Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ходовым частям гусеничных транспортных средств. Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства содержит натяжное колесо, установленное в опорах. На опорах закреплена вилка с центрально расположенным отверстием. В отверстие своим цилиндрическим концом входит гайка натяжения гусеничной цепи, навинченная на стяжной болт. Гайка через шайбу упорную стягивает пружину амортизационную, упирающуюся во фланец с фигурным отверстием под стяжной болт. Кронштейн центрирующий закреплен на раме, внутри которого установлена гайка, стягивающая амортизационную пружину. Гайка имеет полость, в которой размещен другой цилиндрический конец гайки натяжения гусеничной цепи. Пружина амортизационная выполнена из двух последовательно собранных пружин, между которыми установлена шайба разделительная с центральным отверстием. Через отверстие проходит стяжной болт. Пружина со стороны натяжного колеса имеет меньшую жесткость по сравнению со второй пружиной. Достигается снижение динамических нагрузок натяжного колеса и гусеничной цепи. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ходовым частям гусеничных транспортных средств.
Известно устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства по авторскому свидетельству №407781, которое состоит из натяжного колеса в сборе, закрепленного с двух сторон в опорах, опирающихся на направляющие рамы. К опорам крепится вилка с центрально расположенным отверстием, сопрягаемым с цилиндрической поверхностью гайки натяжения гусеничной цепи, навернутой на стяжной болт амортизационной пружины, которая через фланец сжимается до определенного размера втулкой, сопрягаемой своей цилиндрической поверхностью с отверстием кронштейна, неподвижно закрепленного на раме.
Основным недостатком этого устройства является то, что с применением его в ходовой части гусеничных транспортных средств механизм натяжения гусеничной цепи рассчитывают на усилия, возникающие в движителе при повороте и заднем ходе транспортного средства. Эти усилия в несколько раз превышают нагрузки при прямолинейном движении вперед, вследствие чего происходит плохое копирование грунта движителем из-за большой жесткости пружин натяжного устройства.
При снижении жесткости пружин, что необходимо при прямолинейном движении вперед, возможен сброс гусениц при поворотах и заднем ходе.
Также известно устройство для натяжения гусеничной цепи, применяемое в ходовой части гусеничного транспортного средства по авторскому свидетельству №383646, содержащее смонтированное на раме при помощи подпружиненного кривошипа натяжное колесо гусеничного движителя, у которого на натяжном колесе смонтирован зубчатый сектор, а на раме - взаимодействующая с секторами поворотная защелка, связанная при помощи тяг и рычагов с рычагами тормозов и рычагом переключения передач.
Недостатком натяжного устройства этой ходовой части гусеничного транспортного средства является то, что элементы натяжного колеса и гусеничная цепь испытывают динамические нагрузки из-за резкой фиксации натяжного колеса поворотной защелкой.
Цель изобретения - снизить динамические нагрузки на элементы натяжного колеса и гусеничной цепи, а также уменьшить ход натяжного колеса при поворотах и заднем ходе с сохранением хода пружины натяжного колеса, отрегулированной на усилие при прямолинейном движении гусеничного транспортного средства вперед.
Указанная цель достигается тем, что пружина амортизационная выполнена из двух последовательно собранных пружин, между которыми установлена шайба разделительная с центральным отверстием, через которое проходит стяжной болт, при этом пружина со стороны натяжного колеса имеет меньшую жесткость по сравнению со второй пружиной.
Между шайбой упорной и шайбой разделительной внутри пружины со стороны натяжного колеса на стяжном болту свободно установлена втулка ограничительная, которая имеет меньшую длину, чем расстояние между шайбой упорной и шайбой разделительной минимум на рабочий ход пружины со стороны натяжного колеса, отрегулированной на усилие при прямолинейном движении гусеничного транспортного средства вперед.
A=B-S,
где «В» - расстояние между шайбой упорной и шайбой разделительной;
«S» - рабочий ход пружины со стороны направляющего колеса, отрегулированной на усилие при движении гусеничного транспортного средства вперед.
Таким образом, заявляемое устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства соответствует критерию «Новизна».
Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, в других технических решениях данной области техники не выявлены, что позволяет сделать вывод, что заявляемое устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства соответствует критерию «существенные отличия».
На фиг.1 показано предлагаемое устройство, общий вид в сборе; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.3 - то же, в разобранном виде в аксонометрии.
Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства содержит натяжное колесо 1, установленное в опорах 2, закрепленную на них вилку 3 с центрально расположенным отверстием, в которое своим цилиндрическим концом входит гайка 4 натяжения гусеничной цепи, навинченная на стяжной болт 5, несущий гайку 6, которая через шайбу упорную 7 стягивает пружину 8 со стороны натяжного колеса 1 и пружину 9, упирающуюся во фланец 10 с фигурным отверстием под стяжной болт 5. Между пружинами 8 и 9 установлена шайба разделительная 11 с центральным отверстием, через которое проходит стяжной болт 5, при этом пружина 8 имеет меньшую жесткость по сравнению с пружиной 9.
