Способ оценки уровня профессиональных знаний специалистов
Изобретение относится к области технологий компьютерного тестирования при обучении и подготовке специалистов для различных отраслей знаний и специальностей. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей способа. Способ основан на размещении на мониторе контрольного вопроса и вариантов ответа на данный вопрос, выборе одного, предпочтительного обучающемуся, варианта ответа при помощи перемещения курсора манипулятора к месту расположения его индикатора и последующего определения правильности ответа по конечному положению курсора. Формировании массива траекторных параметров его движения, определении автокорреляционной функции полученного массива траекторных параметров и определении уровня уверенности обучающегося в полученных знаниях по положению максимума функции. Определении и запоминании значений временных интервалов от момента появления каждого вопроса на экране монитора до момента формирования ответа на него. Построении графических зависимостей правильности, уверенности и времени ответа на каждый вопрос задания от номера вопроса. Определении и запоминании среднего значения времени ответа на каждое задание. Определении показателя эффективности выполнения задания и осуществлении построения графической зависимости величины показателя эффективности выполнения каждого задания и его приращения по сравнению с предыдущим от номера задания. Оценивании уровня профессиональных знаний специалистов по величине показателя эффективности выполнения задания и его приращению по сравнению с предыдущим.
Реферат
Изобретение относится к области технологий компьютерного тестирования при обучении и подготовке специалистов для различных отраслей знаний и специальностей в условиях, когда обучающийся и обучающий лишены возможности прямого контакта и может быть использовано для оценки уровня профессиональных знаний специалистов.
Известен способ контроля уровня получаемых знаний при дистанционном обучении, основанный на размещении на мониторе контрольного вопроса и вариантов ответа на данный вопрос, выборе одного, предпочтительного обучающемуся, варианта ответа при помощи перемещения курсора манипулятора к месту расположения его индикатора и последующего определения правильности ответа по конечному положению курсора, причем после размещения на мониторе индикаторов вариантов ответов в интервале от момента начала движения курсора до момента фиксации его конечного положения формируют массив траекторных параметров его движения, определяют автокорреляционную функцию полученного массива траекторных параметров и определяют уровень уверенности обучающегося в полученных знаниях по положению максимума функции, при расположении которого в пределах заданной ошибки принятия решения в начале координат делается вывод о «правильной» (уверенной) или неуверенной мотивации ответа (патент РФ на изобретение №2338264, м.кл. G09B 7/06, G06F 17/15, G06F 17/18, опубл. 10.11.2008).
Недостатком известного способа являются заниженные функциональные возможности, так как способ определяет только уровень знаний обучаемых и не может оценивать уровень профессиональных знаний специалистов. Это обусловлено тем, что известный способ оценивает только правильность ответа на каждый вопрос и делает вывод о «правильной» (уверенной) или неуверенной мотивации ответа на него. Кроме того, способ осуществляет только разовую, итоговую оценку знаний по всем вопросам, не сохраняет оценку знаний по каждому вопросу, не осуществляет контроль динамики изменения знаний во времени как по всем вопросам, так и по каждому вопросу в отдельности, путем построения графических зависимостей результатов контроля от номера контроля, не фиксируется время ответа на каждый вопрос задания и среднее время всех ответов, не осуществляется сравнение времен ответов на соответствующие вопросы задания при каждом контроле.
Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей способа.
Технический результат изобретения достигается тем, что способ оценки уровня профессиональных знаний специалистов, основанный на размещении на мониторе контрольного вопроса и вариантов ответа на данный вопрос, выборе одного, предпочтительного обучающемуся, варианта ответа при помощи перемещения курсора манипулятора к месту расположения его индикатора и последующего определения правильности ответа по конечному положению курсора, причем после размещения на мониторе индикаторов вариантов ответов в интервале от момента начала движения курсора до момента фиксации его конечного положения формируют массив траекторных параметров его движения, определяют автокорреляционную функцию полученного массива траекторных параметров и определяют уровень уверенности обучающегося в полученных знаниях по положению максимума функции, при расположении которого в пределах заданной ошибки принятия решения в начале координат делается вывод о «правильной» (уверенной) или неуверенной мотивации ответа, дополнительно определяют и запоминают значения временных интервалов от момента появления каждого вопроса на экране монитора до момента формирования ответа на него, осуществляют построение графических зависимостей правильности, уверенности и времени ответа на каждый вопрос задания от номера вопроса, определяют и запоминают среднее значение времени ответа на каждое задание, путем суммирования времен ответов на каждый вопрос задания и деления на число вопросов задания, определяют показатель эффективности выполнения задания как сумму правильных, уверенных ответов, времен ответов на данные вопросы и среднего значения времени ответа на задание, осуществляют построение графической зависимости величины показателя эффективности выполнения каждого задания и его приращения по сравнению с предыдущим от номера задания, оценивают уровень профессиональных знаний специалистов по величине показателя эффективности выполнения задания и его приращению по сравнению с предыдущим.
