Способ коррекции зрительного восприятия у детей с тяжелыми двигательными нарушениями

Изобретение относится к медицине и предназначено для коррекции зрительного восприятия у детей с тяжелой патологией центральной нервной системы (ЦНС и, в частности, с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича (ДЦП). Коррекционно-развивающая работа проводится в четыре этапа: формирования фиксации взора, плавного прослеживания взора, зрительно-поисковой стратегии и зрительного контроля, специалистами три раза в неделю по 10-20 минут и ежедневно дома родителями, в темном и светлом помещении, с помощью устройств - «мольберта»; «черного туннеля», «белой ширмы», «пестрой ширмы» - на основе принципа междисциплинарного взаимодействия различными специалистами, использующими в ходе своих индивидуальных, подгрупповых, интегрированных занятий упражнения по коррекции зрительного восприятия, в сочетании со способом статической проприоцептивной стимуляции постуральных рефлексов с применением постуральных ортезов. Способ позволяет улучшить зрительно-моторные функции, что обуславливает улучшение восприятия формы, цвета, величины; а также способствует формированию пространственных представлений.

Реферат

Изобретение относится к области специальной психологии и коррекционной педагогики и может быть использовано для коррекции зрительного восприятия у детей с тяжелой патологией центральной нервной системы (Ц.Н.С.) и, в частности, с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича (ДЦП). Способ может быть применен в коррекционных образовательных учреждениях для детей с двигательными нарушениями, задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью и другими последствиями органического поражения Ц.Н.С., приводящими к зрительно-моторным и гностическим нарушениям.

Своевременное выявление нарушений зрительно-моторных функций и адекватная коррекционная помощь на основе анализа механизма нарушений позволяет минимизировать когнитивные расстройства, что в значительной степени позволит преодолеть нарушения высших психических функций этих детей и повысить способность к учению (А.В.Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232 с.; Pardo Developpement sensori-motrice. / J.d'ergotherapie, №2, 1983. P.46).

Из практики коррекционной педагогики и специальной психологии известны методы изучения зрительного восприятия у детей с легкими нарушениями Ц.Н.С. (Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд.центр «Академия», 2001. - С.54; Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / Под ред. Г.А.Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. - С.249; Gauthier L., Dehaut F., Joanette Y. - The Bells test: A Quantitative and Qualitative Test for Visual Neglect. International Journal of clinical neuropsychology. XI, 2, 49-53, 1989; Hemi-attention in rehabilitation. In E.A.Weinstein et R.P.Fredland, Advances in Neurology, vol.18-Raven Press, New York, 1977, p.l35).

Эти методы включают различные тесты, предусматривающие графическое или вербальное выполнение, по результату которого судят как о зрительном восприятии, так и о познавательном развитии в целом.

Также в литературных источниках приводятся упражнения для формирования зрительной фиксации, зрительно-моторной координации у детей с ДЦП, владеющих навыками мелкой моторики и речью (Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. Ташкент: Изд-во Медицина УзССР, 1979. - С.143, С.238.; Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2001; Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., Изд-во «Дидактика плюс», 2001. - 272 с.).

Вышеупомянутые тесты и упражнения можно считать прототипом предлагаемого способа. Однако они имеют следующие недостатки:

- работа по формированию зрительно-моторных функций не систематизирована и проводится разрозненно;

- упражнения, предлагаемые в прототипах, могут быть применены только у детей, способных осуществлять мануальные действия, что не позволяет проводить с их помощью коррекцию у детей с тяжелыми двигательными нарушениями;

- в случае выполнения тестов экспериментатором он лишается возможности контролировать взгляд ребенка, что затрудняет выявление механизма нарушения зрительно-моторных функций и осуществление динамического наблюдения за их изменением;

- коррекционная работа, как правило, проводится на горизонтальной или наклонной плоскости стола и требует наклона головы и опускания взора ребенка, что у детей с тяжелыми двигательными нарушениями усугубляет постуральную недостаточность, проявляющуюся, в частности, в слабости удержания головы. Изменение плоскости размещения дидактического материала частично исправляет эту ситуацию, но не позволяет совместить поле зрения и поле действия, что негативно сказывается на формировании зрительно-моторной координации.

Целью предлагаемого изобретения является комплексная коррекция зрительно-моторной функции и зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями, включающая этапы:

1) формирования фиксации взора,

2) плавного прослеживания взора,

3) зрительно-поисковой стратегии,

4) зрительного контроля,

осуществляемые в особых условиях - светлой и затемненной комнате и с помощью специальных устройств, а также на основе принципа междисциплинарного взаимодействия различных специалистов, проводящих реабилитационные мероприятия.

