Способ психологической коррекции состояния выгорания личности как проявления профессионально-личностных деформаций

Изобретение относится к области коррекционной психологии, медицинской психологии, психотерапии и может использоваться в процессах психологической реабилитации, психологической коррекции патологических состояний личности, связанных с синдромом выгорания - профессионально-личностных деформаций, кризисов, пролонгированных дистрессов. На первом этапе выявляют неосознаваемый мотив будущих участников тренингов изменить негативные мыслительные, эмоциональные и поведенческие шаблоны путем проведения индивидуального консультирования будущих участников тренингов. Затем неосознаваемый мотив будущих участников тренинга переводят в осознанное сформулированное решение о трансформации своего состояния выгорания. На втором этапе участники тренинга формируют в парах и тройках визуальный образ телесных ощущений - «точку опоры» как индивидуального «якоря» телесного комфорта у каждого участника, к которой участник мог бы возвращаться на протяжении всего тренинга, после чего составляют формулу самовнушения желаемого изменения состояния каждого участника. На третьем этапе осуществляют обучение участников тренинга экологичному подходу к эмоциональным состояниям - своим и других людей, дают им знания о специфике эмоциональной сферы психики, переживаний, обучают участников тренинга навыкам: исследования, понимания, узнавания, идентификации своих эмоциональных состояний, их точной вербализации, навыкам переживать психофизиологическое и эмоциональное состояние, управлять своими состояниями. На четвертом этапе проводят тренинг на осознание виктимизированной субличности, на выявление ее характерных мыслительных, эмоциональных, поведенческих шаблонов, на отслеживание их взаимосвязи, на проведение их коррекции, обеспечивают условия их выполнения путем организации упражнений в парах и тройках на осознание состояния виктимизированной субличности и предубежденности восприятия мира и других людей, и производят их коррекцию в сторону конструктивных, созидательных установок личности. На пятом этапе проводят тренинг на осознание контролирующей субличности в рамках структуры, представляющей Супер-Эго и выявление ее характерных мыслительных, эмоциональных, поведенческих шаблонов, дают задания на отслеживание их взаимосвязи, обеспечивают условия их выполнения через организацию упражнений в парах-тройках для осознания мотивации насилия, представленной данной субличностью. На шестом этапе выявляют у участников тренинга основное содержание личного мифа, его главных персонажей, вектора и фундаментальных событий жизненного сценария, производят коррекцию вектора и эмоционального фона мифа и сценария жизненного пути личности в позитивную, жизнеутверждающую сторону через осознание мифической роли и выхода из нее. На седьмом этапе в тренинговом режиме выявляют структуры внутренней иерархии субличностей каждого из участников тренинга путем проведения упражнений и рисуночных техник, организуют исследование, осознавание, понимание разнонаправленности их мотиваций, убеждений, мыслительных, эмоциональных и поведенческих проявлений путем проведения упражнений и обсуждений, корректируют структуры их внутренней иерархии путем проведения упражнений-драматизаций и последующих обсуждений. На восьмом этапе организуют обучение участников тренинга дыхательным техникам, техникам телесной терапии, закрепляют решение следовать новому, жизнеутверждающему личному мифу и жизненному сценарию, укрепляют первоначальный ресурсный телесный опыт, формируют новые навыки честных взаимодействий и взаимоотношений, помогая участникам тренинга определить новые позитивные жизненные цели и жизненные смыслы, причем на протяжении всего процесса психологической коррекции в промежутках между тренингами каждый участник получает индивидуальные консультации, которые проводят с периодичностью 1 раз в 1, 5 недели, а каждый этап тренингов проводят в два дня подряд, по 8 часов в день, при этом промежутки между этапами тренингов могут составлять 1-1,5 месяца. Способ позволяет повысить эффективность процесса психологической коррекции состояния выгорания как проявления профессионально-личностной деформации и получения стойкого эффекта и системных позитивных изменений в жизнедеятельности личности. 3 з.п. ф.-лы, 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к области коррекционной психологии, медицинской психологии, психотерапии и может использоваться в процессах психологической реабилитации, психологической коррекции патологических состояний личности, связанных с синдромом выгорания - профессионально-личностных деформаций, кризисов, пролонгированных дистрессов путем снижения уровня выгорания через запуск - активацию процессов самоосознания и обучение навыкам самоосознавания, самоизучения, самодиагностики, саморегуляции и самокоррекции.

