Патент ссср 242538
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(»1 242538
o Il и-ю-"-Ф;-- --н- и е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОР СКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 29.06.66 (2; ) 1087105, 30-15 с прнсоеди ением заявкп Х2 (32) Приоритет
Опубликовано 15.07.74, Бюллетень ¹ 26
Дата опубликования описания 18.11.74 (51) М. Кл. А 01Ь 51/02
Государственный камнтет
Совета 1йнннстров СССР ао делам нзаоретеннй
II отнрытнй (53) УДК 631.072.33 (088.8) (72) Авторы изобретения
A. И. Васернис, С. E. Либцис и А. И. Подригало
Харьковский завод тракторных самоходных шасси (71) Заявитель (54) САМОХОДНОЕ ШАССИ ДЛЯ НАВЕСКИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ MAINH И ОРУДИЙ
Известны самоходные шасси для на вески сельс кохозяй ственных машин и орудий, содержащие раму с расположенными над ведущими колесами,двигателем и силовой передачей и,представляющую собой IB межосевой зоне хребтовую балку, навесное устройство и механизм управления. Однако в таких самоходных шасси передняя на веска представляет собой трудоемкий процесс, что связано,с необходимостью введения навешиваемых машин и оруд ий в межосевую зону.
Предлагаемое самоходное шасси отличается тем, что, с целью снижения трудоемкости межосевой на вески, его передний мост;выполнен поворотным на 180 и с IBíóòðåííåé стороны оборудован универсальным навесным устройством, например трехточечным. Для обеспечения управления посредством,рулевого механицизма поворотом передних колес либо переднего моста .в горизонтальной,плооко сти передний мост снабжен жестко связанной с ним вертикальной осью, вы полненной заодно с кронштейном,,со свободно устано вленными на ней ступицей рулевой сошки и ведомой,конической шестерней рулевого привода, при повороте передних колес жестко связанной с рулевой сошкой, а при повороте моста — с вертикальной поворо пной осью. Ведомая коническая шестерня рулевого привода,,ступица рулевой сошки и жестко закрепленная на вертикальной поворотной оси шестерня снабжены зубчаты ми венцами, входящими в зацепление с обхватывающей, скользящей муфтой, управляемой песредством тяги и рычаж5 ной системы с места водителя.
Для обеспечения жесткой фиксации переднего моста относительно рамы в рабочем положении и автоматического выключения ее при по вороте моста передний мост снабжен
10 подпружиненными фиксаторами, находящимися своими конца ми в рабочем положении в отверстиях;кронштейна вертикальной оси и iBblводимыми из них при поворотах моста одновременно с переключением обхватывающей
15 скользящей муфты за счет жесткой связи с ней и шарнирной, через вилку — с тягой управления муфтой.
Кроме того, с целью под вода рабочей жидкости к переднему мосту, .вертикальная по во20 ротная ось и ее кронштейн имеют сверления. соединенные с,системой подачи рабочей жидкости к гидроцилиндру универсального навесного устройства.
25 Для повышения универсальности самоходного шасси хребто вая балка выполнена на,клонной к переднему iìoñòó и имеет планки с отверстиями для присоединения навешиваемых ма шин и орудий. С целью рационально30 го выполнения механизма управления, внутри
242538
65 полой хребтовой балки проходят рулевой вал и тяга управления |скользящей муфтой.
На фиг, 1 изображено предлагаемое самоходное шасси, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, в плане; на фиг. 3 — разрез «Во А — Л па фиг.
2; на фиг. 4 — разрез Ь вЂ” 5 а фнг. 3; на фиг.
5 — разрез ло Б — В па фиг. 3.
Самоходное шасси содержит раму 1 с распОложенными над Boäóùè..IB колесами 2 двигателем и:силовой передачей 3. Рама 1 в можосевой зоне шасси выполнена в виде полой хребтовой балки 4, наклонной,к переднсму мосту 5 и снабженной планками 6,с отверстиями для присоединения навешиваомых машин н орудий.
Внутри хребтовой балки проходят рулевой вал 7 с закрепленной на нем .ведущей конической шестерней 8 рулевого привода и тяга
9 упра вления фиксацией переднего моста 5, снабженная рукояткой 10. На,в нутренней IcTQроне переднего моста шасси смонтировано универсальное, например трехточечное, навесное устройство 11.
Передний мост снабжен жестко связанной с ним вертикаль ной поворотной осью 12, выполненной заодно с кронштейном 13, на котором шарнирно закреплен бала пснр 14. На вертикальной оси 12 clBoáoäíо устаHoIBëåHы .ведомая коническая шестерня 15 рулевого .привода,и ступица рулевой сошки 16, снабженные зубчатыми венцами, и жестко закреплена шестерня 17.
Зубчатые венцы шестеренки 15, 17 и,ступицы рулевой сошки 16 входят в зацепление с обхватывающей скользящей муфтой,18, управляВМоН вилкой 19, жестко закрепленной а оси ф|иксатора 20. Оп позитно установлен второй фиксатор 20. Верхние концы обоих фиксаторов, снабженных пружинами 21, шарнирно через вилку 22 связаны с тягой 9 управления фиксацией переднего моста.
Два продольных сверления 23 вертикальной поворотной оси 12, соединяющиеся с радиальными сверлениями кроншетйна 13, образуют каналы для подвода рабочей жидкости:к гидроцилиндру универсального навесного устройства 11. Эти каналы через штуцера 24 шлангов присоединены в верх ней части оси 12 к распределителю гидросистемы шасси, а в нижней — к соответствующим штуцерам гидроцилиндра.