Поставленная цель в изобретении достигается тем, что воздействие на зрительно-моторную функции на каждом из четырех этапов происходит системно и комплексно в условиях светлой и затемненной комнаты с помощью специальных устройств, как на еженедельных специальных занятиях, которые проводит учитель-дефектолог, так и путем включения отдельных упражнений в качестве элемента в другие занятия - логопеда, психолога, кинезитерапевта, на занятиях по сенсорной интегративной терапии, изобразительной деятельности, аппликации, конструированию, а также в процессе интегрированных занятий, в которых участвуют два специалиста, например психолог и дефектолог, педагог по изодеятельности и дефектолог, таким образом, что эта работа проводилась бы 3 раза в неделю, помимо ежедневных занятий родителей ребенка в домашних условиях.

Способ осуществляется в двух видах зрительной среды - светлой и затемненной.

При работе в светлом помещении используются специальные простые устройства:

1. «Мольберт» - прозрачный экран состоит из деревянной рамки, размером 53×43 см с пазом по всей длине внутреннего периметра рамки, расположенной перпендикулярно рамке на основании в виде опорных ножек, длиной 10 см, а также прозрачной пластины из оргстекла, размером 50×40 см, вставляемой сверху в пазы рамки.

2. «Белая ширма» - непрозрачный экран из белого плотного картона, толщиной 2-3 мм и длиной 70 см, шириной 50 см, имеющего на верхней стороне 3 одинаковых по величине прямоугольных выреза, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга и от края с каждой стороны по 10 см.

3. «Черный туннель» - картонная коробка без дна и крыши размером 50×50 см, выкрашенная изнутри в черный цвет.

4. «Пестрая ширма» - картонный планшет длиной 70 см, шириной 50 см, обшитый с двух сторон тканью, с одной стороны в черно-белую полоску разной ширины, с другой - в рисунок «елочка».

При работе в затемненном помещении используются точечные источники света (фонарики, лазерные указки, цветовые гирлянды, флюоресцирующие электрические устройства, игрушки со световым и звуковым эффектом).

Способ состоит из четырех этапов. Занятия с детьми раннего и дошкольного возраста на всех этапах три раза в неделю по 10-20 минут проводятся педагогами как в светлом, так и в затемненном помещении, и родителями в домашних условиях в форме игровых упражнений ежедневно по 5-10 минут. На начальном этапе занятия проводятся в индивидуальных постуральных ортезах - корсете-сиденье и корсете-вертиклизаторе, обеспечивающих стабильность позы и создающих условия для активного взаимодействия ребенка с педагогом, оптимальную направленность взгляда и максимальное поле зрения. По мере овладения ребенком навыком удержания позы занятие может проводиться без использования постуральных ортезов в свободном положении тела. Способ осуществляется следующим образом.

1 этап последовательно формирует фиксацию взора: поиск цели → «схватывание» цели → стабильность и длительность удержания на ней взора. Занятия вначале проводятся в трехмерном пространстве светлой комнаты, затем в двухмерном пространстве затемненной комнаты с помощью специальных устройств - «черного туннеля», ширм.

2 этап развивает способность плавного прослеживания взора в светлой комнате через умение следовать взглядом за движением предварительно зафиксированной цели в ситуации, когда она неподвижна, а перемещается взор; затем в затемненной комнате, когда взор и цель подвижны.

3 этап пошагово обучает зрительной поисковой стратегии вначале в трехмерном пространстве комнаты, затем в двухмерном пространстве листа: нахождения цели в горизонтальной плоскости → в вертикальной → по диагональной траектории → нахождение двух целей (по горизонтали и вертикали) → выбор ребенком стратегии рассматривания в зависимости от когнитивной задачи (замысла).

4 этап развивает зрительный контроль и умение ориентироваться в окружающем последовательно в разных положениях тела: в устойчивом положении, не требующем контроля позы ребенком (в постуральном ортезе) → в неустойчивом, когда ребенок сам предпринимает усилия по сохранению устойчивости позы (лежа на боку, стоя на четвереньках, сидя у опоры); → в ограниченном пространстве → в неограниченном пространстве комнаты.

Примеры занятий на 1 этапе.

Занятие в светлой комнате

- Психолог на занятии по сенсорной интеграции проводит следующее упражнение: на небольшом расстоянии от сидящего в ортезе ребенка он показывает ему «волшебную палочку», светящуюся и издающую приятные звуки игрушку, привлекая внимание словами «Посмотри, какая красивая палочка». Как только ребенок отводит взор от палочки, она убирается и предлагается с левой стороны новая игрушка, например вращающаяся вертушка из блестящей бумаги. Она удерживается в поле зрения до тех пор, пока ребенок не отводит от нее взгляда. Следующую пищащую игрушку психолог показывает справа, извлекаемыми из нее звуками пытаясь удержать взгляд ребенка как можно дольше и побуждая его дотронуться до нее или взять ее.

