Способ прогнозирования развития аллергических заболеваний у детей раннего возраста

Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии и аллергологии и касается способа прогнозирования риска развития аллергических заболеваний у детей раннего возраста. Сущность способа заключается в том, что измеряют оптическую плотность образовавшихся динитрофенилгидразонов при четырех длинах волн: 356 нм, 370 нм, 430 нм, 530 нм и при обнаружении продуктов перекисного окисления белков в слюне прогнозируют риск развития аллергических заболеваний в более старшем возрасте. 1 з.п. ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, в частности педиатрии и аллергологии, и предназначено для использования в целях прогнозирования риска развития аллергических заболеваний у детей раннего возраста. Способ основан на выявлении риска сенсибилизации и неспецифической гиперреактивности у детей раннего возраста, включающий исследование окислительной модификации белков слюны по уровню карбонильных производных - алифатических альдегид- и кетон-динитрофенилгидразонов нейтрального характера и алифатических альдегид-динитрофенилгидразонов основного характера. При повышении интенсивности окислительной модификации белков слюны прогнозируют возможность возникновения атопических заболеваний у детей старшего возраста.

Известен способ диагностики окислительного стресса организма, включающий определение уровня белковых и небелковых серосодержащих компонентов анти/прооксидантной системы организма и малонового диальдегида [1].

Основным существенным недостатком данного способа является его не специфичность. Стресс в данном способе рассматривается как результат любого сильного воздействия окружающей среды, вследствие которого происходит дисбаланс анти- и проокидантных систем, с избыточным образование продуктов перекисного окисления белков.

Наиболее близким к заявляемому способу является способ определения степени окислительной модификации, сущность которого заключается в оценке окислительной модификации белков крови, основанной на реакции взаимодействия окислительных аминокислотных остатков с 2,4-динитрофенилгидразоном с образованием 2,4-динитрофенилгидразонов [2].

Основным существенным недостатком заявленного способа, выбранного заявителем в качестве прототипа, является его ограниченные возможности для оценки модификации белков у детей раннего возраста связи с его инвазивностью. В известном способе из диагностики исключен важный возрастной период раннего онтогенеза - младенчество. Кроме того, известный способ нашел применение лишь при клинически выраженных аллергических заболеваниях. Широкого применения в медицине для прогнозирования аллергических заболеваний этот способ не приобрел.

Главной задачей заявляемого способа является повышение надежности и достоверности прогнозирования аллергических заболеваний у детей раннего возраста.

Поставленная задача решается в изобретении за счет определения в слюне детей раннего возраста уровня окислительной модификации белков путем измерения оптической плотности образовавшихся динитрофенилгидразонов спектрофотометрическим методом при длинах волн 356 нм, 370 нм, 430 нм, 530 нм. И при повышении продуктов перекисного окисления белков - последующем прогнозировании риска развития аллергических заболеваний.

Из источников научной, патентно-технической и другой заимствованной информации, а также из практики здравоохранения в области педиатрии не известен способ прогнозирования риска развития аллергических заболеваний у детей раннего возраста, идентичный заявленному.

Таким образом, заявляемый способ соответствует такому критерию изобретения как «новизна».

Представленная выше совокупность новых существенных признаков необходима и достаточна для реализации поставленной задачи. В новой совокупности существенных признаков заявляемого способа, каждый из признаков необходим, а все вместе - достаточны для реализации поставленной изобретением задачи. Другими словами правомерен вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков и задачей, решаемой изобретением. Отсюда можно сделать вывод о наличии такого критерия у заявляемого способа как «изобретательский уровень».

Заявляемое решение в качестве изобретения соответствует в полной мере другому критерию изобретения - «промышленная применяемость», так как представленная в нем совокупность существенных признаков может быть реализована на практике многократно с решением поставленной задачи.

Предлагаемое в качестве изобретения решение апробированной в ГКДП №, поликлинике № 2 от 4 ГБ на 156 детях первого года жизни.

1. Николай К. 17.10.2007 г.р.

Семейный аллергоанамнез: отец страдает атопическим дерматитом с раннего возраста, родственники по линии отца: сестра (тетя ребенка) - атопический дерматит, отец (дед ребенка) - бронхиальная астма.

Рожден от 1 беременности, протекавшей с угрозой прерывания в первом и втором триместрах беременности, признаков хронической фетоплацентарной недостаточности и хронической гипоксии плода, обострения хронического гастродуоденита во второй половине, острой респираторной инфекции в сроке 22 недели. Роды физиологичные, срочные. Мальчик рожден доношенным с массой 2606 г, длиной 53 см, окружность головы 33 см, с признаками задержки внутриутробного развития по гипотрофическому типу, закричал сразу, оценка по шкале Апгар 7/8б.