Выгорание - состояние личности, хорошо описанное преимущественно в медицинской психологии, в связи с чем оно больше известно в психологической науке и практике под названием синдром "выгорания" (burnout). На сегодняшний день в науке и практике нет однозначного мнения по вопросу о том, чем именно является данный феномен - синдромом из ряда симптомов, профессиональным стрессом либо состоянием личности. Далее используется два термина для описания феноменологии выгорания -«состояние» и «синдром», понимая под ними одно и то же явление, одну структуру, имеющую части и носящую в рамках разных отраслей психологии разные названия: как синдром, имеющий структуру, состоящую из симптомов - в рамках медицинской психологии, и как состояние, имеющее структуру, состоящую из проявлений - в рамках психологии личности и практической психологии.

Подробнее феномен изучен в зарубежной психологии, нежели в отечественной, где впервые он был описан. Согласно данным исследований, синдром выгорания представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения личности, проявляющееся ярче всего в социономических профессиях, в структуру его входят составляющие: эмоциональная истощенность, деперсонализация, редукция профессиональных достижений (Maslach С.Burnout: A multidimensional perspective. // Professional bumout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach and T.Marek. Washington D.C: Taylor &Trancis, 1993).

В отечественной науке синдром выгорания чаще понимается в более широких контекстах. Так, например, В.В.Бойко рассматривает его как часть профессионально-личностной деформации специалиста (Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационный Издательский дом «Филин», 1996).

Профессиональная деформация личности подразумевает изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения) под влиянием выполнения ею своей профессиональной роли. Однако есть авторы, прицельно изучающие эту проблему и справедливо считающие, что синдром выгорания не обязательно должен возникать в виде компонента профессионально-личностной деформации; профессионально-личностная деформация проявляется скорее на поздних фазах карьеры специалиста, а синдром выгорания может проявиться уже в первые годы работы человека на конкретном рабочем месте (Орел В.Е. Исследование обвинительной установки как феномена профессиональной деформации. //, Психология и практика: Ежегодник Российского-психологического общества. Ярославль, 1998. Т.4. Вып.1.).

Таким образом, соотношение профессионально-личностной деформации и состояния или синдрома выгорания выглядит следующим образом: выгорание может проявиться и вне контекста профессионально-личностной деформации, в то время как деформация (в негативном понимании этого термина) вряд ли может быть проявлена вне этого состояния или синдрома. Состояние выгорания может быть вызвано нарушением баланса между личностью и конкретными требованиями содержания работы сотрудника на конкретном рабочем месте, и тогда оно может не быть связано с процессом профессионально-личностной деформации (Maslach С, Letter М.Р. The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997). Наиболее выраженным симптомом выгорания является деперсонализация - негуманное, циничное отношение к людям, приходящим за помощью к специалисту. Понимание самого состояния или синдрома выгорания, рассматриваемого вне зависимости от контекста профессионально-личностной деформации - это рассмотрение его как проявления профессионального кризиса, связанного с работой человека, как отрицательного отношения не только к клиентам, но в целом к труду и его предмету. (Maslach С., Letter М.Р. The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997).

Учитывая вышесказанное, можно считать, что состояние или синдром выгорания является отражением либо профессионально-личностной деформации (при сохранении соответствия «личность-работа»), либо профессионального кризиса, связанного с работой (при нарушении этого соответствия).

Как бы ни был проявлен синдром выгорания - вследствие фактора несоответствия «личность-работа» или в рамках профессионально-личностных деформаций, он остается тяжелым, болезненным состоянием личности, нарушающим ее жизнедеятельность, нуждающимся в коррекции.

Профессионально-личностная деформация вызывается нарушением внутриличностного баланса, характеризуется сочетанием в личности состояния виктимности и гиперкомпенсирующей мотивации сверхконтроля.

Виктимность - приобретенные физические, психические и социальные черты и признаки, повышающие вероятность превращения человека в жертву; виктимизация, соответственно - процесс превращения человека в жертву. (Малкина-Пых И.Г., Психология поведения жертвы. - М., Изд-во Эксмо, 2006. - 1008 с.). Виктимизация объединяет как реализованную виктимность, так и процесс ее реализации.

Деформация личности является результатом искаженных установок субъекта в отношении собственной профессиональной деятельности, и, шире - отражением его стиля, образа жизни, наличием определенных жизненных смыслов.

