненных шнуровых зарядов в корпус авиабомбы
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области авиационных боеприпасов, используемых в качестве взрывных источников звука. Оправка для укладки удлиненных шнуровых зарядов имеет рабочую поверхность для намотки удлиненного заряда. Оправка содержит корпус, выполненный в виде ступенчатой трубы, на верхнем торце которой шарнирно установлен стопор, а на наружную поверхность верхней ступени надета двухступенчатая втулка, имеющая на своей нижней ступени рабочую поверхность для намотки заряда, ограниченную сверху верхней ступенью втулки, а снизу съемной втулкой авиабомбы, жестко размещенной на верхнем торце трехступенчатой втулки, которая установлена на наружной поверхности средней ступени трубы корпуса оправки совместно с разъемной чашкой, состоящей из двух жестко закрепленных на трубе корпуса полуколец и имеющей полость, в которой размещена нижняя ступень трехступенчатой втулки. Внутренняя поверхность трубы корпуса оправки выполнена двухступенчатой, причем верхняя ступень расточена относительно нижней ступени и имеет сквозной продольный паз с шириной, большей наружного диаметра шнурового заряда, сквозной поперечный паз, через который в полость трубы введен ограничитель, и два расположенных под продольным пазом в нижней части верхней ступени трубы сквозных хордовых отверстия, через которые вставлена фиксирующая вилка. Повышается эффективность авиабомбы. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат
Изобретение относится к области авиационных боеприпасов, используемых в качестве взрывных источников звука.
Как правило, в этих боеприпасах применяются заряды различной пространственной конфигурации, например линейные, спиральные, выполненные на основе детонирующего шнура, гирлянды из детонаторов и др., длина которых больше длины корпуса боеприпаса, например авиабомбы, и поэтому такие заряды необходимо специальным образом размещать в корпусе применяемого боеприпаса.
Известна конструкция глубоководной авиабомбы с использованием линейного взрывного источника звука по патенту США №3276366 от 04.10.1966 г. (кл. НКИ 102-2). Авиабомба представляет собой сложную конструкцию с большим количеством сопряженных узлов и деталей, которые для обеспечения их надежной работы в условиях больших гидростатических давлений должны быть выполнены с высокой точностью и чистотой обработки. Линейный заряд авиабомбы выполнен в виде ленты из эластичного взрывчатого вещества с отношением длины к ширине, равным примерно 40 единицам. Укладка линейного заряда в корпусе авиабомбы, осуществленная в виде рулона, делает крайне затруднительным извлечение заряда из корпуса авиабомбы в рабочее положение. Взрывчатое вещество, применяемое для изготовления линейного заряда, при длительном хранении слеживается и частично теряет свою эластичность, особенно при малых радиусах гиба заряда, поэтому после извлечения из корпуса подобный линейный заряд будет иметь не прямолинейную, необходимую для выдачи заданного акустического сигнала форму, а непредсказуемую спираль. Излучаемый сигнал от линейного заряда подобной формы резко отличается от запрограммированных сигналов в приемной регистрирующей аппаратуре, предназначенной для их обработки.
Известна глубинная авиабомба для систем поиска подводных целей по патенту РФ №2301396 от 04.10.2005 г., в которой шнуровой линейный заряд размещен в корпусе авиабомбы в форме спирали. Укладка заряда в корпус авиабомбы может осуществляться, например, с помощью технологического приспособления - оправки, при этом заряд наматывается на ее рабочую поверхность и фиксируется на ней, после чего оправка с зарядом вводится в полость корпуса авиабомбы, а затем извлекается из него. При этом шнуровой заряд, имеющий форму, образованную на оправке, остается в корпусе авиабомбы. По сравнению с другими видами укладки заряда приведенная укладка оптимальна и позволяет без увеличения габаритов авиабомбы использовать заряды взрывчатого вещества относительно большой длины.
Конструктивная схема авиабомбы предусматривает ее раскрытие и установку заряда в рабочее положение непосредственно после приводнения авиабомбы. Линейный заряд, разматываясь, проходит через хвостовое отверстие корпуса авиабомбы - «очко» и устанавливается в заданное рабочее прямолинейное положение.
