Система и метод отображения информации для различных уровней знаний с возможностью индивидуального подхода
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к системам обработки и отображения информации и, более конкретно, к электронным книгам и энциклопедиям. Техническим результатом является отображение информации для различных уровней знаний в зависимости от уровня пользователя, а также метод оценки и коррекции уровня его знаний. Система для отображения информации для различных уровней знаний в зависимости от уровня пользователя включает средства ввода информации, связанные со средством обработки команд; средство обработки команд, связанное со средствами ввода информации и средством выдачи запроса; средство выдачи запроса, связанное со средством обработки команд и средством связи; средство связи, связанное со средством выдачи запроса, средством вывода информации и средством выдачи решений; средство вывода информации, связанное со средством связи; средство выдачи решений, связанное со средством связи, базой знаний и базой данных профилей; база знаний, связанная со средством выдачи решений; база данных профилей, связанная со средством выдачи решений. Также приведен метод оценки и коррекции уровня знаний пользователя, который работает на основе статистики, собранной во время просмотра пользователем тем. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 14 ил.
Реферат
Область техники
Настоящее изобретение относится к системам обработки и отображения информации и, более конкретно, к электронным книгам и энциклопедиям.
Уровень техники
Одной из основных проблем, которые возникают при накоплении знаний по определенной тематике или области знаний, является проблема хранения знаний. Использование традиционных книг и журналов имеет свои слабые стороны - большое их количество занимает существенный объем места, возникают трудности каталогизации всех изданий, невозможность исправления ошибок и опечаток в уже вышедших изданиях. Также практически невозможно провести быстрый поиск среди литературы по интересующим ключевым словам.
Для решения данных проблем на данный момент существуют электронные книги, которые позволяют легко обойти недостатки обычной литературы - они практически не занимают места, удобны для распространения, а существующие методы обработки информации позволяют легко найти интересующий материал по ключевым словам. Различные варианты реализации электронных книг описаны в патентах US 6064384, WO 03/081408, WO 00/62177. Для лучших результатов отображения информации может использоваться также и электронная бумага (е-paper или e-ink).
Для удобства взаимодействия с электронной книгой можно также использовать различные методы ввода информации, как, например, сенсорный экран, чувствительный к нажатию пальцев, или отдельный модуль, способный воспринимать человеческую речь. Сенсорный экран, чувствительный к нажатию пальцев, описан в таких заявках и патентах как, например, US 6882596, US 20080136784, US 20080309451. Распознавание речи также описано в различных патентах, например, в патенте US 6178403 обрабатываются введенные голосом команды, в патенте JP 09146691 также анализируется голос человека, а в патенте WO 01/01373 описан способ преобразования речи в команды.
Помимо облегчения доступа к информации, одной из важнейших задач является предоставление информации в том виде, который будет понятен определенному человеку с его уровнем знания предмета. Например, ученику младших классов достаточно базовых знаний по биологии, в то время как аспиранту, который занимается структурой белковых молекул, может потребоваться узкоспециализированная информация для своей работы. На данный момент такая проблема решается путем создания сразу нескольких вариантов описания и представления данных, как, например, в заявке US 20080294688, или предоставлением дополнительной справки, например, технических деталей, по предмету. Подобный метод предоставления дополнительной информации приведен в патенте WO 00/62177. Тем не менее, составление подобной информации по-прежнему должно производиться вручную, так как без вмешательства человека точно и корректно описать ту или иную тему очень тяжело. На данный момент автоматически создать упрощенное описание какой-то технической информации без вмешательства эксперта практически невозможно.
Предоставление информации в понятном для человека на его уровне знаний также потребует оценки пользователя и его знания предмета в том случае, если сам пользователь не может точно сказать свой уровень знаний по данной тематике. Одним из самых простых способов является прохождение теста и выяснение уровня знаний на основе результата. Далее можно использовать контрольные вопросы по каждой теме для обучения. Подобные идеи описаны в патентах KR 207686, KR 1070851, WO 00/62177. После этого можно заполнять личную статистику пользователя и ориентироваться на нее, как и на его личные данные, при следующих обращениях, что описано в таком патенте как WO 2003081408 или заявке US 20080141182. В качестве еще одного варианта предоставляется возможность использования прямой связи с авторами, например, посредством текстового или видеочата, что отражено в патенте WO 01/67302.