Вследствие этого предлагается рассматривать феномен выгорания не как отдельный синдром, но как целостное состояние личности, возникающее вследствие искаженных процессов его восприятия, мышления и эмоциональных процессов, искаженного понимания своего личного мифа и вектора своей жизнедеятельности.

Опыт свидетельствует, что подход к феномену как к синдрому, вне его связи с личностью, малопродуктивен и коррекция отдельных проявлений феномена - эмоциональных, когнитивных, либо поведенческих - сама по себе не обеспечит необходимых изменений. Рассмотрение же феномена как целостного состояния личности, как проявления профессионально-личностной деформации намного более эффективно. Именно поэтому стратегический вектор в работе с состоянием выгорания личности как проявлением профессионально-личностной деформациями состоит в изменении отношения человека к себе и смыслу своей жизни, в то время как тактически это обеспечивается работой с отдельными сферами психики (опора на внутриличностные ресурсы, обучение обращению с эмоциональными процессами, коррекция деструктивных мотиваций, представленных отдельными субличностными структурами, реконструкция личного мифа и роли в нем, выработка новой иерархии мотиваций), с сохранением общего стратегического вектора.

Такой системно-стратегический подход к коррекции состояния выгорания личности как проявления профессионально-личностной деформации позволяет значительно повысить уровень социальной адаптации личности в относительно сжатые сроки и одновременно получить стойкий эффект, системные позитивные изменения в ее жизнедеятельности.

Феноменологическая близость проявлений профессионально-личностных деформаций типу невротического развития личности делает процесс психологической коррекции состояния выгорания сходным процессу психокоррекции неврозов в отношении общей методологии. Однако наличие индивидуально-личностных особенностей людей, специфика переживания ими своего статуса, степень его осознанности, готовности признавать его и готовности изменять его обуславливают различия в коррекции каждого случая. Именно поэтому оптимальным является подход к данному феномену и его коррекции не в рамках узкомедицинской модели помощи личности, но в расширенных рамках модели психологической помощи, не исключающей и медицинского подхода.

Различия в подходах к коррекции состояния выгорания личности также диктуются особенностями личности специалиста-психолога, выбираемыми им школами и ориентациями в области психотерапии и психокоррекции.

Наиболее детализированные аналоги процесса коррекции состояния выгорания личности на сегодня предлагаются в рамках медицинской модели помощи личности, страдающей от синдрома выгорания.

Известен способ коррекции состояния выгорания в рамках медицинской модели оказания помощи страдающим синдромом выгорания (см. Л.С.Чутко, С.Ю.Сурушкина, И.С.Никишена, Е.А.Яковенко, Т.И.Анисимова. Коррекция клинических проявлений синдрома эмоционального выгорания. // Журнал неврологии и психиатрии №2 -2009), заключающийся в использовании медикаментозных препаратов, в частности кортексина, регулирующего процессы метаболизма в головном мозге и обладающего избирательным действием на его клетки и параллельно оказывающим позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится то, что использование медикаментозных препаратов при коррекции состояния выгорания может иметь как минимум два нежелательных эффекта, таких как привыкание к препарату и формирование зависимости от него, а также нежелательные побочные результаты при его применении и отсутствие психотерапевтических методик (рациональной психотерапии, личностно-ориентированной психотерапии, аутогенной тренировки) как крайне важных, необходимых составляющих процесса коррекции состояния выгорания.

Известен способ профилактики и коррекции профессионального стресса у врачей (см. М.В.Голубев. Профессиональный стресс у врачей и его коррекция. - Доступен на http://therapeutic.ru/psychotherapy_articles/pages/id_237), заключающийся в том, что коррекцию профессионального стресса осуществляют в виде пошагового алгоритма: первый шаг - самоанализ системы стрессоров, определение значимости каждого класса стрессоров; второй шаг - самоанализ клинических проявлений возможного профессионального стресса, принятие решения о его наличии/отсутствии/угрозе, третий шаг - формирование комплекса коррекционно-профилактических мер, четвертый шаг - реализация программы коррекционно-профилактических мер, пятый шаг - контроль результатов - повторный анализ системы стрессоров и клинической картины, оценка наступивших изменений, принятие решения о продолжении/изменении выполнения программы коррекционно-профилактических мер либо о необходимости обращения к профильному специалисту.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится то, что в алгоритме коррекционного процесса отсутствуют этапы обучения личности работе с эмоциями, субличностными структурами, их иерархией, с личной мифологией, нет этапов построения и закрепления ресурсного телесного опыта. Содержание коррекционного процесса описывается крайне обобщенно как формирование комплекса коррекционно-профилактических мер и его реализация, без раскрытия содержания работы с феноменом на каждом шаге программы этих мер.