Для навески сельскохозяйственных машин и орудий на самоходное шасси производится фронтальный подъезд шасси к навешиваемой машине Ic,передним мостом 5, повернутым на
180 так, что рычаги универсального навесного устройства 11 расположены на уровне присоединительных элементов машины. Затем машина,присоединяется к навесному устройству, приподнимается гидра влическим механизмом, после чего производится обратный поворот переднего моста вместе с на вешенной машиной посредством рулевого механизма или специального привода до установки ее в межосевую зону шасси. Наличие хребтовой
4 рамы допускает размещение,под ней навесной машины и подъем ее в транспортное положение.
Конструкция переднего моста .позволяет посредством рулевого, привода производить либо поворот моста на 180 .в,горизонтальной плоскости с фиксацией его от|носительно рамы шасси,B рабочем или повернутом на 180 положениях, либо упра вление,передними .колесами шасси в обоих положениях переднего моста.
В рабочем положении, переднего,мэста нижние кобанцы фиксаторов 20 под действием пружин 21 опускаются в отверстия кронштейна
13 оси 12. Вилка 19, жестко, закрепленная на оси фиксатора 20, перемещает вниз скользящую муфту 18, входящую,при этом в зацепление с ведомой конической шестерней 15 и стулицей руле вой сошки 16. Зубчатый венец шестерни 17 в этом положении свободно размещен iB проточке муфты 18 (1ом. фиг. 3). При по вороте рулевого колеса усилие через рулеIBoH IBBJI 7, ведущую 8 и;ведомую 15 |конические шестерни, скользящую муфту 18 передается рулевой сошке 16,,поворотный рычаг которой, связан с рулевой трапецией .самоходного шасси.
Для поворота переднего моста при.выполнении навеоки производится отключение фиксаторов, для чего поворотом рукоятки 10 через тя гу 9 .и:вилку 22 оси фиксаторов 20, преодоле вая усилие пружин 21, поднимаются IBBBpx,,выходя из отверстий кронштейна 13. Скользящая муфта .18,,поднимаясь, входит в зацепление с зубчатыми венцами шестерен 17, 18 и ступицы рулевой сошки 16, которые при повороте рулевого колеса одновременно приводятся во,вращение.
При этом за счет жесткой связи шестерни
17 с вертикальной осью 12 обеспечивается поворот переднего моста. В край нем положении нижние концы фиксаторов 20 под действием пружины 21 опускаются в отверстия кронштейна 13, а скользящая муфта 18 соединяет ведомую ко ническую шестерню 15 с,рулевой сошкой;16, чем обеспечивается управление самоходным шасси с повернутым на 180 передним мостом.
Предлагаемое самоходное шасси допускает также фронтальную eaвеску машин и орудий на,по1вернутый на 180 передний мост.
Наличие iHB хребтовой балке 4 планок 6 с отверстиями позволяет производить эшелони,ро ванную на веску и на веску с пециальных машин, что повышает у ниверсальность шасси.
Предмет изобретения
1. Самоходное ша сси для на вески сельскохозяйственных машин и орудий, содержащее раму с расположенными .над ведущими колесами дви|гателем и силовой передачей:и представляющую собой в межосевой зоне хребто ву ю балку, навесное устройство и механизм управления, отличающееся тем, что, с
242538 целью снижения трудоемкости межосевой .навески, лередний мост шасси, выполнен поворотным на 180 и с внутренней стороны оборудован универсальным навесным устройство.л, на пример трехточечным.
2. Шасси ло п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения управления посредством рулевого механизма по воротом перед них колес либо переднего моста в горизонтальной плоскости, передний мост снабжен жестко связан ной с ним вертикальной осью, вы полненной заодно с кронштейном, со ciBQбо дно установленными на ней ступицей руле вой сошки и ведомой конической шестерней рулевого привода, при повороте передних колес жестко связанной с рулевой сошкой, а при аовороте моста — с:вертикальной:поворотной осью. 3. Шасси по in. 2, отл.ичающееся тем, что ведомая коническая шестерня рулевого привода, ступица рулевой сошки и,жестко закрепленная на вертикальной поворотной оси шестерня снабжены зубчатыми венцами, входящими в зацепление с обхватывающей скользящей муфтой, управляемой посредством тяги .и рычажной системы с места водителя.
4. Шасси по а. 3, отличающееся тем, что, с целью обеспечения жесткой фиксации переднего моста относительно рамы в рабочем положении и автоматического выключения ее при повороте моста, передний мост снабжен подпружиненными фиксаторами, находящимися своими концами в рабочем поло5 кении .в отверстиях кронштейна вертикальной оси и выводимыми из них при поворотах мо ста одновременно с переключением обхватывающей скользящей муфты за счет жесткой связи с ней и шарнирной, через вилку — с тя10 гой управления муфтой.
5. Шасси по п. 2, отличающееся тем, что, с целью под во да рабочей жидкости к переднему мосту, вертикальная поворотная ось и ее кронштейн имеют сверления, соеди15 ионные с системой .подачи рабочей жидкости к гидроцилиндру универсального навесного устройства.
6. Шасси,по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения его универсальности, 20 хребтовая балка выполнена наклонной к переднему мосту и имеет планки с отверстиями для присоединения навешиваемых машин и орудий.
7. Шасси по и. 3, отличающееся тем, 25 что, с целью рационального выполнения механизма управления, хребтовая балка .выполнена,полой с проходящими внутри нее рулевым валом и тягой управления скользящей муфтой.
242538
Составитель Л. Смольская
Техред Т. Курилко Корректор М. Лейаерман
Редактор В, Сорокин
Типография, пр, Сапунова, 2
Заказ 3115/1 Изд. № 1808 Тираж 565 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5