Механизм поворота устройства заряжания пушки военной машины
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к механизму поворота устройства заряжания пушки военной машины. Механизм поворота устройства заряжания пушки военной машины содержит валы, шестерни, барабан и стопор. Барабан выполнен с двумя глухими отверстиями, в которых закреплены подпружиненные фиксаторы. Фиксаторы ориентированы имеющимися на их наружной поверхности лысками навстречу друг другу. Стопор выполнен с возможностью взаимодействия с лысками фиксаторов. Достигается улучшение стопорения устройства заряжания танковой пушки при его реверсивном вращении. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в конструкции танков, самоходных артиллерийских установках.
Известен механизм поворота устройства заряжания пушки военной машины (см. «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». Кн.2, ч.1. Москва, Военное издательство, 1989 г., стр.107-137).
Известный механизм поворота, выполненный в виде вращающегося транспортера, служит для размещения выстрелов и подачи их на линию заряжания к окну выдачи. Он установлен на днище корпуса танка и состоит из каркаса с кассетами, электромеханического привода, настила, механизма закрывания окна выдачи со створками, стопора, ручного привода и погонного устройства.
Вращение каркаса с кассетами относительно настила обеспечивается электромеханическим приводом, представляющим собой четырехступенчатый редуктор с цилиндрическими колесами внешнего зацепления, с пружинной предохранительной муфтой и электродвигателем, а стопор обеспечивает стопорение каркаса вращающегося транспортера после его поворота на любое число полных шагов.
Стопор вращающегося транспортера предназначен для стопорения последнего относительно башни танка при повороте его на 1/22 часть окружности (на один шаг), что соответствует положению кассеты в окне выдачи при сцеплении ее с захватом механизма подъема кассет.
Стопор обеспечивает стопорение каркаса вращающегося транспортера после его поворота на любое число полных шагов. Он размещен в центре погонного устройства, крепится внутри стакана и состоит из корпуса, в расточке которого смонтирован стержень с пружиной и тягой, рычагов, связывающих стержень с тягой электромагнита, пружин и электромагнита.
Для гашения энергии инерционных масс, возникающих при стопорении вращающегося транспортера, имеются жесткий и мягкий упоры стопора. Стержень стопора перемещается с помощью электромагнита. При подаче электрического сигнала на электромагнит якорь последнего втягивает тягу, которая, сжимая пружины, через рычаг и тягу втягивает стержень из зацепления с каркасом транспортера. При обесточенном электромагните стержень под действием пружин выдвигается и стопорит каркас с кассетами относительно настила.
К недостаткам известного механизма поворота устройства заряжания пушки относятся большие нагрузки на стержень стопора при стопорении каркаса вращающегося транспортера, возникающие из-за малого радиуса стопорения (чтобы остановить загруженный выстрелами вращающийся транспортер, необходимо приложить к последнему тормозящее усилие в какой-либо точке. Чем ближе эта точка к центру вращения транспортера, т.е. чем меньше радиус, тем большее необходимо приложить усилие, отсюда и нагрузки на стержень стопора), необходимость большого тягового усилия электромагнита, требуемого для расстопоривания каркаса вращающегося транспортера, приводящего к увеличению габаритов и веса, а также к усложнению конструкции передающих механизмов, приводящих в движение стопорящий стержень.
К недостаткам также относятся большая масса и инерционность стопорящего стержня, приводящие к увеличению времени «западания» стержня в расточку корпуса стопора и требующие увеличения размеров этой расточки, что снижает точность позиционирования застопоренного вращающегося транспортера.
Известен также механизм поворота устройства заряжания пушки военной машины (см. «Техническое описание танка Т-64». Москва, Военное издательство, 1969 г., стр.102-112), выполненного в виде вращающегося конвейера с приводом от гидромотора и встроенным в привод гидравлическим стопором конвейера, выбранный в качестве прототипа.
Конвейер предназначен для размещения в нем лотков механизма заряжания с выстрелами и выведения их на линию заряжания с помощью механизма поворота конвейера.