В отношении методологии известен базисный подход к специфике психологической коррекции состояния выгорания личности как проявления профессионально-личностной деформации - методология школы экзистенциальной психотерапии (см. И. Ялом. Экзистенциальная психотерапия. - М.: "Класс", 1999), заключающийся в том, что главными элементами экзистенциальной психотерапии являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему, развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий, максимальная открытость навстречу возникающим в течение жизни возможностям, способность осуществить выбор и актуализировать его. К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится то, что данный автор не выделял совокупность приемов психокоррекции состояния личности и не описывал ее в виде пошагового алгоритма, не ставил себе такой задачи, но описывал принципы подхода к личности.

Известен способ лечения и психологической коррекции личности при посттравматическом стрессовом расстройстве и хронических невротических расстройствах, обусловленных стрессом (см. патент РФ №2301689, 2007 г.), заключающийся в том, что психологическая коррекция личности включает четыре этапа, содержащих акцент на проработке, в основном, взаимоотношений личности с другими и самой собой, включает также этап работы с жизненным сценарием.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится то, что в указанном способе отсутствует этап работы с эмоциональной сферой личности и этапы, связанные с построением и укреплением ресурсных состояний.

Задачей изобретения является создание способа психологической коррекции состояния выгорания личности как проявления профессионально-личностных деформаций, обеспечивающего получение технического результата, состоящего в повышении эффективности процесса психологической коррекции состояния выгорания как проявления профессионально-личностной деформации и получении стойкого эффекта и системных позитивных изменений в жизнедеятельности личности.

Указанный технический результат достигается реализацией описанной совокупности приемов в заявленной последовательности в 8 этапов.

Предлагаемый способ заключается в психологической коррекции состояния выгорания как проявления профессионально-личностных деформаций через обучение человека методологии и техникам самоосознавания собственных личностных проявлений - как во внешней деятельности, так и до момента их экстернализации. Обучение самоосознаванию касается всех сторон психического функционирования, затрагивает в первую очередь процессы восприятия себя, мира и других людей без искажений и отрицания, безоценочно. Человек обучается наблюдению и исследованию своих эмоциональных состояний и учится процессу регуляции, управления ими, обучается осознавать разнообразие своих мотиваций и устанавливать их гармоничную иерархию, осознавать содержание и направленность своего личного мифа, и корректировать его вектор в сторону самосозидания и гармоничного образа жизни.

Способ осуществляют следующим образом.

Психологическая коррекция проводится с помощью тренингов поэтапно.

В способе используют системно-стратегический подход к феноменологии состояния выгорания, психологическую коррекцию проводят в двух векторах одновременно: в отношении психофизиологической симптоматики, эмоциональных проявлений, с одной стороны, и убеждений, ценностей, образа «Я», личной мифологии, заключающей в себе субъективный вектор жизнедеятельности, - с другой.

Перед началом процесса психологической коррекции каждый участник тренинга получает не менее одной индивидуальной консультации специалиста-психолога, реализующего полный формат процесса психологической коррекции. Каждый этап психологической коррекции продолжительностью два дня подряд занимает 16 часов, по 8 часов в день (4+4 часа). Промежутки между этапами составляют примерно 1-1,5 месяца.

Группа набирается из людей, обратившихся за психологической помощью индивидуально, имеющих по результатам констатирующего этапа психодиагностики показатели фазы резистенции синдрома выгорания в выраженной степени (оценка выраженности состояния - по методу Бойко В.В. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. /Под ред. Батаршева, А.С.Лукьянова. 2-е изд., испр. - М.: Психотерапия, 2007-624 с. (с.521-528).

На протяжении всего процесса психологической коррекции в промежутках между тренингами каждый участник тренинга получает индивидуальные консультации (примерно 1 раз в 1,5 недели), отслеживает свои способы взаимодействия с людьми, свои мотивации, эмоциональные состояния, готовится к следующему этапу.

