Одноосное самоходное инвалидное кресло

Изобретение относится к средству реабилитации инвалидов и может быть использовано для автономного передвижения людей с ограниченными физическими возможностями и в качестве средства передвижения общегражданского назначения. Одноосное самоходное инвалидное кресло выполнено в виде двухколейного двухколесного транспортного средства с центром масс ниже оси и состоит из несущей рамы с колесами и направляющими и кресла для пассажира с собственной рамой. Транспортное средство имеет привод колес от установленных на несущей раме электродвигателей и отдельный привод кресла от установленного на раме кресла электродвигателя, и электронное устройство. Электронное устройство регулирует ток нагрузки электродвигателя привода кресла в соответствии с изменениями тока нагрузки электродвигателей приводов колес или в соответствии с величиной и режимом отклонения несущей рамы транспортного средства от положения статической остойчивости транспортного средства. Технический результат заключается в том, что люди с ограниченными физическими возможностями получают эффективное средство реабилитации в виде полностью управляемого транспортного средства индивидуального применения для поездок к местам работы, выездов в места активного отдыха, на сельскохозяйственные угодья или совершения дальних путешествий и т.п. 4 з.п. ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к производству средств реабилитации для инвалидов и предназначено для автономного передвижения людей с ограниченными физическими возможностями, а также может использоваться в качестве средства передвижения общегражданского назначения.

Известны двухколейные двухколесные транспортные средства с динамическим управлением остойчивостью и расположенным ниже оси вращения колес центром масс, состоящие из несущей рамы с колесами и направляющими, и кресла для пассажира с собственной рамой, которое в динамических режимах движения транспортного средства может перемещаться относительно несущей рамы по направляющим.

Прототипом изобретения является изобретение «Двухколейный двухколесный велосипед с плавающей кабиной», защищенное патентом РФ № 2090429.

В данном транспортном средстве управление остойчивостью в динамических режимах движения транспортного средства обеспечивается перемещением кресла с пассажиром относительно несущей рамы под действием перераспределения натяжения бортовых цепей приводов колес на участках до и после звездочек на полуосях установленного на раме кресла ведущего моста.

Недостатками прототипа являются плохая остойчивость в виде избыточного раскачивания кресла, создающего дискомфортные условия для пассажира и возможность задевания креслом местности из-за запаздывания возвращения кресла в положение статического равновесия при снятии нагрузки в приводе колес, плохая управляемость в виде невозможности управлять радиусом поворота при изменениях дорожных условий из-за бортового способа поворота транспортного средства, невозможность использования транспортного средства для автономного передвижения людей с ограниченными физическими возможностями.

Целью изобретения является повышение остойчивости и повышение управляемости двухколейного двухколесного транспортного средства с динамическим управлением остойчивостью с расположенным ниже оси вращения колес центром масс, и обеспечение возможности использования транспортного средства людьми с ограниченными физическими возможностями.

Для этого двухколейное двухколесное транспортное средство с расположенным ниже оси вращения колес центром масс, состоящее из несущей рамы с колесами и направляющими и кресла для пассажира с собственной рамой, снабжают приводом колес от установленных на несущей раме электродвигателей и отдельным приводом кресла от установленного на раме кресла электродвигателя, перемещающим кресло относительно основной рамы в динамических режимах движения транспортного средства по направляющим, или электродвигатель привода колес устанавливают на раме кресла с ведущим мостом с межбортовым вариатором и органом управления направлением движения и полуосями с ведущими звездочками, сопряженными с бортовыми цепями, и в цепь питания двигателя/двигателей привода/приводов колес включают электронное устройство, управляющее током нагрузки двигателя привода кресла в соответствии с изменениями тока нагрузки в двигателе/двигателях привода/приводов колес, или управляющее током нагрузки двигателя привода кресла в соответствии с величиной и режимом отклонения несущей рамы от положения статической остойчивости транспортного средства по данным установленного на транспортном средстве датчика угла отклонения, или на раме кресла устанавливают механический мускульный механизм, приводящий колеса посредством ведущего моста с межбортовым вариатором с органом управления направлением движения и полуосями с ведущими звездочками, сопряженными с бортовыми цепями, а для управления перемещением кресла относительно несущей рамы в привод колес включают динамический преобразователь момента, создающий на раме кресла усилие, перемещающее кресло соответственно направлению и величине передаваемого на колеса момента, или на раме кресла устанавливают гидравлический мускульный механизм, приводящий колеса и кресло посредством гидронасоса с распределителем, подающим рабочую жидкость в установленные на несущей раме гидромоторы приводов колес и в установленный на раме кресла гидромотор привода кресла. Также на раме кресла может быть установлен механический источник энергии на основе ДВС или турбоагрегата, или преобразователя энергии солнечного света, приводящий ведущий мост или гидронасос.

