Способ траления морских мин и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области траления мин, а именно к тралению донных и придонных морских мин с возможностью буксировки трала вблизи грунта, на мелководье и в направлениях, перпендикулярных к береговой черте. Согласно способу траления мин в районе постановки мин с помощью буксируемого морского плавсредства создают гидродинамическое поле путём излучения системы вихрей тороидальной структуры, которое имитирует гидродинамическое поле корабля и воздействием которого на морские мины производят их подрыв. Устройство траления мин включает судно-буксировщик и морское плавсредство, выполненное в виде излучателя системы вихрей тороидальной структуры, генерирующей кольцевые вихри. Корпус излучателя выполнен в виде заполняющегося водой отрезка трубы с торцами, один из которых закрыт крышкой, преимущественно в центре которой расположено отверстие с возможностью изменения его диаметра, а другой торец - заглушен. Полость корпуса излучателя разделена пластиной мембранного типа на две полукамеры. Внутри одной из полукамер, размещенной противоположно от отверстия, по оси корпуса, установлены источник гидродинамических силовых импульсных воздействий, выполненный в виде электромагнитного ударника прерывистого действия, и расположенный за ним рефлектор-концентратор. Излучатель оснащен средствами поддержания его на глубине и системой удержания на заданном расстоянии от грунта. Повышается эффективность уничтожения донных и придонных мин. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания способов и средств траления донных и придонных морских мин.

Известен способ траления морских мин и устройство для его осуществления, согласно которому в районе постановки мин судном-буксировщиком осуществляют буксировку гидродинамического трала, имитирующего гидродинамическое поле корабля, с помощью поля которого производят дистанционное уничтожение (подрыв) мин. Гидродинамический трал является неконтактным тралом, представляющим собой водоизмещающее морское средство, подобное кораблю или подводной лодке (Военно-морской энциклопедический словарь. М.: Военное изд., 2008, стр.835-836 - прототип).

Основными недостатками известного способа и средств являются:

- необходимость наличия буксировщика с большой тягой на гаке;

- уязвимость буксировщика со стороны вытравливаемых мин;

- практическая одноразовость этих тралов, вследствие их повреждения после каждого взрыва мин;

- большие габариты и плохая управляемость, не позволяющие осуществлять буксировку трала вблизи грунта, на мелководье и в направлениях, перпендикулярных к береговой черте;

- низкая эффективность уничтожения придонных мин.

Задачей предлагаемого изобретения является создание способа и устройства траления донных и придонных морских мин с обеспечением возможности буксировки трала вблизи грунта, на мелководье и в направлениях, перпендикулярных к береговой черте, при одновременном снижении материальных затрат на их создание, а также повышение эффективности уничтожения донных мин.

Для этого в способе траления морских мин, согласно которому с помощью буксируемого в районе постановки мин морского плавсредства создают гидродинамическое поле, имитирующее гидродинамическое поле корабля, воздействием которого на морские мины производят их подрыв, по изобретению создание поля, имитирующего гидродинамическое поле корабля, осуществляют посредством излучения системы вихрей тороидальной структуры, создаваемых в толще воды и образуемых с помощью буксируемого под водой морского плавсредства, которые получают на выходе из отверстия в его корпусе в форме тора за счет колебаний пластины мембранного типа, расположенной в полости плавсредства, колебания которой инициируют путем силового импульсного воздействия на нее.

Кроме того, буксировку морского плавсредства осуществляют, ориентируя отверстие в его корпусе против направления набегающего потока.

В устройстве траления морских мин, включающем судно-буксировщик и буксируемое морское плавсредство, создающее гидродинамическое поле, имитирующее гидродинамическое поле корабля, имеющее корпус, по изобретению морское плавсредство выполнено в виде буксируемого под водой излучателя системы вихрей тороидальной структуры, представляющего собой генератор вихрей, корпус которого выполнен в виде заполняющегося водой отрезка трубы с закрытыми торцами, один из которых закрыт крышкой, имеющей отверстие, образованное преимущественно в ее центре, а другой - заглушен. Причем полость корпуса указанного излучателя разделена пластиной мембранного типа на две полу камеры, в одной из которых, размещенной противоположно от отверстия в его корпусе, установлен источник гидродинамических силовых импульсных воздействий, расположенный вблизи упомянутой пластины. При этом излучатель системы вихрей оснащен средствами поддержания его на глубине и системой удержания на заданном расстоянии от грунта.