Наполняемость группы устанавливается в пределах от 8 до 14 человек. Полный цикл психологической коррекции состояния выгорания личности в рамках профессионально-личностной деформации занимает, таким образом, около 8 месяцев (например, с сентября по май-июнь). Каждый этап психологической коррекции - двухдневный тренинг начинается с самоопределения участников тренинга на данный момент - формулирования цели работы на данном этапе тренингового формата, это происходит индивидуально, в виде упражнения по заданию ведущего - тренера. В конце каждого этапа (каждого двухдневного тренинга) подводится итог работы также каждым участником тренинга индивидуально. В процессах определения целей и подведения итогов работы используются записи, которые ведутся участниками группы, рисунки и другие продукты их деятельности. Наблюдаемые в своем состоянии изменения участники тренинга активно обсуждают с другими членами группы, делают выводы относительно достижения заявленных целей.

Участник тренинга в начале работы над своим состоянием в рамках первого этапа намечает личный план трансформации своего состояния, который обсуждается прежде всего на индивидуальных консультациях. Участник тренинга может, если хочет, позже выносить этот план на обсуждение группы, просить других участников тренинга давать ему объективную обратную связь.

Каждый этап психологической коррекции - двухдневный тренинг -начинается с оповещения ведущим участников тренинга о теме и целях данного этапа с точки зрения ведущего, и его месте в общем процессе психологической коррекции. В начале тренингов участники заявляют свои ожидания, свои намерения и задачи на предстоящий процесс коррекции, а в конце сообщают, насколько удалось этого достичь. Также в начале, в процессе и в конце тренингов участники сообщают о своих актуальных текущих эмоциональных состояниях.

Для ведущего-тренера важно постоянно удерживать в сознании цели каждого тренинга и соотносить их с индивидуальными целями участников тренинга, которые заявляются на индивидуальных консультациях и в начале каждого тренинга. Эти цели будут разниться, и ведущему-тренеру важно осознавать их разницу и динамику без потери основного стратегического целевого вектора всех этапов процесса психологической коррекции.

Цели и задачи каждого тренинга достигаются в процессе организации ведущим-тренером упражнений (индивидуальных, парных, групповых) ради получения участниками тренинга опыта взаимодействий и переживаний. После проведения упражнений ведущим-тренером организуется обсуждение полученного опыта (шеринг), в процессе которого происходит осознавание участником тренинга своих внутренних психических процессов, приходит понимание механизмов и закономерностей функционирования разных сфер психической деятельности (мотиваций, мышления, эмоций), и влияния качества содержания этих сфер на внешние проявления человека, на его взаимодействия с другими и на получаемый результат.

Каждый тренинг после оглашения ведущим-тренером целей данного тренинга и после оглашения участниками тренинга своих целей начинается с разминочного упражнения для подъема индивидуальной и групповой энергетики. Как правило, разминочные упражнения включают элемент тактильного контакта участников тренинга либо с объектами в помещении, либо друг с другом, что позволяет, наряду с подъемом энергетики, снизить закономерный начальный уровень тревоги участников тренинга. В процессе работы группы переживание тревоги модифицируется в переживание сопричастности и поддержки, но не автоматически, а при активном содействии этому процессу со стороны ведущего - тренера, при удерживании им этой дополнительной цели в сознании на протяжении всей работы.

Далее подробнее об этапах психологической коррекции (в описании этапов опущены описание начала-конца самих этапов работы группы, подразумевающих приветствия, разминки, снятие ведущим-тренером информации о психоэмоциональном самочувствии участников тренинга в течение процесса работы, перерывов на обед и начала-конца небольших технических перерывов в работе группы, связанных с физиологическими потребностями участников тренинга).

Цель первого этапа - стимулирования пробуждения внутренних ресурсов личности - положить начало процессу психологической коррекции состояния выгорания личности пробудить внутреннюю динамику.

На первом этапе происходит принятие будущим участником тренинга окончательного решения об изменении своего состояния выгорания путем индивидуального консультирования. Здесь ведущим-тренером выявляется спонтанное намерение будущего участника тренинга изменить негативные мыслительные, эмоциональные и поведенческие шаблоны, и данное спонтанное намерение личности переводится в осознанное сформулированное решение о трансформации своего состояния. Также здесь будущий участник тренинга намечает личный план трансформации своего состояния. Этот план он может, если пожелает, позже выносить на обсуждение других участников тренинга, в рамках тренингов.