Известна конструкция шпульки по патенту Великобритании №1443321 от 21.07.1976 г. по кл. Д1F X, на которую наматывается удлиненный элемент. Шпулька применяется в качестве каркаса для намотки удлиненного элемента - синтетической нити, изготавливаемой методом горячего термостатирования со смещением в сторону искусственного скручивания нити, при этом шпулька вращается в направлении искусственного скручивания нити, а нить лучше сходит со шпульки. Однако рассмотренную шпульку нельзя использовать в качестве технологического приспособления - оправки, на которой должна быть образована заданная форма удлиненного заряда взрывчатого вещества, чтобы разместить заряд в полости боеприпаса без ущерба выполнения требований, сказывающихся на работоспособности заряда на всех стадиях его использования в процессе хранения, транспортирования и эксплуатации боеприпаса. Это объясняется тем, что удлиненные заряды, например рассмотренный выше линейный заряд, как правило, представляют собой сложную комплексную сборку, состоящую из целого ряда отдельных элементов, выполняющих ту или иную функцию. Это и защитные прокладки, передающие и сигнальные заряды, оплетка, наконец, собственно акустический излучатель взрывного источника звука - основной заряд линейного заряда. Объединенные в удлиненный шнуровой, например, линейный заряд, эти элементы, с одной стороны, придают заряду большую жесткость, плотность, упругость, а с другой - накладывают на заряд свой отпечаток, свои (присущие только заряду взрывчатого вещества) требования, невыполнение которых в конечном итоге резко сказывается на работоспособности такого заряда, а следовательно, и всего взрывного источника.
Для решения задачи повышения эффективности действия авиабомбы с линейным акустическим излучателем - взрывным источником звука для систем поиска подводных целей - необходимо разработать такое технологическое приспособление - оправку, конструкция которой обеспечивала бы получение на ней необходимой формы удлиненного заряда взрывчатого вещества с возможностью дальнейшего размещения в корпусе авиабомбы удлиненного заряда без ущерба выполнения требований, сказывающихся на работоспособности заряда на всех стадиях его использования в процессе хранения, транспортирования и эксплуатации боеприпаса, в частности авиабомбы, в составе которой применяется линейный акустический излучатель, выполненный в виде удлиненного шнурового заряда.
Задача, решаемая заявленным изобретением, состоит в повышении эффективности действия авиабомбы с линейным акустическим излучателем - взрывным источником звука для систем поиска подводных целей.
Технический результат состоит в получении на оправке заданной формы удлиненного шнурового заряда, обеспечивающей заданные работоспособность и надежность действия заряда в составе авиабомбы на всех стадиях его использования в процессе хранения, транспортирования и эксплуатации авиабомбы.
Технический результат достигается тем, что оправка имеет рабочую поверхность для намотки удлиненного шнурового заряда и содержит корпус, выполненный в виде ступенчатой трубы. На верхнем торце корпуса оправки шарнирно установлен стопор, а на наружную поверхность верхней ступени трубы надета двухступенчатая втулка, имеющая на своей нижней ступени рабочую поверхность для намотки удлиненного шнурового заряда. Рабочая поверхность сверху ограничена верхней ступенью втулки, а снизу съемной втулкой авиабомбы, в полость корпуса которой будет установлен шнуровой заряд. Втулка авиабомбы жестко размещена на верхнем торце трехступенчатой втулки, которая установлена на наружной поверхности средней ступени трубы корпуса оправки. В нижней части средней ступени трубы жестко установлена разъемная чашка, состоящая из двух полуколец. Чашка имеет полость, в которой размещена нижняя ступень трехступенчатой втулки. Внутренняя поверхность трубы корпуса оправки выполнена двухступенчатой. Ее верхняя ступень расточена относительно нижней ступени и имеет сквозной продольный паз с шириной, большей наружного диаметра шнурового заряда, сквозной поперечный паз, через который в полость трубы введен ограничитель, и два сквозных хордовых отверстия, расположенные под продольным пазом в нижней части верхней ступени трубы. Через эти отверстия вставлена фиксирующая вилка.