- Игра «Кукольный театр». Музыкальный руководитель показывает на фоне пестрой ширмы из черно-белых полос с редким и частым чередованием яркую игрушку (курочку), висящую на шнурке и напевает песенку «Вышла курочка гулять». Затем, продолжая напевать, педагог перемещает игрушку вниз, справа налево, меняя персонажей, побуждая ребенка повторять звуки, глядя на персонажей.

- Игра «Кто в теремочке живет?». Логопед, держащий экран одной рукой перед собой, со словами «Кто в теремочке живет?» показывает в среднем окнах белой ширмы мышку, затем последовательно показывает в левом и правом окне других персонажей сказки, меняя их положение внезапно, наблюдая за перемещением взора, добиваясь фиксации взора на игрушке, для чего использует звучащие игрушки и привлечение внимания своим голосом (Где мышка, как она пищит? и т.д.).

- Игра «Репка». Воспитатель, занимающийся в подгруппе детей, сидящих и стоящих в ортезах за столом, рассказывает сказку «Репка», расставляя на прямоугольном постаменте, покрытом ковролином, игрушки-персонажи, ко дну которых налеплен слой из липучей ткани «велькро». Дети помогают их расставлять.

Занятия в затемненном помещении

- На занятии с кинезитерапевтом по формированию навыка удержания головы включается упражнение с электрическим фонариком. Ребенок лежит на животе на треугольной мягкой форме в зафиксированной ремнями позе. Кинезитерапевт, направляя луч фонарика на блестящую игрушку, стоящую перед ребенком, затем слева и справа от него, просит ребенка поднять голову и посмотреть на нее, дотронуться до нее.

- Ребенок сидит в ортезе перед зеркальной стеной, на которой поочередно развешена гирлянда из разноцветных лампочек, горизонтально, вертикально, диагонально, спиралеобразно. Помощник (родитель) закрывает ряд лампочек занавесом из плотной темной ткани. После включения гирлянды помощник постепенно убирает ткань слева направо, сверху вниз. Педагог располагается позади ребенка и наблюдает в зеркале за перемещением взора.

Примеры занятий на 2 этапе

Занятия в светлой комнате

- Педагог, помогая ребенку удерживать лазерную указку, побуждает его показывать предметы определенного цвета, формы, находящиеся в комнате, избегая направления указки в глаза или на зеркальные поверхности.

- Педагог удерживает в своей руке игрушку, подвешенную на пружине, колеблющуюся с небольшой скоростью и амплитудой;

- Игра «футбол». Логопед на занятии по развитию дыхания побуждает ребенка задуть ватный шарик в ворота.

- Педагог по изодеятельности на прозрачном мольберте рисует начало орнамента в левом верхнем углу, ребенок должен его дорисовать самостоятельно или обвести рисунок по точкам, пунктиру слева направо или сверху вниз.

Занятия в затемненной комнате

- Педагог, предлагая ребенку «порисовать», удерживает в своей руке его руку с фонариком и обводит лучом вместе с ребенком силуэт предмета из флуоресцирующего материала, фиксированного на стене.

- Игра «помоги мышке добраться до норки». На стене в левом верхнем углу прикреплено изображение мышки, а в правом нижнем углу - норка, между ними ломаная линия из светящегося материала. Ребенок должен фонариком найти мышку, и ведя его лучом по линии, найти норку. Если ребенок не удерживает фонарик, ему помогает педагог.

Примеры занятий на 3 этапе.

Занятия в светлой комнате

- Игры с парными картинками, нарисованными на прозрачной целлулоидной пленке и фиксированными на прозрачном мольберте так, что образец располагается слева, а сравниваемый рисунок справа - «найди, чем они отличаются». Педагог, сидящий по другую сторону прозрачного мольберта, наблюдает за движением взора ребенка.

- Игра «много-мало». Ребенок и педагог сидят напротив друг друга перед прозрачным мольбертом, на котором прикреплена картинка из прозрачной пленки с изображением хаотично расположенных фигурок уточек и зайцев. Ребенка просят определить много или мало на картинке уточек.

- Игра «где спрятался котенок?». На ширме в черно-белую полоску, которую держит педагог, сидящий напротив ребенка, на шнуре висит фигурка котенка белого (черного) цвета, ребенка просят отыскать его.

- Игра «Найди все колокольчики». Ребенок находится напротив педагога перед прозрачным мольбертом, на котором приклеены из цветной самоклеющейся бумаги изображения елочек, домиков, лошадок и колокольчиков. Ребенка просят найти среди них только колокольчики, извещая об этом педагога словесно, зачеркиванием или жестом. Педагог фиксирует цифрой на листе бумаги с аналогичным изображением порядок.

