Способ оценки эффективности процесса обучения
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области образования. Определяют объем знаний и умений, которые должны быть изучены, исходный уровень знаний обучаемого. Выполняют первоначальный тест для оценки умственного, психического и физического состояния обучаемого. В соответствии с проведенным тестированием проводят активацию состояния обучаемого с применением импульсного лазерного излучения ближней инфракрасной области спектра с длиной волны излучения 0,89±0,02 мкм, мощностью импульса 3,7 Вт, частотой следования импульсов 80 и 1500 Гц в течение 8 мин. Включают программу обучения с учетом активации умственного, психического, физического состояния обучаемого n-ое количество раз до полного освоения объема знаний и умений, которые должны быть изучены обучаемыми. Первоначальный тест D0 представляют в виде матрицы, включающей набор тестирующих диагностических воздействий для определения умственных, психических способностей обучаемого и его физического состояния. Техническим результатом является повышение объективности и качества оценки эффективности процесса обучения. 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к области обучения и может быть использовано в сфере образования для получения более качественных знаний учащимися, студентами и получения ими дополнительного образования с определением эффективности оценки процесса обучения.
Изменения, произошедшие за последние десятилетия в мире, вызванные глобализацией экономики и переходом к постиндустриальному обществу, развитием и внедрением новых технологий, привели к процессам резкого ускорения развития социальных программ, формирования стратегии развития государства и национальных проектов. В этих условиях требуется новая модель образования для получения более качественных знаний, для которой возникает необходимость получения объективной оценки результатов процесса обучения.
Повышение качества образования зависит от применения программ обучения, скорректированных в зависимости от психических, умственных, интеллектуальных, профессиональных склонностей и общих способностей личности обучаемого. В связи с этим необходимы новые способы оценки эффективности процесса обучения.
Известен способ оценки эффективности процесса обучения, при котором определяют объем знаний и умений, которые должны быть изучены, проводят обучение и проверку усвоенных знаний путем проведения экзаменационных работ, тестирования и по результатам тестирования оценивают эффективность процесса обучения. ["Проблемы школьного учебника". Сборник статей, вып.5, М.: Просвещение, 1977 г., с.82-90].
Наиболее известным является способ оценки эффективности процесса обучения, включающий определение объема знаний и умений, которые должны быть изучены, после завершения процесса обучения проводят проверку изученных знаний и по результатам проверки определяют эффективность процесса обучения с учетом количества усвоенных условных единиц (Россия, патент №2158964, МПК G09B 3/00).
Данные способы оценки эффективности процесса обучения проводятся без оценки состояний обучаемого: психических, умственных и физических, а это, в свою очередь, не позволяет качественно и объективно произвести оценку эффективности процесса обучения.
Задачей, на решение которой направлен предлагаемый способ, является повышение объективности и качества оценки эффективности процесса обучения.
Сущность изобретения заключается в способе оценки эффективности процесса обучения, при котором определяют объем знаний и умений, которые должны быть изучены, исходный уровень знаний обучаемого, после процесса обучения проводят проверку изученных обучаемым знаний и умений и по результатам проверки оценивают эффективность процесса обучения и выполняют первоначальный тест для оценки умственных, психических и физических состояний обучаемого и в соответствии с проведенным тестированием включают программу обучения с учетом активации умственных, психических, физических состояний обучаемого n-ое количество раз до полного освоения объема знаний и умений, которые должны быть изучены обучаемыми, при этом первоначальный тест D0 представлен в виде матрицы:
,
где элементы каждой строки и столбца матрицы представляют набор тестирующих диагностических воздействий для определения его умственных, психических и физических состояний, а именно D0 первоначальный тест - для оценки умственных, психических, физических состояний обучаемого;
c0, c1, c2 …, cn - набор тестирующих диагностических воздействий для определения умственных способностей обучаемого;
d0, d1, d2 …, dn - набор тестирующих диагностических воздействий для определения психических способностей.
f0, f1, f2 …, fn - набор тестирующих диагностических воздействий для определения физического состояния обучаемого.
Сущность изобретения поясняется чертежами: на фиг.1, где представлена блок-схема алгоритма процесса оценки эффективности обучения.
На фиг.2 представлена иллюстрация процесса обучения при комплексном подходе, где П1, П2, … Пn - программы обучения, корректируемые по результатам тестирования;
F1, F2 … Fn - тесты, определяющие степень освоения заданной программы обучения;
n - число повторений процесса обучения и последующего тестирования,
k - критерии оценки необходимого числа повторения,
A - активация.
На фиг.3 представлена диаграмма оценки эффективности процесса обучения при комплексном подходе, где ОР отражает путь к получению знаний, а плоскости с координатами OPxy, OPvw, OPkz, OPmn - это плоскости проведения оценки эффективности процесса обучения.