Объективно отмечалось снижение мышечного тонуса, синдром угнетения. К груди приложен в первые часы. Выписан на 9 сутки при улучшении состояния с диагнозом: гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, синдром угнетения; задержка внутриутробного разития, ассиметричный вариант.

На грудном вскармливании находился до 13 месяцев.

Физическое и психомоторное развитие мальчика на первом году соответствовало возрасту. Ребенок наблюдался неврологом по поводу внутричерепной гипертензии. Из перенесенных заболеваний на первом году жизни следует отметить острые респираторные инфекции, протекавшие без осложнений в возрасте 3 мес, 5 мес, 10 мес. Первые аллергические реакции появились в 5 мес после использования препарата «Камистад». Выражались в изменении кожи лица: неяркая гиперемия и сухость с шелушением щек, лба, а также очаги гиперемии с шелушением на коже спины. Далее появлялись аналогичные признаки при введении в рацион ребенка блюд прикормов (белокочанная капуста, молочная каша, персиковый сок), длительно сохранялась сухость кожных покровов. При строгом соблюдении гипоаллергенной диеты, местной терапии препаратами «Элидел», «Депантенол», а также после проведения десенсибилизирующей терапии состояние мальчика стабилизировалось. В возрасте 1 год состояние расценено как удовлетворительное. Последнее обострение кожного процесса отмечено в возрасте 9 месяцев.

При обследовании в возрасте 3,5 мес выявлено: уровень общего Ig класса Е - 12,5 ЕД (при норме у детей данного возраста до 12 ЕД), общий анализ крови - без патологии. При исследовании уровня перекисного окисления белка в слюне за месяц до дебюта заболевания выявлено: при диапазоне волн спектрофотометра 356 нм уровень модифицированного белка составил 0,142 ед. опт. пл., при диапазоне 370 нм уровень модифицированного белка составил 0,157 ед. опт. пл., при диапазоне волн 430 нм уровень модифицированного белка составил 0,034 ед. опт. пл.

2. Максим П. 13.08.2007 г.р.

Семейный аллергоанамнез: мама ребенка с 12 лет страдает поллинозом (весенний риноконьюнктивальный синдром), у бабушки ребенка - бронхиальная астма, тетя - полиноз, бабушка со стороны отца страдает аллергическим дерматитом на бытовую химию.

Рожден от 1 беременности, протекавшей с угрозой прерывания и частичной отслойкой плаценты в первом триместре беременности, острой респираторной инфекцией с повышением t° в сроке 22 недели. Роды физиологичные, срочные. Мальчик рожден доношенным с массой 3500 г, длиной 54 см, окружность головы 36 см, закричал сразу, оценка по шкале Апгар 8/8б. Объективно отмечалось снижение мышечного тонуса, синдром угнетения. К груди приложен в первые часы. В неонатальном периоде отмечалась клиника коньюгационной желтухи, гипоксически-геморрагического поражения ЦНС с синдром угнетения, а также цереброкардиальный синдром по аритмическому варианту. Выписан на 12 сутки при улучшении состояния.

На грудном вскармливании находился до 5 месяцев.

Физическое и психомоторное развитие мальчика на первом году соответствовало возрасту. Ребенок наблюдался неврологом по поводу синдрома гипервозбудимости, кардиологом по поводу постгипоксической кардиопатии. Из перенесенных заболеваний на первом году жизни следует отметить острые респираторные инфекции, протекавшие без осложнений в возрасте 1,5 мес, 5 мес, 10 мес. В 3,5 мес выявлена пиелоэктазия справа, гидронефроз 2 ст справа, на фоне которого разился хронический вторичный пиелонефрит. Пролечен с положительным эффектом, обострения процесса на первом году жизни более не было. Первые аллергические реакции появились в 1,5 мес, которые связывали с погрешностью в диете мамы. Процесс носил локализованный характер - очаги гиперемии с сухостью на щеках, к трем месяцам процесс распространился на кожу ног, спины, и несмотря на проводимое лечение, ухудшение состояния отмечалось в связи с переходом на искусственное вскармливание - применялись частичные белковые гидролизаты. Обострение кожного процесса далее вызывали большинство продуктов, вводимых в рацион ребенка.