Однако описанные выше варианты предоставления информации имеют также свои минусы, которые заключаются в том, что для различных групп людей может не найтись описания для их уровня знаний, а также возможности индивидуализированного подхода для каждого отдельно взятого человека.
Таким образом, техническим результатом заявленного изобретения является представление информации для пользователей с разными уровнями знаний и возможностью индивидуального подхода с использованием графического планшета в качестве средства отображения информации.
Сущность изобретения
Соответственно техническим результатом заявленного изобретения является предоставление информации для пользователей с разными уровнями знаний и возможностью индивидуального подхода.
Система формирования ответа по запросу с учетом научных знаний с разным уровнем подробности за счет выдачи данных, соответствующих уровню знаний пользователя, включает: (а) средства ввода информации, связанные со средством обработки команд, предназначенные для ввода информации пользователем; (б) средство обработки команд, связанное со средством выдачи запроса, которое предназначено для обработки данных, полученных от средств ввода информации, для получения ключевых слов; (в) средство выдачи запроса, связанное со средством связи, которое предназначено для формирования запроса на основании ключевых слов, полученных от средства обработки команд; (г) средство связи, связанное со средством вывода информации и средством выдачи решений, которое предназначено для обеспечения информационного обмена данными; (д) средство вывода сформированного ответа пользователю; (е) средство выдачи решений, связанное со средством связи, базой знаний и базой данных профилей, предназначенное для формирования ответа по запросу на основании информации в базе знаний и на основании данных полученных из базы данных профилей; (ж) база знаний, которая предназначена для хранения описаний научных знаний различного уровня; (з) база данных профилей, которая предназначена для хранения информации об уровне научных знаний всех пользователях, которые зарегистрированы в системе.
В частном варианте исполнения средства ввода информации включают сенсорный экран и/или средство распознавания речи.
В частном варианте исполнения система формирования ответа по запросу с учетом научных знаний с разным уровнем подробности за счет выдачи данных, соответствующих уровню знаний пользователя, может быть реализована в виде графического планшета, который включает средства ввода информации, средство выдачи запроса, средство связи, средство вывода информации и который связан со средством выдачи решений.
Способ формирования ответа на запрос с учетом научных знаний с разным уровнем подробности за счет выдачи данных, соответствующих уровню знаний пользователя, в котором: (а) получают запрос от пользователя; (б) определяют уровень знаний пользователя, используя его профиль в базе данных профилей; (в) ищут данные в соответствии с запросом от пользователя в базе знаний и их соответствие уровню знаний пользователя согласно профилю пользователя и формируют ответ за запрос с учетом найденных данных; (г) если данные нужного уровня знания отсутствуют в базе знаний, то формируют ответ на основании данных более высокого уровня знаний: извлекают из базы знаний данные более высокого уровня знаний; удаляют данные более высокого уровня знаний, которые не могут быть определены на нужном уровне знаний; преобразуют оставшиеся данные более высокого уровня знаний для их представления на нужном уровне знаний; формируют ответ для пользователя на основании преобразованных данных.
Дополнительные признаки и преимущества изобретения будут установлены из описания, которое следует, и частично будут очевидны из описания и могут быть получены из практического применения изобретения. Преимущества изобретения будут достигнуты и приобретены посредством структуры, конкретно подчеркнутой в написанном описании и формуле, а также в прилагаемых чертежах.
Понятно, что предшествующее общее описание и последующее подробное описание являются примерными и объясняющими и предназначены для обеспечения объяснения заявленного изобретения.
Краткое описание прилагаемых чертежей
Сопровождающие чертежи предназначены для дополнительного понимания заявленного изобретения, составляют часть этого описания, иллюстрируют варианты реализации изобретения и совместно с описанием служат для объяснения принципов изобретения.
Фиг.1 отображает графический планшет, на котором может быть реализовано настоящее изобретение.
Фиг.2 иллюстрирует схему системы отображения информации для различных уровней знаний с возможностью индивидуального подхода.
Фиг.3 иллюстрирует метод работы по предоставлению информации в зависимости от уровня знаний пользователя.