Цель второго этапа - построения обьединенного опыта-переживания внутреннего ресурса - построить ресурсный телесный опыт в образе «точки опоры», который является в данном цикле необходимым и достаточным условием, неким «якорем», к которому участник тренинга мог бы возвращаться на протяжении всей работы, а также и в перерывах между ступенями. Здесь в рамках тренинга ведущий-тренер организует построение участниками (каждым самостоятельно для себя) ресурсного телесного опыта путем организации взаимодействий в парах и тройках. Далее проводится упражнение-медитация, где участники индивидуально соотносят полученный телесный опыт с визуальным образом «точки опоры» и формируют новый личный опыт-переживание внутреннего ресурса, объединяющий телесные ощущения и визуальный образ. Затем каждый участник начинает изменять свое состояние выгорания с помощью организации ведущим-тренером упражнения по составлению вербальной формулы желательных изменений своего состояния (оно выполняется по заданию ведущего-тренера в процессе тренинга индивидуально каждым для себя). В данном упражнении чрезвычайно важно выстроить в формулировке желаемого изменения безупречный вербальный ряд, содержащий только нужную формулировку изменения, без лишних слов, «выложенных» в правильной последовательности, в чем ведущий-тренер помогает каждому участнику тренинга отдельно.

Далее проводится упражнение по выбору объекта среди находящихся в помещении, ведущий-тренер просит каждого выбрать какой-то один предмет или деталь предмета, запомнить это и вернуться на место. В шеринге обсуждается степень вовлеченности внимания в объект или его деталь. Это вариант начала данного этапа для группы участников - новичков в таком виде групповой работы, как тренинг.

Для более подготовленных к процессу самоосознавания участников тренинга (то есть для другого варианта состава группы) проводится модификация этого упражнения в следующем виде. Проводится упражнение по выбору объекта, вызывающего раздражение. Ведущий-тренер просит участников тренинга действовать индивидуально, внутри и как можно точнее определить, идентифицировать чувство, вызванное этим предметом, найти ему название и оценить его выраженность по шкале от 1 до 10 баллов. После этого участники тренинга в парах и тройках по очереди рассказывают друг другу об этом переживании и его выраженности. После рассказа говорящий отмечает, насколько снизилась выраженность переживания. Проводится общий шеринг, где отмечается, что после идентификации и выражения своего переживания на словах другому интенсивность переживания значительно снижается.

Далее ведущим-тренером организуется дискуссия, в которой дается возможность участникам тренинга на опыте осознать, как работает механизм защит, когда происходит оценивание объектов по любому параметру, как сознание может «цепляться» за объекты и привязываться к ним, вырабатывать пристрастия и зависимости. В конце дискуссии ведущий-тренер предлагает проанализировать ее ход и дает возможность участникам тренинга осознать, что их сознание в процессе обсуждения вырабатывает новый защитный механизм, автоматически отделяя себя (тех, кто работает здесь и сейчас в группе и кто якобы свободен от привязанностей к обьектам) от всех других людей, - которые не в группе, у которых вырабатываются «цепляние» и зависимые формы поведения. Предлагается осознать механизм деления сознанием всех людей на «Мы» («хорошие») и «Они» («плохие»).

Далее проводится упражнение на осознание своих личностных качеств. Для этого ведущий-тренер просит участников тренинга в колонку выписать свои лучшие качества, и рядом поместить еще две колонки. Во второй колонке ведущий-тренер просит писать о тех же качествах, думая о другом как о «Ты», в третьей - думая о другом как об «Он», и увеличивая степень выраженности данного качества до его абсолютной противоположности к моменту его размещения в третьей колонке. В шеринге после этого упражнения дается возможность осознать относительность оценок людьми своих личностных качеств и качеств других. Далее проводится рисуночное упражнение, к нему дается общая вводная инструкция - настройка о том, что субъективные оценки и интерпретации свойств объектов и качеств других людей слишком относительны, чтобы быть точками отсчета при ориентации в ситуации и принятии решений. Участникам тренинга предлагается настроиться на более точную систему отсчета внутри себя, условно называемую «точкой опоры», почувствовать ощущение присутствия в себе самообучающейся системы, и прочувствовать ее на уровне телесных ощущений. Ведущий - тренер просит участников тренинга работать индивидуально, доверяя процессам телесной психофизиологической самокоррекции. Участники тренинга настраиваются на присутствие «точки опоры» в теле, внутренне обращаются к ней, улавливают телесные ощущения, связанные с ней, и зарисовывают образ «точки опоры». Далее ведущий - тренер просит участников тренинга в парах описывать по очереди друг другу свои ощущения в образе телесных симптомов. Проводится общий шеринг, где закрепляется полученный во время данного упражнения и во всем этапе работы опыт участников тренинга.

