Способ формирования коллектива для решения творческих задач

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к психологии общих способностей (интеллекта, обучаемости, креативности) и может быть использовано при формировании коллективов смешанного типа, включающих лиц мужского и женского пола, для решения творческих задач. Выполняют интерперсональную диагностику. Диагностируют готовность каждого из членов коллектива к решению творческих задач, для чего измеряют уровни аналитического, творческого и практического интеллекта. Нормируют измеренные уровни на предварительно заданные - минимальные уровни; исключают из состава коллектива лиц, у которых, по крайней мере, два нормированных показателя меньше единицы. Диагностируют лиц мужского пола на их гендерную установку и исключают из коллектива лиц мужского пола с выраженной отрицательной гендерной установкой. Выявляют лидера и определяют ролевые функции оставшихся членов коллектива. Способ позволяет повысить продуктивность творческого труда коллектива смешанного типа и снизить вероятность его распада из-за возможного проявления отрицательных тендерных проявлений со стороны лиц мужского пола. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Реферат

Изобретение относится к психологии общих способностей (интеллекта, обучаемости, креативности) и может быть использовано в профессиональной, научной и педагогической деятельности при формировании коллективов смешанного типа, включающих лиц мужского и женского пола, для решения творческих задач, т.е. задач дивергентного типа, не имеющих очевидного логического решения.

Известны способы формирования коллективов для решения творческих задач.

Так, известный способ формирования коллектива для решения творческих задач, описанный в книге: Пономарев Я.А. Психология творения. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МО-ДЭК», 1999, с.321-339, предусматривает следующие действия:

оценивают творческую способность каждого члена коллектива;

оценивают профессиональную квалификацию (индивидуальную продуктивность);

оценивают сработанность участников формируемого коллектива.

Однако известный аналог имеет недостатки:

относительно низкая продуктивность творческого коллектива, т.е. отношение числа успешно решенных творческих задач к общему числу заданных, что объясняется следующим: оценка сработанности членов формируемого коллектива предполагает анализ долгосрочной совместной их деятельности, т.е. привлечения к решению творческих задач уже ранее известных по совместной деятельности лиц, что часто невозможно;

не учитываются индивидуальные психологические и интерперсональные характеристики участников коллектива, что особенно важно при формировании смешанных коллективов, включающих лиц обоих полов.

Известен также способ формирования коллектива для решения творческих задач по патенту РФ №2197880 МПК А61В 5/00, опубл. 10.02.2003, Бюл. №4.

Способ включает следующую последовательность действий: формируют группу лиц с высокой продуктивностью по уровню предшествующих профессиональных достижений, оценивают творческие способности по уровню интеллекта, проводят интерперсональное диагностирование, исключают из коллектива лиц с уровнем интеллекта ниже предварительно заданного уровня и лиц неконформных и склонных к конфликтам, после чего из оставшихся лиц выделяют лидера.

Недостатком известного способа является также относительно низкая продуктивность, обусловленная неполнотой измеряемых показателей интеллекта и низкой достоверностью сведений о продуктивности включаемых в коллектив лиц по их предшествующей профессиональной деятельности.

Наиболее близким по своей технической сущности к заявленному является способ формирования коллектива для решения творческих задач, описанный в патенте РФ №2235505 МПК А61В 5/16, опубл. 10.09.2004, Бюл. №25.

В способе-прототипе для формирования коллектива выполняют следующую последовательность действий:

выполняют интерперсональную диагностику, по результатам которой исключают из коллектива лиц с преобладанием неконформных тенденций и склонных к конфликтам;

диагностируют готовность каждого из оставшихся лиц к решению творческих задач, для чего измеряют уровни показателей его аналитического КА, творческого КТ и практического КП интеллекта;

нормируют измеренные значения КА, КТ и КП на соответствующие им предварительно заданные минимально допустимые значения

после чего исключают из коллектива лиц, у которых по крайней мере, два из трех нормированных значений , , меньше единицы;

выявляют лидера команды для чего: предварительно выделяют лиц с выраженной независимостью мнений, упорством и тенденцией к лидерству, вычисляют их уровень инновационного интеллекта КИИ, а в качестве лидера в коллективе оставляют одного с наивысшим значением КИИ;

структурируют коллектив и определяют ролевую функцию каждого члена коллектива: «генератор», «резонатор» или «реализатор» по наибольшему значению соответственно , и .

При реализации способа-прототипа достигается снижение времени решения плохо структурированных задач.