Фиг.4 иллюстрирует различных авторов и их знание определенных тем конкретной области.
Фиг.5 иллюстрирует матрицу знаний определенных тем различными авторами.
Фиг.6 иллюстрирует варианты полноты описания в зависимости от типа описания.
Фиг.7 иллюстрирует логические связи между темами.
Фиг.8 иллюстрирует пример описания на простом (базовом) уровне.
Фиг.9 иллюстрирует пример описания на продвинутом уровне.
Фиг.10А иллюстрирует логические связи между темами для примера описания на простом (базовом) уровне.
Фиг.10Б иллюстрирует логические связи между темами для примера описания на продвинутом уровне.
Фиг.10В иллюстрирует логические связи между темами для примера описания на среднем уровне.
Фиг.10Г иллюстрирует пример описания на среднем уровне.
Фиг.11 иллюстрирует метод оценки и коррекции уровня знаний пользователя.
Подробное описание предпочтительных вариантов осуществления
Далее будут описаны предпочтительные варианты реализации настоящего изобретения, примеры которой показаны на сопровождающих чертежах.
Согласно изобретению предоставляется система для представления информации для пользователей с разными уровнями знаний и возможностью индивидуального подхода, а также метод оценки и коррекции уровня знаний пользователя.
Сначала будет рассмотрен вариант реализации изобретения на планшете (например, в виде Tablet PC), который является предпочтительным, но не единственным вариантом реализации. На фиг.1 изображен планшет 100, который имеет сенсорный экран 105, чувствительный к прикосновениям пальцев. Также предусмотрена возможность обратной связи 110 с авторами статьи в виде электронной почты, а также возможность связаться напрямую с помощью видеочата 120 в режиме реального времени. Также пользователь может воспользоваться просмотром личного профиля 140 или прохождением экзаменов или тестов по выбранной теме 130, если таковые предусмотрены, например, в рамках образовательной программы. Наконец, для пользователей с различным уровнем знаний предусмотрены отдельные элементы управления 150, расположенные внизу. Стоит заметить, что приведенная схема является примерной, например, все перечисленные элементы могут быть использованы и через сенсорный экран 105.
Варианты использования обратной связи 110 и видеочата 120 хорошо подходят как для лучшего понимания темы, так и для возможности сообщить о неточностях и ошибках в описании, при этом автор может внести изменения в реальном времени.
На фиг.2 изображена система отображения информации для пользователей с различным уровнем знаний с возможностью индивидуального подхода. Изначально в рамках одного из вариантов реализации пользователь может использовать средства ввода информации, которые представлены в виде сенсорного экрана 105 и средства 215 распознания речи для ввода данных по интересующей теме. Отметим, что средство 215 распознавания речи также может быть встроено в планшет 100. Полученные в результате запросы пользователя поступают в средство 230 обработки команд, которое преобразует полученные данные в ключевые слова, которые будут использоваться средством 240 выдачи запроса для определения темы, которая будет отображена для пользователя. Затем средство 240 выдачи решений направляет запрос через средство связи 220 к средству 250 выдачи решений. Само средство 220 связи может поддерживать один из типов беспроводной связи, как, например, описанные в стандартах IEEE 802.11 a/b/g/n, IEEE 802.16 (более известен как WiMAX), Bluetooth и других.
Средство 250 выдачи решений связано с базой знаний 260, где хранится вся информация по имеющимся темам, а также с базой данных профилей пользователей 270. Предполагается, что база знаний была создана с помощью людей-экспертов, которые являются авторами тем 280 и которые поддерживают базу знаний 260 в соответствии с текущим уровнем знаний. Также для того, чтобы определить уровень подготовки и знаний пользователя используется его личный профиль, который извлекается из базы данных профилей 270. После того, как средство 250 выдачи решений выдаст ответ в соответствии с запросом, информация будет отображена с помощью средства 210 вывода информации, которое может представлять сенсорный экран 105.