Полезный эффект от применения изобретения заключается в том, что реализованная в изобретении сильная обратная связь в системе управления режимом вращения колес одноосного транспортного средства с расположенным ниже оси вращения колес центром масс позволяет ограничить раскачивания кресла с пассажиром или стабилизировать его в определенном положении относительно горизонта и исключить нежелательные контакты с местностью, а также обеспечить управление радиусом поворота при любых дорожных условиях. Указанные свойства позволяют использовать высокую проходимость, маневренность и управляемость двухколейных двухколесных транспортных средств для осуществления автономного передвижения по неподготовленной местности, в том числе и людям с ограниченными физическими возможностями. Инвалиды получают эффективное средство реабилитации в виде полностью управляемого транспортного средства индивидуального применения для поездок к местам работы, выездов в места активного отдыха, на сельскохозяйственные угодья или совершения дальних путешествий, занятий спортом и т.п.

Кресло также может использоваться в качестве одно- или двухместного индивидуального транспортного средства общегражданского назначения.

1. Двухколейное двухколесное транспортное средство с расположенным ниже оси центром масс, состоящее из несущей рамы с колесами и направляющими и кресла для пассажира с собственной рамой, отличающееся тем, что транспортное средство имеет привод колес от установленных на несущей раме электродвигателей и отдельный привод кресла от установленного на раме кресла электродвигателя, и электронное устройство, регулирующее ток нагрузки электродвигателя привода кресла в соответствии с изменениями тока нагрузки электродвигателей приводов колес или в соответствии с величиной и режимом отклонения несущей рамы транспортного средства от положения статической остойчивости транспортного средства.

2. Двухколейное двухколесное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что транспортное средство имеет привод колес от электродвигателя, установленного на раме кресла и соединенного с ведущим мостом с межбортовым вариатором и органом управления направлением движения и полуосями с ведущими звездочками, сопряженными с бортовыми цепями.

3. Двухколейное двухколесное транспортное средство по п.2, отличающееся тем, что транспортное средство имеет привод колес от механического мускульного механизма, установленного на раме кресла и соединенного с ведущим мостом с межбортовым вариатором и органом управления направлением движения и полуосями с ведущими звездочками, сопряженными с бортовыми цепями, и динамический преобразователь передаваемого на колеса момента, создающий на раме кресла усилие, перемещающее кресло соответственно направлению и величине передаваемого на колеса момента.

4. Двухколейное двухколесное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что транспортное средство имеет установленный на раме кресла гидравлический мускульный механизм, приводящий колеса и кресло посредством гидронасоса с распределителем, подающим рабочую жидкость в установленные на несущей раме гидромоторы приводов колес и в установленный на раме кресла гидромотор привода кресла.

5. Двухколейное двухколесное транспортное средство по пп.1, или 2, или 3, или 4, отличающееся тем, что транспортное средство имеет установленный на раме кресла механический источник энергии на основе ДВС, или турбоагрегата, или преобразователя энергии солнечного света, приводящий электродвигатель, или ведущий мост, или гидронасос.