Однако ближайший аналог имеет недостатки: относительно низкую продуктивность коллектива и высокую вероятность его распада при включении в его состав лиц обоих полов, женского и мужского, что обусловлено существующими гендерными стереотипами, являющимися предпосылкой противоречивых и часто отрицательных представлений о роли женщины в творческом коллективе и приводящих к отрицательным реакциям членов коллектива мужского пола.

Целью заявленного изобретения является разработка способа формирования творческого коллектива смешанного типа, включающего лиц женского и мужского пола, обеспечивающего повышение продуктивности творческого труда смешанного коллектива и снижение вероятности его распада из-за возможного возникновения отрицательных реакций членов коллектива мужского пола.

Заявленный способ расширяет арсенал средств данного назначения.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе формирования коллектива для решения творческих задач, заключающегося в том, что:

выполняют интерперсональную диагностику, по результатам которой исключают из коллектива лиц с преобладанием неконформных тенденций и склонных к конфликтам;

диагностируют готовность каждого из оставшихся лиц к решению творческих задач для чего: измеряют уровни показателей его аналитического КА, творческого КТ и практического КП интеллекта, нормируют измеренные значения КА, КТ и КП на соответствующие им предварительно заданные минимально допустимые значения по формуле (1), после чего исключают из коллектива лиц, у которых, по крайней мере, два из трех нормированных значений , , - меньше единицы;

выявляют лидера коллектива, для чего: предварительно выделяют лиц с выраженной независимостью мнений, упорством и тенденцией к лидерству в коллективе, вычисляют для каждого из них уровень инновационного интеллекта КИИ и в качестве лидера в коллективе оставляют одного с наивысшим значением КИИ;

структурируют коллектив и определяют ролевую функцию каждого члена коллектива: «генератор», «резонатор» или «реализатор» по наибольшему значению соответственно КА, КТ и КП.

Дополнительно, после диагностирования готовности членов коллектива к решению творческих задач, из оставшихся членов коллектива, включающего лиц обоих полов:

диагностируют лиц мужского пола на гендерную установку: отрицательную, положительную или эгалитарную;

исключают из коллектива лиц мужского пола с выраженной отрицательной гендерной установкой;

причем лидера творческого коллектива выявляют из числа лиц, оставшихся в коллективе после диагностирования их готовности к решению творческих задач и диагностирования лиц мужского пола на их гендерную установку.

При этом уровень инновационного интеллекта КИИ вычисляют по формуле:

Ролевую функцию члена творческого коллектива определяют из условия, что, по крайней мере, два из трех показателей , , превышают единицу, при этом члену творческого коллектива определяют функциональную роль «генератора» при наибольшем уровне ; «резонатора» при наибольшем уровне и «реализатора» - при наибольшем уровне .

Диагностику гендерной установки лиц мужского пола выполняют с использованной психосемантической методики В.Ф.Петренко.

Благодаря новой совокупности существенных признаков обеспечивается не только учет частных показателей различных сторон интеллекта личности, определяющих ее способность решать творческие проблемы, и определение ролевой функции каждого из членов коллектива, при которой гарантируется максимальное использование потенциала личности, но исключаются последствия существующих в настоящее время отрицательных гендерных установок в отношении лиц женского пола, приводящих часто к снижению продуктивности работы творческого коллектива и даже к его распаду. Отмеченное указывает на возможность достижения сформулированной цели изобретения.

Заявленный способ поясняется чертежами, на которых показано:

на фиг.1 - предварительно отобранные лица смешанного типа;

на фиг.2 - вариант измеренных частных показателей интеллекта;

на фиг.3 - результаты измерения уровня инновационного интеллекта;

на фиг.4 - условное обозначение лиц, исключенных из коллектива;

на фиг.5 - структура сформированного смешанного коллектива;

на фиг.6 - результаты экспериментальных сравнительных исследований.

Реализация заявленного способа объясняется следующим образом.

В настоящее время женщина, являясь субъектом профессиональной деятельности, в процессе выполнения своих обязанностей активно включается в творческий процесс, в том числе в сфере научно-технического творчества. В то же время такая деятельность женщины часто рассматривается как несовместимая с устоявшимися взглядами на роль женщины в обществе. Это обусловлено существующими гендерными стереотипами, утвердившимися среди мужчин. В числе других стереотипов остается представление о том, что женщины обладают меньшими математическими способностями, не склонны к техническому творчеству, малоэффективны в инновационном процессе. Отмеченное является одной из психологических предпосылок возникновения негативных проявлений во взаимоотношениях членов коллектива, сформированного для решения творческих задач и включающего лиц мужского и женского пола. Возникновение негативных проявлений часто приводит к снижению продуктивности коллектива и даже к его распаду.