Подводятся итоги данного этапа, и даются задания участникам тренинга на отслеживание своих эмоциональных реакций в обычной жизни, на связь этих реакций с оценками объектов и людей, на выработку взвешенного отношения к подобным реакциям у себя и других.

На третьем этапе - изучения закономерностей протекания эмоциональных процессов - осуществляют обучение участников тренинга экологичному подходу к эмоциональным состояниям - своим и других людей, дают им знания о специфике эмоциональной сферы психики, переживаний, обучают участников тренинга навыкам: исследования, понимания, узнавания, идентификации своих эмоциональных состояний, их точной вербализации, переживания психофизиологического и эмоционального состояния без «влипания» в него, управления своими состояниями.

Цель третьего этапа - изучение закономерностей протекания эмоциональных процессов и способов корректного обращения с ними и управления ими.

Проводится углубленная работа с эмоциональной сферой личности каждого участника тренинга. Задачами этапа являются обеспечение получения участниками тренинга представлений об эмоциональных процессах (в контексте эмоционально-когнитивной терапии, - А.Эллис. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. - СПб: Питер, 1999. - 224 с.), обеспечение получения навыков осознавания эмоциональных процессов, отделения их от оценок и суждений и получения навыков канализации и утилизации эмоциональных процессов.

Для этого в первом упражнении обеспечивается получение участниками тренинга опыта сознательного нахождения последовательно в ряде состояний (страха-гнева- печали-радости), и перехода из состояния в состояние. Для этого названия переживаний располагаются в разных углах помещения, ведущий-тренер просит участников тренинга перемещаться от одного состояния к другому и находиться в каждом из них определенное время, до ясного ощущения присутствия в себе указанного состояния. Закончить упражнение ведущий-тренер предлагает в том состоянии, которое сейчас наиболее созвучно участнику тренинга. В течение шеринга обсуждается смена состояний, связь их с телесными ощущениями, опыт сознательного перехода в другие состояния. Далее проводится рисуночное упражнение, участников тренинга просят нарисовать мир своих переживаний на отдельном листе бумаги, после чего проводится шеринг. В течение шеринга обсуждается сложность и неоднозначность мира переживаний, и возможность сознательного управления эмоциями.

После этого ведущий-тренер проводит мини-лекцию об эмоциональной сфере психики и переживаниях личности (в контексте эмоционально-когнитивной терапии А.Эллиса). Далее проводится упражнение на отделение эмоций от оценок и суждений, цель которого - дать возможность участникам тренинга осознать разницу эмоционального процесса и мгновенно присоединяющихся к нему оценки и суждения, научиться их различать и отделять друг от друга. Участники тренинга работают в тройках. Ведущий-тренер просит участника тренинга под №1 замечать, что происходит с ним и его эмоциями, потом смотреть на участника тренинга под №2 и описывать его как факт, явление реальности, безоценочно, потом отслеживать, какие мысли у №1 появляются, глядя на №2, потом возвращать внимание к своему телу и проходящим в нем ощущениям и эмоциям. Все происходящие внутри №1 процессы ведущий-тренер просит его вербализировать, то есть проговаривать (вполголоса). Ведущий-тренер просит №3 быть наблюдателем и регулятором процесса у №1. Для этого ведущий-тренер просит №3 четко ограничивать время для №1 на выполнение каждого раздела упражнения (по 3 минуты на каждый раздел упражнения). Участнику тренинга №3 предлагается внимательно следить за тем, о чем говорит №1, чтобы в описание им своих внутренних процессов не включалось описание ситуации, чтобы в безоценочное описание им другого человека не включалось никаких мыслей, пока не наступит время для этого, чтобы пункты инструкции, соответствующие разделам упражнения, четко соблюдались. В итоге №1 выполняет 4 раздела упражнения по 3 минуты на каждый, и №3 следит за количеством времени и качеством выполнения задания. Если №1 отклоняется от инструкции, №3 сообщает ему об этом, делает замечание. Далее ведущий-тренер просит участников тренинга поменяться ролями, и так произойдет дважды, пока все участники тренинга не побудут в ролях 1-2-3. В шеринге обсуждаются трудности, с которыми участники тренинга сталкиваются при выполнении упражнения. Далее проводится упражнение на выявление состояния «здесь и сейчас» и его выражение в движении. Для этого участникам тренинга предлагается ощутить в себе определенное состояние, идентифицировать его, найти для него подходящий образ в движении, и попробовать его осуществить. Упражнение выполняется по очереди каждым индивидуально. В шеринге обсуждается связь эмоций с движением, телесной экспрессией. Далее проводится упражнение на выявление сильно выраженного состояния гнева. Для этого ведущий - тренер просит участников тренинга закрыть глаза и четко представить себе ситуацию, когда каждый находится за рулем той машины, которая ему нравится, неважно при этом, есть она у него или нет, умеет он водить или нет, и представить, что эту машину он ведет на высокой скорости по очень оживленной трассе, и что это ощущение скорости ему очень нравится. Далее ведущий-тренер просит представить, что внезапно впереди идущая машина резко тормозит, и участники тренинга - каждый в своем воображении, с закрытыми глазами) - сталкиваются на своей машине с впереди идущей и резко остановившейся машиной.