На фиг.3 изображен алгоритм работы системы для выдачи ответа на запрос пользователя по интересующей его теме в соответствии с уровнем знаний пользователя. На этапе 310, когда пользователь пытается выполнить вход в систему, происходит проверка наличия его профиля в базе данных. На этапе 315 пользователь может создать собственный профиль, если он отсутствует в базе данных профилей 270. Далее на этапе 320 пользователь осуществляет вход в систему. Затем на этапе 330 он вводит запрос по интересующей его теме, после чего на этапе 340 с помощью средства 230 обработки команд происходит определение ключевых слов. Затем средство 240 выдачи запроса определяет непосредственно тему, которой интересуется пользователь. Дополнительно на этапе 350 определяется уровень знаний пользователя с использованием базы данных профилей 270. Определив нужную пользователю тему, а также учитывая уровень его знаний, на этапе 360 происходит поиск соответствующей записи в базе знаний 260. В том случае, если такая запись есть, то она автоматически выдается пользователю на этапе 390. Если подобной записи в базе знаний 260 нет, тогда система проверяет возможность создание описания этой темы, исходя из имеющихся знаний на этапе 370. В одном из вариантов реализации это может быть упрощение подробного экспертного описания. Таким образом, на этапе 380 будет сформирован ответ на основе имеющейся в базе знаний информации. Если у системы недостаточно знаний для формирования ответа, то для выдачи ответа по запросу может быть привлечен автор на этапе 385 с помощью, например, обратной связи 110 или видеочата 120 в случае варианта реализации в виде планшета 100. В итоге алгоритм заканчивает работу на этапе 390 в виде выдачи ответа пользователю.
Для создания базы знаний требуется участие людей-экспертов, которые обладают необходимыми знаниями в своей области. На фиг.4 приведена примерная схема, на которой отображены несколько авторов, обладающие знаниями по нескольким темам. Для упрощения понимания настоящего изобретения приведены 4 темы, по каждой из которых любой из авторов имеет свое представление, которое отображено в виде условных обозначений знания этой темы. Например, автор 1 имеет "Отличное" знание тем 1 и 2, но только "Хорошее" по теме 3 и лишь "Среднее" по теме 4. В то же время автор 2 имеет "Отличное" знание по теме 4, а автор 4 имеет единственное среди всех авторов "Отличное" знание темы 3. Оценку знания той или иной темы может выставлять как сам автор, так и некоторая группа экспертов, которая оценивает описание автором темы.
Имея список авторов и уровень их знаний, можно сформировать матрицу знаний, которая отображена на фиг.5. Каждый ряд отображает примерный уровень знания темы (в данном примере от "Отличное" до "Плохое", что можно прировнять к уровням знаний, например, от экспертного до начального), строки отражают темы. Можно видеть, что по некоторым темам, например, по теме 3, имеется два описания, от авторов 1 и 2, которые имеют одинаковый уровень "Хорошее". В то же время отсутствуют уровни знаний вроде "Среднее" или "Плохое", например, по темам 1 и 3. Одной из основных задач становится автоматическая адаптация экспертных знаний до более упрощенного уровня знаний.
Рассмотрим примеры различных вариантов описания одной из тем, в частности из области компьютерной безопасности, для более подробного рассмотрения. Допустим, пользователь заинтересовался определением "вредоносная программа". Для него можно предложить несколько вариантов описания данного понятия - от самого простого до экспертного.
Самый простой уровень может включать следующее описание:
“Вредоносная программа - это компьютерная программа, которая создается специально для несанкционированных пользователем действий, например, для уничтожения, или кражи информации, или нарушения работы компьютера".
Таким образом, пользователю дается понятие об основном предназначении вредоносных программ. Если пользователю захочется узнать больше об их классификации и более подробно об их действии, то в таком случае ему можно предложить следующий уровень описания, более расширенный по сравнению с самым простым уровнем описания.
Более усложненный вариант, назовем его простым, включает более подробное описание функционала и деление зловредных программ на категории. Например, подобный вариант описания может быть таким:
"Вредоносная программа - это компьютерная программа, которая создается специально для несанкционированного пользователем уничтожения, блокирования, модификации или копирования информации, нарушения работы компьютеров или компьютерных сетей.
К данной категории относятся вирусы и черви, троянские программы и иной инструментарий, созданный для автоматизации деятельности злоумышленников (инструменты для взлома, конструкторы полиморфного вредоносного кода и т.д.)".
