Усовершенствованная несъемная стоматологическая шина и способ ее крепления
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области медицины и может быть использовано для ортопедического лечения заболеваний пародонта, а также для протезирования зубов. Несъемная стоматологическая шина выполнена в виде объемного блока из металла, прилегающая к зубам на оральных, режущих и жевательных поверхностях, имеющая раззенкованные отверстия напротив каждого из шинируемых зубов и элементы дополнительной фиксации. Поверхность каркаса шины обработана плазменным напылением со всех сторон. Раззенкованные отверстия выполнены соответственно проекции выхода корневых каналов на поверхности напротив каждого канала шинируемых зубов. Технический результат - повышение прочности шинирования, обеспечение доступа к корневым каналам и достижение эстетического эффекта. 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для ортопедического лечения пародонтита с одновременным протезированием небольшого количества отсутствующих зубов.
Известны аналоги несъемных шин, применяемых для лечения заболеваний пародонтита «Руководство по ортопедической стоматологии под ред. В.Н.Копейкина». - М.: Медицина, 1993, стр.318-319. «Ортопедическая стоматология. Технология лечебных и профилактических аппаратов» авторы В.Н.Трезубов, Л.М.Мишнев, Н.Ю.Незванова, С.Б.Фищев. - М.: МБДПРЕСС-ИНФОРМ, 2008 г.
У аналогичных ортопедических шин сложное препарирование по периметру зуба, отсутствие доступа к корневым каналам, неудовлетворительная эстетика, трудоемкость изготовления, сам материал гибкий не имеет жесткости, что не обеспечивает достаточной прочности и долговечности шинирования.
Целью изобретения является повышение прочности шинирования твердых тканей зубов, обеспечения при этом доступа к корневым каналам и достижение эстетического эффекта.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является Несъемная стоматологическая шина (А.С. 1292756). Для определения оптимальной конструкции необходимо проводить параллелометрию, слабо удерживает подвижные зубы от вертикального компонента жевательного давления, только за счет приклеивания крепящим материалом, т.е. только за счет прочности склеивания, недостаточно эстетична, поэтому в практике в настоящее время применяется мало.
На фиг.2 изображена предлагаемая шина, установленная на премолярах, поперечный разрез, на фиг.1 - шина, установленная на резцах, поперечный разрез, на фиг.3 - шина, установленная на резцах и премолярах, вид спереди.
Шина выполнена в виде литого металлического блока; изготовленного на минимально препарированные зубы по режущему, жевательным и оральным поверхностям и содержит части 1 и 2 на оральную и режуще-жевательную поверхности зубов, когтеобразные отростки 5, на вестибулярную поверхность, расположенные в концевых отделах шины и на частях 1 и 2 резцов и премоляров - раззенкованные отверстия соответственно проекции выхода корневых каналов, выполненные напротив каждого канала шинируемых зубов. Шину укрепляют на зубах посредством композитных материалов, которые накладывают на внутреннюю поверхность шины, после чего шину прижимают к зубам и удерживают до полного затвердевания материала. Возможно при этом дополнительное использование полимеризационной лампы. Все поверх ности каркаса шины обработаны плазменным напылением, что значительно повышает прочность сцепления крепящего композитного материала с шиной, благодаря наличию ретенционного металлического подслоя /микроперлов/.
Шина полностью перекрывает режущие и жевательные поверхности шинируемых зубов частью 4, располагающейся на их режущих и жевательных поверхносях. Перед наложением шины за зубной ряд ткани зубов обрабатывают кислотой, промывают водой, высушивают и накладывают адгезив для лучшей адгезии крепящего материала к тканям зубов /по известной методике/.
Шина покрыта по наружной поверхности облицовочным материалом, подобранным по цвету соответственно цвету шинируемых зубов, благодаря чему достигается эстетический эффект /не нарушается эстетика/. Окончательно эстетический эффект достигается благодаря дополнительному действию в способе фиксирования шины, которое заключается в маскировке линии соединения облицовочного слоя шины и тканей зубов на вестибулярных поверхностях с помощью светоотверждаемого композитного материала по известной методике. Наличие раззенкованных отверстий 3 в шине обеспечивает доступ к корневым каналам и создает дополнительные укрепляющие элементы в виде односторонних заклепок.
Предлагаемая шина может быть изготовлена из любых литьевых сплавов, покрыта соответствующим плазменным напылением и облицована соответствующим облицовочным материалом.
Она может быть с успехом применена для протезирования зубов. Изобретение позволяет повысить прочность шинирования, уменьшить объем препарирования зубов и поэтому значительно устраняет болезненные ощущения пациента и снижает трудоемкость изготовления вдвое, позволяет избежать предварительного депульпирования зубов,
обеспечивает шинирование большого количества зубов, дает хороший эстетический результат. Шина не сложна и доступна в изготовлении и клиническом применении.
Несъемная стоматологическая шина, выполненная в виде объемного блока из металла, прилегающая к зубам на оральных, режущих и жевательных поверхностях, имеющая раззенкованные отверстия напротив каждого из шинируемых зубов и элементы дополнительной фиксации, а поверхность шины, контактирующая с полостью рта, обработана плазменным напылением, отличающаяся тем, что поверхность каркаса шины обработана плазменным напылением со всех сторон, раззенкованные отверстия выполнены соответственно проекции выхода корневых каналов на поверхности напротив каждого канала шинируемых зубов.