Заявленный способ призван исключить или существенно снизить проявления существующих гендерных стереотипов при формировании коллективов смешанного типа для решения творческих задач.

Решение плохо структурированных (инновационных) задач, когда не существует решения, которое может быть найдено только на основе предшествующего опыта, знаний и логического рассуждения, предъявляет к участнику такого процесса особые требования. Он должен обладать необходимыми уровнями аналитического, творческого и практического интеллекта, которые характеризуют соответственно коэффициентами аналитического Кд, творческого КТ и практического КП интеллекта. Причем значения этих коэффициентов должны превышать предварительно заданные минимальные значения ; ; , которые определяются сферой научно-технического творчества (см., например, Самохин В.Ф. Инновационная среда системы военного профессионального образования. Монография. - СПб.: ВАС, 2009, - с.215-226).

Также известно (см., например, Пономарев Я.А. Психология творения. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд. НПО «Модэк», 1999, с.321-329), что лица, у которых преобладает аналитический интеллект, в творческом коллективе выполняют роль «генераторов» идей. Лица с преобладанием творческого и практического уровней интеллекта выполняют роль соответственно роли «резонаторов» и «реализаторов».

При этом высокий уровень продуктивности ролевого участия конкретного члена коллектива не исключает того, что один из его частных показателей (КА, КТ, КП) может быть на относительно низком уровне, при условии, что два остальных частных показателя превышают минимально допустимые уровни для данного вида творческой деятельности.

На первом этапе всех членов формируемой творческой смешанной группы подвергают интерперсональному диагностированию. На фиг.1 показан условный первоначальный состав, включающий 8 женщин и 8 мужчин. Интерперсональное диагностирование проводят с целью выявления лиц, характеризуемых тенденцией к неконформности и склонностью к конфликтам. Кроме того, целью такого диагностирования является выявление лиц с выраженной независимостью мнений, упорством и тенденцией к лидерству.

Для интерперсонального диагностирования могут быть использованы известные опросники или тесты, предназначенные для диагностики межличностных отношений и свойств личности. В частности, для этой цели использован «Интерперсональный опросник Лири», адаптированный для исследования взаимоотношений в производственных и студенческих группах Малешкиным М.С. в 1986 г. Порядок использования данного опросника описан в книге: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд. Питер, 2000, с.158-161.

По результатам интерперсонального диагностирования из коллектива исключают лиц с преобладанием неконформных тенденций и склонных к конфликтам (на фиг.4 условно обозначены такие лица номерами 7 и 16). Этим достигается формирование среды, комфортной для творческой деятельности.

Кроме того, по результатам интерперсонального диагностирования выявляют лиц с выраженной тенденцией к лидерству (на фиг.3 такими являются лица с номерами 4 и 14).

Затем диагностируют готовность каждого из оставшихся лиц к решению творческих задач, для чего измеряют уровни частных показателей аналитического КА, творческого КТ и практического КП интеллекта.

Для оценки уровня аналитического интеллекта КА, в частности, можно использовать тесты IQ Г.Айзенка (см., например, книгу Г.Дж.Айзенк. Узнай свой собственный интеллект / Пер. с англ. / Н.Новгород, изд. «АЙ КЬЮ», 1994).

Уровень творческого интеллекта КТ может быть измерен с помощью тестов креативности, описанных, например, в книге: Вишнякова Н.Ф. Креативная педагогика. Монография. - Ч.1, - Минск, 1995, с.230-237.

Уровень практического интеллекта может быть измерен с помощью тестов практического интеллекта, содержащихся в работе: Холодкова Л.А. Формирование инновационного мышления в системе развивающего обучения в высшем военном учебном заведении / Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук (20.02.02) / ВМИРЭ, СПб. 2000. Приложение 2.

Затем измеренные уровни КА, КТ, КП нормируют на предварительно заданные минимально допустимые уровни ; ; . Минимально допустимые значения частных показателей определяются конкретной областью знаний, к которой относится решаемая проблема. Экспериментальные исследования показали, что в области научно-технического творчества могут быть приняты

(определяются значением IQ), (определяются по дискограмме на основе измеренных значений КТ, КП). Порядок вычисления частных показателей КТ и КП с использованием дискрограмм известен и описан, например, в патенте РФ №23082224 от 20.10.2007 «Способ формирования психологического портрета личности».