Конструкция предлагаемой оправки позволяет получить заданную форму удлиненного шнурового заряда, используемую для хранения и транспортирования акустического излучателя в составе авиабомбы. При этом после приводнения авиабомбы заряд выходит из ее корпуса, распрямляется и устанавливается в прямолинейное рабочее положение.
Выполнение каждой ступени трубы корпуса оправки как с наружной, так и с внутренней поверхностей трубы, имея свое индивидуальное назначение, обеспечивает получение заданной формы удлиненного шнурового заряда, размещаемого в полости корпуса авиабомбы.
Стопор, шарнирно установленный на верхнем торце корпуса оправки, обеспечивает фиксацию получаемой формы удлиненного шнурового заряда на различных технологических стадиях ее получения.
Выполнение рабочей поверхности на нижней ступени двухступенчатой втулки, надетой на наружную поверхность верхней ступени трубы корпуса оправки, обеспечивает намотку удлиненного шнурового заряда и получение спирального участка заряда. Сверху эта поверхность ограничена верхней ступенью втулки, а снизу съемной втулкой авиабомбы, в полость корпуса которой будет установлен шнуровой заряд. С помощью рабочей поверхности обеспечивается получение спирального участка размещаемого в корпусе авиабомбы удлиненного шнурового заряда заранее заданных геометрических размеров.
Жестко размещенная на верхнем торце трехступенчатой втулки оправки съемная втулка авиабомбы позволяет разместить уложенный на оправке удлиненный шнуровой заряд в полости корпуса авиабомбы и оставить его после выемки оправки, при этом, за счет жесткости заряда, полученная на оправке и приданная заряду форма остается неизменной вплоть до раскрытия авиабомбы при приводнении и установки шнурового заряда в рабочее прямолинейное положение, что обеспечивает необходимую работоспособность заряда в составе авиабомбы на всех стадиях его использования.
Жесткая установка в нижней части средней ступени трубы разъемной чашки, состоящей из двух полуколец и имеющей полость, в которой размещена нижняя ступень трехступенчатой втулки, а также размеры чашки и ее полости, позволяют подбирать заданные размеры удлиненного шнурового заряда в зависимости от размеров полости корпуса авиабомбы, где должен быть размещен сформированный на оправке заряд.
Сквозной продольный паз с шириной, большей наружного диаметра шнурового заряда, а также сквозной поперечный паз, через который в полость трубы введен ограничитель, позволяют размещать удлиненный шнуровой заряд на оправке и формировать внутреннюю петлю шнурового заряда. Так как петля формируется при сгибании заряда вокруг ограничителя, место размещения последнего, а также и диаметр расточки верхней ступени полости трубы выбираются из условия получения петли определенных геометрических параметров. Место расположения двух сквозных хордовых отверстий под продольным пазом в нижней части верхней ступени трубы выбрано из условия удобства фиксации вставляемой через эти отверстия вилкой формируемого шнурового заряда в заданном положении.
В отдельных конкретных случаях конструкция оправки может быть выполнена с использованием указанных в формуле изобретения зависимых признаков.
В частности, конструкция оправки может быть выбрана из условия получения заранее заданной формы удлиненного шнурового заряда, размещаемого в корпусе авиабомбы. Исходя из этого конструкция и размеры отдельных узлов оправки могут быть подобраны из условия получения отдельных элементов удлиненного шнурового заряда, размещаемого в корпусе авиабомбы.
Так, длина рабочей поверхности для намотки удлиненного шнурового заряда может быть выбрана из условия получения необходимой длины спирального участка шнурового заряда.
Ход нижней ступени двухступенчатой втулки может быть ограничен длиной полости разъемной чашки и подобран в зависимости от длины полости корпуса авиабомбы, в которой размещается удлиненный шнуровой заряд.
Длина верхней ступени внутренней поверхности трубы корпуса оправки может быть выбрана из условия формирования внутренней петли удлиненного шнурового заряда и размещения ее внутри спирального участка заряда.
Таким образом, предлагаемая конструкция оправки обеспечивает получение заданной формы удлиненного шнурового заряда, используемой для хранения и транспортирования акустического излучателя в составе авиабомбы. При этом после приводнения авиабомбы заряд выходит из ее корпуса, распрямляется и устанавливается в прямолинейное рабочее положение, что обеспечивает необходимую работоспособность заряда в составе авиабомбы на всех стадиях его использования.