В возрасте 5 мес после стационарного обследования и лечения был выставлен диагноз: Атопический дерматит, младенческая форма, распространенный. Периоды ремиссии были кратковременны. Уровень общего Ig класса Е 23,7 МЕ/мл (при норме у детей данного возраста до 12 ЕД), общий анализ крови - без патологии. При исследовании перекисного окисления белка в слюне в возрасте 3 мес выявлено: при диапазоне волн спектрофотометра 356 нм уровень модифицированного белка составил 0,143 ед. опт. пл., при диапазоне 370 нм уровень модифицированного белка составил 0,179 ед. опт. пл., при диапазоне волн 430 нм уровень модифицированного белка составил 0,103 ед. опт. пл.

В возрасте 1 года сохранялись кожные высыпания сопровождающиеся зудом и беспокойством.

3. Вероника К. 27.12.2007 г.

Семейный аллергоанамнез: у матери отмечается аллергическая реакция в виде дерматита при употреблении в пищу цитрусовых, ракообразных, дядя девочки по линии матери страдал атопическим дерматитом до 13 лет, в настоящее время сохранилась аллергическая реакция на антибиотики пенициллинового ряда.

Рождена от 1 беременности, протекавшей с угрозой прерывания в первой половине беременности, острой респираторной инфекции без повышения t° в сроке 16 недели, на фоне хронической фетоплацентарной недостаточности и хронической гипоксии плода, дрожжевого кольпита, железодефицитной анемии. Роды физиологичные, срочные. В родах - раннее излитие околоплодных вод, однократное обвитие пуповиной шеи плода. Девочка рождена доношенной с массой 3120 г, длиной 52 см, окружность головы 36 см, закричала сразу, оценка по шкале Апгар 8/9б. К груди приложена в род зале. Выписана на 4 сутки. На грудном вскармливании - 2 месяца.

Наблюдалась неврологом по поводу задержки моторного развития. Из перенесенных заболеваний на первом году жизни следует отметить острые респираторные инфекции, протекавшие без осложнений в возрасте 4 мес, 8 мес, 9 мес, 10 мес. В возрасте 3 месяцев в общем анализе крови отмечалось снижение гемоглобина до 106 г/л. Первые аллергические реакции появились в 3 мес после использования препарата «Гемофер». Выражались в изменении кожи лица: гиперемия и сухость с шелушением щек. После проведения десенсибилизирующей терапии и введении в рацион девочки смеси на основе частичных белковых гидролизатов состояние кожных покровов улучшилось, очаги гиперемии разрешились, однако сохранялась повышенная сухость кожи лица, ног. Далее обострение кожного процесса отмечалось в возрасте 5 мес в связи с переходом на смесь «Нутрилон-1» и стало носить рецидивирующий и более распространенный характер: на коже щек, голенях и бедер отмечались очаги с папулезными высыпаниями, сгруппированные, с отстающими сухими корочками, под которыми обнаруживалась гиперемированная, инфильтрированная, мокнущая кожная поверхность. После обследования аллергологом был выставлен диагноз: Атопический дерматит, младенческая форма, распространенный. Улучшения состояния удалось достичь к 11 мес на фоне строгой гипоаллергенной безмолочной диеты, длительной десенсибилизирующей местной и общей терапии с использованием топических глюкокортикоидов.

При исследовании уровня перекисного окисления белка в слюне в возрасте 6 мес выявлено: при диапазоне волн спектрофотометра 356 нм уровень модифицированного белка составил 0,142 ед. опт. пл., при диапазоне 370 нм уровень модифицированного белка составил 0,122 ед. опт. пл., при диапазоне волн 430 нм уровень модифицированного белка составил 0,102 ед. опт. пл. При обследовании в возрасте 7 мес.выявлено: уровень общего Ig класса Е - 32 МЕ/мл (при норме у детей данного возраста до 25 МЕ/мл), общий анализ крови - без патологии.

Источники информации

1. Патент РФ № 2003123776, G01N 33/48, 2005 г.

2. Кобец Т.В. Османова Д.И. Прогнозирование развития атопического дерматита у детей // режим доступа: http://www.drcobez.narod.ru/statl.htm.

1. Способ прогнозирования развития аллергических заболеваний на основе оценки окислительной модификации белков слюны у детей раннего возраста, отличающийся тем, что измеряют оптическую плотность образовавшихся динитрофенилгидразонов при четырех длинах волн: 356 нм, 370 нм, 430 нм, 530 нм и при обнаружении продуктов перекисного окисления белков в слюне прогнозируют риск развития аллергических заболеваний в более старшем возрасте.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что оптическая плотность динитрофенгилгидразонов определяется в слюне детей и измерение производится спектрофотометрическим методом.