Способ реализуется следующим образом. В соответствии с предложением проводится составление вопросов, сопоставление им пиктограмм вариантов ответов и их расположение на экране монитора. Затем, начиная с момента начала движения курсора манипулятора, его траектория движения записывается или запоминается до момента окончания движения манипулятора, то есть до фиксации положения на одном из вариантов ответов, и формируется массив траекторных параметров движения курсора. Измеряется и запоминается временной интервал полученного массива. Затем проводится построение автокорреляционной функции полученного массива траекторных параметров на временном интервале выбора тестируемым варианта ответа, то есть от момента появления на мониторе пиктограмм вариантов ответов до момента фиксации конечного положения курсора (например, при нажатии на одну из кнопок манипулятора или клавишу клавиатуры). В результате прямого или опосредованного считывания координатных сигналов манипулятора из регистров портовых устройств (буферов) манипулятора и записи получаемых данных в заранее отведенную область основной или дополнительной памяти образуется упорядоченный массив, содержащий выборку данных траекторных параметров с постоянным периодом по времени или по величине сдвига манипулятора. Это позволяет определить пространственно-частотные характеристики движения курсора манипулятора, которые непосредственно связаны с пондемоторными процессами, полностью определяющимися психодинамическими характеристиками тестируемого, и позволяют оценивать мотивацию ответов. Вывод о мотивации ответов делается на основе положения максимума автокорреляционной функции - его положение в точке начала координат соответствует «правильной» (уверенной) мотивации, а в другом месте - «неправильной» (неуверенной). По полученным значениям осуществляют построение графических зависимостей правильности, уверенности и времени ответа на каждый вопрос задания от номера вопроса, определяют и запоминают среднее значение времени ответа на каждое задание, путем суммирования времен ответов на каждый вопрос задания и деления на число вопросов задания. Определяют показатель эффективности выполнения задания как сумму правильных, уверенных ответов, времен ответов на данные вопросы и среднего значения времени ответа на задание. Осуществляют построение графической зависимости величины показателя эффективности выполнения каждого задания и его приращения по сравнению с предыдущим от номера задания. Уровень профессиональных знаний специалистов оценивают по величине показателя эффективности выполнения задания и его приращению по сравнению с предыдущим.
Способ оценки уровня профессиональных знаний специалистов, основанный на размещении на мониторе контрольного вопроса и вариантов ответа на данный вопрос, выборе одного, предпочтительного обучающемуся, варианта ответа при помощи перемещения курсора манипулятора к месту расположения его индикатора и последующего определения правильности ответа по конечному положению курсора, причем после размещения на мониторе индикаторов вариантов ответов в интервале от момента начала движения курсора до момента фиксации его конечного положения формируют массив траекторных параметров его движения, определяют автокорреляционную функцию полученного массива траекторных параметров и определяют уровень уверенности обучающегося в полученных знаниях по положению максимума функции, при расположении которого в пределах заданной ошибки принятия решения в начале координат делается вывод о «правильной» (уверенной) или неуверенной мотивации ответа, отличающийся тем, что определяют и запоминают значения временных интервалов от момента появления каждого вопроса на экране монитора до момента формирования ответа на него, осуществляют построение графических зависимостей правильности, уверенности и времени ответа на каждый вопрос задания от номера вопроса, определяют и запоминают среднее значение времени ответа на каждое задание, путем суммирования времен ответов на каждый вопрос задания и деления на число вопросов задания определяют показатель эффективности выполнения задания как сумму правильных, уверенных ответов, времен ответов на данные вопросы и среднего значения времени ответа на задание, осуществляют построение графической зависимости величины показателя эффективности выполнения каждого задания и его приращения по сравнению с предыдущим от номера задания, оценивают уровень профессиональных знаний специалистов по величине показателя эффективности выполнения задания и его приращению по сравнению с предыдущим.