Изобретения поясняются чертежами, на которых изображены:
- на фиг.1 - продольное сечение технологической оправки,
- на фиг.2 - общий вид технологической оправки,
- на фиг.3 - вид оправки сверху,
- на фиг.4 - сечение оправки в ее средней части,
- на фиг.5 - сечение оправки в ее нижней части,
- на фиг.6 - полученная на технологической оправке форма укладки удлиненного шнурового заряда в корпусе авиабомбы.
Технологическая оправка содержит (см. фиг.1-5) корпус 1, выполненный в виде ступенчатой трубы. Каждая ступень трубы корпуса 1 как с наружной, так и с внутренней поверхностей трубы имеет свое индивидуальное назначение и служит для удобства получения заданной формы удлиненного шнурового заряда 2 (см. фиг.6), размещаемого в полости корпуса 3 авиабомбы.
На верхнем торце корпуса 1 оправки шарнирно установлен стопор 4, который обеспечивает фиксацию получаемой формы удлиненного шнурового заряда 2 на различных технологических стадиях ее получения на оправке.
На наружную поверхность верхней ступени трубы надета двухступенчатая втулка 5, имеющая на своей нижней ступени рабочую поверхность «D» для намотки удлиненного шнурового заряда 2. Рабочая поверхность «D» сверху ограничена верхней ступенью втулки 5, а снизу съемной втулкой 6 авиабомбы, в полость корпуса 3 которой будет установлен шнуровой заряд 2 (см. фиг.6). С помощью рабочей поверхности обеспечивается получение спирального участка размещаемого в корпусе 3 авиабомбы удлиненного шнурового заряда 2 заданных геометрических размеров.
Съемная втулка 6 авиабомбы жестко размещена на верхнем торце трехступенчатой втулки 8, выполненной в виде ключа, который установлен на наружной поверхности средней ступени трубы корпуса 1 оправки. С помощью втулки 6 обеспечивается размещение в полости корпуса 3 авиабомбы уложенного на оправке удлиненного шнурового заряда 2, который остается там вплоть до раскрытия авиабомбы.
В нижней части средней ступени трубы корпуса 1 жестко установлена разъемная чашка, состоящая из двух полуколец 9. Чашка имеет полость 10, в которой размещена нижняя ступень трехступенчатой втулки - ключа 8. Размеры чашки и ее полости 10 подбираются в зависимости от размеров полости корпуса 3 авиабомбы, где должен быть размещен сформированный на оправке удлиненный шнуровой заряд 2.
Внутренняя поверхность трубы корпуса 1 оправки выполнена двухступенчатой. Ее верхняя ступень расточена относительно нижней ступени и имеет сквозной продольный паз 11 с шириной «f», большей наружного диаметра «dз» шнурового заряда 2, сквозной поперечный паз 12, через который в полость трубы корпуса 1 оправки введен ограничитель 13, и два сквозных хордовых отверстия 14, расположенные под продольным пазом 11 в нижней части верхней ступени трубы корпуса 1. Через отверстия 14 вставлена вилка 15. Это позволяет размещать удлиненный шнуровой заряд на оправке и формировать внутреннюю петлю шнурового заряда.
Предлагаемая конструкция оправки выбрана из условия получения заданной формы удлиненного шнурового заряда 2 на различных технологических стадиях.
Так, длина «E» верхней ступени внутренней поверхности трубы корпуса 1 выбрана из условия формирования внутренней петли 16 (см. фиг.6) шнурового заряда 2 и размещения ее внутри спирального участка 7 заряда 2. Сквозной продольный паз 11 с шириной «f», большей наружного диаметра «dз» шнурового заряда 2, а также сквозной поперечный паз 12, через который в полость трубы введен ограничитель 13, необходимы для удобства размещения заряда 2 на оправке и формирования внутренней петли 16 шнурового заряда 2. Так как петля 16 формируется при сгибании заряда 2 вокруг ограничителя 13, место размещения последнего, а также и диаметр расточки верхней ступени полости «F» трубы корпуса 1 оправки выбираются из условия получения петли 16 определенных геометрических параметров. Место расположения двух сквозных хордовых отверстий 14 под продольным пазом 11 в нижней части верхней ступени трубы выбрано из условия удобства фиксации на оправке внутренней петли 16 с помощью вставляемой через эти отверстия вилки 15 и дальнейшей установки оправки со сформированным уже шнуровым зарядом 2 в полости авиабомбы.
