Разбрасыватель органических удобрений
Иллюстрации
Показать всеРазбрасыватель содержит установленный на колесный ход кузов со съемным задним бортом и прикрепленной к днищу кузова направляющей пластиной, рыхлящее и разбрасывающее устройство. Рыхлящее и разбрасывающее устройство выполнено в виде роторов, вращающихся с помощью гидромотора. Роторы представляют собой набор жестко закрепленных на валу радиально и диаметрально противоположно установленных лопастей, размещенных в шахматном порядке относительно лопастей других роторов. Устройство выполнено съемным и прикреплено к боковым стенкам кузова. Кузов установлен с возможностью изменения его угла наклона при помощи гидроцилиндра. Направляющая пластина имеет дугообразную форму, смещена относительно рыхлящего и разбрасывающего устройства в сторону заднего борта и прикреплена к днищу кузова. Изобретение позволит расширить технологические возможности тракторного прицепа и повысить производительность. 7 ил.
Реферат
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и предназначено для транспортировки и разбрасывания сыпучих органических удобрений и мелеорантов.
Существует разбрасыватель твердых органических удобрений (А.С. №2230447 C1, МПК A01C 15/00, A01C 3/06, опубл. от 20.06.2004), который состоит из кузова, дно которого выполнено в виде цепочно-планчатого транспортера, измельчающего барабана, над которым размещен разбрасывающий барабан, снабженный цепью, закрепленной на консольных концах стержней, расположенных на валу барабана.
Недостатки данного разбрасывателя - узкая специализация: предназначен только для внесения твердых органических удобрений, отсутствие возможности регулировки дозы внесения удобрений.
Прототипом к заявленному техническому решению является разбрасыватель удобрений (А.С. №2109435 С1, МПК A01C 15/12, опубл. от 27.04.1998), который содержит кузов на колесном ходу с подвижным днищем, рыхлящий рабочий орган, снабженный регулируемым направителем потока массы, и разбрасывающий рабочий орган, оснащенный кожухом, огибающим его снизу и переходящим в направляющую пластину, соединяющую кожух с кузовом. Для подачи удобрений к рыхлящему и разбрасывающему органам используется транспортер.
Рассматриваемое самосвальное транспортное средство имеет следующие недостатки:
- низкая загрузка в течение года из-за узкоспециализированного использования разбрасывателя удобрений;
- низкая производительность из-за малой грузоподъемности кузова;
- сложность конструкции в виду наличия транспортера, осуществляющего подачу удобрения на разбрасывающий рабочий орган;
- неоднородность фракционного состава при внесении удобрений.
Целью предлагаемого изобретения является увеличение диапазона использования тракторного прицепа большой грузоподъемности и снижение затрат в сельскохозяйственном производстве за счет уменьшения транспортных средств и разбрасывателей органических удобрений.
Поставленная цель достигается тем, что в разбрасывателе органических удобрений, содержащем кузов тракторного прицепа большой грузоподъемности со съемным задним бортом и прикрепленной к днищу кузова направляющей пластиной, рыхлящее и разбрасывающее устройство, в отличие от прототипа рыхлящее и разбрасывающее устройство выполнено в виде трех вращающихся роторов, приводящихся во вращение с помощью гидромотора посредством ременной передачи, конструкция каждого ротора выполнена в виде набора жестко закрепленных на валу радиально и диаметрально противоположно установленных лопастей, размещенных в шахматном порядке относительно лопастей других роторов, т.е лопасти второго вала ротора смещены вдоль оси относительно лопастей первого и третьего роторов, что позволяет более равномерно измельчать, разрыхлять и разбрасывать органические удобрения и мелиоранты. Направляющая пластина имеет дугообразную форму, смещена относительно рыхлящего и разбрасывающего устройства в сторону заднего борта и прикреплена к днищу кузова, который установлен с возможностью изменения его угла наклона при помощи гидроцилиндра для исключения протаскивания неразрыхленной массы в зазор между нижним ротором рыхлящего и разбрасывающего устройства и днищем прицепа в момент подъема кузова. Осуществление технологического процесса в отличие от прототипа возможно без цепочно-планчатого механизма подачи материала путем изменения угла подъема транспортного средства, помимо этого рыхлящее и дозирующее устройство является съемным и жестко закреплено к боковым стенкам кузова прицепа.
Использование съемного рыхлящего и разбрасывающего устройства позволяет использовать прицеп на транспортных работах и повышает его занятость.
Заявителю не известны технические решения, содержащие признаки, сходные с признаками, отличающими предлагаемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критерию «новизна».
Новая совокупность признаков, а именно: разбрасывающее и рыхлящее устройство выполнено съемным и представляет собой набор жестко закрепленных на валу и радиально и диаметрально противоположно установленных лопастей, размещенных в шахматном порядке относительно лопастей других роторов, позволяет получить новый экономический эффект - расширить технологические возможности тракторных прицепов большой грузоподъемности за счет использования их в качестве разбрасывателей сыпучих органических удобрений и мелиорантов и тем самым снизить затраты, связанные с их эксплуатацией и приобретением узкоспециализированных разбрасывателей органических удобрений в хозяйствах зерноживотноводческого направления.
