Убирающееся шасси самолета

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области авиационной техники и касается вбирающегося шасси самолета. Убирающееся шасси содержит амортизационную стойку 1 с закрепленной на ней траверсой 2, шарнирно связанной с тягой 5 уборки-выпуска шасси. Тяга 5 уборки-выпуска шарнирно соединена с приводом 11 уборки-выпуска и с фюзеляжем. Механизм разворота амортизационной стойки 1, выполненный в виде расположенных в одной плоскости двух тяг 8 и 9 и качалки 10, шарнирно закрепленной на тяге 5 уборки-выпуска шасси. Первая тяга 8 шарнирно закреплена одним концом на фюзеляже, а вторым на первом плече качалки 10, вторая тяга 9 шарнирно закреплена одним концом на амортизационной стойке 1, а другим - на втором плече двуплечей качалки 10. Для фиксации в выпущенном положении амортизационная стойка 1 и траверса 2 снабжены разъемными крепежными средствами 7, позволяющими жестко закрепить амортизационную стойку 1 и траверсу 2 на гондоле 6 двигателя самолета. Техническим результатом является повышение надежности работы шасси за счет увеличения расстояния между стойками, при этом шасси в убранном положении занимает минимальный объем в фюзеляже. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к области авиационной техники и касается убирающегося шасси самолета.

Из уровня техники известны различные конструкции шасси с выпуском-уборкой путем поворота относительно оси, параллельной продольной оси фюзеляжа (SU 205716, В64С 25/12, 1968; US 3899147, 1975; US 4047681, 1977; US 4063698, 1977; US 5478030, 1995; US 5875994, 1999).

Ближайшим аналогом изобретения является шасси самолета, содержащее амортизационную стойку, шарнирно присоединенную к корпусу самолета, силовой привод уборки-выпуска шасси, шарнирно соединенный с амортизационной стойкой и корпусом самолета, колесную тележку, установленную на раме, стабилизирующий амортизатор, соединяющий тележку с амортизационной стойкой, при этом амортизационная стойка снабжена жестко присоединенным к ней первым рычагом, рама тележки соединена с амортизационной стойкой с возможностью поворота вокруг своей оси и снабжена вторым рычагом, жестко установленным на раме, который связан с первым рычагом силовым цилиндром, а балки, жестко установленные на раме, выполнены с шарнирами на концах, каждый из которых снабжен рычагом, соединенным с соответствующей балкой силовым цилиндром (RU 2099245, В64С 25/12, 1997 г.).

Приведенные выше аналоги, в том числе и ближайший, предусматривают уборку шасси в нишу фюзеляжа или крыла путем поворота амортизационной стойки относительно ее крепления к фюзеляжу или крылу, что не позволяет варьировать место расположения шасси относительно ниши для его уборки.

Задачей изобретения является создание убирающегося в фюзеляж шасси, у которого расстояние между стойками превышает диаметр фюзеляжа.

Поставленная задача решается за счет того, что шасси содержит амортизационную стойку с закрепленной на ней траверсой, шарнирно связанной с тягой уборки-выпуска шасси, которая, в свою очередь, шарнирно соединена с приводом уборки-выпуска и с фюзеляжем, а также механизм разворота амортизационной стойки, при этом в выпущенном положении шасси амортизационная стойка и траверса жестко закреплены разъемным соединением на гондоле двигателя самолета, а механизм разворота амортизационной стойки выполнен в виде расположенных в косой плоскости самолета двух тяг и качалки, шарнирно закрепленной на тяге уборки-выпуска шасси, при этом первая тяга механизма шарнирно закреплена одним концом на фюзеляже, а вторым - на первом плече качалки, вторая тяга шарнирно закреплена одним концом на амортизационной стойке, а другим - на втором плече двуплечей качалки.

Техническим результатом от использования заявленного изобретения является повышение надежности работы шасси за счет увеличения расстояния между стойками, при этом шасси в убранном положении шасси занимает минимальный объем в фюзеляже. Указанный результат достигается за счет того, что амортизационная стойка и траверса в выпущенном положении жестко закреплены на мотогондоле, а в убранном положении шасси отсоединяется от мотогондолы и располагается в нише фюзеляжа самолета. Вследствие того, что амортизационная стойка в процессе уборки шасси поворачивается системой тяг относительно тяги уборки-выпуска на угол более 90° удалось минимизировать объем, занимаемый шасси в убранном положении. Такое выполнение позволяет, несмотря на большую длину тяги уборки-выпуска, вписать шасси в небольшой объем ниши в фюзеляже.