Кроме того, торцевая крышка с отверстием выполнена с возможностью изменения диаметра отверстия.

При этом источник гидродинамических силовых импульсных воздействий выполнен в виде электромагнитного ударника прерывистого действия и связан кабелем с источником электропитания.

Кроме того, источник гидродинамических силовых импульсных воздействий оснащен рефлектором-концентратором, расположенным за ним на одной оси с ним.

Наряду с этим средства поддержания излучателя системы вихрей на глубине выполнены в виде плавающих буев и отводителей.

При этом система удержания излучателя системы вихрей на заданном расстоянии от грунта представляют собой, например, гайдроп, связанный с ним тросом.

Причем в верхней части корпуса излучателя системы вихрей установлена буксирная планка, а в нижней его части имеются рымы.

Создание поля, имитирующего гидродинамическое поле корабля, путем излучения в воду периодических гидродинамических вихревых структур буксируемым под водой излучателем, создающим систему вихрей в форме тора, позволяет многократно использовать такое буксируемое средство из-за его достаточно низкой уязвимости со стороны вытравливаемых мин, а также повысить эффективность траления донных мин за счет возможности работы излучателя вихрей на больших глубинах (до 300 м).

Использование для создания указанного гидродинамического поля системы вихрей, имеющих тороидальную структуру, а именно, образующих собой в воде замкнутое круговое кольцо с единой замкнутой осью вращения, имеющей форму круга, объясняется тем, что система вихрей в форме тора наиболее устойчива к разрушению и способна к сохранности в воде длительное время.

Выполнение морского буксируемого средства в виде отрезка трубы, торцы которой закрыты соответствующими крышками, имеющего существенно меньшие габариты, чем у устройства-прототипа, обеспечивает ему повышенную взрывостойкость и возможность его буксировки даже катером, и, кроме того, хорошую управляемость на ходу, и позволяет осуществлять его буксировку, в том числе вблизи грунта и на мелководье и в направлениях, перпендикулярных к береговой черте.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид устройства для реализации предлагаемого способа, на фиг.2 показан буксируемый под водой излучатель системы вихрей тороидальной структуры и на фиг.3 - вид излучаемого тороидального вихря.

Устройство траления морских мин включает судно-буксировщик 1, буксируемое морское плавсредство 2, имитирующее гидродинамическое поле корабля, связанное тросом 3 с судном-буксировщиком 1 (фиг.1), выполненное в виде буксируемого под водой излучателя системы вихрей 2 тороидальной структуры. Указанный излучатель 2 (фиг.2) представляет собой генератор кольцевых вихрей, корпус которого выполнен в виде заполняющегося водой отрезка трубы с закрытыми торцами. Один из торцов закрыт крышкой 4, имеющей отверстие 5, образованное в центре крышки 4, а другой торец заглушен крышкой 6. Крышка 4 с отверстием 5 выполнена с возможностью изменения диаметра отверстия 5. Полость корпуса излучателя системы вихрей 2 разделена на две полукамеры 7 и 8 пластиной мембранного типа 9, расположенной поперек оси корпуса 1. Внутри полукамеры 7 установлен источник гидродинамических силовых импульсных воздействий 10, расположенный по оси корпуса 1 и размещенный вблизи упомянутой пластины 9, который оснащен рефлектором-концентраторм 11, расположенным за упомянутым источником 10 на одной оси с ним. Источник гидродинамических силовых импульсных воздействий 10 выполнен в виде электромагнитного ударника прерывистого действия и связан кабелем 12 с источником электропитания (не показан). Буксируемый под водой излучатель системы вихрей 2 оснащен средствами поддержания его на глубине, выполненными в виде плавающих буев 13 и отводителей (не показаны), и системой удержания его на заданном расстоянии от грунта в виде, например, связанного с ним гайдропного устройства 14. На корпусе излучателя системы вихрей 2 в его верхней части установлена буксирная планка 15, а в его нижней части имеются рымы 16 (фиг.2).

