Способ оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине и предназначено для оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах. В качестве имитаторов предметов различных форм и размеров для оценки схвата используются игровые пособия и игрушки различных форм и размеров с учетом возраста ребенка и дефекта его кисти. Оценка производится по 4-м основным видам схвата: концевой, латеральный, формообразующий и крючковый, по следующей формуле: Фc=(С1+С2+С3+С4)×100/12, %, где Фс - функциональная способность кисти к схватам; С1 - оценка концевого схвата в баллах; С2 - оценка латерального схвата в баллах; С3 - оценка формообразующего схвата в баллах; С4 - оценка крючкового схвата в баллах; максимальная оценка за каждый схват 3 балла. При Фс=70-100% - функциональную способность кисти к схватам оценивают как высокую; при Фс=40-69% - как среднюю; при Фс=0-39% - как низкую. Способ позволяет повысить точность оценки и выбрать программу реабилитации. 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к реабилитации детей с врожденными и приобретенными дефектами кисти, и может использоваться для оценки функции схвата кисти.
Известен способ оценки функции схвата кисти, основанный на определении существующих 25 видов схвата (Болдырев А.И., Лепилова О.И., Белова И.П., Корюков А.А., Дыскин А.А. и др. Реконструктивно-восстановительные операции и протезирование при дефектах кисти в социально-бытовой и трудовой реабилитации: метод, рекомендации. Л.: ЛНИИП. - 1990. - С.90-96). Способ оценки функции схвата кисти у пациента с врожденным и приобретенным дефектом кисти включает последовательное взятие и удерживание имитаторов бытовых предметов, испытывая все 25 видов схвата. Предлагался набор имитаторов бытовых предметов, например, взять тарелку, вилку, нож, изготовленные из пластмассы, фарфора, стекла, металла, кожзаменителя и другого материала. При этом согласно способу каждый из 25 видов схвата считался равными 4%, то есть функциональность руки составила 100%, при выполнение всех видов схвата. Затем осуществлялся подсчет выполненных и не выполненных видов схвата. На основании соотношения количества выполненных и не выполненных видов схвата осуществлялась оценка функциональности кисти. Фактическая функциональность кисти, выраженная в процентах, вычислялась отношением количества выполненных схватов кистью, имеющей дефект (M1), к количеству схватов, выполненных здоровой рукой (М):
Ф=М1:М×100%,
где M1 - количество выполненных манипуляций пациентом; М=25 соответствует количеству существующих видов схвата и доступных здоровому человеку.
Чем больше видов схвата мог выполнить пациент, тем выше была оценка функции кисти, имеющей дефект.
Недостатками рассмотренного способа являются: то, что дети не в состоянии выполнить все 25 предлагаемых видов схвата в силу психофизиологических особенностей (из-за низкой концентрации внимания, высокой степени утомляемости, отставания в психомоторном развитии), так как способ используется для взрослых пациентов, к тому же независимо от вида схвата каждый из них признавался равноценным в процентном отношении. Нельзя оценивать одинаково основные схваты: концевой, латеральный, формообразующий, крючковый; и второстепенные виды схвата: щипковый, межпальцевой.
Задачей изобретения является повышение точности оценки функции схвата кисти у детей при значительном уменьшении количества диагностируемых видов схватов, что определяет принятие решения по выбору способа реабилитации: лечебная физкультура, хирургическое вмешательство, протезирование.
Технический результат поставленной задачи достигается тем, что в способе оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах, включающем взятие и удержание имитаторов предметов различных форм и размеров, оценку выполненных и не выполненных видов схватов, предлагается в качестве имитаторов предметов различных форм и размеров использовать игровые пособия и игрушки различных форм и размеров с учетом возраста ребенка и дефекта его кисти, оценку производить по 4-м основным видам схвата: концевой, латеральный, формообразующий и крючковый, по следующей формуле:
Фс=(С1+С2+С3+С4)×100/12, %,
где Фс - функциональная способность кисти к схватам;
С1 - оценка концевого схвата в баллах;
С2 - оценка латерального схвата в баллах;
С3 -оценка формообразующего схвата в баллах;
С4 - оценка крючкового схвата в баллах;
12 - максимальное количество баллов за выполнение 4-х схватов при максимальной оценке 3 балла за каждый схват; если Фс=70-100% - высокая функциональная способность кисти к схватам; если Фс=40-69% - средняя функциональная способность кисти к схватам; если Фс=0-39% - низкая функциональная способность кисти к схватам.
На фиг.1 - пример оценки концевого схвата.
На фиг.2 - пример оценки латерального схвата.
На фиг.3 - пример оценки формообразующего схвата.
На фиг.4 - пример оценки крючкового схвата.
Способ оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах осуществляется следующим образом.
Ребенку предлагается серия игровых заданий по выполнению 4-х основных видов схвата: концевого, латерального, формообразующего и крючкового с использованием игровых пособий и игрушек различных форм и размеров с учетом возраста ребенка и дефекта его кисти.
Для оценки концевого схвата ребенку (от 1,5 лет) предлагается взять игровое пособие-вкладыш за держатель, удержать и положить его обратно. Размер держателя вкладыша от 7 до 15 мм (фиг.1).