Изобретение поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - схема убирающегося шасси самолета;

на фиг.2 - то же, вид сбоку;

на фиг.3 - сечение А-А с фиг.2;

на фиг.4 - сечение В-В с фиг.2;

на фиг.5 - общий вид ниши шасси самолета (шасси убрано).

Убирающееся шасси самолета, преимущественно сверхзвукового, содержит амортизационную стойку 1, траверсу 2, колесную тележку 3, связанную шлиц-шарниром 4 со стойкой 1, тягу 5 уборки-выпуска шасси, привод уборки-выпуска 11 и механизм разворота амортизационной стойки.

Тяга 5 уборки-выпуска шасси одним концом шарнирно закреплена на фюзеляже, а другим - шарнирно соединена с кронштейном траверсы 2. Кроме того, тяга 5 шарнирно соединена с приводом уборки-выпуска через кронштейн, установленный на расстоянии от шарнира крепления тяги 5 к фюзеляжу.

В выпущенном положении шасси амортизационная стойка 1 и траверса 2 жестко закреплены разъемными соединениями 7 на гондоле 6 двигателя самолета. Разъемное соединение может представлять собой соединение типа «ухо-палец» или «петля-крюк». Например, для амортизационной стойки крепление может быть выполнено в виде двух петель, взаимодействующих с двумя крюками мотогондолы 6, а для траверсы 2 - в виде одной петли на траверсе и одного крюка на мотогондоле 6.

Механизм разворота амортизационной стойки выполнен в виде лежащих в плоскости, расположенной под углом к поперечной плоскости самолета, двух тяг 8 и 9 и качалки 10, шарнирно закрепленной на кронштейне тяги 5 уборки-выпуска шасси. Первая тяга 8 механизма шарнирно закреплена одним концом на фюзеляже, а вторым - на первом плече качалки 10, вторая тяга 9 шарнирно закреплена одним концом на амортизационной стойке 1, а другим - на втором плече двуплечей качалки 10.

Правая и левая стойки шасси в убранном положении находятся одна за другой, что достигается расположением в косых плоскостях механизмов разворота амортизационных стоек, при этом элементы механизма (тяги и качалки) правой и левой стойки 1 лежат в параллельных плоскостях.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

При уборке шасси подается команда на рассоединение разъемных соединений 7, связывающих амортизационную стойку 1 и траверсу 2 с мотогондолой. Привод уборки-выпуска шасси воздействует на тягу 5, вследствие чего она поворачивается относительно шарнира ее крепления к фюзеляжу вместе с амортизационной стойкой 1 и траверсой 2, при этом амортизационная стойка одновременно разворачивается на требуемый угол относительно тяги 5 системой тяг механизма разворота. Качалка 10 механизма разворота амортизационной стойки, закрепленная на тяге 5, передает ее движение на тяги 8 и 9. В результате на амортизационную стойку воздействует суммарное движение от тяги 5 уборки-выпуска шасси и от первой тяги 8 механизма разворота, поворачивающейся относительно оси ее крепления к фюзеляжу, разворот стойки осуществляет вторая тяга 9 механизма разворота амортизационной стойки, которой суммарное движение тяг 5 и 8 передается через качалку 10.

Выпуск шасси осуществляется в обратной последовательности.

1. Убирающееся шасси самолета, содержащее амортизационную стойку с закрепленной на ней траверсой, шарнирно связанной с тягой уборки-выпуска шасси, которая шарнирно соединена с приводом уборки-выпуска и с фюзеляжем, отличающееся тем, что оно снабжено механизмом разворота амортизационной стойки, выполненным в виде расположенных в одной плоскости качалки, шарнирно закрепленной на тяге уборки-выпуска шасси, и двух тяг, при этом первая тяга механизма шарнирно закреплена одним концом на фюзеляже, а вторым - на первом плече качалки, вторая тяга шарнирно закреплена одним концом на амортизационной стойке, а другим - на втором плече двуплечей качалки, при этом для фиксации в выпущенном положении амортизационная стойка и траверса снабжены разъемными крепежными средствами, позволяющими жестко закрепить амортизационную стойку и траверсу на гондоле двигателя самолета.

2. Убирающееся шасси самолета по п.1, отличающееся тем, что механизмы разворота правой и левой амортизационных стоек расположены в параллельных плоскостях.

3. Убирающееся шасси самолета по п.1, отличающееся тем, что разъемное соединение амортизационной стойки и траверсы с гондолой двигателя самолета выполнено в виде соединения «ухо-палец» или «петля-крюк», при этом для амортизационной стойки крепление может быть выполнено в виде двух разъемных соединений, а для траверсы - в виде одного.