Траление морских мин предлагаемым способом осуществляется с помощью описанного устройства следующим образом.

При тралении придонных или донных морских мин буксируемый излучатель системы вихрей 2 утапливают на определенную глубину, на которой его поддерживают с помощью буев 13 и отводителей, а его удержание на заданном расстоянии от грунта осуществляют с помощью связанного с ним и ползущего по грунту гайдропного устройства 14. В процессе буксировки судном-буксировщиком 1 под водой излучателя системы вихрей 2 последний генерирует кольцевые вихри 17 (фиг.3), которые образуются за счет колебаний пластины мембранного типа 9, инициируемых источником гидродинамических силовых импульсных воздействий 10 путем силового импульсного воздействия на нее. Указанный источник 10 функционирует как электромагнитный ударник прерывистого действия, приводящийся в действие извне и питающийся от автономного источника электропитания. Излучаемые генератором кольцевые вихри образуются на выходе из отверстия 5 крышки 4 корпуса излучателя 2 в форме тора (фиг.3) в виде непрерывной системы вихрей, имитирующих гидродинамическое поле корабля, с помощью воздействия которого на мины происходит их подрыв. Буксируя трал вдоль дна на заданном расстоянии от грунта, производят подрыв придонных и донных мин.

1. Способ траления морских мин, согласно которому с помощью буксируемого в районе постановки мин морского плавсредства создают гидродинамическое поле, имитирующее гидродинамическое поле корабля, воздействием которого на морские мины производят их подрыв, отличающийся тем, что создание поля, имитирующего гидродинамическое поле корабля, осуществляют посредством излучения системы вихрей тороидальной структуры, создаваемых в толще воды, образуемых с помощью буксируемого под водой морского плавсредства и которые получают на выходе из отверстия в его корпусе в форме тора за счет колебаний пластины мембранного типа, расположенной в полости плавсредства, колебания которой инициируют путем силового импульсного воздействия на нее.

2. Способ траления морских мин по п.1, отличающийся тем, что буксировку морского плавсредства осуществляют, ориентируя отверстие в его корпусе против направления набегающего потока.

3. Устройство траления морских мин, включающее судно-буксировщик и буксируемое морское средство, создающее гидродинамическое поле, имитирующее гидродинамическое поле корабля, имеющее корпус, отличающееся тем, что морское плавсредство выполнено в виде буксируемого под водой излучателя системы вихрей тороидальной структуры, представляющего собой генератор вихрей, корпус которого выполнен в виде заполняющегося водой отрезка трубы с закрытыми торцами, один из которых закрыт крышкой, имеющей отверстие, образованное преимущественно в ее центре, а другой - заглушен, причем полость корпуса излучателя разделена пластиной мембранного типа на две полукамеры, в одной из которых, размещенной противоположно отверстию в крышке, установлен источник гидродинамических силовых импульсных воздействий, расположенный вблизи упомянутой пластины, при этом излучатель системы вихрей оснащен средствами поддержания его на глубине и системой удержания на заданном расстоянии от грунта.

4. Устройство траления морских мин по п.3, отличающееся тем, что крышка с отверстием выполнена с возможностью изменения диаметра отверстия.

5. Устройство траления морских мин по п.3, отличающееся тем, что источник гидродинамических силовых импульсных воздействий выполнен в виде электромагнитного ударника прерывистого действия и связан кабелем с источником электропитания.

6. Устройство траления морских мин по любому из пп.3, 5, отличающееся тем, что источник гидродинамических силовых импульсных воздействий оснащен рефлектором-концентратором, расположенным за ним на одной оси с ним.

7. Устройство траления морских мин по п.3, отличающееся тем, что средства поддержания излучателя системы вихрей на глубине выполнены в виде плавающих буев и отводителей.

8. Устройство траления морских мин по п.3, отличающееся тем, что система удержания излучателя системы вихрей на заданном расстоянии от грунта представляют собой связанное с ним гайдропное устройство.

9. Устройство траления морских мин по п.3, отличающееся тем, что в верхней части корпуса излучателя системы вихрей установлена буксирная планка, а в нижней его части имеются рымы.