Сформированный на оправке удлиненный шнуровой заряд 2 размещается в корпусе 3 авиабомбы (см. фиг.6) в виде спирали 7, внутри которой располагается участок заряда в виде незамкнутой петли 16.
В отдельных конкретных случаях конструкция оправки может быть выполнена с использованием указанных в формуле изобретения зависимых признаков.
В частности, конструкция оправки может быть выбрана из условия получения заранее заданной формы удлиненного шнурового заряда 2, размещаемого в корпусе 3 авиабомбы. Исходя из этого конструкция и размеры отдельных узлов оправки могут быть подобраны из условия получения отдельных элементов удлиненного шнурового заряда 2, размещаемого в корпусе 3 авиабомбы.
Так, длина рабочей поверхности «D» для намотки удлиненного заряда 2 может быть выбрана из условия получения заданной длины «S» спирального участка 7 шнурового заряда 2.
Ход «e» нижней ступени двухступенчатой втулки 5 может быть ограничен длиной полости 10 разъемной чашки (полуколец 9) и подобран в зависимости от длины полости корпуса 3 авиабомбы, в которой размещается шнуровой заряд 2.
Длина «E» верхней ступени внутренней поверхности трубы корпуса 1 оправки может быть выбрана из условия формирования внутренней петли 16 шнурового заряда 2 и размещения ее внутри спирального участка 7 заряда 2.
Таким образом, предлагаемая конструкция оправки обеспечивает получение заданной формы удлиненного шнурового заряда, используемой для хранения и транспортирования акустического излучателя в составе авиабомбы. При этом после приводнения авиабомбы заряд выходит из ее корпуса, распрямляется и устанавливается в прямолинейное рабочее положение, что обеспечивает заданные работоспособность и надежность действия заряда в составе авиабомбы на всех стадиях его использования.
1. Оправка для укладки удлиненных шнуровых зарядов в корпус авиабомбы, имеющая рабочую поверхность для намотки удлиненного заряда, характеризующаяся тем, что оправка содержит корпус, выполненный в виде ступенчатой трубы, на верхнем торце которой шарнирно установлен стопор, а на наружную поверхность верхней ступени надета двухступенчатая втулка, имеющая на своей нижней ступени рабочую поверхность для намотки заряда, ограниченную сверху верхней ступенью втулки, а снизу - съемной втулкой авиабомбы, жестко размещенной на верхнем торце трехступенчатой втулки, которая установлена на наружной поверхности средней ступени трубы корпуса оправки совместно с разъемной чашкой, состоящей из двух жестко закрепленных на трубе корпуса полуколец и имеющей полость, в которой размещена нижняя ступень трехступенчатой втулки, при этом внутренняя поверхность трубы корпуса оправки выполнена двухступенчатой, причем верхняя ступень расточена относительно нижней ступени и имеет сквозной продольный паз с шириной, большей наружного диаметра шнурового заряда, сквозной поперечный паз, через который в полость трубы введен ограничитель, и два расположенных под продольным пазом в нижней части верхней ступени трубы сквозных хордовых отверстия, через которые вставлена фиксирующая вилка.
2. Оправка по п.1, отличающаяся тем, что длина рабочей поверхности для намотки удлиненного заряда выбирается из условия получения необходимой длины спирального участка шнурового заряда.
3. Оправка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что ход нижней ступени двухступенчатой втулки ограничен длиной полости разъемной чашки и выбирается в зависимости от длины полости корпуса авиабомбы, в которой размещается шнуровой заряд.
4. Оправка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что длина верхней ступени внутренней поверхности трубы корпуса выбрана из условия формирования внутренней петли шнурового заряда и размещения ее внутри спирального участка заряда.
5. Оправка по п.3, отличающаяся тем, что длина верхней ступени внутренней поверхности трубы корпуса выбрана из условия формирования внутренней петли шнурового заряда и размещения ее внутри спирального участка заряда.