Дроссель
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к арматуростроения и предназначено для использования в качестве устройства регулирования потока жидкости и получения малых расходов при больших перепадах давления в оборудовании корабельной ядерной энергетической установки, работающей на жидкометаллическом теплоносителе в режиме переменных нагрузок. Дроссель содержит корпус с входным и выходным патрубками и установленный в корпусе многоканальный дроссельный элемент. Каналы выполнены взаимоперпендикулярными с точкой пересечения на оси дроссельного элемента и расположены в перпендикулярных этой оси параллельных плоскостях. Два выхода каждого пересечения соединены с соответствующими двумя входами последующего пересечения с помощью проточек. Проточки расположены на поверхности дроссельного элемента. Вышеупомянутые выходы взаимоперпендикулярных каналов, расположенных в одной плоскости, развернуты относительно оси дроссельного элемента на одинаковый угол. Упомянутые развороты выполнены с последовательным чередованием влево-вправо. Изобретение направлено на получение широкого диапазона регулирования потока жидкости на единицу длины дроссельного элемента. 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к гидравлической арматуре и предназначено для использования в качестве устройства регулирования потока жидкости и получения малых расходов при больших перепадах давления в оборудовании корабельной ядерной энергетической установки (ЯЭУ), работающей на жидкометаллическом теплоносителе в режиме переменных нагрузок.
Известно малогабаритное дроссельное устройство, содержащее дроссельный элемент, на поверхности которого выполнены демпфирующие полости, соединенные между собой канавками-жиклерами в любой последовательности, причем оси симметрии демпфирующих полостей смещены относительно соответствующих канавок-жиклеров /Резник Н.А. Малогабаритное дроссельное устройство. SU. А.с. №1089339, F16К 47/04. Приоритет - 05.01.79. Опубл. бюллетень изобретений №16. 30.04.1984 - аналог/.
Недостатком указанного технического решения является небольшой диапазон регулирования, ограничиваемый длиной дроссельного элемента, а также невысокая эксплуатационная надежность его работы, связанная с тем, что в дроссельном устройстве много застойных зон, где всегда происходит накапливание всевозможных отложений при движении жидкости вследствие возникающих кавитационных процессов.
Известен дроссель регулируемый, в корпусе которого с входным и выходным патрубками установлен дросселирующий элемент с нарезанной на его поверхности винтовой канавкой постоянного сечения, причем шаг винтовой канавки выполнен переменным /Бевзюк А.Ф. и др. Дроссель регулируемый. SU. А.с. №991106. F16К 47/12. Приоритет - 19.08.81. Опубл. бюллетень изобретений №3. 23.01.1983/.
Недостатком данного технического решения является недостаточно широкий диапазон регулирования вследствие прямо пропорциональной зависимости от длины дросселирующего элемента, так как потери давления обусловливаются плавным изменением длины дросселирующего элемента и трением жидкости о стенку проходного сечения. Кроме того, объем дросселирующего элемента используется неэффективно, а канал, выполненный на поверхности дросселирующего элемента, подвержен засорению, так как оптимальным сечением для движения жидкости является круг.
Технический результат изобретения - обеспечение расширения диапазона регулирования расхода жидкости при большом перепаде давления и получение высокого дросселирующего эффекта на единицу длины дросселя в устройстве оборудования ЯЭУ, работающей на жидкометаллическом теплоносителе в режиме переменных нагрузок.
Указанный технический результат достигается тем, что дроссель, в корпусе которого, содержащем входной и выходной патрубки, установлен многоканальный дроссельный элемент, причем каналы выполнены взаимоперпендикулярно с точкой пересечения на оси дроссельного элемента и расположены в перпендикулярных этой оси параллельных плоскостях, причем два выхода каждого пересечения соединены с соответствующими двумя входами последующего пересечения с помощью проточек, расположенных на поверхности дроссельного элемента, и вышеупомянутые выходы взаимоперпендикулярных каналов, расположенных в одной плоскости, развернуты относительно оси дроссельного элемента на одинаковый угол, при этом развороты выполнены с последовательным чередованием влево-вправо.
Изложенная сущность изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг.1 показан продольный разрез дросселя;
на фиг.2 - разрез А-А фиг.1;
на фиг.3 - разрез Б-Б фиг.1;
на фиг.4 - гидравлическая схема движения жидкости по каналам дросселя.
Дроссель имеет корпус 0, содержащий входной 1 и выходной 2 патрубки, внутри которого установлен многоканальный дроссельный элемент 3 с взаимоперпендикулярными каналами 4 и 5 с точкой пересечения на оси дроссельного элемента 3, причем два выхода 6 и 7 каждого пересечения, по ходу движения жидкости, развернуты на одинаковый угол так, что проточки отделены от входов 8 и 9 каналов 4 и 5 перегородками 10 и 11, причем развороты на одинаковый угол с каждым выходом на поверхность дроссельного элемента 3 осуществлены влево-вправо.
Дроссель работает следующим образом.
Регулируемая жидкость под давлением подается через патрубок 1 в каналы 4 и 5 дроссельного элемента 3 с выходом через патрубок 2 к гидростатической емкости или направляющему трубопроводу, причем дросселирующий эффект гидравлического регулирования, получаемый встречным соударением разделенного потока при движении по соответствующим каналам и резкими его поворотами по двум координатным направлениям, при которых получается максимальный коэффициент гидравлического сопротивления, можно изменять и перемещением дроссельного элемента 3. Повороты на одинаковый угол осуществлены последовательно: влево-вправо.
Применение конструкции дросселя предлагаемого вида позволяет обеспечить широкий диапазон гидравлического регулирования потока жидкости на единицу длины дроссельного элемента при больших перепадах давления, тем самым повысить эксплуатационную надежность и маневренность конструкции устройства в целом.
Дроссель, в корпусе которого, содержащем входной и выходной патрубки, установлен многоканальный дроссельный элемент, отличающийся тем, что каналы выполнены взаимно перпендикулярно с точкой пересечения на оси дроссельного элемента и расположены в перпендикулярных этой оси параллельных плоскостях, причем два выхода каждого пересечения соединены с соответствующими двумя входами последующего пересечения с помощью проточек, расположенных на поверхности дроссельного элемента, и вышеупомянутые выходы взаимно перпендикулярных каналов, расположенных в одной плоскости, развернуты относительно оси дроссельного элемента на одинаковый угол, при этом развороты выполнены с последовательным чередованием влево-вправо.