Из примера, показанного на фиг.2, видно, что тестируемые с номерами 5 и 9 имеют по два частных показателя, уровни которых ниже минимально допустимых. Поэтому эти лица также подлежат исключению из коллектива.

Наличие у ряда членов коллектива (номера 2, 8, 10, 12, 16 на фиг.2) одного из частных показателей ниже минимально допустимого уровня не дает основания для их исключения на этом этапе из коллектива. Два из показателей, превышающих минимальные уровни, означают, что данное лицо может с успехом выполнять функциональную роль: «генератора», если только один из частных показателей КТ или КП ниже минимального уровня и при этом КА имеет наивысший уровень (номер 8 на фиг.2); «резонатора», если КА или КП ниже минимального уровня, а КТ максимален (номер 10 на фиг.2); «реализатора», если КА или КТ ниже минимального уровня, а КП максимален (номер 12 на фиг.2).

Измеренные уровни КА, КТ, КП нормируют по формуле (1) относительно предварительно заданных соответствующих минимальных уровней, что дает основание для более объективной сравнительной оценки уровня инновационного интеллекта КИИ, вычисляемого по формуле (2). Вычисленные уровни КИИ для каждого из членов формируемого коллектива отражены на фиг.3.

После вычисления КИИ диагностируют лиц мужского пола (номера 2, 3, 4, 11, 12, 13, 14 на фиг.3) на их гендерную установку. Известно (см., например, Овчинникова В.В. «Влияние гендерных установок на взаимоотношения в разнополых воинских коллективах». Автореферат канд. дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. Дис. совет Д-212.341.05, РГСУ, М.: 2006 г., с.10-11), что в зависимости от компонентного состава гендерной установки можно выделить три типа личностей:

эгалитарный, при котором мужчина воспринимает женщин как полноправных сотрудников, имеет положительное отношение к участию женщины в творческом коллективе;

традиционный положительный, при котором лицо мужского пола хотя и видит роль женщины прежде всего в семье, в то же время положительно относится к присутствию женщины в коллективе, т.к. это повышает его эмоциональное состояние, что имеет важное значение в творческом процессе;

традиционный отрицательный, при котором лицо мужского пола имеет устойчивое отрицательное отношение к участию женщины в творческом коллективе.

Таким образом, целью диагностики гендерной установки мужчин является выявление среди них лиц с выраженной традиционной отрицательной гендерной установкой. В то же время диагностирование на гендерную установку женщин нецелесообразно, т.к. по данным исследований, содержащихся в указанной выше работе Овчинниковой В.В., женщин с традиционно отрицательной гендерной установкой ничтожно мало (2-3%).

Диагностирование гендерной установки можно выполнить, например, с использованием модицифированной психосемантической методики В.Ф. Петренко, описанной в книге: Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентативности в обыденном сознании. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1993, с.29-40.

По результатам диагностирования гендерной установки из коллектива исключают лиц мужского пола с выраженной отрицательной гендерной установкой (на фиг.4 лица с номерами 2, 11).

Также окончательно выделяют лидера. На этапе интерперсональной диагностики были выявлены два кандидата в лидеры (номера 4 и 14, фиг.3).

После вычисления уровня инновационного интеллекта КИИ у лица с номером 14 он оказался выше. Поэтому лицо с номером 4 исключают из коллектива и оно может быть использовано в качестве лидера другого формируемого творческого коллектива.

Окончательно в состав коллектива включены лица с номерами 1, 3, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 15, из которых функциональную роль «генераторов» будут выполнять лица с номерами 1, 3, 8, у которых наибольшее значение имеет частный показатель КА; «резонаторов» - 6, 10 с наибольшим КТ; «реализаторов» - 12, 13, 15 с наибольшим КП. Роль лидера выполняет лицо с номером 14, имеющее наивысший уровень КИИ и со всеми частными показателями, превышающими их минимально допустимый уровень (см. фиг.2, 3).

Таким образом в коллектив вошли лица обоих полов: женщины (номера 1, 6, 8, 10, 15) и мужчины (3, 12, 13, 14). В коллективе не осталось лиц, неподготовленных к коллективному решению плохо структурированных (инновационных) задач. В коллективе определены ролевые функции каждого лица: «генератор», «резонатор», «реализатор». В коллективе присутствуют лица с ярко выраженными уровнями аналитического КА, творческого КТ и практического КП интеллекта. В случае необходимости большинство членов коллектива могут выступить в любой роли.