Дальнейшее рассмотрение определения "вредоносная программа" потребует описания трех основных групп вредоносных программ - вирусов и червей, троянских программ, а также других вредоносных утилит (иной инструментарий), которые не подходят под определение первых двух групп. Подобное деление от частного к общему и наоборот не ново, например, в известной интернет-энциклопедии Википедия многие темы делятся на разделы, которые в свою очередь также могут включать подразделы и т.д. Например, большой раздел о науке "Физика" включает такие подразделы как "Механика", "Термодинамика и молекулярная физика", "Электричество и магнетизм" и т.д. В свою очередь "Механика" имеет собственные подразделы "Классическая механика", "Специальная теория относительности", "Релятивистская механика", "Квантовая механика". Каждый подраздел включает более подробную и специализированную информацию о предмете.
Рассмотрим подраздел "Троянские программы" в разделе "Вредоносная программа". В качестве описания может использоваться следующий вариант:
"Эти вредоносные программы созданы для осуществления несанкционированных пользователем действий, направленных на уничтожение, блокирование, модификацию или копирование информации, нарушение работы компьютеров или компьютерных сетей. В отличие от вирусов и червей представители данной категории не имеют способности создавать свои копии, обладающие возможностью дальнейшего самовоспроизведения.
Основным признаком, по которому различают типы троянских программ, являются их несанкционированные пользователем действия - те, которые они производят на зараженном компьютере.
Для более углубленного понимания некоторых деталей, вроде несанкционированных пользователем действий, описание может быть расширено (предположим, вариант описания средней сложности):
"Эти вредоносные программы созданы для осуществления несанкционированных пользователем действий, направленных на уничтожение, блокирование, модификацию или копирование информации, нарушение работы компьютеров или компьютерных сетей. В отличие от вирусов и червей представители данной категории не имеют способности создавать свои копии, обладающие возможностью дальнейшего самовоспроизведения.
Основным признаком, по которому различают типы троянских программ, являются их несанкционированные пользователем действия - те, которые они производят на зараженном компьютере.
К данной категории вредоносных программ относятся следующие поведения: Backdoor, Trojan-Clicker, Trojan-GameThief, Trojan-Ransom, Trojan-PSW, Rootkit…"
Для раскрытия технических деталей нам потребуется экспертное описание подраздела "Троянские программы", которое будет выглядеть следующим образом:
"Эти вредоносные программы созданы для осуществления несанкционированных пользователем действий, направленных на уничтожение, блокирование, модификацию или копирование информации, нарушение работы компьютеров или компьютерных сетей. В отличие от вирусов и червей представители данной категории не имеют способности создавать свои копии, обладающие возможностью дальнейшего самовоспроизведения.
Основным признаком, по которому различают типы троянских программ, являются их несанкционированные пользователем действия - те, которые они производят на зараженном компьютере.
К данной категории вредоносных программ относятся следующие поведения: Backdoor, Trojan-Clicker, Trojan-GameThief, Trojan-Ransom, Trojan-PSW, Rootkit…
Технические детали
Типовые размеры. Представление объекта (-ов) в операционной системе…
Процесс инсталляции
Создание объекта(-ов) в системе. Создание ключей реестра…
Деструктивная активность
Создание баннеров, кража личной информации, кража паролей от онлайн-игр…
Рекомендации по удалению
Удаление файлов, проверка с помощью антивируса, удаление ключей реестра…"
На фиг.6 изображена градация уровня деталей (т.е. общего количества информации) в описании в зависимости от типа описания. На фиг.6 видно, что экспертное описание является наиболее полным и содержит всю информацию, которая будет интересной даже экспертам в этой области знаний.
В ряде некоторых областей, где накопление знаний идет быстрыми темпами, задача обработки и интерпретации получаемых данных стоит особенно остро, тем более в тех случаях, когда требуется ускоренное обучение новых кадров и сотрудников, а также на переобучение старых отводится все меньше времени. Таким образом, очень важной является задача интерпретации и постоянного обновления поступающей информации от экспертов в своей области.