Для оценки латерального схвата ребенку (от 2,5 лет) предлагается взять разные ключики от игрушечного домика и, удерживая их, попытаться открыть разные дверцы домика (фиг.2).
Для оценки формообразующего схвата ребенку в возрасте от 1 года 3 месяцев предлагается взять шарик (каштан) (диаметр шара от 2,5 до 4,5 см), удержать и опустить его в отверстие желоба шароката (фиг.3).
Для оценки крючкового схвата ребенку в возрасте от 2 лет предлагается взять игрушечный домик за ручку-держатель, поднять и удержать его (фиг.4).
Оценка функциональных способностей кисти проводится по 4-бальной системе каждого из 4-х видов схвата.
Например, при оценке концевого вида схвата, если:
- ребенок не может брать и удерживать игрушку - 0 баллов;
- ребенок может брать и удерживать игрушку с большими затруднениями - 1 балл;
- ребенок может брать и удерживать игрушку с небольшими затруднениями - 2 балла;
- ребенок может свободно брать и удерживать игрушку - 3 балла.
После оценки каждого вида основных схватов производим общую оценку функции схвата кисти у детей при ее врожденных и приобретенных дефектах, складывая полученные оценки в баллах каждого из 4-х видов схвата по формуле:
Фс=(C1+C2+С3+С4)×100/12 (%),
где Фс - функциональная способность кисти к схватам;
C1 - оценка концевого схвата в баллах;
С2 - оценка латерального схвата в баллах;
С3 - оценка формообразующего схвата в баллах;
С4 - оценка крючкового схвата в баллах;
12 - максимальное количество баллов за выполненные 4-х видов схватов при максимальной оценке 3 балла за каждый схват.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
при Фс=70-100% - высокая функциональная способность кисти к схватам;
при Фс=40-69% - средняя функциональная способность кисти к схватам;
при Фс=0-39% - низкая функциональная способность кисти к схватам.
Пример: Настя, 2004 года рождения.
Основной диагноз; врожденная двусторонняя лучевая косорукость.
Поступила в стационар для реконструктивного хирургического лечения.
Перед операцией была проведена диагностика 4 видов схватов: концевого, латерального, формообразующего и крючкого.
Для оценки концевого схвата Насте предлагалось взять игровое пособие-вкладыш за держатель, удержать и положить его обратно (фиг.1). Оценка - ребенок не может брать и удерживать держатель - 0 баллов.
Для оценки латерального схвата Насте предлагалось взять разные ключики от игрушечного домика и, удерживая их, попытаться открыть разные дверцы домика (фиг.2). Оценка - ребенок может брать и удерживать ключики с большими затруднениями - 1 балл.
Для оценки формообразующего схвата Насте предлагалось взять шарик, удержать и опустить его в отверстие желоба шароката (фиг.3). Оценка - ребенок может брать и удерживать шарики с большими затруднениями - 1 балл.
Для оценки крючкового схвата Насте предлагалось взять игрушечный домик за ручку-держатель, поднять и удержать его (фиг.4). Оценка - ребенок не может брать и удержать домик за ручку-держатель - 0 баллов.
После оценки каждого видов схватов производим общую оценку функции схвата кисти, складывая полученные оценки в баллах каждого из 4-х видов схвата по формуле:
Фс=(0+1+1+0)×100/12.
Функциональная способность кисти к схватам у Насти составила 17%, что свидетельствует о низкой функциональной способности.
Таким образом, после устранения двусторонней лучевой косорукости девочке необходимо проведение реабилитации, целью которой должно стать формирование функции концевого и крючкового схватов, совершенствование имеющихся видов схватов, что позволит ей приобрести самостоятельность в быту.
Положительный эффект предлагаемого способа оценки функции кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах заключается в возможности повышения точности оценки функции схвата кисти у детей при значительном уменьшении количества диагностируемых видов схватов, для принятия решений по выбору способа реабилитации: лечебная физкультура; хирургическое вмешательство; протезирование. Способ может использоваться до и после хирургической коррекции, а так же до и после мероприятий по социально-педагогической адаптации, требует минимальной затраты времени. К тому же способ оценки функции кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах выполняется в привычной для детей игровой форме, с использованием игровых пособий и игрушек различных размеров с учетом возраста ребенка и дефекта его кисти.
Способ оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах, включающий взятие и удержание имитаторов предметов различных форм и размеров, оценку выполненных и не выполненных видов схватов, отличающийся тем, что в качестве имитаторов предметов различных форм и размеров используются игровые пособия и игрушки различных форм и размеров с учетом возраста ребенка и дефекта его кисти, оценка производится по 4-м основным видам схвата: концевой, латеральный, формообразующий и крючковый, по следующей формуле: Фс=(С1+С2+С3+С4)·100/12, в %, где Фс - функциональная способность кисти к схватам; С1 - оценка концевого схвата в баллах; С2 -оценка латерального схвата в баллах; С3 - оценка формообразующего схвата в баллах; С4 - оценка крючкового схвата в баллах; 12 - максимальное количество баллов за выполнение 4-х схватов при максимальной оценке 3 балла за каждый схват; при Фс=70-100% - высокая функциональная способность кисти к схватам; при Фс=40-69% - средняя функциональная способность кисти к схватам; при Фс=0-39% - низкая функциональная способность кисти к схватам.