Одновременно не допущена потеря для коллектива лиц, хотя и имеющих один из частных показателей ниже минимально допустимого, но способных продуктивно выполнять в коллективе одну из ролевых функций.

В коллективе выявлен лидер, роль которого особенно важна на этапе реализации уже выработанного логически структурированного решения. На этапе формулирования общей идеи и выработки творческого решения лидер выступает в роли рядового члена коллектива (в рассмотренном примере в роли «генератора», т.к. он имеет максимальный показатель КА).

В коллективе сформирована комфортная для творчества обстановка, исключающая межличностные конфликты, блокирование нетривиальных идей и проявление отрицательных гендерных установок к лицам женского пола.

Для подтверждения возможности достижения сформулированного технического результата были проведены лонгитюдные экспериментальные исследования в Военной академии связи в период с 2001-2008 гг.

Ежегодно одновременно формировались два смешанных коллектива для решения творческих задач. Первая из них формировалась по заявленному способу, вторая - по способу-прототипу. Группы комплектовались из обучающихся выпускного курса по 10-16 человек в каждой и при примерном равенстве лиц мужского и женского пола. При этом средний балл обучения включаемых в обе группы лиц был примерно равным.

Каждому из коллективов задавалась творческая задача дивергентного типа, т.е. не имеющая логического решения. Для решения задач устанавливался предельный срок 7 дней.

Результаты эксперимента, представленные на фиг.6, дают основания для следующих выводов:

из общего числа заданных для решения задач смешанный коллектив, сформированный заявленным способом, решил все, а смешанный коллектив, сформированный по способу-прототипу, решил только 60% задач, в том числе одна из задач была не решена по причине распада коллектива из-за проявления отрицательных гендерных установок по отношению к лицам женского пола;

время, затраченное для успешного решения задач коллективом, сформированным заявленным способом, в среднем на 20% меньше, чем у способа-прототипа;

продуктивность решения творческих задач у коллектива, сформированного заявленным способом, выше, чем у прототипа, примерно на 40%;

сформированный заявленным способом коллектив не подвергался распаду в силу проявления отрицательных гендерных установок по отношению к лицам женского пола.

Полученные экспериментальные данные подтверждают возможность достижения сформулированного технического результата - повышения продуктивности труда смешанного коллектива и снижение вероятности его распада из-за возможного возникновения отрицательных гендерных реакций членов коллектива мужского пола по отношению к женщинам.

1. Способ формирования коллектива для решения творческих задач, заключающийся в том, что выполняют интерперсональную диагностику, по результатам которой исключают из коллектива лиц с преобладанием неконформных тенденций и склонных к конфликтам, диагностируют готовность каждого из оставшихся лиц к решению творческих задач, для чего измеряют уровни показателей его аналитического КА, творческого КТ и практического КП интеллекта, нормируют измеренные значения КА, КТ и КП на соответствующие им предварительно заданные минимально допустимые значения ; ; , после чего исключают из коллектива лиц, у которых, по крайней мере, два из трех нормированных значений , , меньше единицы, выявляют лидера коллектива, для чего предварительно выделяют лиц с выраженной независимостью мнений, упорством и тенденцией к лидерству в коллективе, вычисляют для каждого из них уровень инновационного интеллекта КИИ и в качестве лидера в коллективе оставляют одного с наивысшим значением КИИ, а затем структурируют коллектив, для чего определяют ролевую функцию каждого члена коллектива «генератор», «резонатор» или «реализатор» по наибольшему значению соответственно , , , отличающийся тем, что после диагностирования готовности членов коллектива к решению творческих задач из оставшихся членов коллектива, включающего лиц обоих полов, диагностируют лиц мужского пола на их гендерную установку: отрицательную, положительную или эгалитарную, исключают из коллектива лиц мужского пола с выраженной отрицательной гендерной установкой, причем лидера творческого коллектива выявляют из лиц, оставшихся в коллективе после диагностирования их готовности к решению творческих задач и диагностирования лиц мужского пола на их гендерную установку.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что уровень инновационного интеллекта КИИ вычисляют по формуле

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что ролевую функцию члена творческого коллектива определяют из условия, что, по крайней мере, два из трех показателей , , превышают единицу, при этом члену творческого коллектива определяют функцию «генератора» при наибольшем уровне , «резонатора» - при наибольшем уровне и «реализатора» - при наибольшем уровне .

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что диагностику гендерной установки лиц мужского пола выполняют с использованием модифицированной психосемантической методики В.Ф.Петренко.