В любом описании можно выделить используемые термины, при этом каждый термин может быть описан с разным уровнем детализации и для людей с разным уровнем подготовки. Под термином будет подразумевать базовое понятие, в описании которого уже не получиться "опуститься" ниже уровнем. В качестве примера можно привести следующую таблицу:
Тема 1 (Термин 2, Термин 5, … Термин N)
Тема 2 (Термин 1, Термин 5, … Термин К)
Тема 3 (Термин 1, …, Ссылка на Тема 1, Ссылка на Тема 2)
Тема L (Термин А, Термин В, … Ссылка на Тема С)
Тема [Термины] [Ссылки на Темы][Иллюстрации] [Примеры]
На предложенной выше иллюстрации каждая тема включает несколько терминов и ссылки на другие темы, а также возможно включить дополнительные иллюстрации и примеры. Например, уже рассмотренный выше подраздел "Троянские программы" может включать следующие термины: [Файл] [Инсталляция программ] [Удаление программ] и другие. На фиг.7 приведен пример логических связей между темами и терминами. В том случае, если в будущем какой-нибудь термин потребует уточнения и для него будут введены дополнительные понятия, то его можно будет считать темой, т.е. понятия тема и термин по сути равнозначны, и разделение связано с необходимостью отобразить нижний уровень логических связей.
Соответственно, описание терминов также может сделано на разных уровнях сложности - от самого простого до экспертного. Например, рассмотрим термин "Файл". В рамках самого простого описания, показанного на фиг.8, он будет включать информацию только о том, что это понятие означает какой-либо текст, фильм, песню, которые хранятся на диске, а также указан размер файла в байтах, предложена иллюстрация, а также упоминание о том, что размер может быть как фактическим (на приведенной иллюстрации это 74 байта), в то время как на диске занятое место занимает 4 кб. Для более подробной информации предлагается взглянуть на другие описания - но уже термина "Файл", т.к. предполагается, что более продвинутый пользователь уже имеет представление о файлах и о том, что они занимают место на диске. На фиг.9 отображен термин "Файл" с более подробным (продвинутым) описанием, с ссылками на файловую систему (где пользователь может узнать почему занятое на диске место было 4кб для предыдущего примера), типы файлов и др.
На фиг.10А и 10Б изображены схемы логических связей между терминами и темами. В первом случае упоминание о размере файла связано еще с понятием байта. Данная информация может быть полезной, например, школьникам начальных классов. В то же время на фиг.10Б изображена информация о файле, которая включает основные понятия, касающиеся файлов (например, операции с файлами и их свойства), так и темы, которые помогут более полно понять принципы работы операционных систем с файлами. Можно заметить, что понятие байта уже отсутствует для этого уровня описания, так как это позволяет не перегружать описание информацией. В ином случае экспертное описание могло быть перегружено сведениями, которые профессионалам могут быть совсем неинтересны.
Таким образом, имея описание для различных тем с разным уровнем подробностей и деталей, а также различное представление, можно предложить такой вариант описания той или иной темы (или термина), который устроит определенного человека, имеющего собственный уровень знаний в определенной области - от базовых знаний вплоть до экспертных. Пользователь всегда может выбрать и другой вариант описания, если его не устраивает полнота описания или его простота, или же, наоборот - приведенное описание слишком сложное.
На примере, который приведен на фиг.5, видно, что есть темы, для которых отсутствуют описания на некотором уровне знаний. В таком случае описание может собрано из описания более верхнего уровня. Например, на фиг.10В и 10Г приведен пример того, как описание темы "Файл" было собрано из описания продвинутого уровня, приведенного на фиг.10Б, откуда были выкинуты термин "Процесс" и тема "Объекты ОС", для которых не было найдено описания на среднем уровне. В том случае, когда описание на более простом уровне не устраивает пользователей, потребуется помощь эксперта, которую можно запросить с помощью функций обратной связи 110 или видеочата 120.
Также одной из задач, которые решаются с помощью данного изобретения, является задача обучения людей, которые пользуются предлагаемой системой. На данный момент существует большое количество способов оценки уровня знаний, одним из которых является система тестов. Фиг.11 иллюстрирует процесс оценки и коррекции знаний пользователя в зависимости от просмотренных их тем. Очевидно, что если человек просматривает описание тем или терминов начального уровня, то в таком случае при следующих его запросах системе следует выдавать описания начального уровня. Проведя первичный анализ знаний пользователя на этапе 1110 - а эту информацию можно запросить у пользователя в самом начале, еще до того, как собирается воспользоваться предложенной системой - в дальнейшем можно собирать информацию о тех темах, что пользователь ищет, а также о том уровне описания, который устраивает пользователя. Эти действия система выполняет на этапе 1120, чтобы затем на этапе 1130 провести анализ знаний пользователя, основываясь на полученной информации о том, какие темы пользователь просматривал.