Занятия в затемненной комнате

- Игра «Найди треугольники». Проводится аналогично предыдущей игре. На прозрачном экране приклеены геометрические фигуры из флуоресцирующего материала. Ребенок, ведя «пальчиковым» фонариком по мольберту, отыскивает треугольники. Педагог наблюдает за ребенком и помогает ему выбрать правильную стратегию, чтобы не пропустить нужную фигуру.

Примеры занятий на 4 этапе

Занятия в светлой комнате

- Игра «Мыльные пузыри». Логопед выдувает мыльные пузыри и просит ребенка дуть на них или просто следить за их движением взглядом.

- Игра в машинки. Ребенок ставит машинку на горку и следит, как она скатывается с нее.

- Игра «крестики-нолики». Педагог и ребенок сидят напротив друг друга перед прозрачным мольбертом, на котором нарисован квадрат, разделенный на мелкие квадратики. Педагог ставит крестики, а ребенок должен в шахматном порядке расставить нолики.

Занятие в затемненной комнате

Игра «Жила-была бабочка»

Педагог и ребенок сидят по разные стороны прозрачного мольберта, на котором приклеены изображения цветов и птичек на разной высоте. Педагог рассказывает сказку о бабочке, которая, перелетая с цветка на цветок, собирала с них нектар, но этому мешали птички, которые хотели ее поймать. При этом педагог передвигает светящееся изображение бабочки с различной скоростью, попадая то на цветок, то на птичку. Ребенка просят словесно или жестами предупредить бабочку об опасности, если она приблизилась к птичке.

Предлагаемый способ апробировался в СКОШИ №7 - Центре диагностики и реабилитации г.Астрахани у 86 детей с тяжелыми двигательными нарушениями (экспериментальная группа). Для сравнения эффективности предлагаемого способа проводилось наблюдение за 64 детьми, посещавшими Областной центр медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья г.Астрахани, у которых коррекция зрительного восприятия проводилась традиционным способом, являющимся прототипом (контрольная группа)

Результаты апробации показали, что у 43% детей экспериментальной группы (ЭГ) увеличилось время фиксации с 2 с до 13 с, у 26% - с 7 с до 1,5 мин. В контрольной группе (КГ) лишь у 35% детей время фиксации увеличилось до 30 с, а у 19% не превысило 60 с.

Плавное прослеживание взора появилось у 51% детей ЭГ и у 39% детей КГ, нормальную стратегию взора (справа налево) освоили 39% детей ЭГ и 20% детей КГ, частичное улучшение зрительной поисковой стратегии произошло у 42% детей ЭГ и 31% КГ.

В целом улучшение зрительно-моторной функции привело к позитивному результату в сфере зрительного восприятия формы, цвета, величины, зрительно-моторной координации, формированию зрительно-пространственных представлений у 72% детей ЭГ и 47% КГ.

Таким образом, систематическая комплексная этапная коррекция зрительно-моторных функций на основе междисциплинарного взаимодействия в условиях светлой и затемненной комнаты с использованием специальных устройств и в сочетании со способом статической проприоцептивной стимуляции постуральных рефлексов с помощью постуральных ортезов более эффективна, чем применение традиционного метода, являющегося прототипом предложенного способа.

Способ коррекции зрительного восприятия у детей с тяжелыми двигательными нарушениями, отличающийся тем, что коррекционно-развивающая работа проводится в четыре этапа: формирования фиксации взора, плавного прослеживания взора, зрительно-поисковой стратегии и зрительного контроля, специалистами три раза в неделю по 10-20 мин и ежедневно дома родителями, в темном и светлом помещении, с помощью устройств - «мольберта», состоящего из прозрачной пластины из оргстекла, прикрепленной к двум деревянным вертикальным стойкам; «черного туннеля» - картонной коробки без дна и крыши, выкрашенной изнутри в черный цвет; «белой ширмы» - непрозрачного экрана из белого плотного картона, имеющего на верхней стороне 3 одинаковых по величине прямоугольных выреза, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга и от края с каждой стороны; «пестрой ширмы» - картонного планшета, обшитого с двух сторон тканью, с одной стороны в черно-белую полоску разной ширины, с другой, в рисунок «елочка», на основе принципа междисциплинарного взаимодействия различными специалистами, использующими в ходе своих индивидуальных, подгрупповых, интегрированных занятий упражнения по коррекции зрительного восприятия, в сочетании со способом статической проприоцептивной стимуляции постуральных рефлексов с применением постуральных ортезов.