Таким образом новая совокупность признаков с достижением нового экономического эффекта не известна и не следует явным образов из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критерию «изобретательский уровень»
На фиг.1 дана схема разбразывателя сыпучих органических удобрений и мелиорантов (вид сбоку), на фиг.2 представлен вид разбразывателя сверху, на фиг.3 представленно рыхлящее и разбрасывающее устройство (вид сзади), на фиг.4 представленны роторы (вид сбоку), на фиг.5 представлено крепление лапок гидромотора к кожуху, на фиг.6 представлена направляющая пластина (вид сбоку), на фиг.7 - вид направляющей пластины сверху.
Разбрасыватель сыпучих органических удобрений и мелиорантов состоит из прицепного устройства 1 (Фиг.1), кузова 2, разбрасывающего устройства 3 (Фиг 2), прикрепленного жестко к задней части кузова 2, и прикрепленной к днищу кузова направляющей пластиной 13 (фиг.6, 7).
Рыхлящее и разбрасывающее устройство включает в себя три вращающихся ротора (фиг 4), закрепленных на боковых стенках кузова 2 с помощью подшипников 4 (Фиг.3) и расположенных перпендикулярно боковой стороне кузова 2. Ротор состоит из вала 5 с набором жестко закрепленных на нем радиально и диаметрально противоположно установленных лопастей 6, размещенных в шахматном порядке относительно лопастей других роторов, при этом лопасти 6 (фиг.4) имеют дугообразную форму для лучшей захватываемости удобрений и приводятся во вращение с помощью пластинчатого гидромотора 7 (Фиг.2) посредством привода 8 (Фиг.3), оснащенного кожухом 9.
Привод состоит из ременной передачи, при этом на среднем валу рыхлящего и разбрасывающего устройства установлены два шкива, обеспечивающих передачу энергии от гидромотора на смежные валы рыхлящего и разбрасывающего устройства. Пластинчатый гидромотор закреплен с помощью лапок 10 (Фиг.5) в кужухе привода посредством болтового соединения 11 и соединен с гидросистемой трактора гидравлическими трубками 12 (Фиг.1), при этом изменения нормы внесения сыпучих органических удобрений и мелиорантов регулируется посредством ручной настройки пластинчатого гидромотора 7 (Фиг.2) на определенную частоту вращения.
Разбрасыватель сыпучих органических удобрений и мелиорантов работает следующим образом - кузов 2 транспортного средства заполняют органическими удобрениями или мелиорантами. После загрузки кузова прицеп транспортируют в поле, включают гидропривод 7 с помощью гидросистемы трактора, после чего начинается одновременно разрыхление и разбрасывание сыпучих органических удобрений или мелиорантов. Крутящий момент от гидромотора 7 передается на средний вал ротора рыхлящего и разбрасывающего устройства 3, затем посредством ременной передачи на смежные валы роторов рыхлящего и разбрасывающего устройства, при этом происходит разрыхление и разбрасывание удобрений. По мере уменьшения объема материала в кузове 2 в процессе разбрасывания сыпучего органического удобрения или мелиорантов осуществляют постепенный подъем кузова с помощью гидроцилиндра. Исключение протаскивания неразрыхленной массы в зазор между нижним ротором и днищем кузова 2 в момент подъема кузова обеспечивает прикрепленная к днищу кузова направляющая пластина 13, имеющая дугообразную форму.
По окончании разбрасывания сыпучего органического удобрения или мелиоранта разбрасывающие устройство 3 снимается, а прицеп используется на других транспортных работах.
Расширение диапазона использования тракторного прицепа позволяет применять его на различных работах. Использование его в качестве разбрасывателя сыпучих органических удобрений и мелиорантов сокращает потребность в транспортных средствах, увеличивает производительность и снижает затраты на внесение сыпучих органических удобрений и мелиорантов. Использование большегрузного тракторного прицепа в качестве разбрасывателя сыпучих органических удобрений и мелиорантов позволит снизить затраты в 1,5-2 раза по сравнению с базовыми разбрасывателями органических удобрений.
Разбрасыватель сыпучих органических удобрений и мелиорантов, содержащий установленный на колесный ход кузов со съемным задним бортом и прикрепленной к днищу кузова направляющей пластиной, рыхлящее и разбрасывающее устройство, отличающийся тем, что рыхлящее и разбрасывающее устройство выполнено в виде роторов, вращающихся с помощью гидромотора и представляющих собой набор жестко закрепленных на валу радиально и диаметрально противоположно установленных лопастей, размещенных в шахматном порядке относительно лопастей других роторов, при этом устройство выполнено съемным и прикреплено к боковым стенкам кузова, который установлен с возможностью изменения его угла наклона при помощи гидроцилиндра, а направляющая пластина имеет дугообразную форму, смещена относительно рыхлящего и разбрасывающего устройства в сторону заднего борта и прикреплена к днищу кузова.