Конвейер представляет собой сварную кольцевую конструкцию с установленными в ней лотками для выстрелов, которая крепится через шариковую опору к погону башни танка.
Вращение конвейера обеспечивается посредством механизма поворота конвейера, представляющего собой закрепленный на погонном устройстве башни танка редуктор, включающий расположенные в картере и кинематически соединенные между собой валы, шестерни, барабан, при этом передаточное отношение между погонным устройством и коренной (выходной) шестерней механизма поворота конвейера подобрано таким, чтобы за один оборот барабана конвейер проворачивался на один шаг. Снаружи картера закреплен стопор конвейера. На цилиндрической поверхности барабана имеется стопорное отверстие для стопора механизма поворота конвейера. Стопорение конвейера для снижения динамических нагрузок на стопор производится через барабан, закрепленный на коренной (выходной) шестерне механизма поворота конвейера. Стопор конвейера может стопорить барабан только после поворота конвейера на любое количество полных шагов.
Недостатком прототипа является невозможность стопорения устройства заряжания танковой пушки при его реверсивном вращении и, как следствие, увеличение времени выбора тех выстрелов, для которых требуется поворот устройства на угол, больший 180°.
Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является обеспечение стопорения устройства заряжания танковой пушки при его реверсивном вращении.
Технический результат достигается тем, что в механизме поворота устройства заряжания танковой пушки, содержащем валы, шестерни, барабан, стопор, согласно изобретению барабан выполнен с двумя глухими отверстиями, в которых закреплены подпружиненные фиксаторы, ориентированные имеющимися на их наружной поверхности лысками навстречу друг другу, при этом стопор выполнен с возможностью взаимодействия с лысками фиксаторов.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен механизм поворота устройства заряжания пушки, закрепленный на погонном устройстве башни военной машины; на фиг.2 изображено сеч. А-А фиг.1.
Механизм 1 поворота устройства 2 заряжания пушки выстрелами 3, закрепленного на погонном устройстве 4 башни 5 военной машины, содержит силовой агрегат, например, электродвигатель 6, электромагнит 7, барабан 8 с двумя глухими отверстиями «d» и рабочей поверхностью «Б», фиксатор 9 с лыской «В» и фиксатор 10 с лыской «Г», упор 11, пружины 12, стопор 13, выходную шестерню 14.
Работа механизма поворота устройства заряжания пушки осуществляется следующим образом.
При подаче напряжения на электромагнит 7 стопор 13 втягивается и включается электродвигатель 6 механизма 1 поворота устройства 2 заряжания пушки выстрелами 3, закрепленного на погонном устройстве 4 башни 5 военной машины. Устройство 2 начинает поворачиваться. После поворота устройства 2 в положение заряжания выбранного типа выстрела происходит его торможение, при этом электромагнит 7 выключается, стопор 13 вытягивается, и, скользя по поверхности «Б» барабана 8, воздействует, например, на фиксатор 9, сжимая пружину 12, и на лыску «Г» фиксатора 10, стопоря тем самым выходную шестерню 14 механизма 1. После стопорения выходной шестерни 14 фиксатор 9 под воздействием пружины 12 выходит из отверстия «d», при этом стопор 13, упираясь в лыску «В» фиксатора 9, препятствует проворачиванию устройства 2 в обратном направлении.
От выпадания из барабана 8 фиксаторы 9 и 10 удерживаются упором 11.
Стопорение устройства 2 при его реверсивном вращении осуществляется аналогично.
Изобретение позволяет с одновременным снижением динамических нагрузок на стопор обеспечить стопорение устройства заряжания пушки военной машины при его реверсивном вращении.
Механизм поворота устройства заряжания пушки военной машины, содержащий валы, шестерни, барабан, стопор, отличающийся тем, что барабан выполнен с двумя глухими отверстиями, в которых закреплены подпружиненные фиксаторы, ориентированные имеющимися на их наружной поверхности лысками навстречу друг другу, при этом стопор выполнен с возможностью взаимодействия с лысками фиксаторов.