Между шайбой упорной 7 и шайбой разделительной 11 внутри пружины 8 со стороны натяжного колеса 1 на стяжном болту 5 свободно установлена втулка ограничительная 12, которая имеет меньшую длину, чем расстояние между шайбой упорной 7 и шайбой разделительной 11 минимум на рабочий ход пружины 8 со стороны натяжного колеса 1, отрегулированной на усилие при прямолинейном движении гусеничного транспортного средства вперед.
А=В-S,
где «В» - расстояние между шайбой упорной 7 и шайбой разделительной 11;
«S» - рабочий ход пружины 8 со стороны натяжного колеса 1, отрегулированной на усилие при движении гусеничного транспортного средства вперед.
Кронштейн центрирующий 13, закрепленный на раме 14, внутри которого установлена гайка 6, имеющая полость, в которой размещен другой цилиндрический конец гайки 4 натяжения гусеничной цепи.
Усилие, возникающее в контуре гусеничной цепи при прямолинейном движении гусеничного транспортного средства вперед, передается на натяжное колесо 1, опору 2, вилку 3 и гайку 4 натяжения гусеничной цепи на стяжной болт 5. Гайка 6, навернутая на стяжной болт 5, перемещаясь в кронштейн центрирующий 13, неподвижно закрепленный на раме 14, через шайбу упорную 7 сжимает пружину 8, опираясь на шайбу разделительную, и пружину 9, упирающуюся во фланец 10 с фигурным отверстием, по которому перемещается головка стяжного болта 5 и предотвращает его от проворачивания.
В связи с тем, что пружина 8 со стороны натяжного колеса 1 имеет меньшую жесткость по сравнению с пружиной 9, она и сожмется на большую величину, чем пружина 9, в пределах рабочего хода, обеспечивая качественное копирование грунта движителем.
Усилие, возникающее в контуре гусеничной цепи при поворотах и заднем ходе гусеничного транспортного средства, также передается на натяжное колесо 1, опору 2, вилку 3 и гайку 4 натяжения гусеничной цепи на стяжной болт 5. Гайка 6, навернутая на стяжной болт 5, перемещаясь в кронштейн центрирующий 13, неподвижно закрепленный на раме 14, через шайбу упорную 7 сжимает пружину 8 до тех пор, пока втулка ограничительная 12 не упрется в шайбу разделительную 11, далее пружина 8 не будет сжиматься и все усилие придется на пружину 9, имеющую большую жесткость, чем пружина 8 со стороны натяжного колеса 1, поэтому ее ход будет меньшим, чем при этом же усилии ход пружины 8.
При исчезновении усилий в контуре гусеничной цепи пружина 8 и пружина 9 возвращают натяжное колесо 1 в первоначальное положение, поддерживая нормальное натяжение гусеничной цепи.
Натяжение гусеничной цепи производится гайкой 4. Проворот стяжного болта 5 исключает фигурное отверстие, выполненное во фланце 10. Изменение жесткости пружин 8 и 9 производят гайкой 6.
Применение предлагаемого устройства для натяжения гусеничной цепи транспортного средства позволит снизить динамические нагрузки на элементы натяжного колеса при поворотах и заднем ходе с сохранением хода пружины натяжного колеса, отрегулированной на усилие при прямолинейном движении гусеничного транспортного средства вперед.
1. Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее натяжное колесо, установленное в опорах, закрепленную на них вилку с центрально расположенным отверстием, в которое своим цилиндрическим концом входит гайка натяжения гусеничной цепи, навинченная на стяжной болт, несущий гайку, которая через шайбу упорную стягивает пружину амортизационную, упирающуюся во фланец с фигурным отверстием под стяжной болт, кронштейн центрирующий, закрепленный на раме, внутри которого установлена гайка, стягивающая пружину амортизационную, при этом гайка имеет полость, в которой размещен другой цилиндрический конец гайки натяжения гусеничной цепи, отличающееся тем, что пружина амортизационная выполнена из двух последовательно собранных пружин, между которыми установлена шайба разделительная с центральным отверстием, через которое проходит стяжной болт, при этом пружина со стороны натяжного колеса имеет меньшую жесткость по сравнению со второй пружиной.
2. Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что между шайбой упорной и шайбой разделительной внутри пружины со стороны натяжного колеса на стяжном болте свободно установлена втулка ограничительная.
3. Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что втулка ограничительная имеет длину, меньшую чем расстояние между шайбой упорной и шайбой разделительной минимум на рабочий ход пружины со стороны натяжного колеса, отрегулированной на усилие при прямолинейном движении гусеничного транспортного средства вперед:A=B-S,где В - расстояние между шайбой упорной и шайбой разделительной;S - рабочий ход пружины со стороны натяжного колеса, отрегулированной на усилие при движении гусеничного транспортного средства вперед.