Если учитывать также уровень пройденных экзаменов и тестов можно получить информацию не только об успеваемости, но и о том, сколько времени человек затратил на обучение. Учет времени может осуществляться на основании того, сколько человек пробыл в системе, также можно регистрировать количество запросов по темам за час. Таким образом, если на этапе 1140 пользователь будет удовлетворять критериям для его уровня знаний (их представления), то система продолжит сбор статистики на этапе 1120. В том случае, если пользователь добился прогресса или же, наоборот, взял слишком высокую для себя планку, то система предложит поменять его уровень на этапе 1150. Если же пользователь согласится с решением системы, то на этапе 1160 система сменит его уровень знаний на более высокий или низкий и продолжит собирать статистику на этапе 1120. В зависимости от настроек также можно исключить этап 1150. Например, это можно сделать для обучения учеников в классе, в то время как профили учеников и оценку их успеваемости может просматривать только учитель.
Дополнительно система может собирать данные по профилям пользователей, например, эти данные могут включать возраст, род занятий, увлечения, пол, страну проживания и другие данные, которые можно использовать при первоначальном определении уровня знаний на этапе 1110.
Имея вышеописанные предпочтительные варианты осуществления специалисту в уровне технике будет очевидно, что будут достигнуты конкретные преимущества описанного способа и устройства. Следует также учитывать, что различные модификации, адаптации и альтернативные варианты осуществления могут быть сделаны в объеме и сущности настоящего изобретения. Кроме того, изобретение определяется следующей формулой.
1. Система формирования ответа по запросу с учетом научных знаний с разным уровнем подробности за счет выдачи данных, соответствующих уровню знаний пользователя, система включает(а) средства ввода информации, связанные со средством обработки команд, предназначенные для ввода информации пользователем;(б) средство обработки команд, связанное со средством выдачи запроса, которое предназначено для обработки данных, полученных от средств ввода информации, для получения ключевых слов;(в) средство выдачи запроса, связанное со средством связи, которое предназначено для формирования запроса на основании ключевых слов, полученных от средства обработки команд;(г) средство связи, связанное со средством вывода информации и средством выдачи решений, которое предназначено для обеспечения информационного обмена данными;(д) средство вывода сформированного ответа пользователю;(е) средство выдачи решений, связанное со средством связи, базой знаний и базой данных профилей, предназначенное для формирования ответа по запросу на основании информации в базе знаний и на основании данных, полученных из базы данных профилей;(ж) база знаний, которая предназначена для хранения описаний научных знаний различного уровня;(з) база данных профилей, которая предназначена для хранения информации об уровне научных знаний всех пользователей, которые зарегистрированы в системе.
2. Система по п.1, в которой средства ввода информации включают сенсорный экран и/или средство распознавания речи.
3. Система по п.1, которая реализована в виде графического планшета, который включает средства ввода информации, средство выдачи запроса, средство связи, средство вывода информации и который связан со средством выдачи решений.
4. Способ формирования ответа на запрос с учетом научных знаний с разным уровнем подробности за счет выдачи данных, соответствующих уровню знаний пользователя, в котором(а) получают запрос от пользователя;(б) определяют уровень знаний пользователя, используя его профиль в базе данных профилей;(в) ищут данные в соответствии с запросом от пользователя в базе знаний и их соответствие уровню знаний пользователя согласно профилю пользователя и формируют ответ за запрос с учетом найденных данных;(г) если данные нужного уровня знания отсутствуют в базе знаний, то формируют ответ на основании данных более высокого уровня знаний:(i) извлекают из базы знаний данные более высокого уровня знаний;(ii) удаляют данные более высокого уровня знаний, которые не могут быть определены на нужном уровне знаний;(iii) преобразуют оставшиеся данные более высокого уровня знаний для их представления на нужном уровне знаний;(iv) формируют ответ для пользователя на основании преобразованных данных.