Ведущий-тренер просит каждого участника тренинга немедленно осознать чувства, которые приходят каждому участнику тренинга в связи с этой ситуацией, и слова, которые приходят на ум, открыть глаза, взять лист бумаги и записать тот мысленный диалог, который разворачивается внутри у каждого участника тренинга. После окончания записей организуется дискуссия о сильных негативных чувствах, их культурном табуировании, субъективных защитах против них в виде вытеснения и подавления. После дискуссии проводится шеринг, где обсуждаются особенности переживания сильных негативных чувств, в частности гнева, и возможности их канализации, трансформации и экологичной утилизации. Обсуждается возможность чувствовать гнев, признавать его в себе, наблюдать его протекание в себе и одновременно быть свободным от него. Общий шеринг по всему этапу позволяет подытожить индивидуальные результаты работы участников тренинга, дается задание участникам тренинга на отслеживание своих вытесненных сильных негативных чувств и возможностей их осознавания, принятия, канализации, трансформации и утилизации.

На четвертом этапе - осознания рентных мотиваций в отношении других людей и отказа от них - проводят тренинг на осознание виктимизированной субличности, на выявление ее характерных мыслительных, эмоциональных, поведенческих шаблонов, на отслеживание их взаимосвязи, на проведение их коррекции, обеспечивают условия путем организации упражнений в парах и тройках на осознание стереотипности и болезненности жизненного функционирования личности, основанной на позиции виктимизированной субличности, предубежденности восприятия мира и других людей, и производят их коррекцию в сторону конструктивных, созидательных установок личности

Работа на этом этапе основывается на подходах к психокоррекции в рамках психоанализа, психосинтеза и представителей трансактного анализа (Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992 - 400 с.).

Для этого проводится упражнение на осознание внутреннего монолога критикующей субличности, для чего ведущий-тренер просит участников тренинга сосредоточиться на этой части и услышать ее критику, записать ее как монолог, далее нарисовать ее портрет, объединиться в пары и тройки и по очереди рассказать о ней друг другу. Работа с Внутренним Критиком (одной из структур Супер-Эго), ее мотивацией важна как подготовительный период к осознанию виктимизированной субличности. Далее проводится упражнение по осознанию мотиваций диады субличностей Жертва - Герой (двойная ипостась виктимизированной субличности), активизирующихся в ответ на монологи Внутреннего Критика. Для этого ведущий-тренер просит участников тренинга, прочтя записанный монолог и расположив перед собой портрет Критика, почувствовать внутри протестные эмоции, записать ответный монолог виктимизированной субличности и нарисовать ее. В течение шеринга обсуждаются особенности процесса осознавания и репрезентации обеих упомянутых субличностей. Далее проводится мини-лекция об этиологии виктимизированной субличности, ее рождения в результате Ранних Решений Ребенка, и организуется обсуждение полученной информации.

Подчеркивается, что наличие виктимизированной субличности и доминирование ее мотиваций - следствие раннего отказа от жизненности в себе и Раннего Решения ощущать себя живым - через другого, действовать и ощущать жизнь через процесс контроля жизни другого человека, при невнимании к себе, пренебрежении собой. Далее проводится упражнение на актуализацию жизненных потребностей Раннего Ребенка, для чего ведущий-тренер просит участников тренинга работать в парах следующим образом. Вначале участники тренинга каждый пишут на бумаге список своих жалоб, которые хранятся внутри, каждую начиная с новой строчки и нумеруя. После составления списков жалоб участники тренинга договариваются об очередности в ролях. Ведущий-тренер просит всех №1 зачитывать свои жалобы вполголоса для №2, по одной. После выслушивания очередной жалобы