В основу предлагаемого способа оценки эффективности процесса обучения положен новый способ оценки умственных, физических и психических состояний обучаемого, способности его к обучению, а именно способ оценки эффективности обучения проводят следующим образом: определяют объем знаний путем подсчета условных единиц знаний, каждая из которых представляет собой связь между изучаемым и известным понятием. До начала процесса обучения определяют исходный уровень знаний и умений и проводят тест, определяющий психическое, умственное и физическое состояние обучаемого. В соответствии с результатами теста корректируются программы обучения (П1, П2 … Пn) и проводят активацию состояния здоровья с применением низкоинтенсивной лазерной терапии, электростимуляции, тренажеров или рефлексотерапии, БАД, физиотерапии. После процесса обучения по скорректированным программам для каждого обучаемого проводят тестирование на предмет усвоения материала. Если тесты положительные, то включают следующую программу, а при отрицательном результате программа обучения модифицируется, и по заданному критерию (k) повторяют программы обучения. По результатам тестирования определяют эффективность процесса обучения.
Сущность предлагаемого способа оценки эффективности процесса обучения поясняется на основе конкретного примера: определяют объем знаний и умений, необходимых для усвоения, и фиксируют на носитель информации, подсчитывают количество единиц для усвоения изучаемого материала (Е - получаемые знания). До начала процесса обучения проводят тест на оценку психического, умственного и физического состояний обучаемого, в соответствии с результатами тестов корректируют программы обучения и проводят активацию состояния здоровья обучаемого с использованием методов низкоинтенсивной лазерной терапии, электростимуляции, тренажеров или рефлексотерапии.
Наиболее актуальным в этом направлении активации можно считать применение низкоинтенсивного лазерного излучения, так как доказан его положительный эффект на все системы и органы в качестве средства потенцирования работоспособности.
В качестве источника лазерного можно использовать полупроводниковый медицинский лазерный терапевтический аппарат «Узор-ЗКС», генерирующий низкоэнергетическое импульсное лазерное излучение ближней инфракрасной области спектра, со следующими параметрами: длина волны излучения - 0,89±0,02 мкм, мощность импульса - 3,7 Вт, частота следования импульсов - 80 и 1500 Гц, время экспозиции - 8 минут. Однократное лазерное облучение приводит к увеличению работоспособности обучаемых.
Для увеличения работоспособности обучаемого, улучшения памяти также применяются методы рефлексотерапии, а именно воздействие на биологически активные точки: бай-хуэй, хе-гу, фен-чи, легкий массаж головы в течение 3-5 минут, а также применяют БАД, тренажеры.
После проведения тестов на оценку умственного, психического и физического состояний обучаемого, проведения активации состояния здоровья обучаемого, корректировки программ проводят обучение, методом тестирования с применением подготовленных тестов определяют количество изученных условных единиц, после чего определяют эффективность процесса обучения, представляющее собой отношение разницы между средним значением количества изученных условных единиц обучаемым и исходного уровня знаний обучаемого и объема количества условных единиц, необходимого для усвоения. Так как в данном случае достигается эффективность процесса обучения в пределах 85-100%, то оценка эффективности обучения проводится более качественно и объективно.
Таким образом, применение процесса оценки умственного, психического и физического состояния обучаемого с применением активации позволит более объективно и качественно оценить эффективность процесса обучения.
Способ оценки эффективности процесса обучения, при котором определяют объем знаний и умений, которые должны быть изучены, исходный уровень знаний обучаемого, после процесса обучения проводят проверку изученных знаний и умений, по результатам проверки оценивают эффективность процесса обучения, отличающийся тем, что выполняют тест для определения умственного, психического, физического состояния обучаемого и в соответствии с проведенным тестированием проводят активацию состояния обучаемого с применением импульсного лазерного излучения ближней инфракрасной области спектра с длиной волны излучения 0,89±0,02 мкм, мощностью импульса 3,7 Вт, частотой следования импульсов 80 и 1500 Гц в течение 8 мин и включают программу обучения с учетом активации умственного, психического, физического состояния обучаемого n-ное количество раз до полного освоения объема знаний и умений, которые должны быть изучены обучаемыми, при этом тест для определения умственного, психического, физического состояния обучаемого представлен в виде матрицы: где D0 - первоначальный тест для оценки умственного, психического, физического состояния обучаемого;c0, c1, c2, … cn - набор тестирующих диагностических воздействий для определения умственных способностей обучаемого;d0, d1, d2, … dn - набор тестирующих диагностических воздействий для определения психических способностей;f0, f1, f2, … fn - набор тестирующих диагностических воздействий для определения физического состояния обучаемого.